Сегодня я хочу рассказать об изменениях в законодательстве, связанных с бухгалтерским учетом. Зная вопрос изнутри, скажу: новостей много. И, конечно, успешный предприниматель должен быть знаком с новшествами. Это поможет вести бизнес не только грамотно, но и с выгодой для себя.
1. Появилась новая форма расчета по страховым взносам — “Форма расчета по страховым взносам с 2017 года”. Начиная с 2017-го года нельзя зачитывать между собой разные виды страховых взносов. Теперь зачитываются переплаты только внутри взносов одного вида. Например, переплату взносов в Пенсионный фонд с 2017-го года можно зачесть только в счет будущих платежей туда же.
2. Новшество 2017-го, упростившее жизнь всем должникам, у которых заблокирован расчетный счет, и невозможно оплатить долги, в том числе, налоговые. Теперь по долгам организации может оплатить другое лицо — будь то директор, или другая компания. Здесь надо иметь в виду, что во избежание ошибок, при оформлении платежных поручений от третьих лиц, необходимо четко указывать все реквизиты той компании, за которую происходит оплата.
Пример из практики: Вашей организации начислен налог, после поданной Вами декларации, но на расчетном счете нет денежных средств. Между тем, у Вашей организации имеется компания-должник, которая может произвести оплату за Вас. Для этого составляется платежное поручение, в котором указываются необходимые реквизиты. Но необходимо иметь в виду, что такие платежи не подлежат возврату или перезачету.
3. Введен новый порядок расчета пеней, причем по новым правилам будут пересчитаны все задолженности, возникшие в срок до 1 октября 2016 года. Пересчет будет производится по двойной ставке.
4. Долги по налогам и страховым взносам организаций будут взыскивать с физических лиц.
Ранее это было невозможно сделать, организация с долгами, без активов была совершенно “не интересна” для судебных органов. Доказывать причастность директора к организации без долгов для суда было проблематично, в итоге: иски не удовлетворялись, судебные процессы не оплачивались, таким образом, управляющим лицам удавалось вывести активы компаний. Однако, в конце 2016 года было введено понятие аффилированных лиц, и сейчас доказать взаимосвязь между организацией, учредителем, директором – не составляет большого труда. Судебные органы берутся за такие дела, более того, выигрывают их! А значит, на физические лица накладываются долги организаций.
Пример из практики: До нововведений 2017 года Учредитель не нес ответственности по долгам компании. Сейчас, если суд увидит, что учредитель занимается непосредственно текущей деятельностью организации, то будет признана взаимосвязь между физическим лицом и компанией. И тогда налоговая инспекция потребует погашения долгов, в том числе и по страховым взносам с данного физического лица.
5. Расширен перечень организаций, которые смогут возмещать НДС в заявительном порядке. Но практически все организации сейчас работают без НДС, поэтому этот вопрос не будем раскрывать.
6. Декларация по НДФЛ теперь подается в обновленной форме, которую можно посмотреть в Консультанте или в 1С. Причем это касается всех организаций, ведущих и коммерческую и некоммерческую деятельность.
7. Утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль. Важно знать, что сдается эта декларация только в том случае, если у организации есть доходы. Даже если Ваша организация некоммерческая, но при этом доход имеется, то подается обновленная форма декларации по налогу на прибыль, с новыми листами.
8. С 1-го января 2017 года обновлена классификация основных средств по амортизируемым группам, старый классификатор перестал действовать.
9. С 2017-го года изменился порядок исчисления базы для налогообложения. Ранее организация могла учитывать свои убытки прошлых лет для уменьшения налогооблагаемой прибыли сколько угодно долго времени. Сейчас порядок изменился, базу для налогообложения можно уменьшать не более, чем на 50%, в отличие от ранее применяемых 100%.
10. Нововведения коснулись и пропорционального распределения налогов на прибыль между федеральным и региональным бюджетами: федеральный бюджет теперь 3%, региональный бюджет 17%.
11. Лимит по доходам при применении УСН в 2017 году увеличился до 150 миллионов. Также увеличился порог стоимости основных средств в УСН — раньше он был не более 100 миллионов рублей, теперь 150 миллионов рублей. Организация может применять упрощенную систему налогообложения в том случае, если стоимость активов компании менее 150 миллионов рублей.
Обратите внимание, у вас совмещается некоммерческая деятельность и коммерческая деятельность, необходимо следить за лимитом доходов для применения УСН, он составляет с 2017 года 150 миллионов рублей.
12. В Налоговом Кодексе появилась новая глава по страховым взносам… “О страховых взносах”.
Применяется новый порядок заполнения платежных поручений на уплату взносов. Перечислять страховые взносы с 2017 года нужно будет в ИФНС, а не в фонды, как это было ранее. Кроме Фонда социального страхования по травматизму — эти взносы подлежат к уплате по-прежнему. В связи с этим, платежные поручения на уплату взносов необходимо заполнять так:
- в поле ИНН и КПП получателя средств — ИНН и КПП соответствующего налогового органа, администрирующего платеж;
- в поле Получатель — сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках сокращенное наименование инспекции, администрирующей платеж;
- в поле КБК — Код бюджетной классификации, состоящий из 20 знаков (цифр).
13. Исходя из изменений, внесенных в Налоговый кодекс, повышен лимит доходов для начисления страховых взносов. С 2017 года при превышении суммы 876 т.р. доходов по одному человеку, платеж в Пенсионный фонд снижается со ставки 22% до 10%.
В ФСС тот же предел составит 755 т.р. с одного человека. Как только наступает превышение дохода, взносы в ФСС вообще не начисляются. Причем тут важно знать, что это правило действует только в рамках одной организации. То есть если сотрудник совмещает работу в нескольких компаниях и его совокупный доход превышает указанные пределы, тем не менее, ставки по нему не снижаются.
14. Введены новые КБК для оплаты страховых взносов — с 2017 года страховые взносы, кроме взносов на травматизм, нужно уплачивать по реквизитам налоговых инспекций. При этом с 2017 года изменились КБК по страховым взносам.
15. С 1 января 2017 года отчет СЗВМ нужно будет сдавать не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетом, прежний срок был 10-е число. При этом форма отчета СЗВМ не изменилась
16. Изменяется срок полезного использования основных средств. Определяется по правилам пункта 20 ПБУ 06/01. В прошлое ушло Постановление Правительства “Классификация основных средств” от 01.01.2002 года.
17. Свидетельства о регистрации организаций и ИП больше не выдаются. Сейчас имеют место только листы регистрации.
18. Полностью отменены классификаторы ОКВЭД, ОКДП, ОКУН, ОКП, ОКОПФ.
Утверждены:
- Общероссийский Классификатор Видов Экономической Деятельности (ОКВЭД2), который называется ОК 029-2014 (КДЕС Редакции 2, утверждена Приказом Росстандарта от 31.01.14 014-СТ)
- Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.14 014-СТ)
- Общероссийский классификатор основных средств (ОКОФ) ОК 013-2014 (утвержден Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст).
19. На титульных листах налоговых деклараций за 2016 год, представляемых в 2017 году, следует указывать код по ОКВЭД2, а это уже новые коды ОК 029-2014. В отличие от новых деклараций, при подаче уточненных за предыдущий период указывается тот код по ОКВЭД, который отражен в первичных декларациях.
20. Сведения о налоговой задолженности контрагентов теперь перестали быть тайной. Не позднее 1 июля 2017 года размер недоимки задолженности по пеням и штрафам совершенно спокойно можно обнаружить на сайте налоговой инспекции.
21. Малому бизнесу разрешено отказаться от некоторых трудовых нормативных актов.
Пример из практики: Если Вас вызвали в прокуратуру, то для спокойного прохождения проверки необходимо 12-ть документов:
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Положение об оплате труда и премировании работников;
- Трудовые договоры, заявления о приеме и увольнении сотрудников, об отпуске;
- Договоры о материальной ответственности;
- Трудовые книжки и журналы учета трудовых книжек;
- Приказы кадровые;
- Штатное расписание;
- Расчетные листки;
- Табеля учета рабочего времени;
- Личные карточки сотрудников;
- Документы, подтверждающие аттестацию рабочих мест;
- Служебная и коммерческая тайна.
Коснемся более детально некоторых документов. Аттестация рабочих мест обязательна для сотрудников, работающих не дистанционно и не обязательна только у компании, работники которой работают дистанционно или на дому. То есть если в трудовом договоре зафиксировано, что сотрудники работают дистанционно, то вам аттестация не грозит. Но если же у вас расходится место вашего жительства с местом нахождения Вашей организации и это прописано в договоре, то должна быть аттестация рабочих мест.
Трудовой договор должен содержать обязательные реквизиты. Один из обязательных реквизитов — размер заработной платы. И если трудовой договор не содержит обязательных реквизитов, то Вы однозначно попадаете на штраф.
С 2017 года локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, будут вправе не утверждать организации и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства. Правила внутреннего трудового распорядка и положение об оплате труда и премировании работников — эти 2 основных документа, которые всегда запрашивала Прокуратура и трудовая инспекция — теперь не обязательны. То есть С 2017 года малому бизнесу можно будет не составлять, в частности, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие. С работниками можно заключать типовые трудовые договора, их форма и образец заполнения уже есть в Консультанте. Элементы положения о премировании труда, по внутреннему трудовому распорядку внесены сразу же в договор.
22. С 2017 года все компании и индивидуальные предприниматели будут переводиться на онлайн-кассы.
С 1 июля 2018 года онлайн-кассы будут применять на вмененной системе налогообложения, на патенте, организациях ИП при оказании услуг населению, и ИП, использующие полуавтоматы.
Расход на внедрение онлайн-кассы на сегодняшний день – это сумма около 20 000 рублей. При этом до 30 июня есть возможность модернизировать кассу и зарегистрировать ее онлайн в любой налоговой инспекции.
Важно помнить, что если кроме некоммерческих видов деятельности, Вы ведете еще и коммерческую, то вам придется переходить на онлайн-кассы.