Источник: IFRS
Предлагаем Вашему вниманию серию вебинаров, проведенных Фондом МСФО и посвященных будущему стандарту по страховым контрактам, IFRS 4. Сегодняшний вебинар – вводный, и он носит название “Необходимость изменений и история проекта”. Темы следующих вебинаров, которые будут выходить каждую неделю, следующие:
- Что такое страховой контракт?
- Первоначальное измерение страховых контрактов
- Последующие измерения страховых контрактов
- Модификации общей модели: договоры с переменным страховым вознаграждением
- Прочие модификации общей модели
- Представление и раскрытие
- Первое применение стандарта
Ведущий вебинара – член IASB Дэрелл Скотт (Darrell Scott).
Я бы хотел начать с того, зачем, по нашему мнению, нам вообще нужен стандарт по теме страхования. Это вопрос, который задается часто, потому что у нас уже есть действующий стандарт IFRS 4. Но этот стандарт, IFRS 4, на самом деле промежуточный. Он делает возможным продолжение применения очень широкого набора практик, то есть что он делает по своей сути - так это продолжает уже существующие во многих юрисдикциях практики. По той причине, что он позволяет продолжение практик, которые изначально были созданы в рамках других концептуальных основ и других подходов, от также позволяет определенные исключения из более широких требований МСФО – а именно, что учетная политика всегда должна быть актуальной и надежной.
Следствием этого является то, что IFRS 4
в его сегодняшнем виде, по нашему мнению, не обеспечивает прозрачности информации пользователям финансовой отчетности. И это делает учетную практику и сопоставление отчетности очень сложными, поскольку есть много компаний, которые используют разные подходы.
Первая проблема - это большое разнообразие учетных практик. Она включает, например, компании, у которых есть отделения в разных юрисдикциях. Каждой из этих организаций разрешено продолжать применять практику, которая в ее юрисдикции уже была ранее утверждена для страховых контрактов. Впоследствии, когда все это сводится воедино на консолидированном уровне, вы, по сути, начинаете суммировать между собой результаты разных учетных практик. Поэтому в рамках действующего стандарта IFRS 4 довольно непросто получить последовательный результат.
И поэтому первое, что делает новая учетная модель – это вводит последовательную практику учета, которая будет применяться во всех юрисдикциях на МСФО, и которая приведет к последовательному консолидированному описанию финансовых результатов.
Вторая “аномалия”, которая также часто встречается в сегодняшней практике применения IFRS 4 – это отсутствие обновление оценок. Такое отсутствие обновления может навредить разными способами. В отдельных случаях это просто ставка дисконта, использующаяся для дисконтирования будущих денежных потоков, и она не обновляется. В другом случае не обновляться могут сами потоки, но в любом случае вы имеете долгосрочное обязательство, которое не обновляется с учетом изменений обстоятельств с течением времени. Опять-таки, новая модель учета старается обеспечить отражение в оценках всей информации, что ныне доступна составителю финансовой отчетности.
Третий уровень касается ставки дисконтирования. Во многих случаях ставка дисконтирования, использующаяся для дисконтирования обязательства – это ставка, основанная на базовом активе, который может служить, а может и не служить покрытием этого обязательства. В свою очередь это означает, что время от времени бухгалтерские расхождения – или экономические расхождения, которые случаются, когда организация выбирает актив, не служащий прямо покрытием для обязательства – не отражаются в финансовых результатах, потому что ставка дисконтирования искусственно навязана на стратегию базового актива, поэтому вы пропускаете это экономическое расхождение. Новая бухгалтерская модель требует, чтобы ставка дисконтирования отражала денежные потоки самого контракта, поэтому она определяется на основе самого обязательства, а не актива.
В отдельных ситуациях долгосрочные обязательства или среднесрочные обязательства не дисконтируются вовсе, и новая модель учета меняет это, требуя дисконтирования будущих денежных потоков всегда, когда временная стоимость денег является существенной.
И наконец, действующие сегодня практики учета дают очень мало информации о гарантиях и иных возможностях, включенных в страховые контракты. Новая бухгалтерская модель требует раскрытия полного набора всех исходов – включая исходов, возникающих в результате имеющихся гарантий и возможностей.
И вот перед нами эта модель. IASB был занят ее разработкой в течение нескольких лет. Начался проект в 1999 году, когда в те времена еще IASC – предшественник Совета по международным стандартам финансовой отчетности – запустил проект по страховым контрактам.
В 2004 году IASB опубликовал стандарт IFRS 4 по страховым контрактам, но вместе с публикацией дал четко понять, что это была “Фаза 1”, просто имея в виду, что с течением времени будет выработано более долгосрочное решение. И IASB немедленно, в 2004 году, запустил в дело процесс по “Фазе 2”. Он начал его с того, что сформировал рабочую группу по страховой отчетности, которую Совет использовал время от времени для доведения информации о ходе обсуждений по этой теме.
В 2007 году представили первый дискуссионный документ, содержавший предварительные взгляды IASB на страховые контракты, на которые он впоследствии получил много писем с комментариями.
В 2010 году был выпущен наш второй дискуссионный документ – предварительный вариант, который показывал, как, по мнению Совета, должны учитываться страховые контракты. Предварительный вариант привлек существенно больше внимания, поскольку люди начинали активнее участвовать в процессе.
Опять-таки, в 2013 году мы выпустили обновленный предварительный вариант, который определенно позиционировался уже в качестве итогового варианта. В нем уделялось внимание ряду важных проблем, которыми Совет занимался с публикации 2010 года. Он позволил людям получить более четкое представление о направлениях движения последующих изменений.
Наконец, несколько месяцев назад мы завершили все обсуждения. Сейчас мы продвигаемся к ожидаемой публикации. Мы ожидаем публикации стандарта ближе к концу этого года либо в самом начале следующего.
Несколько слов о том, насколько широкими были консультации по данному проекту. На предыдущем слайде я говорил о трех консультативных документах, которые мы выпустили. В дополнение к этому на протяжении всех лет, что мы работали над стандартом, мы проводили расширенные консультации со всеми типами участников, начиная с инвесторов и заканчивая составителями, регуляторами и другими сторонами. Нам это также принесло пользу постоянным откликом со стороны индустрии. Это было очень полезно: по мере того, как мы принимали решения, мы получали отклик, как эти решения воспринимаются самой индустрией.
Это не значит, что мы всегда соглашались с тем, что говорили представители индустрии. Думаю, был целый ряд мест, где, несмотря на то, что мы слышали, Совет решил, что есть более удачный подход. Но это точно означает, что Совет всегда был в курсе желаний индустрии и имел возможность учесть это, по мере того как мы принимали свои решения.
Наконец, у нас было три серии “полевых испытаний”, которые вращались вокруг оценки работоспособности наших предложений, и нам принесла пользу работа со страховщиками, которые активно в них участвовали.
Есть ряд общих замечаний, высказанных в ответных комментариях, и мне кажется, что их важно выделить, хотя в особые детали на этой стадии я углубляться не стану: мы посмотрим на это в деталях, обсуждая специфические решения, которые принял Совет по ходу проекта.
В первую очередь вызывают беспокойство три общие темы. Первая – это эффект изменения действующего порядка измерения стоимости на прибыли и убытки: принесет ли это элемент волатильности в финансовую отчетность, и в какой мере эта волательность будет отражать действия страховщика. Вторая – это учет договоров с элементами участия. Элемент участия по сути означает, что обязательство является прямым отражением актива, и это дает несколько иной экономический результат размышлениям о том, как эти контракты работают. Наконец – в качестве, вероятно, комбинации предыдущих двух факторов плюс некоторых изменений, которые IASB принял в поддержку этих факторов – были замечания касательно сложности предложений в целом.
К этому мы вернемся по мере прогресса общих решений вокруг стандарта, принимаемых Советом, но для тех из вас, кто не хочет ждать этого, на сайте проекта имеются опубликованные комментарии на специфические темы, которые возникли, и как IASB ответил на них.
Наконец, о следующих шагах, и первый шаг, который нас в данный момент занимает – это написание стандарта, которое уже началось, сотрудники вовлечены в этот процесс.
Как и в случае со всеми последними проектами, мы ожидаем, что продолжим сотрудничать со всеми участниками по специфическим темам. Во-первых, мы ожидаем, что у нас будут целевые общие обновления тем, где опыт нашего общения с представителями индустрии и не только показал высокую вероятность определенных проблем. Основная цель здесь в том, чтобы быть уверенными, что участники четко понимают формулировки, которые мы собираемся использовать, и как эти формулировки будут влиять на процессы.
Также мы собираемся провести тестирование целевого базиса формулировок. Цель этого в том, чтобы получить поддержку со стороны и убедиться, что способ, которым мы довели информацию о принятых решениях, оперативно транслируется в результаты, которые, по нашему представлению, отражают наши первоначальные планы.
Также Совет, как и в случае других проектов, занимается анализом критических ошибок. Этот анализ критических ошибок предполагает работу с определенными людьми, которые были близки к проекту (это очень ограниченный круг людей), чтобы получить их представление о формулировках, которые мы по факту использовали.
Наконец, чтобы расширить участие персонала на весь процесс, о котором я только что говорил, необходимо идентифицировать специфические темы, где, по нашему мнению, кроется причина для беспокойства. Персонал обратится с этим к Совету на этапе нейтрализации проблем. А нейтрализация проблем – это просто работа с проблемами, с которыми к нам обратились, чтобы проверить, насколько они нас устраивают с учетом всех решений, принятых до этого момента. Опыт показывает, что нейтрализация проблем обычно минимальна, и мы надеемся, что то же самое будем с данным проектом.
Итоговый вариант стандарта будет содержать детальный анализ эффектов в том же месте, на каком он встречается у других проектов.
Есть также еще один вопрос, над которым Совету необходимо подумать - это эффективная дата. Время между публикацией стандарта и датой, когда стандарт ожидается к вступлению в операционную силу, определяется мнением Совета в отношении того, каким будут операционные проблемы, когда стандарт станет эффективным.