В целях оказания поддержки субъектам малого предпринимательства (МСП), пострадавшим от распространения коронавирусной инфекции, государством принят ряд мер. В их числе – предоставление субсидий и льготных кредитов на выплату заработка сотрудникам и на другие нужды.
Одно из условий получения такой помощи – принадлежность кода ОКВЭД по основному виду деятельности к пострадавшим от эпидемии коронавируса отраслям. И этот момент для некоторых потенциальных получателей средств господдержки, как выявилось на практике, оказался проблемным.
Благодаря поправкам, принятым Федеральным законом от 08.06.2020 № 166‑ФЗ, расширены основания для внесения юрлиц и ИП в реестр субъектов МСП (при их соответствии требованиям ст. 4 Закона № 209‑ФЗ[1]). Так, в текущем, 2020 году в реестр смогут попасть и те, кто вовремя не представил необходимую отчетность в 2019 году. В Законе № 166‑ФЗ обозначен предельный срок подачи отчетности – 30.06.2020. Таким образом, у налогоплательщиков, которые отвечают требованиям отнесения их к субъектам МСП, но не подали в установленные сроки отчетные формы, есть шанс их представить до конца июня (и претендовать на получение финансовой помощи от государства).
Но следует учесть, что если по сведениям, имеющимся у ИФНС по состоянию на 01.07.2020, налогоплательщик перестал соответствовать критериям МСП, то он будет исключен из реестра субъектов МСП с 10.08.2020. Об этом ФНС сообщила в Письме от 22.05.2020 № СД-4-3/8479@.
Виды господдержки для бизнеса
В настоящее время предусмотрены два варианта (способа) получения субъектами МСП помощи на выплату зарплаты или на компенсацию иных затрат.
Субсидии из федерального бюджета (то есть безвозмездная помощь от государства).
Правила 1 получения такой субсидии утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576. Ее размер определяется как произведение МРОТ (12 130 руб.):
- на количество работников в марте 2020 года – для организаций;
- на количество работников в марте 2020 года + 1 – для ИП (если у ИП нет наемных работников – размер субсидии 12 130 руб., то есть один МРОТ).
Численность работников для определения размера субсидии определяется на основании сведений, указанных в СЗВ-М (п. 4 Правил 1).
К сведению:
Постановлением Правительства РФ № 576 не введено ограничений по принадлежности расчетных счетов для перечисления средств получателям субсидий.
В налоговом законодательстве также нет запрета на использование ИП для получения платы за оказанные услуги своей личной банковской карты, в том числе с последующим обналичиванием денежных средств в банкомате и внесением их на свой расчетный счет, открытый для осуществления предпринимательской деятельности.
В связи с этим ФНС считает, что перечисление субсидий ИП в рамках исполнения Постановления Правительства РФ № 576 в равной степени может быть осуществлено как на расчетный счет ИП, так и на его личный текущий счет (Письмо от 07.05.2020 № БС-4-11/7522@).
Согласно п. 1 Правил 1 субсидия может быть направлена не только на выплату зарплаты за апрель и май 2020 года, но и на компенсацию иных затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции (см. также Информацию ФНС России от 01.05.2020).
Обратите внимание:
Согласно Федеральному закону от 22.04.2020 № 121‑ФЗ вышеназванные субсидии не облагаются налогом на прибыль (п. 60 ст. 251 НК РФ). Соответственно, они освобождаются от налогообложения и при УСНО (в силу п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Кредит на льготных условиях на период субсидирования (до 6 месяцев).
Правила получения такого кредита утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 422 (далее – Правила 2).
Первые 6 месяцев (но в период не позднее 30 ноября (п. 4 Правил 2)) размер ставки составляет 0 % (пп. «г» п. 7 Правил 2), далее он должен быть не выше ставки, по которой банк получил льготное рефинансирование от ЦБ РФ[2].
Максимальный срок такого кредита – 12 месяцев (п. 4 Правил 2).
Согласно п. 18 Правил 2 максимальная сумма кредита определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и периода субсидирования (то есть 6 месяцев). Численность работников заемщика (как и в предыдущем случае) определяется на основании сведений, указанных в СЗВ-М. В свою очередь, расчетный размер оплаты труда определяется как сумма МРОТ с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате и выплат страховых взносов в соответствующие фонды.
Обратите внимание:
Применение предпринимателями УСНО предусматривает освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому материальная выгода по договорам беспроцентного кредита (если ставка 0 %) предпринимателями-«упрощенцами» не определяется и, соответственно, при налогообложении не учитывается (см. Письмо Минфина России от 27.08.2014 № 03‑11‑11/42697).
Сказанное в полной мере справедливо и для компаний на УСНО, поскольку они определяют внереализационные доходы в соответствии со ст. 250 НК РФ, в которой не предусмотрено включение в состав внереализационных доходов сумм материальной выгоды по договорам беспроцентного кредита (займа) (см. Письмо Минфина России от 24.07.2013 № 03‑11‑06/2/29384).
ОКВЭД как основание для получения господдержки
Перечень наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции отраслей экономики[3] утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. Подчеркнем: данный перечень не является окончательным, периодически он пополняется новыми видами деятельности и кодами ОКВЭД[4] (уточняется).
Обратите внимание:
Сведения о видах деятельности указываются при создании юридического лица (регистрации ИП). Так, при госрегистрации юридическое лицо представляет в налоговый орган в том числе заявление по форме Р11001 (п. «а» ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ). В листе «И» этого заявления предусмотрено указание кодов основного и дополнительных видов деятельности организации по ОКВЭД. Коды видов деятельности по ОКВЭД компания определяет самостоятельно. Они содержатся в ЕГРЮЛ.
Соответственно, узнать о том, какие коды ОКВЭД присвоены организации или ИП, можно с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне определяется кодами
ОКВЭД. Они имеют следующую иерархию:
- классы (XX);
- подклассы (XX.X);
- группы (XX.XX);
- подгруппы (XX.XX.X);
- виды (XX.XX.XX).
К примеру, 93 – деятельность в области спорта, отдыха и развлечений, 47.7 – торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах, 45.40.3 – торговля розничная мотоциклами.
Минфин в Письме от 13.05.2020 № 05‑06‑06/3/40054 пояснил: если в пе-речне пострадавших отраслей приведен целиком класс или подкласс, все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также относятся к пострадавшим от коронавируса отраслям.
Должен ли вид деятельности быть основным …
Основной вид деятельности – это направление, которое приносит компании или ИП превалирующую долю выручки. То есть основным признается тот вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общей сумме доходов компании или ИП.
…для получения субсидии?
Федеральная налоговая служба в Письме от 20.05.2020 № ЕД-17-3/138@ подчеркнула: Правилами 1 прямо предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 (см. также письма ФНС России от 19.05.2020 № БС-4-11/8190@, Минфина России № 05‑06‑06/3/40054).
При этом ФНС в Письме № ЕД-17-3/138@ пояснила следующее. Действующие формы налоговой отчетности не содержат информации о доходах (прибыли) налогоплательщиков в разрезе видов деятельности, осуществляемых ими. Поэтому по такой отчетности нельзя определить по состоянию на 01.03.2020 основной вид деятельности, исходя из кода ОКВЭД по деятельности, приносящей основной доход (прибыль).
Стоит также отметить Письмо ФНС России от 20.05.2020 № БС-4-11/8235@, в котором была рассмотрена характерная ситуация из практики. Компания осуществляла торговлю прочими товарами в специализированных магазинах – код ОКВЭД 47.7, который согласно ЕГРЮЛ является дополнительным.
С одной стороны, компания в такой ситуации должна была в течение 3 рабочих дней внести изменения в ЕГРЮЛ (в частности, поменять местами коды основного и дополнительного вида деятельности) (п. 5 ст. 5 Закона № 129‑ФЗ). С другой стороны, менять эти коды местами из‑за размера получаемой выручки (тем более, что ситуация может измениться в любой момент) данный закон не обязывает. По этой причине эти коды до недавнего времени практически никто и никогда не менял.
Между тем в связи с эпидемией коронавирусной инфекции заострился этот момент, на который раньше никто не обращал особого внимания: ввиду того, что указанный вид деятельности по коду ОКВЭД 47.7 не являлся для компании основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, она не имела права рассчитывать на получение субсидии от государства из‑за невыполнения требований Правил 1.
При этом ФНС (см. Письмо № БС-4-11/8235@) не разрешает налогоплательщикам поменять местами коды по видам деятельности «задним числом». Налоговики подчеркнули: поменять местами виды деятельности в ЕГРЮЛ можно, но по состоянию на дату подачи таких изменений. И поскольку замена произойдет уже после 01.03.2020, она никак не повлияет на возможность получения налогоплательщиком субсидии от государства.
…для получения льготного кредита?
Правилами 2 установлены более лояльные требования к некоторым заемщикам – субъектам МСП.
Так, малым предприятиям и микропредприятиям для получения льготного кредита со ставкой 0 % (на период субсидирования) достаточно работать не менее года хотя бы в одной из пострадавших отраслей экономики. Данный факт может подтверждаться основным или дополнительными кодами по ОКВЭД согласно данным ЕГРЮЛ/ЕГРИП на 01.03.2020 (п. 7(1) Правил 2).
Для остальных компаний и ИП отнесение к наиболее пострадавшим отраслям определяется только по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в названных реестрах.
* * *
Итак, для получения господдержки в виде субсидии (Правила 1) необходимо соответствие именно основного вида деятельности субъекта МСП, сведения о котором внесены в реестр (ЕГРЮЛ/ЕГРИП) по состоянию на 01.03.2020. При получении льготного кредита (Правила 2) такое соответствие необязательно лишь для малых предприятий и микропредприятий.
Какие‑либо «телодвижения» по перестановке кодов ОКВЭД местами в ЕГРЮЛ/ЕГРИП никоим образом не улучшат ситуацию для субъектов МСП. Ведь эти изменения ИФНС внесет в реестры на момент подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Следовательно, подобная корректировка никак не повлияет на право получить поддержку от государства (по Правилам 1 или Правилам 2).
И последнее. В Информации от 25.05.2020 чиновники Минэкономразвития сообщили о внесении на рассмотрение Правительства РФ предложения о возможности уточнения компаниями малого и среднего бизнеса своих кодов ОКВЭД.
_______________________________________
[1] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
[2] ЦБ РФ в Информационном сообщении от 24.04.2020 указал, что с 27 апреля ставка по кредитам, направленным на поддержку кредитования субъектам МСП, снижена с 4 до 3,5 % годовых
[3] Это общественное питание, гостиничный бизнес, торговля на рынках, розничная торговля автомобилями, бытовыми изделиями, стоматология и парикмахерские услуги и другие виды деятельности
[4] ОК 029‑2014 (КДЕС ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.012014 № 14‑ст