Долгое время, начиная с марта 2004 года, основные функции по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке, в том числе на рынке ценных бумаг, осуществляла ФСФР России, присутствие которой в регионах обеспечивали ее территориальные органы — РО ФСФР России.
Однако после того как в конце июля 2013 года были приняты, а с 1 сентября 2013 года вступили в силу Указ Президента РФ от 25.07.2013 г. № 645 и Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ, ситуация коренным образом изменилась. Дело в том, что первый из названных документов ликвидировал ФСФР России, а второй — передал все полномочия, которыми ранее она была наделена, Банку России, который после этого приобрел статус так называемого мегарегулятора финансового рынка. Теперь в руках Банка России сконцентрированы все ключевые полномочия по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке России, в том числе в отношении эмитентов и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. Он же обеспечивает защиту прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет финансового надзора. По крайней мере, в течение ближайших нескольких лет непосредственно обеспечивать исполнение Банком России названных выше функций будет специально созданное для целей интеграции ФСФР России в структуру Банка России подразделение — Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР).
СБРФР осуществляет свои полномочия через центральный аппарат. В его состав входят тринадцать управлений и один самостоятельный отдел. Непосредственное отношение к акционерным обществам имеют главным образом два управления — управление корпоративных отношений, раскрытия информации и эмиссионных ценных бумаг и управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг.
Из названий структурных подразделений СБРФР очевидно, что первое управление осуществляет следующие действия: государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрацию изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг, регистрацию проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг); государственный контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ; освобождение эмитентов, являющихся акционерными обществами, от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Закона «О рынке ценных бумаг» и др. Второе управление осуществляет организацию и проведение проверок эмитентов ценных бумаг.
Отметим, что СБРФР расположена по адресу, по которому ранее была расположена ФСФР России: 119991, ГСП-1, г. Москва, Ленинский проспект, д. 9. За СБРФР сохранены и ставшие привычными для многих номера телефона и факса ФСФР России: (495) 935-87-90 и (495) 935-8791 соответственно. Более подробную информацию о СБРФР можно получить на официальных сайтах в сети Интернет Банка России (http://cbr.ru/sbrfr) и СБРФР (http://fcsm.ru).
Присутствие СБРФР в субъектах РФ обеспечивают ее территориальные подразделения — межрегиональные управления СФРФР, их территориальные отделы. На сегодняшний день всего на территории России создано 9 межрегиональных управлений и 18 территориальных отделов. Они образованы на базе РО ФСФР России и их территориальных отделов, в результате чего расположение территориальных подразделений СБРФР и их территориальных отделов по территории страны на момент подготовки статьи полностью соответствовало размещению территориальных органов ликвидированной ФСФР России. Также совпадают и территории субъектов РФ, находящихся в ведении межрегиональных управлений СБРФР. Межрегиональные управления СБРФР расположены по тем же адресам, что и РО ФСФР России, за ними сохранены контактные телефоны РО ФСФР России. Информация о территориальных подразделениях СБРФР представлена в таблице № 1 на стр. 6-9.
В связи с тем, что теперь полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков осуществляет Банк России, а непосредственное обеспечение исполнения этих функций осуществляет СБРФР и ее территориальные подразделения, касательно акционерных обществ прежде всего необходимо отметить следующее.
Для обеспечения бесперебойного функционирования российского финансового рынка в первое время после упразднения ФСФР России предусмотрено, что подзаконные акты, принятые Правительством РФ и ФСФР России, сохраняют правовую силу и применяются до вступления в силу соответствующих нормативных актов Банка России. Таким образом, нормативные правовые акты, в свое время принятые ФСФР России, регламентирующие процедуру эмиссии ценных бумаг акционерными обществами, раскрытие акционерными обществами информации, приобретение крупных пакетов акций открытых акционерных обществ и др., действуют до тех пор, пока Банком России не будут приняты собственные акты, регламентирующие соответствующие процедуры.
ТАБЛИЦА № 1. Территориальные подразделения СБРФР
Вместе с тем с 1 сентября 2013 года отчеты, сведения, уведомления, другая информация и документы, которые до упразднения ФСФР России акционерные общества или акционеры направляли (представляли) в ФСФР России и (или) ее региональные отделения, подлежат направлению (представлению) в СБРФР и (или) ее межрегиональные управления. При этом ранее установленные принципы направления документов сохранены. Так, например, акционерные общества, местом нахождения которых являются субъекты РФ Центрального федерального округа, направляют свои эмиссионные документы в Межрегиональное управление СБРФР в Центральном федеральном округе. Таким же образом следует поступать и владельцам ценных бумаг в рамках процедур, регламентируемых главой Х1.1 Закона «Об акционерных обществах», если они приобретают крупные пакеты открытых акционерных обществ, расположенных в Центральном федеральном округе.
Помимо того, все начатые ФСФР России и (или) ее региональными отделениями до 1 сентября 2013 года процедуры, связанные с выполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг в сфере финансовых рынков (в том числе государственной регистрации выпусков ценных бумаг, проведения проверок, рассмотрения жалоб и обращений и др.), осуществляются (завершаются) СБРФР и (или) ее межрегиональными управлениями. При этом решения по результатам выполнения таких процедур принимаются на основании документов, ранее представленных в ФСФР России и (или) РО ФСФР России. Повторное направление в Банк России или СБРФР или ее межрегиональные управления документов, ранее направленных заинтересованными лицами в ФСФР России или РО ФСФР России, не требуется.
Что касается отчетов, сведений, уведомлений, другой информации и документов, поступивших в ФСФР России и (или) РО ФСФР России до 1 сентября 2013 года и решение по которым не принято, то они рассматриваются СБРФР и ее межрегиональными управлениями в действующем в настоящий момент порядке.
И, наконец, с 1 сентября 2013 года Банк России является правопреемником ФСФР России в том числе по гражданским правам и обязанностям ФСФР России. Таким образом, участие в судебных спорах по вопросам корпоративного права, об оспаривании принятых решений о привлечении к административной ответственности за нарушения в сфере рынка ценных бумаг и др. принимают представители СБРФР, межрегиональных управлений и их территориальных отделов.
Еще одним важным следствием того, что функции ФСФР России перешли к Банку России, является то, что теперь составлять протоколы об административных правонарушениях, совершенных акционерными обществами и их должностными лицами в сфере рынка ценных бумаг и корпоративного права, вправе должностные лица Банка России. Напомним, что составы таких правонарушений определяет целый ряд статей КоАП РФ, в том числе статьи 14.3, 15.17, 15.19, 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.28. Перечень должностных лиц Банка России, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, утвержден Указанием Банка России от 15.08.2013 г. № 3038-У. В частности, к их числу относятся:
- председатель Банка России, его заместители;
- руководитель Службы Банка России по финансовым рынкам, его заместители;
- начальники управлений СБРФР, их заместители, начальники отделов, в том числе:
– управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг;
– управления корпоративных отношений, раскрытия информации и эмиссионных ценных бумаг;
- начальники межрегиональных управлений СБРФР, их заместители;
- начальники территориальных отделов межрегиональных управлений СБРФР, в функции которых входит осуществление контроля и надзора в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), их заместители;
- иные должностные лица межрегиональных управлений и территориальных отделов межрегиональных управлений СБРФР, специально уполномоченные осуществлять контроль и надзор в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности).
Еще одним важным моментом, связанным с производством по делам об административных правонарушениях в сфере финансового рынка, на который представляется необходимым обратить внимание читателя, является порядок рассмотрения таких дел Банком России.
В этой связи, прежде всего, отметим, что перечень должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных акционерными обществами, их должностными лицами и акционерами, утвержден Распоряжением Банка России от 30.08.2013 г. № Р-578. В частности, к их числу относятся:
- председатель Банка России и два его заместителя: первый заместитель — руководитель СБРФР и заместитель — директор Юридического департамента;
- шесть заместителей руководителя СБРФР;
- начальники межрегиональных управлений СБРФР.
Протоколы об административных правонарушениях, составленные должностными лицами межрегиональных управлений СБРФР и их территориальных отделов, передаются на рассмотрение начальникам соответствующих межрегиональных управлений СБРФР. Так, например, протоколы, составленные должностными лицами Межрегионального управления СБРФР в ЦФО, ее территориальных отделов (город Владимир, город Тверь, город Тула, город Ярославль, город Орел), передаются на рассмотрение начальника Межрегионального управления СБРФР в ЦФО (город Москва). В таком же порядке рассматриваются протоколы об административных правонарушениях по делам, которые были возбуждены до 1 сентября 2013 года уполномоченными должностными лицами региональных отделений ФСФР России и их территориальных отделов, по которым не вынесены постановления, рассматриваются соответствующим межрегиональным управлением СБРФР.
Если Управлением СБРФР (Межрегиональным управлением, территориальным отделом Межрегионального управления) выявлено административное правонарушение, совершенное на подведомственной территории другого территориального подразделения СБРФР, то протокол об административном правонарушении передается на рассмотрение по месту совершения административного правонарушения в соответствующее территориальное подразделение СБРФР в соответствии с территориальной подведомственностью. Например, если в ходе осуществления своей деятельности Межрегиональное управление СБРФР в ЮВР выявило правонарушение, совершенное в Орловской области, то протокол направляется для рассмотрения в Межрегиональное управление СБРФР в ЦФО. Отдельно надо отметить, что, если Управление СБРФР или межрегиональные управления СБРФР (за исключением Межрегионального управления СБРФР в ЦФО) выявляет правонарушение, совершенное на территории Москвы, то протокол передается на рассмотрение в Банк России. Такой же порядок действует и в отношении протоколов об административных правонарушениях по делам, которые были возбуждены до 1 сентября 2013 года и по которым не вынесены постановления.
Необходимо отметить, что в настоящее время СБРФР и ее территориальными подразделениями проводятся мероприятия по открытию лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства для зачисления государственных пошлин, уплачиваемых за предоставление государственных услуг, и административных штрафов. Информация о новых реквизитах лицевых счетов СБРФР и ее территориальных подразделений, а также кодах бюджетной классификации будет доведена до участников финансового рынка посредством размещения информации на официальных сайтах Банка России и СБРФР. До опубликования новых реквизитов платежи за предоставление государственных услуг и оказание юридически значимых действий уплачиваются участниками финансового рынка по старым реквизитам лицевых счетов ФСФР России и ее территориальных органов (см. таблицу 2).
Далее приведем действующие на момент подготовки статьи коды бюджетной классификации для оплаты государственной пошлины за осуществление некоторых видов юридически значимых действий, совершаемых СБРФР и ее территориальными подразделениями в отношении акционерных обществ (см. таблицу 3).
ТАБЛИЦА 2. Актуальные реквизиты лицевых счетов подразделений СБРФР
В заключение отметим, что структура мегарегулятора финансового рынка, описанная в рамках данной статьи, будет существовать по крайней мере ближайшее время, после чего она будет окончательно оптимизирована, а СБРФР будет полностью интегрирована в структуру Банка России. Регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков будет осуществлять Комитет финансового надзора, а функции СБРФР будут растворены в подразделениях Банка России.
К тому времени окончательно будет сформирована и территориальная структура учреждений Банка России. Если на 1 сентября 2013 года Банк России в своей структуре имел 79 территориальных учреждений: Московское главное территориальное управление, 58 Главных управлений, 20 Национальных банков и входящие в их состав 503 подразделения (ГРКЦ, РКЦ, КЦ, ОПЕРУ и отделения Московского ГТУ Банка России), то к началу 2015 года в структуре Банка России будет только 8 главных управлений, расположенных в столицах федеральных округов. Уже до 1 февраля 2014 года Московское главное территориальное управление Банка России будет преобразовано в Главное управление Банка России по ЦФО. При этом главные управления Банка России по Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областям преобразуются в отделения Главного управления Банка России по ЦФО.
ТАБЛИЦА 3. Код бюджетной классификации для оплаты государственной пошлины
Головные расчетно-кассовые центры, действующие в составе указанных территориальных учреждений Банка России, упразднят, а их функции передадут в соответствующие отделения. Мероприятия по созданию других главных управлений Банка России по федеральным округам планируется осуществить в течение 2014 года. Такая реорганизация позволит мегарегулятору финансового рынка сохранить свое присутствие практически во всех субъектах РФ. При этом, по мнению автора, в рамках такой оптимизации территориальной структуры Банка России необходимо ликвидировать территориальные отделы Межрегиональных управлений СБРФР, действующие на территории нескольких субъектов РФ, а их функции целесообразно перераспределить между отделениями Банка России в субъектах РФ. Это позволит Банку России осуществлять контроль и надзор в отношении эмитентов и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах, а также обеспечивать защиту прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг непосредственно в каждом субъекте РФ.