О Банке России как регуляторе сферы корпоративных отношений в акционерных обществах

Рынок ценных бумаг. IPO, ICO, IEO

Автор:
Источник: Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №12-2013
Опубликовано: 19 Декабря 2013

Долгое время, начиная с марта 2004 года, основные функции по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке, в том числе на рынке ценных бу­маг, осуществляла ФСФР России, присутствие ко­торой в регионах обеспечивали ее территориаль­ные органы — РО ФСФР России.

Однако после того как в конце июля 2013 года бы­ли приняты, а с 1 сентября 2013 года вступили в си­лу Указ Президента РФ от 25.07.2013 г. № 645 и Фе­деральный закон от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ, ситуация коренным образом изменилась. Дело в том, что первый из названных документов ликвидировал ФСФР России, а второй — передал все полномочия, которы­ми ранее она была наделена, Банку России, который после этого приобрел статус так называемого мегарегулятора финансового рынка. Теперь в руках Банка России сконцентрированы все ключевые полномочия по регулированию, контролю и надзору на финансо­вом рынке России, в том числе в отношении эмитентов и в сфере корпоративных отношений в акционер­ных обществах. Он же обеспечивает защиту прав и за­конных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков осущест­вляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет финансового надзора. По край­ней мере, в течение ближайших нескольких лет непосредственно обеспечивать исполнение Банком России названных выше функций будет специаль­но созданное для целей интеграции ФСФР России в структуру Банка России подразделение — Служ­ба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР).

СБРФР осуществляет свои полномочия через цен­тральный аппарат. В его состав входят тринадцать управлений и один самостоятельный отдел. Непосред­ственное отношение к акционерным обществам имеют главным образом два управления — управление корпоративных отношений, раскрытия информации и эмис­сионных ценных бумаг и управление организа­ции и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг.

Из названий структурных подразделений СБРФР очевидно, что первое управление осуществляет следующие действия: государствен­ную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистра­цию изменений в решение о выпуске (дополни­тельном выпуске) и/или проспект ценных бумаг, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг, регистрацию проспектов ценных бумаг (за исключением государствен­ных и муниципальных ценных бумаг); государ­ственный контроль за приобретением акций от­крытых акционерных обществ; освобождение эмитентов, являющихся акционерными обще­ствами, от обязанности осуществлять раскры­тие или предоставление информации в соот­ветствии со статьей 30 Закона «О рынке ценных бумаг» и др. Второе управление осуществляет организацию и проведение проверок эмитен­тов ценных бумаг.

Отметим, что СБРФР расположена по адресу, по которому ранее была расположена ФСФР Рос­сии: 119991, ГСП-1, г. Москва, Ленинский про­спект, д. 9. За СБРФР сохранены и ставшие при­вычными для многих номера телефона и факса ФСФР России: (495) 935-87-90 и (495) 935-87­91 соответственно. Более подробную информацию о СБРФР можно получить на официальных сайтах в сети Интернет Банка России (http://cbr.ru/sbrfr) и СБРФР (http://fcsm.ru).

Присутствие СБРФР в субъектах РФ обеспе­чивают ее территориальные подразделения — межрегиональные управления СФРФР, их тер­риториальные отделы. На сегодняшний день всего на территории России создано 9 межре­гиональных управлений и 18 территориальных отделов. Они образованы на базе РО ФСФР России и их территориальных отделов, в ре­зультате чего расположение территориаль­ных подразделений СБРФР и их территориаль­ных отделов по территории страны на момент подготовки статьи полностью соответствовало размещению территориальных органов ликви­дированной ФСФР России. Также совпадают и территории субъектов РФ, находящихся в ве­дении межрегиональных управлений СБРФР. Межрегиональные управления СБРФР рас­положены по тем же адресам, что и РО ФСФР России, за ними сохранены контактные теле­фоны РО ФСФР России. Информация о терри­ториальных подразделениях СБРФР представ­лена в таблице № 1 на стр. 6-9.

В связи с тем, что теперь полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзо­ру в сфере финансовых рынков осуществляет Банк России, а непосредственное обеспече­ние исполнения этих функций осуществляет СБРФР и ее территориальные подразделе­ния, касательно акционерных обществ пре­жде всего необходимо отметить следующее.

Для обеспечения бесперебойного функцио­нирования российского финансового рынка в первое время после упразднения ФСФР Рос­сии предусмотрено, что подзаконные акты, принятые Правительством РФ и ФСФР России, сохраняют правовую силу и применяются до вступления в силу соответствующих норматив­ных актов Банка России. Таким образом, нор­мативные правовые акты, в свое время приня­тые ФСФР России, регламентирующие про­цедуру эмиссии ценных бумаг акционерными обществами, раскрытие акционерными обще­ствами информации, приобретение крупных пакетов акций открытых акционерных обществ и др., действуют до тех пор, пока Банком Рос­сии не будут приняты собственные акты, регла­ментирующие соответствующие процедуры.

ТАБЛИЦА № 1. Территориальные подразделения СБРФР

Вместе с тем с 1 сентября 2013 года отчеты, сведения, уведомления, другая информация и документы, которые до упразднения ФСФР России акционерные общества или акционеры направляли (представляли) в ФСФР России и (или) ее региональные отделения, подлежат на­правлению (представлению) в СБРФР и (или) ее межрегиональные управления. При этом ранее установленные принципы направления доку­ментов сохранены. Так, например, акционерные общества, местом нахождения которых явля­ются субъекты РФ Центрального федерально­го округа, направляют свои эмиссионные доку­менты в Межрегиональное управление СБРФР в Центральном федеральном округе. Таким же образом следует поступать и владельцам цен­ных бумаг в рамках процедур, регламентируе­мых главой Х1.1 Закона «Об акционерных обществах», если они приобретают крупные пакеты открытых акционерных обществ, расположен­ных в Центральном федеральном округе.

Помимо того, все начатые ФСФР России и (или) ее региональными отделениями до 1 сен­тября 2013 года процедуры, связанные с вы­полнением государственных функций и пре­доставлением государственных услуг в сфере финансовых рынков (в том числе государствен­ной регистрации выпусков ценных бумаг, про­ведения проверок, рассмотрения жалоб и об­ращений и др.), осуществляются (заверша­ются) СБРФР и (или) ее межрегиональными управлениями. При этом решения по резуль­татам выполнения таких процедур принимают­ся на основании документов, ранее представленных в ФСФР России и (или) РО ФСФР Рос­сии. Повторное направление в Банк России или СБРФР или ее межрегиональные управ­ления документов, ранее направленных заин­тересованными лицами в ФСФР России или РО ФСФР России, не требуется.

Что касается отчетов, сведений, уведомле­ний, другой информации и документов, поступивших в ФСФР России и (или) РО ФСФР Рос­сии до 1 сентября 2013 года и решение по ко­торым не принято, то они рассматриваются СБРФР и ее межрегиональными управлени­ями в действующем в настоящий момент по­рядке.

И, наконец, с 1 сентября 2013 года Банк Рос­сии является правопреемником ФСФР России в том числе по гражданским правам и обязанностям ФСФР России. Таким образом, участие в судебных спорах по вопро­сам корпоративного права, об оспаривании принятых решений о привлечении к админи­стративной ответственности за нарушения в сфере рынка ценных бумаг и др. принимают представители СБРФР, межрегиональных управлений и их территориальных отделов.

Еще одним важным следствием того, что функции ФСФР России перешли к Банку России, является то, что теперь составлять про­токолы об административных правонарушениях, совершенных акционерными обще­ствами и их должностными лицами в сфере рынка ценных бумаг и корпоративного права, вправе должностные лица Банка России. На­помним, что составы таких правонарушений определяет целый ряд статей КоАП РФ, в том числе статьи 14.3, 15.17, 15.19, 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.28. Перечень должностных лиц Банка России, уполномоченных на составле­ние протоколов об административных пра­вонарушениях, утвержден Указанием Банка России от 15.08.2013 г. № 3038-У. В частно­сти, к их числу относятся:

  • председатель Банка России, его заместители;
  • руководитель Службы Банка России по фи­нансовым рынкам, его заместители;
  • начальники управлений СБРФР, их замести­тели, начальники отделов, в том числе:

 – управления организации и проведения над­зорных мероприятий на рынке ценных бумаг;

 – управления корпоративных отношений, раскрытия информации и эмиссионных ценных бумаг;

  • начальники межрегиональных управлений СБРФР, их заместители;
  • начальники территориальных отделов меж­региональных управлений СБРФР, в функции которых входит осуществление контро­ля и надзора в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской дея­тельности), их заместители;
  • иные должностные лица межрегиональных управлений и территориальных отделов меж­региональных управлений СБРФР, специаль­но уполномоченные осуществлять контроль и надзор в сфере финансовых рынков (за ис­ключением банковской и аудиторской дея­тельности).

Еще одним важным моментом, связанным с производством по делам об административных правонарушениях в сфере финансового рынка, на который представляется необходимым об­ратить внимание читателя, является порядок рассмотрения таких дел Банком России.

В этой связи, прежде всего, отметим, что пе­речень должностных лиц Банка России, упол­номоченных рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях, совершенных акционерными обществами, их должностны­ми лицами и акционерами, утвержден Распо­ряжением Банка России от 30.08.2013 г. № Р-578. В частности, к их числу относятся:

  • председатель Банка России и два его заме­стителя: первый заместитель — руководитель СБРФР и заместитель — директор Юри­дического департамента;
  • шесть заместителей руководителя СБРФР;
  • начальники межрегиональных управлений СБРФР.

Протоколы об административных правонару­шениях, составленные должностными лицами межрегиональных управлений СБРФР и их тер­риториальных отделов, передаются на рассмо­трение начальникам соответствующих межре­гиональных управлений СБРФР. Так, например, протоколы, составленные должностными ли­цами Межрегионального управления СБРФР в ЦФО, ее территориальных отделов (город Вла­димир, город Тверь, город Тула, город Ярос­лавль, город Орел), передаются на рассмотре­ние начальника Межрегионального управления СБРФР в ЦФО (город Москва). В таком же по­рядке рассматриваются протоколы об админи­стративных правонарушениях по делам, кото­рые были возбуждены до 1 сентября 2013 года уполномоченными должностными лицами реги­ональных отделений ФСФР России и их терри­ториальных отделов, по которым не вынесены постановления, рассматриваются соответству­ющим межрегиональным управлением СБРФР.

Если Управлением СБРФР (Межрегиональным управлением, территориальным отделом Меж­регионального управления) выявлено админи­стративное правонарушение, совершенное на подведомственной территории другого тер­риториального подразделения СБРФР, то про­токол об административном правонарушении передается на рассмотрение по месту совер­шения административного правонарушения в соответствующее территориальное подразде­ление СБРФР в соответствии с территориаль­ной подведомственностью. Например, если в ходе осуществления своей деятельности Меж­региональное управление СБРФР в ЮВР выя­вило правонарушение, совершенное в Орлов­ской области, то протокол направляется для рассмотрения в Межрегиональное управление СБРФР в ЦФО. Отдельно надо отметить, что, если Управление СБРФР или межрегиональ­ные управления СБРФР (за исключением Межрегионального управления СБРФР в ЦФО) вы­являет правонарушение, совершенное на тер­ритории Москвы, то протокол передается на рассмотрение в Банк России. Такой же порядок действует и в отношении протоколов об адми­нистративных правонарушениях по делам, ко­торые были возбуждены до 1 сентября 2013 го­да и по которым не вынесены постановления.

Необходимо отметить, что в настоящее вре­мя СБРФР и ее территориальными подразделениями проводятся мероприятия по откры­тию лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства для зачисления государственных пошлин, уплачиваемых за предоставление государственных услуг, и ад­министративных штрафов. Информация о но­вых реквизитах лицевых счетов СБРФР и ее территориальных подразделений, а также ко­дах бюджетной классификации будет доведена до участников финансового рынка посредством размещения информации на официальных сай­тах Банка России и СБРФР. До опубликования новых реквизитов платежи за предоставление государственных услуг и оказание юридически значимых действий уплачиваются участниками финансового рынка по старым реквизитам лицевых счетов ФСФР России и ее территориаль­ных органов (см. таблицу 2).

Далее приведем действующие на момент под­готовки статьи коды бюджетной классифика­ции для оплаты государственной пошлины за осуществление некоторых видов юридически значимых действий, совершаемых СБРФР и ее территориальными подразделениями в от­ношении акционерных обществ (см. таблицу 3).

ТАБЛИЦА 2. Актуальные реквизиты лицевых счетов подразделений СБРФР

В заключение отметим, что структура мегарегулятора финансового рынка, описанная в рамках данной статьи, будет существовать по крайней мере ближайшее время, после чего она будет окончательно оптимизирована, а СБРФР бу­дет полностью интегрирована в структуру Банка России. Регулирующие, контрольные и надзор­ные функции Банка России в сфере финансовых рынков будет осуществлять Комитет финансо­вого надзора, а функции СБРФР будут раство­рены в подразделениях Банка России.

К тому времени окончательно будет сформи­рована и территориальная структура учреждений Банка России. Если на 1 сентября 2013 года Банк России в своей структуре имел 79 территориальных учреждений: Московское главное территориальное управление, 58 Главных управлений, 20 Национальных бан­ков и входящие в их состав 503 подразде­ления (ГРКЦ, РКЦ, КЦ, ОПЕРУ и отделения Московского ГТУ Банка России), то к нача­лу 2015 года в структуре Банка России будет только 8 главных управлений, расположен­ных в столицах федеральных округов. Уже до 1 февраля 2014 года Московское глав­ное территориальное управление Банка Рос­сии будет преобразовано в Главное управле­ние Банка России по ЦФО. При этом главные управления Банка России по Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Кур­ской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областям преобразуются в от­деления Главного управления Банка России по ЦФО.

ТАБЛИЦА 3. Код бюджетной классификации для оплаты государственной пошлины

Головные расчетно-кассовые центры, дей­ствующие в составе указанных территориальных учреждений Банка России, упразд­нят, а их функции передадут в соответствующие отделения. Мероприятия по созданию других главных управлений Банка России по федеральным округам планируется осуще­ствить в течение 2014 года. Такая реоргани­зация позволит мегарегулятору финансово­го рынка сохранить свое присутствие прак­тически во всех субъектах РФ. При этом, по мнению автора, в рамках такой оптимиза­ции территориальной структуры Банка Рос­сии необходимо ликвидировать террито­риальные отделы Межрегиональных управ­лений СБРФР, действующие на территории нескольких субъектов РФ, а их функции це­лесообразно перераспределить между от­делениями Банка России в субъектах РФ. Это позволит Банку России осуществлять контроль и надзор в отношении эмитентов и в сфере корпоративных отношений в акцио­нерных обществах, а также обеспечивать за­щиту прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг непосредственно в каждом субъекте РФ.

Автор:

Теги: Банк России  ФСФР  финансовый рынок  мегарегулятор  рынок ценных бумаг  Комитет финансового надзора  Служба Банка России по финансовым рынкам  СБРФР