В соответствии с МСФО (IAS) 39 на каждую отчетную дату лизинговые компании обязаны проводить тестирование на наличие признаков обесценения вложений в финансовый лизинг.
Ежегодная проверка на обесценение проводится с целью выявить события, произошедшие до отчетной даты, но способные оказать негативное воздействие на поступление будущих лизинговых платежей. При наличии таких событий компания обязана снизить балансовую стоимость дебиторской задолженности по финансовому лизингу и отразить соответствующим образом убыток от такого обесценения в отчете о совокупном доходе.
Как показала практика, в последние годы финансовый кризис лишь повысил значимость оценки вложений в финансовый лизинг. Случившийся кризис как в финансовом, так и реальном секторе существенно обострил кредитные риски лизингового бизнеса и привел к увеличению событий или объективных признаков, снижающих стоимость лизинговых активов, что не могло не сказаться на финансовых результатах лизинговых компаний.
В условиях кризиса наибольшее влияние на признание убытка от обесценения оказал рост просроченной задолженности по лизинговым платежам, связанный с общим ухудшением кредитного качества лизингополучателей, а также существенное падение стоимости полученного обеспечения, значительно увеличившее и без того высокий кредитный риск лизингодателей.
Балансовая стоимость лизинговых активов и признание обесценения
Активы, находящиеся в финансовом лизинге, отражаются в составе дебиторской задолженности (формула 2) и учитываются по амортизированной стоимости. Как было сказано ранее, при наличии объективных признаков возникновения убытков от обесценения дебиторской задолженности балансовая стоимость лизинговых активов должна быть уменьшена непосредственно или с использованием счета оценочного резерва, а сумма убытка – признана в составе прибыли или убытка (п. 63 МСФО (IAS) 39).
Убыток от обесценения рассчитывается как разница между балансовой стоимостью актива и текущей стоимостью ожидаемых будущих потоков денежных средств (исключая будущие кредитные убытки, которые не были понесены), дисконтированных с учетом первоначальной эффективной процентной ставки, заложенной в лизинговом договоре.
В случае положительной разницы между балансовой и дисконтированной величиной при условии наличия объективных признаков обесценения в результате одного или нескольких событий, произошедших после первоначального признания актива, необходимо:
1. Уменьшить стоимость актива в балансе до его дисконтированной стоимости:
Дт «Резерв под обесценение»
Кт «Дебиторская задолженность по финансовому лизингу»
2. Признать убыток от обесценения в размере: балансовая стоимость актива минус его дисконтированная стоимость:
Дт «Прибыль/убыток от обесценения»
Кт «Резерв под обесценение»
Если в следующем отчетном периоде сумма обесценения превышает сумму, признанную в предыдущем периоде, то в качестве убытка на отчетную дату признается разница между ними (см. пример).
Если в последующем отчетном периоде величина убытка от обесценения сокращается в результате благоприятных событий, свидетельствующих об увеличении приведенной стоимости расчетных будущих потоков (например, повышение рейтинга кредитоспособности лизингополучателя), ранее признанный убыток следует восстановить либо непосредственно, либо путем корректировки счета оценочного резерва. Возврат убытка от обесценения признается как доход в отчете о совокупном доходе текущего периода. При восстановлении убытка от обесценения скорректированная балансовая стоимость актива не должна превышать балансовую стоимость, которая существовала бы без учета обесценения (п. 65 МСФО (IAS) 39).
Для восстановления резерва делаются следующие проводки:
Дт «Резерв под обесценение»
Кт «Прибыль/убыток от обесценения»
Дт «Дебиторская задолженность по финансовому лизингу»
Кт «Резерв под обесценение»
Основные события, приводящие к обесценению вложений в финансовый лизинг
В качестве основных событий, влияющих на ожидаемые будущие денежные потоки по лизинговому контракту и приводящих к убытку от обесценения, можно рассматривать:
– нарушение договорных условий или обязательств по договору лизинга;
– значительные финансовые затруднения лизингополучателей;
– инициирование процедуры банкротства или финансовой реорганизации лизингополучателей;
– изменение национальных или местных экономических условий, неблагоприятно воздействующих на лизингополучателей;
– существенное снижение стоимости залогового обеспечения в результате ухудшения ситуации на рынке;
– существенные изменения в структуре руководства лизингополучателя, которые могут повлечь задержку платежа или неоплату;
– действия третьих лиц: судебные или налоговые иски в отношении лизингополучателя, арест или конфискация его имущества, включая имущество, предоставленное лизингодателю в качестве обеспечения;
– утрата имущества, предоставленного в качестве обеспечения.
Несмотря на то, что лизинговая компания остается собственником имущества, переданного в лизинг, и предусматривает возможность изъятия этого имущества в течение срока лизинга, нередко от арендатора требуют дополнительного обеспечения в виде гарантий и поручительств третьих лиц или имущества, уже имеющегося на балансе. В качестве таких залогов чаще всего выступают универсальные наиболее ликвидные основные средства: автомобили, объекты недвижимости, земельные участки. Порча, утрата или вторичное обременение таких залогов также могут стать причиной обесценения лизинговых активов.
Совокупное и индивидуальное обесценение лизинговых активов
В соответствии с МСФО (IAS) 39 лизинговая компания имеет право проводить проверку на обесценение лизинговых активов как на совокупной, так и на индивидуальной основе.
Первоначально лизингодателю необходимо оценить наличие объективных признаков обесценения для отдельно значимых лизинговых активов. В качестве таких активов может рассматриваться задолженность лизингополучателей, имеющих значительные доли в общем лизинговом портфеле компании или заемщиков с задолженностью, превышающей пороговое значение, установленное в целях отчетности как существенное. Например, при миллиардном лизинговом портфеле к таким заемщикам могут быть отнесены лизингополучатели с задолженностью более 200 млн руб.
Кроме крупных лизингополучателей из портфеля могут быть выделены заемщики с низким кредитным качеством, платежная дисциплина которых ухудшается в течение нескольких отчетных периодов.
Резерв, начисленный по крупным, индивидуально обесцененным лизингополучателям, нередко достигает 100 % от общей дебиторской задолженности контрагента и может составлять значительную часть итоговой суммы обесценения лизинговых активов. Аудиторы требуют начисления 100%-ного резерва, например в случаях банкротства лизингополучателя или наличия 100%-ной доли просроченной задолженности на протяжении нескольких платежных периодов на фоне ухудшения финансового положения заемщика.
В случае если у лизингодателя отсутствуют объективные признаки обесценения выделенного актива на индивидуальной основе (независимо от его существенности), этот актив тестируется совместно с остальным портфелем. Индивидуально обесцененные активы, в отношении которых был признан убыток, не включаются в совокупную оценку.
Для целей обесценения на совокупной основе лизинговый портфель разбивается на группы с различным уровнем кредитного риска, каждая из которых отражает способность лизингополучателей отвечать по своим обязательствам в соответствии с договорными условиями. Классификация лизинговых активов по группам может происходить на основе принятой в компании внутренней системы кредитных рейтингов. Идеальная система рейтингов должна учитывать не только финансовое положение лизингополучателя, но и отрасль, географическое положение, вид обеспечения, статус просроченной задолженности и другие уместные факторы.
Подход к ставке резервирования
Под ставкой резервирования понимается процент обесценения дебиторской задолженности по лизингу (формулы 4 и 5). Ставка резервирования определяется исходя из способа обесценения лизингового актива.
При обесценении актива на индивидуальной основе ставка резервирования может быть определена экспертным путем. Экспертная оценка менеджмента компании должна основываться на объективных данных, полученных в процессе взаимодействия с лизингополучателем. Для обоснования благоприятной экспертной оценки перед аудиторами могут потребоваться документарные подтверждения от лизингополучателя в виде бюджетов и прочих финансовых отчетов, планирующих погашение задолженности в будущем. Кроме того, в качестве обоснования оптимистичной оценки могут быть использованы улучшения платежной дисциплины контрагента, наблюдаемые после отчетной даты до выпуска отчетности.
При возникновении сложностей с экспертной оценкой индивидуальной ставки резервирования можно разработать специальную шкалу, в соответствии с которой каждому лизингополучателю на основании данных о его платежной дисциплине будет присвоена соответствующая ставка резервирования (табл. 1). Каждая полученная ставка должна отражать объективное мнение менеджмента о вероятности невозврата существующей дебиторской задолженности, или, другими словами, вероятность дефолта лизингополучателя.
Таблица 1
Пример шкалы для определения ставки резервирования по индивидуально обесцененным лизингополучателям
Сумма дебиторской задолженности по контрактам с просрочкой платежа более 270 дней / общая сумма дебиторской задолженности по лизингополучателю, % |
Ставка резервирования, %
|
[0 – 10] |
10 |
(10–20] |
15 |
(20–30] |
25 |
(30–40] |
35 |
(40–50] |
45 |
(50–60] |
55 |
(60–100] |
100 |
Для обесценения активов на совокупной основе производится расчет текущей стоимости будущих денежных потоков по каждому лизинговому контракту на основе первоначально заложенной в договоре эффективной процентной ставки. Если в течение срока лизинга произошла реструктуризация графика, платежи по договору также дисконтируются с использованием первоначальной эффективной ставки, заложенной до изменения условий. Будущие денежные потоки по контракту, подлежащие дисконтированию, помимо лизинговых платежей включают потоки денежных средств, которые могут возникнуть в результате обращения взыскания на залог за вычетом затрат на получение и продажу залога.
Ставку резервирования лизинговых активов, обесцениваемых на совокупной основе, можно представить в следующем виде:
Rj = 1 – 1 / (1 + d)N/365, (1)
где d– ставка дисконта или первоначальная эффективная ставка по лизинговому контракту;
N– средневзвешенное количество дней просрочки по контракту.
Расчет резерва под обесценение лизинговых активов
Дебиторская задолженность по финансовому лизингу определяется по следующей формуле (для каждого контрагента в отдельности):
FLRi = NILi + Overduei + Claimsi, (2)
где NILi– чистые инвестиции в лизинг по i-му лизингополучателю[1];
Overduei– сумма просроченных платежей по i-му лизингополучателю;
Claimsi– сумма всех претензий (штрафы, пени, неустойки), предъявленных лизингополучателю за ненадлежащее исполнение условий договора лизинга.
Дебиторская задолженность по каждому лизингополучателю представляет собой общую величину средств под риском EAD(Exposure at Default) или стоимость активов, подверженных риску в момент объявления дефолта контрагента. Однако согласно МСФО (IAS) 39 при расчете резерва лизинговые компании могут брать за базу по начислению не всю дебиторскую задолженность. Сумму под риском можно уменьшить за счет полученного обеспечения или возможного изъятия предмета лизинга с целью последующей его реализации на вторичных рынках. Такая сумма будет объективно отражать чистую стоимость активов, подверженных риску, или величину потерь в случае дефолта лизингополучателя LGD(Loss Given Default):
LGDi = FLRi – FVi – Gi + Ei, (3)
где FLRi– дебиторская задолженность i-го лизингополучателя на отчетную дату;
FVi– справедливая стоимость имущества в лизинге суммарно по i-му лизингополучателю на отчетную дату;
Gi– величина полученного обеспечения по i-му лизингополучателю;
Ei– величина расходов по реализации предметов лизинга на вторичном рынке и закрытию сделки.
Таким образом, значение LGDможно использовать в качестве базы для расчета резерва под обесценение вложений в финансовый лизинг.
В случае обесценения активов на индивидуальной основе расчет резерва производится по следующей формуле:
Individually provisioni = LGDi . Ki, (4)
где LGDi– величина потерь в случае дефолта i-го лизингополучателя, обесцениваемого на индивидуальной основе, на отчетную дату;
Ki– ставка резервирования (вероятность потерь) по i-му лизингополучателю, оцениваемому на индивидуальной основе.
Итоговый расчет резерва на совокупной основе производится следующим образом:
Portfolio provision= S LGDj . Rj, (5)
где LGDj– величина потерь в случае дефолта лизингополучателя по j-му лизинговому контракту на отчетную дату;
Rj– cтавка резервирования по j-му лизинговому контракту (формула 1).
Пример
Портфель лизинговой компании состоит из шести контрагентов. Лизингополучатель «Альфа» выделен из портфеля для проверки на обесценение на индивидуальной основе, так как, по мнению менеджмента, обладает значительной долей задолженности в портфеле, которая составляет 30 %. После проверки «Альфы» на наличие объективных признаков обесценения было установлено, что в течение отчетного периода лизингополучатель инициировал процедуру банкротства и вероятность погашения лизинговой задолженности (как просроченных, так и будущих платежей) оценивается менеджментом как крайне низкая. В связи с этим ставка резервирования для обесценения дебиторской задолженности «Альфы» составляет 100 %.
Остальные пять контрагентов оцениваются на совокупной основе, так как не являются отдельно значимыми и отсутствуют явные признаки для их обесценения на индивидуальной основе. Ставка резервирования по каждому лизинговому контракту определена в табл. 2 на основании формулы 1.
Таблица 2
Лизинго-получатель |
№ договора |
Средневзвешенное количество дней просрочки |
Первоначальная эффективная ставка (IRR), % |
Ставка резервирования, % |
«Альфа» |
А/1 |
360 |
13 |
100 |
«Альфа» |
А/2 |
180 |
13 |
100 |
«Бета» |
Б/1 |
90 |
14 |
3,18 |
«Гамма» |
Г/1 |
101 |
15 |
3,79 |
«Гамма» |
Г/2 |
174 |
15 |
6,45 |
«Гамма» |
Г/3 |
134 |
15 |
5,00 |
«Дельта» |
Д/1 |
– |
15 |
0,00 |
«Дельта» |
Д/2 |
– |
15 |
0,00 |
«Омега» |
О/1 |
– |
12 |
0,00 |
«Сигма» |
С/1 |
90 |
13 |
2,97 |
«Сигма» |
С/2 |
90 |
13 |
2,97 |
«Сигма» |
С/3 |
– |
13 |
0,00 |
«Сигма» |
С/4 |
– |
13 |
0,00 |
На основании данных, представленных в табл. 3 (в млн руб.), проведен итоговый расчет резерва под обесценение дебиторской задолженности по финансовому лизингу по состоянию на 31 декабря 2009 г., определена балансовая стоимость лизинговых активов с учетом резерва, а также убыток, необходимый к признанию в отчете о совокупном доходе на 31 декабря 2009 г.
Таблица 3
Лизинго-получатель |
№ договора |
FLR |
Доля FLR по контрагенту в портфеле, % |
LGD |
K/R, % |
Provision at 31.12.09 |
FLR (book value) 31.12.09 |
Provision at 31.12.08 |
Impairment loss (PnL) |
Обесценение на индивидуальной основе (Individually significant provision) | |||||||||
«Альфа» |
А/1 |
99 |
30,00 |
47 |
100 |
47,00 |
52,00 |
23,5 |
23,50 |
«Альфа» |
А/2 |
30 |
30,00 |
15 |
100 |
15,00 |
15,00 |
7,5 |
7,50 |
Обесценение на совокупной основе (Portfolioprovision) | |||||||||
«Бета» |
Б/1 |
55 |
12,79 |
35 |
3,18 |
1,11 |
53,89 |
0 |
1,11 |
«Гамма» |
Г/1 |
12 |
17,67 |
7 |
3,79 |
0,27 |
11,73 |
0 |
0,27 |
«Гамма» |
Г/2 |
49 |
17,67 |
19 |
6,45 |
1,22 |
47,78 |
0 |
1,22 |
«Гамма» |
Г/3 |
15 |
17,67 |
10 |
5,00 |
0,50 |
14,50 |
0 |
0,50 |
«Дельта» |
Д/1 |
35 |
10,23 |
17 |
0,00 |
0,00 |
35,00 |
0 |
0,00 |
«Дельта» |
Д/2 |
9 |
10,23 |
6 |
0,00 |
0,00 |
9,00 |
0 |
0,00 |
«Омега» |
О/1 |
41 |
9,53 |
20 |
0,00 |
0,00 |
41,00 |
0 |
0,00 |
«Сигма» |
С/1 |
15 |
19,77 |
11 |
2,97 |
0,33 |
14,67 |
0 |
0,33 |
«Сигма» |
С/2 |
50 |
19,77 |
45 |
2,97 |
1,34 |
48,66 |
0 |
1,34 |
«Сигма» |
С/3 |
10 |
19,77 |
8 |
0,00 |
0,00 |
10,00 |
0 |
0,00 |
«Сигма» |
С/4 |
10 |
19,77 |
8 |
0,00 |
0,00 |
10,00 |
0 |
0,00 |
Всего |
|
430 |
X |
248 |
Х |
66,67 |
363,23 |
31 |
35,77 |
Согласно МСФО (IFRS) 7 изменения резерва, созданного для управления кредитными рисками, должны быть раскрыты в отчетности следующим образом:
Резерв под обесценение дебиторской
задолженности по финансовому лизингу
на 1 января 2009 г. 31 млн руб.
Увеличение резерва в течение года 35,77 млн руб.
Резерв под обесценение дебиторской
задолженности по финансовому лизингу
на 31 декабря 2009 г. 66,77 млн руб.
Исходя из вышеприведенных вычислений можно сделать вывод, что на убыток компании, признанный за 2009 г. в результате обесценения вложений в финансовый лизинг, наибольшее влияние оказал самый крупный контрагент, составляющий 30 % лизингового портфеля. Его доля в признанном убытке достигает 86,66 %, или 31 млн руб. Надо сказать, что данная ситуация – не редкость для отечественных лизинговых компаний, особенно если они обладают не очень крупными портфелями с недостаточно диверсифицированными по размеру и по рынкам лизинговыми сделками. В такой ситуации даже один лизингополучатель с нарушенной платежной дисциплиной и неустойчивым финансовым положением может оказать существенное негативное влияние на конечный финансовый результат лизинговой компании.
В настоящее время в сложившихся экономических условиях единственно верным способом снижения убытков от обесценения лизинговых активов представляется разработка и внедрение комплексных систем и программ управления финансовыми рисками лизинговых компаний.
[1][Чистые инвестиции в финансовый лизинг представляют собой сумму минимальных лизинговых платежей, предусмотренных к получению от арендатора, и негарантированную остаточную стоимость, дисконтированные с использованием ставки процента, заложенной в лизинговом договоре (МСФО (IAS) 17).