Облачные системы вычислений и их значение для российского бизнеса

Software
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 1 декабря 2017



В обсуждение недавней новости мы спросили у российского бизнеса, в каких отношениях он нынче состоит с облачными системами, с какими именно (если не секрет), и не опасается ли массовых сокращений на волне всеобщей автоматизации – возможности, существование которой недавно допустил в своих рассуждениях министр по вопросам “Открытого правительства” Михаил Абызов.

Максим Захаренко, генеральный директор компании Облакотека:

Облакотека была основана 5 лет назад, и изначальным принципом ее организации была полная автоматизация процессов. Например, мы полностью перешли на безбумажный документооборот по ЭДО. Также любая информация, касающаяся клиентов, доступна в личном кабинете, включая акты-сверки как в числовом, так и в документальном виде.

Наш финансовый департамент знает, что, несмотря на ежегодное удвоение количества клиентов, новых сотрудников мы набирать не будем, поэтому каждый работник у нас научился “улучшать свое окружение”. Это означает, что как только появляется хоть малейшая возможность оптимизировать какой-либо участок, мы это сразу же стараемся реализовать.

Проблемы, описанные в статье, пока что далеки от российской действительности. Так, например, мы бы значительно уменьшили трудозатраты, если бы наши поставщики также перешли на обмен первичкой через ЭДО, но мы не можем их сами уговорить или заставить, а государство уже много лет ничего не делает для стимулирования этого процесса.

Евгений Бессонов, Корпоративный облачный провайдер Cloud4Y:

Все больше компаний в России переносят свои учетные IT-системы в облако. Облако - это модель предоставления ресурсов через Интернет в виде сервисов. Это может быть любое программное обеспечение: Парус, зарубежные SAP и Microsoft Dynamics Axapta (Navision), но наиболее популярным решением является аренда и хостинг в облаке. В этом случае, клиент арендует виртуальный сервер у провайдера, на этом сервере разворачивается операционная система и необходимое программное обеспечение, чаще всего Microsoft Office и продукты . Работники компании получают доступ к серверу, как правило, по протоколу RDP, позволяющему всесторонне взаимодействовать с удаленным рабочим столом и установленными программами.

Работать можно из любой точки мира, где есть Интернет для связи с облаком. Это добавляет мобильности и создает предпосылки для легкого масштабирования компании. Если потребуется открыть филиал или новый офис, изменить IT-инфраструктуру можно будет за очень короткий срок, добавив новых пользователей в облаке в пару кликов. Использовать для доступа можно не только персональные компьютеры, но и ноутбуки, планшеты и смартфоны. Такой подход также обладает экономичностью. Вместо капитальных вложений в покупку собственного серверного оборудование и затрат на оплату труда IT-специалистов в штате компании могут взять необходимый объем компьютерных ресурсов в аренду в облаке, включая лицензии на программное обеспечение. Также существует возможность использовать свои usb-ключи для .

Облако само по себе не предполагает автоматизацию бухгалтерского учета. Существуют облачные сервисы на основе программного обеспечения, которое автоматизирует часть обязанностей бухгалтеров. Заметен тренд на применение искусственного интеллекта и машинного обучения для выполнения рутинных задач. О полной автоматизации говорить пока рано, так как уровень развития этих технологий еще не достаточен.

Виктор Редько, Телеконсалт-Сервис:

 Я бы скорее говорил "сервисы", чем "вычисления". На мой взгляд, сокращение рабочих мест и их создание под влиянием облачных сервисов идут рядом. Облачные сервисы - прекрасный инструмент для начинающих свой бизнес. Они не требуют приобретения дорогой серверной техники и не требуют больших затрат на поддержку инфраструктуры. Предприниматель получает заявки с сайта, обрабатывает их в CRM-системе (системе работы с клиентами). Это позволяет ничего не забыть, вовремя выставить счета, вовремя напомнить об оплате, вовремя отгрузить товар.

При этом система работы с клиентами легко может быть интегрирована с облачным же сервисом телефонии. Тогда исходящие звонки делаются прямо из CRM, а при входящем звонке менеджер сразу видит, кто позвонил, и в каком состоянии сделка с этим клиентом. Примеры распространенных CRM - amoCRM, Bitrix24, retailCRM. amoCRM более специализирована на этап продажи, Bitrix24 подходит для коллективной работы над проектами, retailCRM разработана специально для поддержки интернет-магазинов.

Еще отличный сервис для малого бизнеса - МойСклад. Это и товароучетная система, и CRM, и возможность синхронизации с интернет-магазином. Все сервисы стараются дать возможность управления не только с компьютера, а и с мобильного устройства. Наиболее популярны при этом приложения адаптированные для смартфонов. Популярны сервисы, позволяющие контролировать работу выездных работников и служб доставки грузов. Вот эти преимущества дают возможность выполнять больше с меньшим числом персонала.

Типичные облачные сервисы управляют работой мерчендайзеров, которые отвечают за представленность товаров на полках торговых сетей. Эффективность работы повышается за счет четкого описания маршрута и действий в каждой точке, а также за счет возможности контролировать работника в режиме реального времени и быстрее пополнить запас быстро продающегося товара, уменьшить возвраты.

Андрей Поваров, директор Международного центра программ и проектов в бизнес-образовании РАНХиГС, Доцент Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС:

Облачные сервисы в России развиваются довольно активно (по некоторым оценкам в три раза быстрее, чем IT-инфраструктура в целом), вполне следуя актуальным глобальным трендам. Но при этом наблюдается и хорошо выраженная российская специфика, которая связана, прежде всего, со своей системой мотиваций, барьеров и приоритетов. Следствием этого является неравномерное развитие по функциональным сегментам, точнее, не совпадающее по пропорциям с мировым.

Исторические и ситуативные отношения с облачными системами в российских компаниях определяют и эту специфику, и эту неравномерность. К упомянутым сегментам относятся три наиболее востребованных формата облачных услуг: приложения (Software as a Service, SaaS), платформа (Platform as a Service, PaaS) и инфраструктура (Infrastructure as a Service, IaaS). При этом в России примерно 59% приходится на SaaS, примерно 37% на IaaS, а на PaaS менее 4%. В мире это соотношение примерно 69%, 17% и 14% соответственно.

Недостаточная развитость сегмента малого и среднего бизнеса в России, который в мире является основным потребителем SaaS, обуславливает некоторое отставание по SaaS, хотя в последние годы это начинает меняться. Если говорить в абсолютном выражении, то рост SaaS в России пока еще относительно медленный, и сдерживающим факором является уже не столько недоверие к облачным услугам (как было в самом начале), сколько исторически сложившаяся (и еще не ушедшая) практика использования пиратского программного обеспечения.

В то же самое время для российского крупного бизнеса наибольший интерес представляет просто аренда вычислительной инфраструктуры (и объемов для хранения данных), а также возможности их гибкого масштабирования, поэтому наиболее востребованным сервисом в этом сегменте является IaaS. Для крупного бизнеса SaaS готов тоже не всегда, потому что, как правило, бизнес-процессы самих компаний не являются типовыми, и предлагаемые рынком стандартные приложения в формате SaaS чаще всего не подходят, а вместо этого задействуются кастомизированные решения, которые и запускаются на IaaS. Именно это и вызывает упомянутую выше “непропорциональность” (если соотносить с мировым опытом) между IaaS и PaaS.

Из других особенностей России можно назвать ограничения по скорости и доступности каналов связи, особенно в регионах, но ситуация в последнее время начинает меняться. Что касается конкретных систем и отношений с ними, то на сегодняшний день, как и во всем мире, это рынок мега-провайдеров: Amazon Web Services, Microsoft, Google, IBM, SAP. На них приходится более половины мирового рынка облачных услуг (публичных и частных), что имеет место и для России. Есть и отечественные провайдеры облачных услуг, однако на сегодняшний день они вряд ли могут составить серьезную конкуренцию глобальным игрокам.

По конкретным системам и приложениям, от CRM, HR, BPM, производственных и всех прочих систем, спрос есть на все, и лишь более выборочное (“поштучное”) их использование в России можно упомянуть как некоторую специфику, в то время как в мире эти сервисы закупают в связке, сразу большими блоками.

И, наконец, про рабочие места. Облачные сервисы как таковые не представляют собой никакой угроз для рабочих мест, потому что они – лишь инструмент, помогающий развивать другие, часто инновационные и даже прорывные технологии, снижая планку входа и “демократизируя” их. Так, например, машинный (“искусственный”) интеллект теперь доступен любому, прямо из дома, и уже известны многие реальные случаи такого применения, например, из облачного TensorFlow (Google). Вот эти технологии – машинное обучение, Internet of Things, blockchain и другие – и способны значительно сократить количество рабочих мест, и даже многомиллионные профессии “на корню”. И в этом им очень хорошо и очень эффективно помогут облачные технологии.

Теги: автоматизация процессов  облачные системы  облачные услуги. ЭДО  IT-системы  SAP  Microsoft Dynamics    облако  автоматизация бухгалтерского учета  облачные сервисы  искусственный интеллект  машинное оборудование  сокращение рабочих мест  CRM  система р