По материалам: FRC
Хотя законодательные основы под реструктуризацию Совета по финансовой отчетности Великобритании для превращения его в более могущественного регулятора (Агентство по аудиту, отчетности и управлению - ARGA) пока не подведены, трансформационные процессы уже ведутся. На днях вышел небольшой подкаст, в рамках которого Кейт О’Нил (Kate O’Neil), возглавляющая в FRC направление по взаимодействию с ключевыми стейкхолдерами и корпоративным вопросам, общается с членами недавно созданного нового надзорного подразделения. Основная тема обсуждений – ключевая важность управления и корпоративной культуры в обеспечении качества аудита.
Несколько ключевых понятий из обновленной надзорной практики FRC.
- Обзор качества аудита - Audit Quality Review (AQR). Проводится в достаточной мере подготовленным персоналом с обязательным аудиторским опытом в прошлом; команда включает также специалистов, обладающих специфическими знаниями конкретных отраслей и IT.
- Надзор за деятельностью аудиторских организаций - Audit Firm Supervision (AFS). По сути, данное направление охватывает собой предыдущее (обзор качества аудита) и следующее (надзор за рынком аудиторских услуг) и подводит общий результат. Итоговый результат определяет качество контроля за деятельностью аудиторских организаций, а с практической точки зрения – определяет то, получат ли они, а также индивидуальные аудиторы регистрацию.
- Надзор за рынком аудиторских услуг - Audit Market Supervision (AMS). В фокусе внимания здесь значатся несколько областей с ключевой важностью для качества аудита и устойчивости аудиторских организаций. В отношении последних, кстати, в рамках данного направления может проверяться соответствие требованиям международного стандарта по управлению качеством аудита ISQC 1, который, вместе с двумя другими сопутствующими стандартами, получил окончательное одобрение ближе к концу прошлого года.
Надзорное подразделение в FRC недавно было реструктурировано с учетом особенностей его работы по трем описанным выше основным направлениям. Это новый подход, который, как надеются регуляторы, в дальнейшем сможет эффективнее обеспечивать качество британского аудита.
Обзор качества аудита проводится каждый год на основе изучения выборки результатов проведенных аудиторских проверок. Основная задача такого обзора - улучшать качество аудита, с одной стороны, выявляя проблемные области и указывая на них, а с другой - обращая внимания других участников рынка на удачные примеры из аудиторской практики, которые желательно было бы перенять.
Параллельно осуществляется надзор за рынком аудиторских услуг с особым акцентом на корпоративной культуре как одном из определяющих факторов (о ней мы еще подробно поговорим). А что касается надзора за деятельностью отдельных аудиторских организаций, то FRC в первую очередь волнуют, конечно же, самые крупные - преимущественно “Большая четверка” и еще две-три компании, которые идут следом. Тут важно отметить, что, во-первых, FRC старается построить более упредительную систему надзора (чтобы не наказывать аудиторские компании по итогам допущенных нарушений, а предотвращать нарушения), а во-вторых – что за каждым “надзирателем” в составе этого подразделения закреплены 2-3 аудиторские компании, в отношении которых он или она старается организовать более целостный подход.
AQR + AFS + AMS
Это три разных, но при этом взаимосвязанных направления, формирующих обновленную систему аудиторского надзора в Великобритании. Для самих регуляторов, FRC, это также попытка свести до сих пор разрозненные надзорные команды вместе и заставить их выступать единым фронтом. При таком подходе удастся обеспечить большую целостность аудиторского надзора, потому что одновременно будут рассматриваться различные аспекты этой деятельности.
Как пример, одна команда (“AQR” - по проведению обзора качества аудита) изучает результаты уже проведенных аудиторских проверок и, таким образом, работает с историческими данными. Две другие команды (в частности, “AFS”, по осуществлению надзора за деятельностью аудиторских организаций) при этом могут применять в своей работе более упредительный подход, обращая внимание на вещи, которые только начинают вырисовываться в отдаленной или уже не очень отдаленной перспективе. Примером тут можно привести новые технологии, а также другие события вроде общемировой пандемии, которая до сих пор продолжает оказывать свое влияние на представителей аудиторской профессии.
Целостный подход к аудиторским организациям и особая роль корпоративной культуры
Почему такой акцент теперь делается именно на культуре? Очевидно, что если любая организация - включая аудиторскую - захочет реализовать любую намеченную стратегию - будь-то по обеспечению роста или достижению нужного качества аудита, что особенно важно в рассматриваемом контексте - без прочных культурных основ сделать этого просто не выйдет. Говоря о качестве аудита - в какой мере организационная культура в аудиторской организации способствует ему? Каковы шансы на реализацию всех новых инициатив? Это то, что изучают теперь члены команды по “AFS” с особым вниманием.
Важно также четко понимать, что в данном случае подразумевается под понятием “культура”. Как оказывается, для FRC это в первую очередь культура “вызова”, культура непринятия всего на веру. Если мы говорим о соответствующем “вызове” в отношении менеджеров проверяемых организаций, то это не про сами процессы и документирование, которые необходимо соблюдать (тогда все превратилось бы в простой контроль комплайенса). Это про образ мышления и поведенческие схемы, которые должны способствовать более широкому применению профессионального аудиторского скептицизма (впрочем, помимо профессионального скептицизма, надзиратели будут обращать внимание и на многие другие составляющие корпоративной культуры).
Непринятие на веру всего, о чем рассказывают управляющие проверяемых организаций, имеет в глазах FRC ключевую важность для роли профессиональных аудиторов. Исторические данные по обнаруженным в ходе прошлых проверок качества аудита проблемам свидетельствуют, что во многом они относятся как раз к этому важному нюансу. Хорошие новости в том, что сами аудиторские организации постепенно тоже начали обращать внимание на свои провалы с применением профессионального скептицизма, формируя, такими образом, новую “культуру вызова” для обеспечения лучшего качества аудита.
Такой образ мышления должен пронизывать всю организацию. FRC считает культуру ключевой характеристикой устойчивого аудиторского рынка – настолько, что в июне этого года проводит даже тематическую виртуальную конференцию, целиком посвященную культурной трансформации аудиторских организаций. Конференция может оказаться весьма полезной для тех, кого тема действительно волнует, поскольку, во-первых, сама культура представляет собой вещь, с большим трудом поддающуюся измерению. В самом деле, на основе каких количественных индикаторов можно сказать, что сегодня мы находится на таком-то уровне корпоративной культуры, и этот уровень является приемлемым? А во-вторых, культурная трансформация случается не за один день, что лишь подчеркивает потребность в определенных показателях, на основе которых можно будет говорить, что трансформация, в самом деле, идет своим путем - или наоборот, топчется на месте.
Будущее - за новой культурой аудита!
Есть, впрочем, опасность того, что все культурные изменения в аудиторских организациях будут осуществляться исключительно в целях пиара. По аналогии с распространенным сегодня “зеленым пиаром”, все чаще можно услышать такое понятие как “культурный пиар”. Как сделать так, чтобы изменения в культуре аудита действительно способствовали увеличению доверия к аудиторам (а вопрос доверия, как известно, в Великобритании и не только там остается очень болезненным)?
По мнению регуляторов, качество аудита является общей задачей для всех представителей аудиторской профессии, этот факт сомнению не поддается. Что будет оказывать первоочередное влияние в этой связи, так это скорость изменений, которая должна быть высокой по всей отрасли в целом. Поскольку для FRC культурный вопрос является ключевым, при изучении любых инициатив по улучшению качества аудита на уровне отдельных организаций регуляторы будут смотреть на то, в какой мере эти инициативы опираются на культуру. А культура уже будет проявлять себя в выполнении отдельных аудиторских заданий, в частности, в этом важном аспекте взаимодействия с менеджерами проверяемых организаций.