Существенность и интересы пользователей финансовой отчетности
В предыдущей статье [1] авторы уже останавливались на необходимости принятия во внимание интересов пользователей при определении уровня существенности для финансовой отчетности в целом. Уровень такой существенности показывает общую пороговую величину искажений в отчетности. В этом контексте мы рассматриваем существенность как «свойство, присущее информации, заключающееся в ее способности влиять на экономические решения пользователей такой информации» [2]. Этим свойством обусловлена приоритетность интересов пользователей при определении аудитором количественного уровня существенности. Задача аудитора — учесть эти интересы при выражении собственного профессионального суждения.
Так как для каждой группы пользователей понятие «существенного» является разным, можно сделать вывод о субъективности данной величины. Именно поэтому установление единого (универсального) количественного уровня существенности является невозможным, как и определение того, что может быть существенным в каждой конкретной ситуации.
Статья 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [3] гласит, что «аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица».
Аудитор, выражая свое мнение о достоверности финансовой отчетности, обеспечивает «повышение степени уверенности пользователей в финансовой отчетности» [4]. Соответственно повышается и степень уверенности пользователей в обоснованности и экономической целесообразности принимаемых ими решений на базе такой отчетности.
Таким образом, пользователи финансовой отчетности вправе определять уровень существенности информации исходя из собственных интересов и потребностей. В свою очередь, аудитор должен обосновать приемлемый метод расчета уровня существенности для финансовой отчетности в целом.
В качестве основных процедур определения существенности для финансовой отчетности в целом нами выделены [1]:
- определение возможных контрольных показателей;
- обоснование выбора контрольного показателя;
- определение процента (доли), применяемого к выбранному контрольному показателю, на основе интересов пользователей (контрольного процента);
- непосредственно расчет существенности для финансовой отчетности в целом путем умножения надлежащего контрольного показателя на контрольный процент.
Данные процедуры реализуют требования стандарта МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита».
Варианты возможных контрольных показателей
Аудитор при оценке существенности для финансовой отчетности в целом выбирает наиболее подходящий контрольный показатель. При этом он учитывает специфику и обстоятельства деятельности аудируемого лица. В МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» приведен перечень возможных контрольных показателей [5], включающий:
- прибыль до налогообложения;
- выручку;
- валовую прибыль;
- совокупные расходы;
- собственный капитал;
- чистые активы.
При необходимости перечень показателей может быть расширен, так как интересы пользователей финансовой отчетности могут выходить за рамки указанного перечня.
Под контрольными показателями нами понимаются ключевые показатели эффективности и результативности деятельности аудируемого лица, состояния имущества и капитала, движения денежных потоков (в том числе и в разрезе текущей, финансовой и инвестиционной деятельности), представленные в финансовой отчетности.
Упрощенно можно сгруппировать возможные контрольные показатели в следующие группы:
- показатели, характеризующие экономические ресурсы организации (общая величина активов, собственные оборотные активы и др.);
- показатели, характеризующие финансовые ресурсы организации (собственный капитал, заемный капитал, денежные потоки и др.);
- показатели, характеризующие результат (достижение целей) деятельности (прибыль до налогообложения, чистая прибыль и др.).
Важно при выборе контрольного показателя ориентироваться на интересы пользователей финансовой отчетности. Аудитор, намечая несколько возможных контрольных показателей, отдает предпочтение тому из них, на котором сфокусированы интересы пользователей. Так, если заинтересованная группа пользователей в лице собственников организации обращает внимание аудитора на важность показателей доходов, эти показатели становятся для аудитора приоритетными. В случае соответствия конкретным условиям проверки именно они могут быть выбраны в качестве возможных контрольных показателей для определения существенности для финансовой отчетности в целом.
Современная редакция международных стандартов аудита отражает подход к определению существенности для финансовой отчетности в целом на базе одного контрольного показателя, а не нескольких, как это повсеместно практиковалось до недавнего времени.
На наш взгляд, целесообразность такого подхода объясняется довольно просто: как правило, в качестве приоритетных пользователей финансовой отчетности выделяются одна-две группы с четко выраженными интересами, сопряженными с конкретным показателем финансовой отчетности. Немаловажным критерием в пользу такого подхода является и простота расчета по одному контрольному показателю, который впоследствии при необходимости пересмотра существенности можно быстро и с минимальными затратами откорректировать.
Определяя варианты контрольных показателей, аудитор в основном использует данные трех видов финансовой отчетности: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств. При этом последний из них крайне важен для основных групп пользователей (собственников, заимодавцев, поставщиков, сотрудников организации, бюджета и др.), так как гарантией ликвидности и платежеспособности организации не могут являться показатели прибыли, рассчитанные «методом отгрузки». Реальные денежные средства контрагентов во взаиморасчетах, рассчитанные исключением косвенных налогов, намного точнее могут сориентировать пользователей, чем чистая прибыль, определяемая на счетах бухгалтерского учета.
Факторы, влияющие на выбор соответствующего контрольного показателя
На выбор контрольных показателей могут оказывать влияние следующие факторы:
- элементы финансовой отчетности (например, активы, обязательства, собственный капитал, выручка, расходы);
- значимость статей финансовой отчетности для некоторых групп пользователей (например, для целей оценки финансовых результатов пользователи, как правило, обращают внимание на прибыль, выручку или чистые активы);
- характер бизнеса, тип, форма организации, особенности отрасли и экономической среды, в которой она осуществляет свою деятельность, этап жизненного цикла, оценка непрерывности деятельности организации;
- структура собственности, капитала и способ финансирования организации, соотношение прибыли и реальных денежных потоков и др. (например, если организация финансируется исключительно за счет заемных средств, а не собственного капитала, пользователи могут обращать более пристальное внимание на активы и права требования по ним, чем на прибыль организации);
- относительная изменчивость (волатильность) показателей, намеченных в качестве контрольных.
Критерии выбора надлежащего контрольного показателя
Для того чтобы выбранный контрольный показатель можно было признать надлежащим (оптимальным для условий конкретной аудиторской проверки), он должен соответствовать следующим критериям:
- являться ключевым фактором, удовлетворяющим интересам как пользователей финансовой отчетности, так и проверяющего ее аудитора;
- соответствовать типу, особенностям, характеру бизнеса и т.п. организации, подлежащей аудиту;
- быть стабильным во времени и обладать достаточно постоянными значениями, не подверженными серьезной волатильности;
- являться предсказуемым, прогнозируемым в характере, размере и относительных изменениях своих значений;
- быть транспарентным, т.е. достоверным, ясным и легко проверяемым.
В случае, если показатель не соответствует вышеперечисленным критериям, его не определяют как надлежащий и не принимают в расчет уровня существенности для финансовой отчетности в целом.
При значительном уровне волатильности показателя, приоритетного для пользователей финансовой отчетности, возможно использование его значений за предыдущие периоды либо среднего значения между текущим и предыдущим периодами. Чаще используется первый вариант, так как значения предыдущего периода уже подтверждены аудитором.
Обоснование выбора надлежащего контрольного показателя
Принимая во внимание вышесказанное, можно констатировать, что аудитор, основываясь на своем профессиональном суждении, должен обосновать выбор контрольного показателя, используемого им для определения уровня существенности для финансовой отчетности в целом.
Обоснование заключается в тщательном анализе, документировании факторов, влияющих на выбор контрольного показателя, и оценке соответствия последнего критериям оптимальности. Только после такого обоснования контрольный показатель может считаться надлежащим.
В процессе обоснования аудитор проводит большую работу по сбору и обобщению информации по всем контрольным показателям, выбранным им в качестве возможных. Для удобства обобщения рекомендуется составление матрицы обоснования надлежащего контрольного показателя (табл. 1), в которой по горизонтали указываются возможные контрольные показатели, а по вертикали — условия их обоснования. Условия обоснования определяются факторами, влияющими на выбор контрольного показателя, рассмотренными нами выше. Это могут быть: форма организации, ее размер, сфера деятельности, этапы жизненного цикла и т.п.
По каждому условию обоснования определяются два-три возможных контрольных показателя. Например, для инвестиционных компаний ими могут быть общая величина активов, собственные оборотные активы, для торговых — величина выручки и валовой прибыли. Для аграрных организаций более значимыми будут показатели, характеризующие экономические и финансовые ресурсы, а показатели прибыльности вряд ли будут наглядно отражать конечный результат их деятельности. Необходимо учитывать и тот факт, что большинство сельхозпроизводителей получают субсидии, и после корректировки показателей прибыли на полученные дотации они могут стать убыточными.
МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» для отдельных типов организаций дает конкретные рекомендации по выбору и обоснованию контрольного показателя.
В частности, для коммерческих организаций рекомендуется использование такого показателя, как прибыль до налогообложения. В том случае, если показатель волатилен, «более подходящими контрольными показателями могут оказаться, например, валовая прибыль или совокупная выручка» [5].
Рассматривая другие варианты показателей, не предложенные стандартом, аудитор должен обосновать их применение. Например, таким обоснованием может быть указание на пониженный интерес пользователей финансовой отчетности к финансовым результатам. Такая ситуация может возникать на начальном этапе жизненного цикла организации или при больших вложениях в активы, отдача по которым еще не по¬лучена, или при прогнозировании резкого роста (падения) результативных показателей (финансовые проблемы, выход на новый рынок). В этом случае подходящими вариан¬тами контрольных показателей могут быть общая величина активов, чистые активы.
Таблица 1
Фрагмент матрицы обоснования надлежащего контрольного показателя
При аудите малых организаций, в которых, как правило, прибыль до налогообложения носит номинальный характер по причине осуществления функций управления руководителем-собственником, который изымает большую часть прибыли до налогообложения в форме выплат собственного вознаграждения, «такой контрольный показатель, как прибыль до выплаты вознаграждения и налогообложения, может оказаться более уместным» [5].
При проведении аудита организаций государственного сектора в качестве надлежащего контрольного показателя могут быть выбраны «совокупные или чистые расходы (расходы за вычетом выручки или платежи за вычетом поступлений) по реализации государственных программ» [5]. Если же целью организации государственного сектора является ответственность за сохранность государственного имущества, «надлежащим контрольным показателем могут выступать активы» [5].
Проверяя некоммерческую организацию, не имеющую в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, аудитор может взять контрольный процент от «совокупной выручки или совокупных расходов» [5]. При стабильности и низкой волатильности приоритет чаще отдается показателю совокупной выручки. Но чаще всего доходы некоммерческих организаций не стабильны год от года, в то время как уровень расходов более постоянен, в этом случае применения показателя совокупных расходов будет более предпочтительным.
Важно помнить, что один и тот же показатель не подходит всем организациям без исключения даже при совпадении типа и формы организации, характера деятельности, особенностей отрасли и экономической среды и т.п. Всегда существуют специфические факторы, присущие конкретной организации, подлежащей аудиту, наличие которых аудитор должен учитывать.
Весовой коэффициент (процент), применяемый к контрольному показателю
При определении существенности для финансовой отчетности в целом аудитор применяет определенный процент (весовой коэффициент) к выбранному контрольному показателю. Размер этого процента аудитор определяет исходя из своего профессионального суждения. При этом учитывается его зависимость от размера возможных неисправленных искажений в проаудированной финансовой отчетности и значимость таких искажений для пользователей финансовой отчетности.
На наш взгляд, максимальное значение контрольного процента можно принять за 10% искажений от статей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данный подход можно обосновать тем, что в настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях действует норма, что искажение статей бухгалтерской (финансовой) отчетности менее чем на 10% не влечет взыскание налоговых санкций с налогоплательщиков [6]. Конечно, это не означает, что по любому выбранному показателю в качестве контрольного целесообразно принимать максимальный размер контрольного процента (весового коэффициента), его размер будет зависеть от величины контрольного показателя и, как уже говорилось, от оценки значимости искажений для пользователей финансовой отчетности. Чем выше значимость искажений для пользователя, тем ниже процент, применяемый к контрольному показателю, и наоборот.
Таким образом, контрольный процент формируется из веса показателя (его значимости для пользователей финансовой отчетности) и допустимого отклонения значений показателя (возможного диапазона значений показателя) (табл. 2).
Контрольный показатель и выбранный процент взаимосвязаны. Аудитор с учетом своего мнения корректирует выбранный процент и использует то его значение, которое кажется ему наиболее обоснованным. Поэтому указанные в Табл. 2 процентные значения, как и их диапазоны, ориентировочны, полностью стандартизировать их не представляется возможным.
Таблица 2
Градация зон значимости искажений для пользователей финансовой отчетности
Контрольные показатели |
Значимость искажений для пользователей финансовой отчетности |
Возможный диапазон контрольного процента, % |
||||
высокая |
выше среднего |
средняя |
ниже среднего |
низкая |
||
Значения контрольных процентов, % |
||||||
Прибыль до налогообложения |
3 |
5 |
7 |
9 |
10 |
3-10 |
Выручка / Совокупные расходы |
0,5 |
1 |
1,5 |
1,75 |
2 |
0,5-2 |
Чистые активы / Собственный капитал |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3-7 |
Общие активы (Валюта баланса) |
0,5 |
1 |
1,5 |
1,75 |
2 |
0,5-2 |
Несмотря на то, что МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» дает примеры процентов, применяемых к контрольным показателям (5% от прибыли до налогообложения, 1% от совокупной выручки или совокупных расходов), это не означает, что указанные размеры являются крайней границей диапазонов контрольных процентов. Стандарт указывает, что «с учетом конкретных обстоятельств приемлемым может быть признан как более высокий, так и более низкий процент» [5]. Поэтому аудиторы вправе обосновывать применение различных диапазонов и выбранных контрольных процентов, а не использовать готовые шаблоны и рекомендации.
Документирование обоснования выбора надлежащего контрольного показателя
Обоснование выбранного контрольного показателя и процента, применяемого к нему, должно быть задокументировано. Международные стандарты аудита не предписывают использование какого-то конкретного формата документации, а указывают на необходимость отражения в ней не только цифровых значений уровней существенности, но и аспектов, подтверждающих обоснованность проведенных расчетов.
В целях оптимизации затрат времени и контроля качества рекомендуется разработка внутрифирменных форм рабочих документов.
При необходимости в аудиторское заключение может быть включен пункт, поясняющий подходы аудитора к обоснованию и расчету уровня существенности.
Литература
1. Клинова Е.А., Сунгатуллина Р.Н. Уровни существенности в аудите // Аудитор. — 2018. — № 8. — С. 9-14.
2. Клинова Е.А. Проблемные вопросы взаимосвязи существенности и аудиторского риска // Аудитор. — 2015. — № 5. — С. 11-16.
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
4. Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н).
5. Международный стандарт аудита 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н).
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.