Источник: Ассоциация бухгалтерских специалистов - Association of Accounting Technicians (AAT)
Автор: Гилл Майерс (Gill Myers), преподаватель учебных курсов по сертификациям AAT с 2005 года
Что это значит – “безубыточность бизнеса”? По сути своей, это отсутствие как прибылей, так и убытков. Достаточно просто, чтобы понять, но почему-то именно эта область расчета издержек вызывает сложности у многих из нас. Мы проводим много времени, пытаясь вспомнить все использующиеся в ходе анализа безубыточности формулы, вместо того чтобы направить усилия на то, чтобы подумать, что же именно мы анализируем, и что цифры говорят нам о бизнесе, к которому они относятся. В первой части статьи мы рассмотрим базовые принципы в основе анализа безубыточности, чтобы получить представление о том, что нам нужно делать и почему, прежде чем переходить к тому, как именно это делать.
Часть 1
Прежде чем изучать анализ безубыточности, нужно уметь классифицировать издержки и знать, как ведет себя каждая категория:
- Фиксированные издержки – те, которые не меняются в зависимости от объема производства.
- Переменные издержки – те, которые меняются пропорционально объему производства.
После этого можно применять базовые знания к взаимосвязи между издержками и доходом:
- Все издержки должны выплачиваться из дохода
- Фиксированные издержки должны выплачиваться вне зависимости от того, какого размера доход удалось получить в результате продаж, поскольку они не меняются с выпуском
- Переменные издержки возникают, только если есть выпуск
Поэтому по теории, если у нас нет продаж, у нас нет и переменных издержек. Это работает не только в теории, но и на практике в случае с услугами. Если у водителя такси не будет клиентов, то ему не придется и тратиться на бензин. Но в производстве - можно возразить - все переменные издержки производства возникают вне зависимости от того, продается конечный продукт или нет. Хотя это действительно так, в анализе безубыточности мы предполагаем, что производим точно то количество продукции, которое потом продается.
Этот момент очень важен, поскольку анализ безубыточности – это, по сути, попытка установить, как много единиц каждого товара мы должны продать (а, значит, и произвести), чтобы покрыть свои фиксированные и переменные издержки. Каждая единица продукции, что продается, должна своей ценой покрывать свои переменные издержки и определенную часть фиксированных издержек. Когда достаточное количество единиц товара продано, чтобы покрыть все фиксированные издержки, тогда говорят, что продукция безубыточна. Другими словами, до достижения этого момента мы вообще не получаем прибыли. А уже после этой точки безубыточности часть цены продаж, которая ранее покрывала свою часть фиксированных издержек, теперь будет добавляться в прибыли организации.
Подумаем снова о водителе такси и представим, что у него общая сумма фиксированных издержек составляет £10,000 в год. Кроме того, он несет £5 переменных издержек каждый раз, когда проезжает 10 миль, и запрашивает за это расстояние £25, чтобы получать свой доход. Поскольку он не несет переменных издержек, если работы нет вообще, их можно устранить из равенства, так как, по определению, если работа (его клиенты) все-таки есть, то его доход (£25) достаточный для того, чтобы сразу покрыть их. Но вот его фиксированные издержки должны покрываться вне зависимости от того, как много у него клиентов.
Таким образом, для водителя такси действительно важно знать, как много клиентов ему понадобится, чтобы заработать достаточно денег и полностью покрыть фиксированные издержки. За каждые 10 миль он получит £25, но при этом понесет £5 переменных издержек. Следовательно, он получает только лишь доход в £20, это его часть “покрытия” фиксированных издержек, и как только таких наберется достаточно для £10,000, то каждый новый клиент будет ему приносить уже прибыли.
То есть в общем случае, чтобы ответить на вопрос, сколько миль (измеряемых в десятках) ему понадобиться, чтобы заработать достаточно денег для покрытия фиксированных издержек, водитель должен сначала рассчитать размер этого “покрытия”, вычтя переменные издержки из цены продажи, чтобы посмотреть, сколько остается: £25 – £5 = £20, а затем рассчитать, сколько таких “покрытий” потребуется для всей величины фиксированных издержек, что то же самое, что разделить их на величину одного “покрытия”: £10,000 ÷ £20 = 500.
То есть подвезти придется 500 клиентов, чтобы добиться безубыточности, поскольку все клиенты до 499-го включительно не позволят ему полностью покрыть свои расходы. Однако 501 клиент даст ему доход в £10,020 после покрытия всех переменных издержек, что уже достаточно, чтобы покрыть также и фиксированные издержки и еще остаться с £20 прибыли.
Это была простая теория и принципы в основе анализа безубыточности. Хотя это просто бизнес-концепция, знания, которая она с собой несет, весьма обширные. Во второй части мы посмотрим, как можно представлять данную информацию, и как можно на ее основе строить дальнейший анализ.
Часть 2
Теперь поставим себя на место владельцев бизнеса и подумаем, что бы мы хотели знать о его результативности. Возможно, первым по списку идет фактор прибыльности. Чтобы ответить на вопрос, нужно посчитать, сколько остается дохода от продаж после покрытия всех издержек.
Упомянутое выше “покрытие” всегда идет первым в любом анализе безубыточности. Проводя этот расчет, мы устраняем переменные издержки из дохода от продаж, тем самым имея дело с двумя из четырех базовых компонент.
Предположим, мы производим кровати. Каждая кровать продается за £700 и имеет переменные производственные издержки, равные £450. Фиксированные издержки этого бизнеса - £500,000. В теории можно избежать переменных издержек, и для целей анализа безубыточности мы предполагаем, что их покроет цена продажи – следовательно, просто вычитаем, чтобы посмотреть, “что останется”. Другими словами, поступления £700 минус £450 дают часть “покрытия” фиксированных издержек, равную £250 в расчете на одну проданную кровать.
Точная безубыточности – это та точка, где у нас общее покрытие точно равно величине фиксированных издержек – третьей компоненты. К ней мы переходим после продаж и переменных издержек. Разделив фиксированные издержки на величину разового покрытия на одну единицу товара, мы получаем количество кроватей, которые нужно продать, чтобы иметь достаточно средств расплатиться по счетам. В данном случае это 2000 кроватей (£500,000 ÷ £250).
Описать безубыточность можно разными способами. В этом примере мы просто назвали количество единиц товара, которое нужно продать, чтобы выйти в безубыточность. Однако более полезным может быть представление о величине оборота с продаж, который нужен для выхода в безубыточность. Пусть с фундаментальной точки зрения это одно и то же, способы представления различны.
Самый простой способ перевести количество в стоимость – это умножить число единиц товара на стоимость единицы. В нашем случае, как мы знаем, нам нужно продать 2000 кроватей по цене £700 каждая – следовательно, оборот с продаж составит £1,400,000, и именно он принесет достаточный доход, чтобы покрыть все переменные издержки, в то же время оставив как раз £500,000 для выплаты фиксированных издержек и выхода в ноль.
Прибыли начинают поступать вместе с продажами после выплаты всех фиксированных издержек. Продажи минус фиксированные издержки – это и есть величина покрытия, а фиксированные издержки, поделенные на величину покрытия, дают представление о точке безубыточности. Значит, последняя четвертая компонента, которую еще не учли – это прибыль. Предположим, мы продали 3000 кроватей. Мы знаем, что для безубыточности нужно продать 2000 кроватей, и каждая проданная единица при этом приносит свою часть “покрытия” в £250. Следовательно, дополнительная тысяча проданных после точки безубыточности кроватей принесет общую прибыль в £250,000 уже после покрытия всех издержек.
Точка безубыточности может использоваться бизнесом для дальнейшего анализа. В самом деле, особого смысла оставаться в этой точке для бизнеса нет. Но знать ее важно для планирования прибыльного роста бизнеса. Предположим, мы, будучи владельцами компании по производству кроватей, хотим заработать в этом году £70,000. Прекрасно, но этот целевой показатель нужно снабдить информацией, которая имеет смысл для производственного департамента и отдела продаж – иначе говоря, сколько кроватей нам для этого понадобится.
Мы уже знаем, сколько кроватей нужно сделать, чтобы покрыть £500,000 фиксированных издержек и больше не нести убытков. Однако теперь у нас целевая прибыль в £70,000, и нам нужно продать достаточно кроватей, чтобы выйти на нее и при этом также покрыть все фиксированные издержки. Иначе говоря, целевая прибыль по-другому: £500,000 + £70,000 = £570,000. А если разделить £570,000 на покрытие в расчете на одну проданную единицу продукции (£250), то выходит, что нам нужно продать 2280 кроватей. Первые 2000 из них принесут достаточно денег, чтобы просто покрыть фиксированные издержки, а еще 280 как раз принесут целевую прибыль (280 x £250 = £70,000).
Дальнейший анализ точки безубыточности приводит нас к концепции запаса прочности – “margin of safety”. Целевые продажи можно определить как в терминах стоимости, так и количества. Вместе с точкой безубыточности такие прогнозы могут дать менеджеру много полезной информации. Если точка безубыточности – это то, где мы должны оказаться, чтобы точно покрыть фиксированные расходы, то, получается, мы несем потери, пока не достигли ее, и это опасная зона для бизнеса. Однако вместе с первой единицей, проданной после безубыточности, начинается безопасная зона.
Предположим, у нас прогноз по продажам в 3500 кроватей – то есть это то, где мы, скорее всего, окажемся по итогу. Разница между тем, где мы, скорее всего, окажемся, и где мы должны оказаться, как раз и называется запасом прочности (“MofS” – “margin of safety”). В идеале, при прочих равных, эта разница должна быть чем больше, тем лучше, то есть чем дальше мы от точки безубыточности, тем больше прибыль и выше запас прочности. В нашем примере эта разница составляет 1500 кроватей (3500 - 2000). Это то же самое, что оборот продаж в £1,050,000 (MofS в единицах товара, помноженный на цену). Или по-другому: нам нужно £1,400,000 для достижения безубыточности, и если мы действительно продадим все 3500 кроватей, то это будет £2,450,000 прибыли, но и любая прибыль между этими значениями все равно будет положительной, а мы – в зоне безопасности.
И наконец, также очень часто бывает полезным знать, насколько безопасно мы ведем бизнес и выразить это в процентах от прогноза. В данном случае это 43%, которые получаем, если разделим запас прочности на прогноз и помножим значение на 100, т.е: (1500/3500 x 100%). Другими словами, это означает, что 43% всех продаж находятся на “безопасной” стороне от точки безубыточности.
Как видим, эта концепция не такая уж простая, какой кажется на первый взгляд, и может применяться в бизнесе самыми разными способами.