Особенности применения вариационного анализа в финансовом планировании

Финансовый Анализ
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 16 мая 2018

Авторы оригинальной статьи: Томас Конин мл. (Thomas E. Conine) професор кафедры корпоративных финансов в Университете Фейрфилда, президент TRI Corporation, специализирующейся на профессиональном образовании для финансовых руководителей; Майкл Макдональд IV (Michael B. McDonald), доцент кафедры корпоративных финансов в Университете Фейрфилда

По материалам: CFO

Если рассуждать в общем, под вариационным анализом (дисперсионным анализом, или анализом отклонений) понимают, собственно, определение величины отклонений фактических показателей от ожидаемых (как вариант – показателей предыдущего периода) и выявление причин этого. Метод имеет очень существенное значение для финансового анализа и планирования – настолько существенное, что, согласно проведенному авторами опросу среди 157 финансовых руководителей крупнейших компаний Fortune 500, ему было приписано 8.7 баллов по десятибалльной шкале “важности”.

Задачей финансового анализа и планирования является помощь другим в принятии оптимальных деловых решений, с конечной целью создания стоимости для акционеров. А в основе всего этого лежит вариационный анализ. Другое дело – и это, пожалуй, один из основных выводов – что его применение очень сильно отличается от одной компании к другой. Если поиграть словами, то можно сказать, что вариационный анализ показывает очень много вариаций в практике финансового планирования.

Правда и то, что для абсолютного большинства компаний актуальными вопросами являются бизнес-планирование, выполнение финансовых обязательств и рост. В этом они должны смотреть на три вида анализа отклонений ключевых показателей:

  • Фактических результатов предыдущего периода и бюджетных показателей этого года (для планирования). Это является частью процесса бюджетирования
  • Заложенных в бюджет и фактических показателей этого года (для проверки способности выполнить финансовые обязательства). Это делается на конец годового отчетного периода
  • Фактических результатов на конец предыдущего и на конец текущего года (для определения роста). Также делается в конце отчетного периода

100% респондентов, использующих вариационный анализ для первой задачи, одновременно применяют его и для второй – это хорошие новости. Также неплохая новость в том, что 80% из них одновременно используют его и для третьей задачи. Плохая же заключается в том, что среди опрошенных лишь около 50% фактически используют анализ отклонений для первой задачи, что с точки зрения управления рисками означает множество упущенных возможностей. Сопоставление показателей предыдущего года с бюджетными может выявить множество потенциальных рисков в бюджетном планировании, что невозможно сделать с одним только отчетом о доходах, который показывает то, что уже было.

Еще одно практическое ограничение для большинства: 58% не делают в ходе анализа отклонений каких-либо различий между долей рынка и ростом компании, что неправильно, так как бизнес способен показывать рост, даже теряя сегменты на рынке.

И еще один любопытный факт: относительно мало (60%) применяют дисперсионный анализ в отношении денежных потоков, что даже странно с учетом сегодняшнего существенного акцента на конвертации в наличные средства. Например, доле чистого дохода, конвертируемого в наличность – большая часть компаний в качестве ориентира ставит себе 90-95%.

Если рассматривать различные факторы прибыльности, отклонения которых также рассматривается в рамках данного анализа, то значительная часть компаний использует их все за исключением производительности. Это тоже можно отнести к вызывающим удивление результатам, если учесть непрекращающиеся усилия по улучшению производственных процессов. В целом же список факторов прибыльности с долей опрошенных компаний в выборке, которые применяют в их отношении вариационный анализ, выглядит следующим образом:

  • Объем продукции 94%
  • Цена 87%
  • Продуктовый ассортимент 81%
  • Затраты 81%
  • Обменный курс 68%
  • Производительность 48%

Наилучшие подходы

Наилучшие практические подходы к вариационному анализу и принятие на основе результатов деловых решений оказывает положительное влияние на:

  • Конкурентное преимущество (так как способствует последовательности в выполнении и перевыполнении плана, демонстрирует силу организационной структуры и обеспечивает доверие к лидерской команде)
  • Управление рисками (так как дает ценную дополнительную информацию управляющим для минимизации контролируемых и в отдельных случаях даже неконтролируемых риск-факторов)
  • Стоимость для акционеров (так как, если компания сочетает в себе качественные системы внутреннего контроля и внутреннего аудита, выполняет свои обязательства, она тем самым повышает вероятность положительных отклонений, то есть вероятность того, что свои обязательства она сможет даже перевыполнить)

Вот несколько простых рекомендаций по максимизации пользы от этого действительно важного в финансовом планировании инструмента – вариационного анализа:

  • Четкое понимание основных общих и специальных показателей деятельности вашей организации, что подразумевает представление о том, какие между ними могут возникать корреляции. Например, в случае если цена становится менее эластичной, может поменяться корреляция между ценой и объемом производства
  • Создание разносторонней мультифункциональной команды по планированию, которая понимает логику в создании стоимости вашей организации. Рассмотрение широкого спектра различных исходов и озвучивание разных, возможно даже противоречащих друг другу точек зрения, но с обязательно предусмотренным процессом для достижения консенсуса
  • Внедрение трех названных в начале основных видов анализа отклонений: для планирования, проверки своего соответствия финансовым обязательствам и оценки роста, как на общем, так и операционном уровне
  • Тестирование на основе исторических данных для выявления систематических смещений в вариациях
  • Принятие перспективы риск-менеджмента в плане разделения вариаций на контролируемые и неконтролируемые
  • Разбиение вариаций с производственным объемом на те, что относятся к доле рынка, и те, что относятся к росту, чтобы четко различать истинный рост компании и рост, обусловленный просто расширением рыночной доли
  • Более активное использование вариационного анализа в отношении денежных потоков
  • Предусмотренные меры ответственности за провал в достижении результатов
  • Устранение смещений в прогнозировании, обусловленных поведенческими факторами
  • Интегрирование совокупности средств анализа данных в различные аспекты вариационного анализа
  • Постоянное обучение команды для понимания ею самых лучших и самых неудачных практик вариационного анализа
  • Сочетание всех деловых решений со стратегией компании при правильной балансировке краткосрочных и долгосрочных перспектив
  • Неопределенность – вещь допустимая, а вот сюрприз – уже нет. Поэтому необходимо постоянно поддерживать эффективные линии коммуникаций и внедрять у всех членов команды мышление категориями системной прибыльности

Эти предложения друг другу не противоречат. Также они не являются исчерпывающими, поэтому каждая компания может добавить в список что-то свое. И хотя практическое внедрение действительно может сопровождаться трудностями в случае сложной организационной структуры и несовершенных системам коммуникационного взаимодействия, оно себя окупает. В таких условиях на первый план по важности выходит прозрачность организационной структуры и процессов: каждому придется четко осознавать свою роль и обязанности.

Теги: финансовое планирование  вариационный анализ  дисперсионный анализ  анализ отклонений  управление рисками  стоимость для акционеров  конкурентное преимущество  финансовый анализ и планирование