Осуществление лизинговой деятельности в Белоруссии через дочернее общество

Зарубежный опыт

Автор:
Источник: Журнал “Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал)” №5-2016
Опубликовано: 13 мая 2016

Осуществляя и постепенно развивая лизинговую деятельность на территории России, российские компании могут заинтересоваться возможностью расширения своего бизнеса на соседние рынки. При этом следует учитывать особенности местного законодательства, которые могут иметь существенное значение для организации бизнеса.

Рассмотрим возможности и особенности ведения лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь путем создания дочерней компании на территории Республики Беларусь.

Выбор организационно-правовой формы

Если у новой компании будет лишь один учредитель в лице российской организации, то в соответствии с законодательством Республики Беларусь (РБ) возможно создание коммерческой организации в форме унитарного предприятия либо общества с ограниченной ответственностью.

Рассмотрим подробнее особенности создания российской компанией своего дочернего общества в Белоруссии для осуществления лизинговой деятельности.

Унитарное предприятие

В форме унитарных предприятий могут быть созданы в том числе и частные унитарные предприятия.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (ст. 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее — ГК РБ).

Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности юридического лица — учредителя и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Например, в случае осуществления лизинговой деятельности, в том числе заключения договора возвратного лизинга, юридически собственником имущества, приобретенного унитарным предприятием, будет учредитель, но данное имущество будет отражаться в балансе унитарного предприятия, которое будет им владеть, пользоваться и распоряжаться в пределах, определяемых в соответствии с законодательством.

Если унитарное предприятие покупает имущество у сторонней организации за собственные средства и передает его в лизинг, то собственником имущества также является учредитель, а унитарное предприятие приобретает на это имущество право хозяйственного ведения. При отчуждении унитарным предприятием имущества по сделке право хозяйственного ведения на это имущество у него прекращается, одновременно прекращается право собственности учредителя на данное имущество.

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества и ему подотчетен.

Полномочия руководителя унитарного предприятия по решению собственника имущества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью этого имущества, а также имеет право на получение части прибыли от его использования (п. 2 ст. 276 ГК РБ).

При этом собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана им самим. В этом случае при недостаточности имущества юридического лица на учредителя возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 4 ст. 114, п. 3 ст. 52 ГК РБ).

Общество с ограниченной ответственностью

Возможность создания хозяйственного общества одним участником появилась в Республике Беларусь с 2016 г.

В случае принятия решения о создании общества с ограниченной ответственностью (ООО) следует обратить внимание на следующие особенности правового регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность ООО в Республике Беларусь, являются ГК РБ и Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-ХII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон РБ «О хозяйственных обществах»).

Органами хозяйственного общества являются органы управления общества и его контрольные органы (ст. 33 Закона РБ «О хозяйственных обществах»).

Высшим органом управления ООО является общее собрание участников общества. Также уставом общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета).

Исполнительный орган ООО — коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор).

В случае образования в обществе единоличного и коллегиального исполнительных органов лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа этого общества, осуществляет также функции лица, возглавляющего коллегиальный исполнительный орган общества.

Полномочия исполнительного органа ООО по решению общего собрания участников хозяйственного общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (ст. 53 Закона РБ «О хозяйственных обществах»).

Контрольным органом ООО является ревизионная комиссия или ревизор общества.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный фонд этого общества (ст. 95 Закона РБ «О хозяйственных обществах»). Правда, участники ООО, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.

Часть прибыли ООО, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, покрытия убытков текущих периодов, образовавшихся по вине самого общества, и отчислений в фонды этого общества, за исключением законодательно установленных случаев, может быть распределена между его участниками пропорционально размерам их долей в уставном фонде общества, если иное не установлено его уставом (ст. 96 Закона РБ «О хозяйственных обществах»).

В то же время законодательство предусматривает, что в ряде случаев общество с ограниченной ответственностью не вправе принимать решение о распределении прибыли между участниками и ее выплате, а также выплачивать эту прибыль:

  • до полной оплаты всего уставного фонда общества;
  • до выплаты действительной стоимости доли (части доли) участника общества;
  • если ООО имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или если указанный характер приобретается этим обществом в результате такой выплаты;
  • если на момент принятия такого решения либо на момент выплаты прибыли стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного фонда и резервных фондов или станет меньше их суммы в результате такой выплаты.

Требования к уставному капиталу лизинговых компаний

В настоящее время для унитарных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью не установлено минимального размера уставного фонда, данные организации сами определяют его размер.

В то же время требования к уставному фонду лизинговых организаций установлены Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» (далее — Указ Президента РБ № 99).

Условием включения в реестр лизинговых организаций является формирование уставного фонда на день подачи заявления о включении в реестр в размере не ниже минимального, равного сумме, эквивалентной 50 000 евро.

Особенности ведения лизинговой деятельности

В настоящее время законодательство Республики Беларусь определяет специальные требования к организациям, осуществляющим лизинговую деятельность. Основные положения осуществления лизинговой деятельности регулируются Указом Президента РБ № 99.

Лизинговую деятельность вправе осуществлять только лизинговые организации, включенные Национальным банком Республики Беларусь в реестр лизинговых организаций, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели в случаях, указанных в Указе Президента РБ № 99.

В соответствии с данным Указом Правлением Национального банка РБ принято Постановление от 30 июня 2014 г. № 423, которым установлены формы заявления о включении в реестр лизинговых организаций и свидетельства о включении в реестр лизинговых организаций, а также утверждена Инструкция о порядке создания и ведения реестра лизинговых организаций.

Факт включения лизинговой организации в реестр подтверждается свидетельством о включении в реестр, выдаваемым Национальным банком РБ по устанавливаемой им форме.

Лизинговую деятельность без включения в реестр вправе осуществлять юридические лица, учрежденные в РБ:

  • при условии заключения не более трех договоров финансовой аренды (лизинга) в течение одного календарного года и (или) общей стоимости предметов лизинга, передаваемых по одному или нескольким договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным этими лизингодателями в одном календарном году, менее 10 000 базовых величин;
  • имеющие право предоставлять имущество на условиях финансовой аренды (лизинга) в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь;
  • банки, небанковские кредитно-финансовые организации.

Условием включения лизинговой организации в реестр является формирование уставного фонда на день подачи заявления о включении в реестр.

Для включения в реестр лизинговая организация представляет в Национальный банк РБ:

  • заявление о включении в реестр по форме, установленной Национальным банком РБ;
  • копию устава;
  • копию документа, подтверждающего формирование уставного фонда.

Национальный банк РБ отказывает в принятии заявления о включении в реестр, если лизинговой организацией представлены не все предусмотренные документы.

Рассмотрение Национальным банком РБ представленных лизинговой организацией документов для включения в реестр и принятие решения о включении (невключении) лизинговой организации в реестр осуществляются в течение 15 рабочих дней после получения документов.

Плата за рассмотрение документов, включение лизинговой организации в реестр и выдачу свидетельства не взимается.

В случае систематического (два и более раза в течение календарного года) невыполнения лизинговой организацией, включенной в реестр, письменных предписаний Национального банка РБ об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок, проводимых по местонахождению Национального банка РБ на основании изучения отчетности, иных документов и информации, полученных им в соответствии с законодательством, без истребования от лизинговой организации иных документов, Национальный банк РБ вправе направить письменное требование о временном отстранении от работы руководителя и (или) главного бухгалтера такой лизинговой организации и (или) их заместителей до полного устранения выявленных нарушений.

Особенности заключения договоров лизинга

До заключения договора лизинга лизингодателем в установленном законодательством порядке осуществляется оценка финансовой устойчивости (стабильности) и деловой репутации лизингополучателя, ликвидности предмета лизинга, инвестиционного проекта (при его наличии), в рамках которого предусмотрено приобретение в лизинг предмета лизинга.

Договором лизинга может быть предусмотрен аванс, подлежащий уплате лизингополучателем лизингодателю до начала срока лизинга. Размер аванса не должен превышать 40% стоимости предмета лизинга с учетом налога на добавленную стоимость.

Обязательные специализированные фонды лизинговой организации

Действующим законодательством РБ предусмотрено, что лизинговыми организациями при осуществлении лизинговой деятельности могут создаваться и использоваться фонды для покрытия возможных и (или) имеющихся убытков по договорам лизинга, а также списания безнадежной задолженности по лизинговым платежам и (или) уплате выкупной стоимости предмета лизинга.

Таким образом, создание специализированного фонда лизинговой компанией зависит от собственного усмотрения хозяйствующего субъекта.

Обязательное раскрытие информации об обществе в процессе деятельности (перечень информации, порядок, способы)

В настоящее время законодательством Республики Беларусь для организаций, осуществляющих лизинговую деятельность, установлены требования по объему и порядку раскрытия информации.

Подпункт 1.6 п. 1 Указа Президента РБ № 99 предусматривает, что лизинговая организация, включенная в реестр, обязана раскрывать информацию об осуществляемой лизинговой деятельности и своем финансовом состоянии путем ее публикации, а также размещения в доступном для обзора месте в принадлежащих ей помещениях и на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет в объеме и порядке, установленных Национальным банком РБ.

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 1 августа 2014 г. № 495 утверждена Инструкция об объеме и порядке раскрытия информации о лизинговой деятельности и финансовом состоянии лизинговых организаций, включенных в реестр лизинговых организаций. Лизинговая организация должна размещать на своем интернет-сайте следующую информацию:

  • наименование, сведения о местонахождении, государственной регистрации (регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дата государственной регистрации), включении лизинговой организации в реестр лизинговых организаций (далее — реестр) (регистрационный номер, дата включения лизинговой организации в реестр), а также о фактах исключения Национальным банком РБ лизинговой организации из реестра с указанием даты, причины и срока исключения, режим работы и справочные телефоны;
  • устав лизинговой организации с учетом внесенных в него изменений и дополнений;
  • виды осуществляемых в рамках лизинговой деятельности сделок, условия их заключения и совершения, порядок и условия определения платы, в том числе вознаграждения (дохода), за их осуществление, порядок осуществления расчетов;
  • наименование, местонахождение, режим работы и справочные телефоны представительств, филиалов, дочерних юридических лиц лизинговой организации;
  • годовую отчетность, за исключением информации, составляющей коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну, а также аудиторское заключение, составляемое по результатам аудита годовой отчетности, если законодательными актами предусмотрена обязательность проведения аудита этой отчетности;
  • годовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО, если законодательством предусмотрено составление такой отчетности или лизинговой организацией принято решение о составлении такой отчетности, за исключением информации, составляющей коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну, и аудиторское заключение, составляемое по результатам аудита годовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, если законодательными актами предусмотрена обязательность проведения аудита этой отчетности;
  • размер уставного и иных фондов, если их формирование предусмотрено законодательством.

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 августа 2014 г. № 552 утверждена Инструкция об объеме и содержании отчетности и информации лизинговой организации, включенной в реестр лизинговых организаций, иностранной организации, осуществляющей лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, сроках и порядке их составления и представления в Национальный банк Республики Беларусь, а также установлены формы отчетности лизинговой организации, включенной в реестр лизинговых организаций, иностранной организации, осуществляющей лизинговую деятельность в РБ через постоянное представительство, и форма информации о деятельности лизинговой организации, включенной в реестр лизинговых организаций, иностранной организации, осуществляющей лизинговую деятельность в РБ через постоянное представительство.

Отчетность и информация лизинговой организации представляются в Национальный банк РБ в электронном виде на основании данных бухгалтерского учета, бухгалтерской и иной отчетности, а также договоров лизинга и иной информации, имеющейся у лизинговой организации (иностранной организации), которая может быть подтверждена документально.

Лизинговые организации со дня включения в реестр лизинговых организаций независимо от фактического осуществления лизинговой деятельности в отчетном периоде составляют и представляют в Национальный банк РБ:

  • отчетность лизинговой организации, включенной в реестр лизинговых организаций, включающую отчет о составе активов и пассивов и отчет о финансово-экономической деятельности лизинговой организации;
  • информацию о деятельности лизинговой организации, включенной в реестр лизинговых организаций.

В отчетности и информации отражаются данные и сведения в целом по лизинговой организации, включая данные и сведения по входящим в ее структуру филиалам, представительствам и иным структурным подразделениям независимо от места их нахождения.

Отчетность составляется ежеквартально по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 1 января.

Отчетность за I, II и III кварталы направляется в Национальный банк РБ не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчетность за IV квартал представляется в срок не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным. Если дата представления отчетности и информации приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления считается следующий за ним рабочий день.

При необходимости уточнения сведений или данных отчетности либо информации лизинговая организация не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, подает уточненные формы.

Требования к организации действий по внутреннему контролю в сфере противодействия терроризму и легализации средств, полученных преступным путем

Закон Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» относит лизинговые организации к лицам, осуществляющим финансовые операции, что накладывает на лизинговые организации обязанности по осуществлению внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля определяются лицами, осуществляющими финансовые операции, с учетом общих требований, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь, а лизинговыми организациями — также с учетом требований, определяемых Национальным банком РБ.

Общие требования к правилам внутреннего контроля установлены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 1249.

Типовые правила внутреннего контроля для лизинговых организаций утверждены Постановлением Правления Национального банка РБ от 15 декабря 2014 г. № 771.

Автор:

Теги: лизинговая деятельность  Белоруссия  Республика Беларусь  организация бизнеса  унитарное предприятие  общество с ограниченной ответственностью  договор возвратного лизинга  лизинг  хозяйственные общества  требования к уставному капиталу  лизинговые компан