Оценка стоимости бизнеса

Оценка бизнеса

Автор:
Опубликовано: 5 июня 2018

Ценности абстрактны, цены конкретны.

Габриэль Лауб

Одним из решающих факторов при продаже бизнеса является независимая оценка рыночной стоимости. Наличие независимой оценки стоимости, является следствием компетентного и делового подхода собственника к вопросу продажи бизнеса. Без независимой оценки продажа бизнеса, превращается в своего рода «игру учредителя с цифрами»: поставлю 50 миллионов, не продам сделаю 30, а может 45..., и такая игра абсолютно точно отпугнет серьезного покупателя, или же покупатель проанализировав информацию об изменении цены бизнеса во времени потребует значительную скидку от стоимости. Зачастую собственник бизнеса при определении стоимости руководствуется только затратами на создание и развитие бизнеса, в то время как при независимой оценке стоимости применяются затратный, доходный и сравнительный методы. Следовательно независимая оценка рассматривает определение стоимости бизнеса с разных сторон, более системно и комплексно, учитывая все перспективы и риски бизнеса.

Международные стандарты оценки определяют «стоимость действующего бизнеса» как стоимость, приписываемую бизнесу в целом, а не какой-либо из его составных частей. Стоимость отдельных активов как компонентов действующего бизнеса определяется на основе их вклада в общее целое и обычно рассматривается как их потребительская стоимость для конкретного бизнеса и его владельца. Но при этом ни одна из этих компонент рыночной стоимости не образует. По американским стандартам «оценка бизнеса - это процесс подготовки заключения или определения стоимости предприятия или доли акционеров в его капитале». При этом имеется в виду стоимость действующего (функционирующего) предприятия.

В России оценка бизнеса регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральными Стандартами оценки №№ 1, 2, 3, обязательными к применению при осуществлении оценочной деятельности, (ФСО №1, ФСО №2, ФСО №3), утвержденными Приказами Минэкономразвития России от 20 июля 2007г. №№ 254, 255, 256.

При определении рыночной стоимости бизнеса применяются основные методы определения стоимости:

  1. Доходный метод;
  2. Затратный метод;
  3. Сравнительный метод.

Доходный метод предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных денежных потоков.

Затратный подход использует методы: чистых активов и ликвидационной стоимости. Стоимость воспроизводства - это затраты на воспроизводство точной копии предприятия или другого актива, даже если есть более экономичные аналоги. Точная копия означает, что объект воспроизводится с использованием таких же решений, строительных конструкций, оборудования и материалов, а также с тем же качеством работ, услуг, что и у объекта оценки. Стоимость замещения - это затраты на создание предприятия, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но функционирующего более эффективно, с использованием современных и прогрессивных материалов, конструкций, оборудования, работ, услуг.

При сравнительном подходе используются: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.

Для получения более достоверного результата, к оценке стоимости бизнеса применяются все основных подходы к определению стоимости бизнеса, при этом реальная рыночная стоимость будет определена как сумма стоимостей, полученных различными методами, с поправкой на удельные коэффициенты. При этом удельные коэффициенты значимости оценок по разным, в принципе допустимым в данной ситуации, методам оценки понимаются как коэффициенты доверия к соответствующему методу.

Также необходимо отметить тот факт, что применение классических методов оценки стоимости действующего бизнеса не всегда применимо к российским предприятиям в силу объективных причин. К ним, в частности, относятся:

  1. неразвитость российского рынка ценных бумаг в сфере малого и среднего бизнеса в настоящее время он фактически отсутствует), вследствие чего нет информации по рыночной котировке ценных бумаг оцениваемого предприятия, или его аналога;
  2. информационная закрытость российского рынка - в ряде случаев невозможно получить публичную финансовую отчетность даже открытых акционерных обществ, что затрудняет сбор информации по компаниям-аналогам;
  3. большинство оцениваемых предприятий показывает прибыль, близкую к нулю, что является следствием уклонения от уплаты налога на прибыль либо вообще их убыточности вследствие общего состояния экономики в стране или неэффективного менеджмента. Таким образом, использование метода дисконтированного денежного потока также иногда бывает проблематично;
  4. практически отсутствие информации о фактических совершенных сделках купли-продажи действующего бизнеса, что крайне затрудняет использование сравнительного подхода определения стоимости.

Доходный подход

Метод дисконтированных денежных потоков- это метод определения капитализированной стоимости доходов, при котором последовательно каждый доход или группа доходов со своими ставками дисконтирования приводятся к величине, равной сумме их текущих стоимостей.

Таким образом, данный метод можно еще назвать методом последовательного дисконтирования. В соответствии с этим методом при определении стоимости бизнеса должны быть решены две задачи: проанализировать и спрогнозировать будущие потоки денежных доходов с точки зрения их структуры, величины, времени и частоты их поступлений и определить ставки, по которым их необходимо дисконтировать.

С теоретической и практической точек зрения метод дисконтирования денежных доходов самый лучший, однако, он весьма трудоёмок. Есть оценки, которые в принципе невозможно осуществлять без использования этого метода, - это разработка и оценка инвестиционных проектов.

Основные этапы оценки предприятия методом дисконтированных денежных потоков:

  1. Выбор модели денежного потока
  2. Определение длительности прогнозного периода
  3. Ретроспективный анализ и прогноз доходов
  4. Анализ и прогноз расходов
  5. Анализ и прогноз инвестиций (фактически стоимости предприятия)
  6. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода
  7. Определение ставки дисконта
  8. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков

Выбор модели денежного потока. При оценке бизнеса можно применить одну из двух моделей денежного потока: денежный поток для собственного капитала или денежный поток для инвестированного капитала. Принимая во внимание, что главная цель оценки стоимости бизнеса - определение реальной рыночной стоимости бизнеса, с целью продажи, однозначно, в качестве модели денежного потока будет использован денежный поток для инвестированного капитала.

В качестве базы длительности прогнозного периода при оценке стоимости используется прогнозный период - 3 года. С одной стороны, чем длиннее прогнозный период, тем больше число наблюдений и более обоснованным с математической точки зрения выглядит итоговая величина текущей стоимости предприятия. С другой стороны, чем длиннее прогнозный период, тем сложнее прогнозировать конкретные величины выручки, расходов, темпов инфляции, потоков денежных средств. Так в странах с развитой рыночной экономикой прогнозный период составляет 5-10 лет, в странах с нестабильной экономической ситуацией допустимо сокращение прогнозного периода до 3 лет.

Ставка дисконта - это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса. В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования или - это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки. Существуют различные методики определения ставки дисконтирования, наиболее часто применяемыми являются: модель оценки капитальных активов, метод кумулятивного построения и модель средневзвешенной стоимости капитала.

Модель оценки капитальных активов основана на анализе массивов информации фондового рынка, конкретно - изменений доходности свободно обращающихся акций. Соответственно в нашем случае эта модель не применима, вследствие того, что на российском фондовом рынке акции большинства предприятия не обращаются.

Модель средневзвешенной стоимости капитала в основном применяется для открытых акционерных обществ, осуществляющих эмиссию обыкновенных и привилегированных акций.

Для определения ставки дисконтирования при оценке бизнеса в целях продажи рекомендуется применять метод кумулятивного построения.

Кумулятивный метод применяется чаще всего при оценке компаний малого и среднего бизнеса. Метод основан на предпосылке, что применяемая ставка дисконтирования (а, следовательно, и коэффициент капитализации) составлена из ряда факторов риска, которые в совокупности представляют характеристику общей прибыли, которая требуется для компенсации совокупного риска при оценке бизнеса.

Расчет чистого приведенного дохода (NPV). Чистый приведенный доход показывает, какой положительный или отрицательный доход получит инвестор (покупатель бизнеса), если NPV>0, то проект прибыльный, NPV<0, то проект убыточный. В практике определения стоимости действующего бизнеса оптимальным считается значение NPV=0, так как в данном случае существует компромисс между интересами продавца и покупателя бизнеса.

Расчет нормы рентабельности инвестиций (IRR). Под нормой рентабельности (или внутренней нормой доходности) инвестиции (IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования при котором NPV=0. Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с покупкой действующего бизнеса. Например, если покупка бизнеса полностью финансируется за счет кредитных средств, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которой делает проект убыточным.

Метод определения срока окупаемости инвестиций. Срок, в течение которого покупатель бизнеса сможет вернуть первоначальные затраты, обеспечив при этом требуемый уровень доходности называется методом определения срока окупаемости инвестиций.

Метод капитализации прибыли

Данный метод заключается в расчете текущей стоимости будущих доходов, полученных от использования бизнеса с помощью коэффициентов капитализации:

где V - стоимость бизнеса;

I - периодический доход;

R - коэффициент капитализации.

Применение метода капитализации предусматривает следующие основные этапы:

  1. Финансовый анализ
  2. Прогнозирование прибыли, которая будет затем капитализирована
  3. Расчет адекватной ставки капитализации
  4. Определение предварительной стоимости

В отдельных случаях определенные виды инвестиций являются очень прибыльными. И реинвестирование по той же ставке процента, что и первоначальные вложения, считается маловероятным. Поэтому для определения предварительной стоимости бизнеса доходным подходом, включающим в себя метод дисконтирования денежных потоков и метод капитализации прибыли, рекомендуется вносить корректирующие поправки.

Затратный метод определения стоимости бизнеса

Затратный подход в оценке стоимости бизнеса предполагает рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате в процессе оценки стоимости предприятия встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса (в том числе и нематериальных активов) в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, затем, из рыночной стоимости активов вычитается текущая стоимость обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия. Базовой формулой в затратном подходе является:

Собственный капитал = Активы — Обязательства Затратный подход представлен двумя основными методами:

  • метод стоимости чистых активов;
  • метод ликвидационной стоимости.

Метод стоимости чистых активов. Этапы расчет методом стоимости чистых активов:

  1. Оценивается недвижимое имущество;
  2. Определяется рыночная стоимость оборудования;
  3. Выявляются и оцениваются нематериальные активы;
  4. Определяется рыночная стоимость финансовых вложений;
  5. Запасы предприятия переводятся в текущую стоимость;
  6. Оценивается дебиторская задолженность;
  7. Обязательства переводятся в текущую стоимость;
  8. Определяется стоимость собственного капитала путем вычитания из рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.

Метод ликвидационной стоимости

Метод ликвидационной стоимости предполагает, что компанию ожидает банкротство, с последующей продажей имеющихся активов. Для оценки действующего бизнеса, приносящего прибыль, а тем более находящегося в стадии роста это подход, как правило, не применяют.

Сравнительный подход

Сравнительный метод основан на принципе замещения - покупатель не приобретёт бизнес, объект недвижимости, оборудование, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью. Сравнительный подход в основном используется там, где имеется достаточная база о сделках купли-продажи. Основные преимущества сравнительного подхода:

  1. При определении стоимости бизнес оценивается на основании фактических сделок и цен купли-продажи аналогичных предприятий
  2. Оценка основана на статистической информации и,   следовательно, отражает фактические результаты коммерческой и финансовой деятельности предприятия
  3. Цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке, а значит, является реальным отражением спроса и предложения

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков: игнорирует перспективы развития бизнеса в будущем; получение достоверной информации от предприятий - аналогов является довольно сложным процессом.

Сравнительный (рыночный) подход включает в себя три основных метода: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.

Отбор компаний для сравнения производится по следующим критериям: принадлежность к той или иной отрасли, региону, вид выпускаемой продукции или услуг; диверсификация продукции или услуг; стадия жизненного цикла, на которой находится компания; размеры компаний, стратегия их деятельности, финансовые показатели.

Метод рынка капитала

Основан на рыночных ценах акций сходных компаний. Предполагается, что покупатель (инвестор), действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Этот метод основан на финансовом анализе оцениваемой и сопоставимой компаний.

Метод сделок (или метод продаж)

Основан на анализе фактически совершенных сделок купли-продажи компаний-аналогов. Так как в России отсутствует информация о совершенных сделках (или настоящих ценах продажи предприятий), то в основном используется информация о предложениях продажи аналогичных предприятий, с последующим внесением корректировок на размер предприятий, финансовое состояние, регион функционирования и т.д.

Метод отраслевых коэффициентов

Суть метода отраслевых коэффициентов заключается в том, что на основе анализа практики продаж бизнеса в той или иной отрасли выводится определенная зависимость между ценой продажи и каким-то показателем. Этот метод в основном используется для оценки небольших компаний. В результате обобщения были разработаны довольно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.

Так, согласно международной статистике:

  • рекламные агентства и аудиторские фирмы продаются, соответственно, за 0,7 и 0,5 годовой выручки;
  • рестораны и туристические агентства — соответственно 0,25-0,5 и 0,04-0,1 от выручки за год;
  • заправочные станции — 1,2-2,0 от месячной выручки;
  • предприятия     розничной     торговли     —     0,75-1,5     от     суммы: чистый доход+оборудование+запасы;

• машиностроительные предприятия — 1,5-2,5 от суммы: чистый доход + запасы.

Автор:

Теги: международные стандарты оценки  доходный метод  затратный метод  сравнительный метод  метод капитализации  метод дисконтированных денежных потоков  ликвидационная стоимость  метод рынка капитала  метод сделок  метод отраслевых коэффициентов  NPV  IRR  мет