В соответствии с законодательством РФ, паевой инвестиционный фонд – не юридическое лицо, а обособленный имущественный комплекс. В нем нет ни одного сотрудника, никто его не возглавляет, однако паи активно продаются, средства инвестируются, отчетность сдается. Все это делается руками сотрудников каких-то иных организаций. Так кому же Вы доверяете свои средства, покупая паи паевых инвестиционных фондов? Фонду, управляющей компании или кому-то еще? Нет одного лица, которое можно было бы назвать в качестве правильного ответа на этот вопрос. Речь идет о сложной системе взаимодействия целого ряда организаций. Законный вопрос – а не получится ли как у великого сатирика: «Кто сшил костюм?». Что касается паевых инвестиционных фондов, большое количество «портных» идет лишь на пользу. Именно за счет своей сложности система и имеет возможность в той или иной мере защитить инвесторов. Что это за система и как она работает? Давайте разберемся.
Как мы уже сказали, паевой инвестиционный фонд – обособленный имущественный комплекс. В нем аккумулируются средства различных инвесторов для их последующего вложения на рынке ценных бумаг и иных рынках. Денежные средства аккумулируются на специальных счетах, открытых для фонда. В процессе жизнедеятельности фонда активно принимают участие три основных действующих лица – управляющая компания, специализированный депозитарий и специализированный регистратор. Немаловажна и роль работающих с фондом банка, аудитора и, если требуется, оценщика. Рассмотрев вклад каждого участника процесса, мы сможем понять, как строится система обеспечения интересов владельцев инвестиционных паев.
Управляющая компания является основным лицом, реализующим бизнес-процессы. Прежде всего управляющая компания по собственной инициативе на основании понимания рыночной привлекательности того или иного вида фонда в текущей рыночной ситуации подготавливает правила доверительного управления фонда. Если правила эти подготовлены должным образом, их удается зарегистрировать в Федеральной службе по финансовым рынкам. Далее начинается процесс формирования фонда – основная его часть состоит из обмена паев на денежные средства, которые приобретатели паев передают фонд для их последующего инвестирования. Роль управляющей компании на этом этапе определяющая – если работа по позиционированию продукта среди покупателей должным образом не будет организована, то в фонд не попадет необходимое количество средств и он не будет сформирован. Что это значит для Вас, того, кто перечислил в фонд средства? Вы получите через некоторое время свои деньги обратно, а их инвестирование, которым собирались заниматься специалисты управляющей компании, так и не реализуется. Вы потеряете время и перед Вами опять встанет вопрос, куда же вложить свои средства. Таким образом, либо следует выбирать крупные управляющие компании, уже зарекомендовавшие себя, которые с большой вероятностью не столкнуться с проблемами формирования фонда, либо приобретать паи уже сформированного фонда – тогда риск, что он не сформируется, не угрожает Вам даже теоретически. Еще одна важная функция управляющей компании на данном этапе – собственно, прием заявок на приобретения паев и передача этих заявок специализированному регистратору. Эта работа должна быть налажена очень хорошо – речь идет и о минимизации ошибок, и о качестве сервиса. Если уже на этапе приема заявок на приобретение паев Вы находите ошибки в документах, сталкиваетесь с нелюбезным общением, долго стоите в очереди – стоит задуматься, действительно ли Вам нужны паи фондов под управлением именно этой управляющей компании. Если же заявки в управляющей компании не принимаются, а клиенты переадресовываются к регистратору, управляющая компании явно не хочет видеть Вас пайщиком своих фондов.
Деньги собраны, начинается процесс инвестирования. Кто непосредственно приобретает за счет средств фонда те или иные активы? Сотрудники управляющей компании. Поскольку брокерской лицензии у такой компании нет, она совершает операции на организованном рынке с помощью своего брокера. Внутри управляющей компании принимаются решения о покупке и продаже активов, анализируется текущий состав и структура активов фонда, с тем, чтобы обеспечить их соответствие требованиям законодательства и, соответственно, создать должный уровень защиты прав и законных интересов владельцев паев. Сотрудники управляющей компании также ведут учет в фонде, раскрывают информацию на сайте управляющей компании и в прессе, сдают отчетность. Закономерный вопрос – что же делают все остальные упомянутые нами организации, если так много функций ложится на плечи управляющей компании? Работы, на этом или ином этапе жизни фонда, хватает на всех.
Специализированный депозитарий занимается хранением активов фонда. В основном это бездокументарные ценные бумаги – их хранение осуществляется на соответствующих счетах. Если же речь идет о том, что в депозитарий никак не поместишь – например, здании, депозитарий хранит правоустанавливающие документы, подтверждающие обоснованность соответствующих записей на счетах. Однако хранение – не единственная функция, вторая, не менее важная – контроль каждой осуществляемой за счет средств фонда сделки на предмет ее соответствия законодательным и нормативным ограничениям. Ни одна сделка не осуществляется, пока не будет получено одобрение специализированного регистратора, исключение составляет купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже, где ценообразование носит объективный и независимый от кого бы то ни было характер. Таким образом, Ваши права — права инвестора — обретают дополнительную защиту – злоупотребление одновременно и со стороны управляющей компании, и со стороны специализированного регистратора куда менее вероятно, чем при нахождении всей полноты управленческой власти в одних руках.
Специализированный регистратор осуществляет ведение реестра владельцев ценных бумаг – инвестиционных паев. Главная его задача – в любой момент иметь возможность предоставить точную информацию, кто и в каком количестве владеет паями фонда. Регистратор может взаимодействовать с клиентами напрямую, или через трансфер-агента – действующее на основании специального договора юридическое лицо. Например, такие функции может исполнять брокер из этой группы компаний – он обладает большим количеством офисов и всегда может принять или передать документы клиентам на местах. Функции трансфер-агента, как уже упоминалось, может выполнять и управляющая компания фонда. Что касается самого специализированного регистратора, им может быть либо компания с лицензией регистратора, либо же эти функции может выполнять специализированный депозитарий фонда. Если в фонде, выбранном Вами в качестве объекта инвестирования, используется последняя схема, Вы должны понимать, что получили чуть более дешевый механизм, который может работать несколько быстрее, но плата за это – возросшие риски злоупотреблений, которые тем больше, чем меньше лиц участвуют в процессе функционирования фонда.
Роль банка в процессе функционирования фонда принимает то участие, которое он принимает в работе любой организации – через счета в банке происходит перечисление денежных средств. Выбор банка закрепляется в правилах доверительного управления фондом – как правило, это банк из той же группы, что и управляющая компания. С одной стороны, это несколько удешевляет услуги банка, с другой повышает риски – внутри группы риск злоупотреблений всегда выше. Надо понимать, что надеяться на доходность, сравнимую с рыночной, при банкротстве банка, в котором обслуживается фонд, рассчитывать не приходится. Таким образом, если выбран более надежный банк, привлекательность паев этого фонда для Вас, как инвестора, выше.
Аудиторская компания проверяет корректность составления отчетности фонда. От их заключения достаточно сильно зависит степень доверия инвесторов к управляющей компании. Даже единожды сданная недостоверная отчетность навсегда заставляет рынок задуматься – можно ли доверять этой управляющей компании. Вместе с тем, не менее важно и доверие к самому аудитору – в последнее время скандалы с некорректной отчетностью, подтверждаемой именитыми аудиторами, постоянно разгораются по всему миру. Таким образом, на сто процентов нельзя быть уверенным ни в ком. Однако есть почти всегда соблюдаемая закономерность – если управляющая компания нацелена на действительно независимый аудит, она сотрудничает с несколькими аудиторами – разными для разных фондов. Если же аудитор один, да к тому же он проверяет и саму управляющую компанию – вполне вероятна реализация риска сговора.
Оценщик требуется далеко не каждому фонду – только тем, которые работают с активами, не имеющими рыночной котировки – например, с объектами недвижимости. Оценщик применяет стандарты оценки, но, тем не менее, от его квалификации и действительной независимости результаты оценки могут сильно колебаться. Тем не менее, у Вас, как у владельца паев и, соответственно, заинтересованного лица, почти всегда есть возможность проверить оценщика – на ту же недвижимость цены можно посмотреть на специализированных сайтах – слишком сильно от этих показателей результаты оценки отличаться не должны.
Мы рассмотрели каждого из участников процесса обеспечения жизнедеятельности фонда. Инвестор оказывается в достаточно интересной ситуации: деньги вложены в фонд, а осуществляет управление и частично несет ответственность управляющая компания. Сформирована система контроля соответствия действий управляющей компании требованиям закона. Однако контроль соблюдения не формальных критериев минимизации рисков, как, например, состав и структура фондов, а реального следования интересам инвесторов и приложения со стороны управляющей компании наибольших усилий к увеличению стоимости чистых активов фонда, практически невозможен.
Учитывая тот факт, что в доверительном управлении у управляющей компании находятся, как правило, активы нескольких фондов, а также средства, переданные в индивидуальное доверительное управление, возможности по перераспределению результатов разных по выгодности сделок между разными фондами, портфелями разных клиентов индивидуального доверительного управления и портфелем самой управляющей компании портфельным менеджерам представляются самые широкие. Также нельзя забывать и про человеческий фактор: случаев заключения недобросовестных сделок между управляющей компанией, выступающей как доверительный управляющий фонда, и фирмой, на проверку оказывающейся опосредованно принадлежащей работнику управляющей компании, не так уж мало.
Резюмируя, отметим: что именно будет происходить со средствами, переданными в оплату паев, несмотря на сложную систему, предугадать нельзя. Существует лишь возможность ежедневно отслеживать изменения состава и структуры фонда и вовремя погасить паи, предотвратив значительные потери инвестированных средств. Даже учитывая законодательную и нормативную зарегулированность, а также контроль со стороны спецдепозитария, спецрегистратора и аудитора, следует помнить, что, согласно закону, «владельцы инвестиционных паев несут риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд».