Госдума одобрила законопроект о введении на территории РФ системы tax free, которая предусматривает возврат иностранным гражданам налога на добавленную стоимость. Налог в размере 18% будет возвращаться при приобретении товаров в России при соблюдении определенных условий. Механизм возврата части стоимости товара заработает с 1 января 2018 года. Действие законопроекта распространяется на покупки, цена которых превышает 10 тысяч рублей. Об изменениях и перспективах внедрения новой системы в России рассказал Давид Капианидзе, руководитель налоговой практики BMS Law Firm.
Такая система давно действует более чем в 130 странах мира и уже доказала свою эффективность: это способствует увеличению как числа туристов, так и объема совершаемых ими покупок. Механизм tax free считается признаком развитой налоговой системы и высокого уровня гостеприимства. Именно по этим направлениям России есть чему поучиться у западных стран, поэтому эксперимент можно считать шагом в правильном направлении.
В России введение системы связано с предстоящим проведением матчей Чемпионата мира по футболу, которые должны пройти в 2018 году. Сомнений в том, что проект рано или поздно будет одобрен, было очень мало, так как taxfree решает сразу несколько задач: привлечение большего числа болельщиков (а затем и просто туристов), увеличение товарооборота и проверка института на практике в самое благоприятное для этого время. Вернуть деньги иностранные граждане смогут в течение года. Изменения не коснутся граждан стран ЕАЭС, поскольку торговля на территории союза не облагается пошлинами.
Однако при всех плюсах системы к закону есть ряд вопросов, которые касаются его реализации на практике.
Первый вопрос касается понятия “несоответствия отраженных в налоговой декларации сведений о налоговых вычетах сведениям, имеющимся у налогового органа”. Законопроект предусматривает при наличии такого “несоответствия” право налогового органа истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. Однако, как всегда с подобными инструментами в России, возникает правовая неопределенность: понятие несоответствия не раскрывается. На практике это может привести к излишним придиркам налоговых органов, что сильно сократит весь положительный эффект от введения taxfree.
Также остается неясным, какова стоимость услуги за оформление возмещения налога в соответствии с п. 3 ст. 169.1. НК РФ: “Сумма налога, компенсируемая гражданину иностранного государства, определяется как сумма налога, исчисленная организацией розничной торговли при реализации товаров этому физическому лицу, уменьшенная на стоимость услуги по компенсации суммы налога”. К этому определению возникает вопрос, но пока он остается открытым, хотя уже сейчас понятно, что чрезмерная стоимость оформления услуги сократит количество желающих ею воспользоваться.
Перечень учреждений розничной торговли и требования будут утверждаться Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития внешней и внутренней торговли. Однако появление утвержденного перечня и требований в сроки вызывают сомнения. Может получиться так, что закон уже начнет действовать, а требования так и не будут одобрены. Таким опасениям способствует то, законопроект перед принятием очень долго обсуждался, и было немало споров по поводу его конечной редакции.
Также стоит учитывать и то, что в случае не подтверждения правомерности применения ставки 0% суммы НДС будут возмещаться за счет торговых организаций. Это приведет к значительным убыткам, которые на фоне сложной экономической ситуации могут серьезно ударить по бизнесу. Но все эти спорные моменты могут оказаться следствием экспериментального характера запуска системы в России – потребуется несколько лет для того, чтобы учесть все позитивные и негативные стороны нововведения и доработать их. Здесь скорее вопрос к тому, насколько серьезно власти рассматривают taxfree в качестве постоянно действующего механизма.
При всех этих нюансах введение в России института taxfree – положительное явление. Помимо ощутимых выгод это будет способствовать гармонизации налогового законодательства РФ с европейскими странами, в которых много очень развитых и эффективных механизмов. Такой шаг может стать началом к тому, чтобы и дальше адаптировать подобные инструменты в российское правовое поле.