Автор: Хитер Селф (Heather Self), CTA, FCA; партнер международной юридической компании Pinsent Masons
Источник: Accountancy Live
Перевод: GAAP.RU
Фото: accountancylive.com
На этой неделе Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила свои самые первые рекомендации для международных регуляторов в рамках выполнения плана по борьбе с эрозией налоговой базы и перемещением прибыли – Base erosion and profit shifting, или просто «BEPS». Поскольку по своей сути это реформа международного налогового законодательства, повлиять она должна также на очень многие страны, хотя при этом в очень многих странах эти рекомендации – возможно, не все – но уже по факту выполняются.
- Вебкаст пресс-конференции, посвященной этому событию, на официальном сайте ОЭСР
Первые в серии формальные предложения от ОЭСР направлены на формирование единого набора международных налоговых правил, которые напрямую затронут транснациональные компании, многие из которых промышляют переведением своих прибылей в низконалоговые юрисдикции с целью минимизации налоговых отчислений.
В прошлом году Организация экономического сотрудничества и развития выделила 15 основных направлений действий в рамках реализации своего плана «BEPS».
- Публикация от Ernst & Young «План мероприятий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS) – поворотный пункт в истории международного налогового сотрудничества» – октябрь 2013 г.
Сегодняшние предложения оговаривают семь из них. По своей сути это рекомендации, подготовленные по поручению лидеров G20, и логично предположить, что эти же страны в первую очередь начнут активно вводить их в действие в рамках своего национального налогового законодательства. Также они станут одной из основных тем обсуждений на всех последующих встречах «Большой Двадцатки».
Фото: www.pressfoto.ru
«Гибридные схемы»
Итак, с чем мы имеем дело? Среди прочего, сегодняшние предложения направлены на нейтрализацию так называемых «гибридных» инструментов налоговой минимизации (hybrid mismatch arrangements), предотвращение злоупотребления межгосударственными налоговыми соглашениями, а также недопущение уклонения от уплаты налогов в юрисдикциях, где компании получают прибыль, путем использования трансфертных цен.
Оставшиеся направления действий для реализации плана будут представлены в сентябре и декабре уже следующего года.
По сути, мы на полдороге к реализации довольно массивного проекта, и стоит, наверно, поздравить ОЭСР хотя бы с этим, учитывая высокую степень достигнутого консенсуса и качество информационного обмена со странами-участниками.
Но предстоит еще долгий путь, прежде чем мы обзаведемся достойной XXI столетия налоговой системой, и многих при этом беспокоит, что итоговый результат может быть не таким уж целостным. Организация экономического сотрудничества и развития осознает весь риск, однако утвержденное расписание (вся работа обязана быть законченной до конца 2015 года) означает, что наверняка будут проблемные области, где достигнуть консенсуса, возможно, до конца не удастся.
«Вредные» практики
ОЭСР хочет, чтобы все четко осознавали следующий факт: они фокусируются в своей работе в основном на «вредной» налоговой практике, которая в основном вращается вокруг льготных налоговых режимов для интеллектуальной собственности. В Великобритании, например, часто можно слышать о «патентных боксах» (patent box), а по сути это просто схема налогообложения, призванная стимулировать получение прибылей на патентах, поскольку налоги на такую прибыль существенно ниже. Международные эксперты хотят сделать так, чтобы льготы действовали только тогда, когда действительно имеет место, скажем так, «существенная активность» в той налоговой юрисдикции, которая интересует налоговиков. Хотя пока что не достигнуто соглашения о порядке проведения такого теста, лично Великобританию могут уже в скором будущем попросить просто-напросто ужесточить свои условия для получения налоговой льготы в рамках «патентного бокса».
Фото: www.pressfoto.ru
Кроме того, сегодня, после публикации, стало понятно, что ОЭСР решила все-таки не рассматривать «цифровой сектор экономики» в качестве отдельного случая. В самом деле, будет проблематично, если не сказать вообще невозможно, определить особые правила для цифрового сектора бизнеса, и даже если такое удастся, то кто гарантирует, что они не окажутся устаревшими уже в момент публикации, ведь здесь прогресс идет вперед семимильными шагами. Вместо этого эксперты просто хотят оговорить, что определенные деловые структуры и ключевые элементы цифровой экономики могут значительным образом усилить риски эрозии налоговой базы и перемещения прибыли (риски «BEPS» – давайте привыкать к такому варианту определения, потому что будем сталкиваться с ним часто). Следовательно, работа по всем остальным из 15 направлений деятельности в рамках реализации плана должна обязательно учитывать цифровой фактор.
Некоторые сегодняшние предложения посвящены «гибридным расхождениям» (hybrid mismatches). Ввиду отсутствия официального русского перевода приводим это понятие с оговоркой, что в официальной литературе это явление может впоследствии называться по-другому. Суть его в следующем: используя лазейки международного налогового законодательства, компании могут попытаться получить налоговую льготу по одним и тем же расходам одновременно в двух юрисдикциях. Как вариант, компании могут попытаться получить льготу в одной юрисдикции, при этом соответствующего изменения налоговой базы во второй юрисдикции не произойдет.
Разработчики хотят предотвратить возможность заключения таких соглашений без обязательного раскрытия налогооблагаемой прибыли. Кроме того, станет невозможным пользоваться налоговыми преференциями в рамках межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, если единственной их причиной является налоговая экономия.
Конечно, уже сейчас существует более-менее распространенная поддержка идее дополнительного налогообложения таких транзакций, но механизмы, которые будут вводиться в этом случае, очень сложны, а бизнес опять заговорит о высоком риске двойного налогообложения, если принятые меры будут недостаточно четко оговорены.
Для увеличения прозрачности бизнеса «за океаном» и ограничения возможностей многонациональных корпораций по переводу прибылей в офшоры Организация экономического сотрудничества и развития предлагает систему отчетности по странам (отдельно по каждой стране). Компании должны будут раскрывать природу своей деловой активности, количество сотрудников, прибыли, получаемые в каждой юрисдикции, и налоги, уплачиваемые там же. Требования к детализированной отчетности еще предстоит сформулировать в окончательном формальном варианте, но можно уже сейчас ожидать, что с их публикацией бизнес тут же заявит свою обеспокоенность по поводу возросшей для них нагрузки.
Что касается предлагаемых изменений к руководству по трансфертным ценам, то они в первую очередь направлены на справедливое налогообложение нематериальных активов – таких как та же интеллектуальная собственность, например.
Фото: www.pressfoto.ru
Глобальное соглашение
ОЭСР ориентируется на перемены, которые, скорее всего, будут внедряться в рамках единого международного юридического соглашения. Оно введет в действие все двусторонние соглашения для всех участников одновременно. То есть это будет новая система международных стандартов – стандартов международного налогового регулирования. Конечно, окончательный их вариант еще может поменяться, в том числе могут поменяться и сегодняшние предложения, ведь до декабря 2015 года еще есть время.
Если же брать конкретно британский бизнес, то вся будущая работа ОЭСР на протяжении следующего года его в первую очередь будет интересовать с позиции возможности вычета процентных расходов для расчета налогооблагаемой базы – и того, не пойдет ли правительство Великобритании на уступки, не ужесточит ли оно сегодняшние довольно-таки снисходительные налоговые режимы, обеспечивающие ей приток иностранных инвесторов.