План на “послекризис” – а как у “них”?

Стратегическое управление
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 15 Июня 2020


Как выходит из самоизоляции Россия, можно наблюдать лично. Отношение к коронавирусу может быть разным; у кого-то оно успело поменяться за эти месяцы – и вот люди смело возвращаются к прежней (реальной ли, воображаемой ли) “нормальности”. В большинстве случаев иного выбора как бы и нет, потому что, чтобы кормить семью, нужно работать. Впрочем, немало и тех, кто по-прежнему старается по мере возможностей соблюдать самоизоляцию, а если уж неизбежен контакт с другими – хотя бы соблюдать в этом осторожность.

Теперь, что касается Великобритании. После просмотра новостных сводок остается ощущение, которое можно описать фразой “все очень и очень серьезно”. Это страна, занимающая сегодня по количеству заражений 5 место в мире, а если брать число умерших – то третье, после США и Бразилии. Это страна, премьер-министр которой перенес COVID-19 в довольно тяжелой форме. И это страна, которая только на этой неделе начинает постепенно открывать непродовольственные магазины в условиях очень строгих ограничений - которых при этом, что также немаловажно, большая часть граждан и владельцев бизнеса собирается все же придерживаться (см. по соседству новость о том, как собираются возвращаться к офисной работе представители аудиторской сферы – GAAP.RU).

У британского бизнеса сегодня очень значительное внимание все еще уходит на “быстрые” меры экстренного реагирования на постоянно возникающие финансовые сложности. То есть примерно как на первой кризисной стадии из четырех, о которых рассказывается в еще одной сегодняшней новости. Там также идет речь о том, как своим решением о временном снижении налогов правительство может попытаться подстегнуть спрос, без которого будет очень сложно “раскочегарить” предпринимательскую активность. Но и сами компании, предчувствуя это вступление в новую фазу, начинают вновь обращать остатки своего внимания на долгосрочную перспективу, которая и определит в конечном итоге их судьбу. Ощущения от нее в Великобритании, судя по всему, остаются не очень оптимистичными.

Никаких гарантий возвращения к “нормальности”

По результатам проведенных интервью с представителями бизнеса Accounting Web пишет, что у экспертов стойкое ощущение медленного продвижения по вязкой стоячей воде, без всякого представления, как готовиться к сложностям, которые могут ждать впереди. Когда прекратят свое действие программы правительственной помощи, многие могут “отвалиться” очень быстро. “Карантин постепенно ослабляется, и в конечном итоге его снимут. Зарплатные субсидии подойдут к концу, и придется оплачивать операционные расходы”, - отмечает Джулиан Питтс (Julian Pitts), региональный менеджер Begbies Traynor (компания занимается профессиональным консалтингом, специализируясь на финансовом оздоровлении, банкротствах и реструктуризации бизнеса). – “Именно это время сразу за ослаблением карантинных ограничений представляет реальную опасность для бизнеса, проверяя не только его гибкость, но и выживаемость в пост-коронавирусном мире”.

Согласно последнему распоряжению правительства, в основной массе торговая деятельность должна возобновиться как раз сегодня, 15 июня – только вот получится ли? Нет никаких гарантий, что с тысячами по-прежнему активных случаев COVID-19 она будет хоть чем-то напоминать активность в докоронавирусную эпоху. Питтс подчеркивает, что сам факт готовности бизнеса к открытию совсем не означает готовность потребителей вернуться к старым привычкам.

Так, последний опрос Ipsos MORI (компания, образованная в результате слияния двух организаций в 2005 году, занимается в Великобритании рыночными исследованиями) показал, что у большей части британцев вызывает дискомфорт сама идея снова отправиться в пабы или рестораны, даже если это будет снова разрешено. Весьма прозрачный сигнал, что продажи вряд ли тут же вернутся к докризисным временам.

“Есть очевидное беспокойство относительно других последствий снятия карантина” – отмечает Кейран Педли (Keiran Pedley), директор по исследованиям Ipsos MORI. – “Цифры говорят, что потребуется какое-то время для отдельных составляющих британской экономики, на то чтобы вернуться к подобию нормальности после завершения локдауна”.

С одной стороны, бизнес очень страдал эти месяцы, пока действовали ограничения, и с нетерпением ждал их окончания. С другой – окончание также будет означать и завершение антикризисной помощи, в том числе таких программ льготного кредитования как Coronavirus Business Interruption Loan Scheme (“CBILS”), или же Bounce Back Loans, которые ввели на смену CBILS после довольно активной критики. Деньги придется возвращать.

Что еще немаловажно отметить насчет Британии - складывается ощущение некой закредитованности населения из-за неразберихи как среди самих заемщиков, так и банков относительно лимитов по выдаче кредитов. Объявления правительством делались поспешно и довольно сумбурно, – отмечает издание Accounting Web, – поэтому много было сообщений о том, как какой-то банк вроде бы уже одобрял кредит, а несколько дней спустя шел на попятную.

Время непростых выборов

Если бизнес не сможет восстановиться после прекращения действия зарплатных субсидий от правительства, придется принимать много непростых решений по поводу того, как вертеться” далее – или, возможно, даже уйти с рынка совсем. Перспективы того, что налоговики из HMRC бросятся выбивать причитающиеся платежи, и тем же самым займутся кредиторы, вполне реальны.

Кому-то придется при этом хуже других. “Хотя ни один сектор не защищен сегодня от деловых шоков, у некоторых компаний больше причин для беспокойства”, - полагает Джулиан Питтс. – “Отдельные отрасли будут более уязвимы по сравнению с другими и испытают на себе более продолжительное возвращение к нормальности. В то же время почти очевидно, что какие-то компании просто не откроются вообще, особенно те, которые уже ощущали финансовые или операционные сложности до коронавирусной пандемии”.

Отрасли, зависящиеся от потребительского спроса в очень значительной степени (гостиничный бизнес, турбизнес, авиаперевозки, а также непродовольственный ритейл) пребывают в наивысшей категории риска, поскольку вынуждены следовать мерам социального дистанцирования. В своем заявлении на эту тему представители ACCA отметили, что при таком раскладе весьма драматичный эффект сказывается на цепочке создаваемой операционной стоимости. Согласно ответам опрошенных ассоциацией представителей бизнеса, многие фиксируют снижение потребительского спроса, нарушения в поставках, отложенный запуск новых продуктов или услуг, задержку в реализации инвестиционных планов.

“Цепляться”, вертеться” или вообще уйти?

Столкнувшись с беспрецедентным кризисом, организациям придется действовать не только быстро, но и эффективно, обеспечивая себе краткосрочное выживание и одновременно восстанавливая свою былую гибкость для обеспечения долгосрочного развития.

Основной рекомендацией малому и среднему бизнесу является недопущение быстрого коллапса, однако это, конечно, не единственное направление антикризисного планирования. Стоит, например, вспомнить и о пересмотре методов прогнозирования денежных потоков и подумать, как это можно использовать эффективно в долгосрочной перспективе.

Возможно, это также подходящее время для переосмысления ключевой бизнес-модели, благодаря чему ваша компания может попробовать, например, онлайн-продажи, доставку до дверей дома, урезание затрат на маркетинг или какие-то еще варианты делать что-то по-другому.

Нельзя при этом забывать и про опасность второй волны в этом или уже в следующем году – как скажется на вашем бизнесе она? Некто из управляющей компании Tier One UK, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что если не начать думать об этом уже сейчас, можно проиграть, потому что приступать к формированию резервов на случай второй волны COVID-19 следует при первой возможности. А начаться она может довольно быстро после снятия карантина, как уже показывает пример отдельных стран (Китай, а теперь все дело к тому идет и в Украине – но, опять же, многое зависит от степени осознанности в поведении граждан – GAAP.RU).

Просто взять и уйти – тоже заслуживающая внимания стратегия для бизнеса, не желающего долго мучиться, накапливая долги. Логично ведь, что признать провал лучше раньше, если он неизбежен. Джулиан Питтс напоминает, что обеспеченная кредитными схемами и грантами от британского Минфина временная “плавучесть” бизнеса начинает идти на убыль. Конечно, для многих эти схемы стали спасением, и за них бизнес весьма благодарен, но важно понимать, что это скорее как пластырь на раны, требующие более серьезного вмешательства (а для отдельных компаний – так и вовсе фатальные).

“Два месяца после карантина – и вот уже многие компании на развилке без очевидного пути дальнейшего продвижения. Двери закрыты, накладные расходы продолжают накапливаться, и даже если торговле разрешат продолжиться, исследования говорят, что потребительская уверенность пошатнулась”, - говорит эксперт. – “[Перспективы] реструктуризации и финансовые возможности нужно всегда изучать, где только можно, но если компания действительно нежизнеспособна со всеми растущими обязательствами и без всяких шансов выплатить то, что необходимо, директорам и владельцам бизнеса придется принять на данной стадии эту рекомендацию”.

По материалам: Accounting Web

Теги: коронавирус  самоизоляция  COVID-19  британский бизнес  предпринимательская активность  правительственная помощь  карантин  операционные расходы  накладные расходы  снятие карантина  антикризисная помощь  льготное кредитование  Coronavirus Business Interr