Мы спросили экспертов, чем, по их мнению, можно объяснить такую пассивность в проведении важных для экономики страны реформ ? Пенсионную реформу правительство решило отложить, “налоговый маневр” не считает нужным на данный момент (по крайней мере, тот “маневр”, который касался страховых взносов и НДС). Что это – нежелание идти на потенциально непопулярные для электората меры, и только ли в этом дело?
Роман Алехин, президент Ассоциации социальных предпринимателей:
Как всегда есть два варианта. Один из них - действительно Правительство и президент не хотят что-то менять в такой тонкой сфере как налоги, так как при любом изменении однозначно будут недовольные, и это будет дополнительной возможностью для оппонентов сегодняшних властей указать на неправильность курса действующего Президента. И, наверно, это самое простое объяснение, которое лежит на поверхности.
Но есть и другой, может быть даже абсолютно противоположный вариант. Возможно, отказ от реформ продиктован тем, что Путин решил действительно поменять курс на последний свой президентский срок, что вполне логично и в связи с запросами активной либеральной части общества, и в связи с доверием к нему большинства уже не как к должностному лицу, а как к лидеру нации. Если, например, сбудется прогноз о том, что следующим главой правительства станет Кудрин, то налоговая реформа будет совсем иной, а не такой робкой, как предлагало Правительство Медведева. И я больше придерживаюсь именно такого мнения, что решение о реформе есть, так как она назрела, но провайдером ее будет уже совсем другое Правительство, и это будет не дополнение того, что есть, а полное изменение налогового поля.
Кордюкова Наталья, юрист, руководитель налоговой практики юридической компании “Клифф”:
Краеугольной мерой налоговой реформы, которая обсуждалась, была модель “22/22” (или “21/22”) - сокращение размера сборов на обязательное страхование (ПФР, ФСС, ФОМС) с 30% до 22 % при увеличении ставки по НДС с 18% до 22%. Мотив совершенно очевиден. НДС уплачивается со всего оборота компании, а взносы – только с заработных плат, при этом сам НДС администрируется значительно лучше, чем взносы с заработной платы. В настоящий момент налоговыми органами введена и успешно функционирует автоматическая система “АСК НДС-2”, которая практически в режиме онлайн позволяет следить за платежами НДС в бюджет и, следовательно, оперативно предъявлять претензии налогоплательщикам, среди контрагентов которых есть лица, по каким-то причинам пренебрегающие этим налогом. При этом заработные платы в стране платятся в большом размере в “конвертах”, отследить их реальный размер на практике очень сложно. Очевидно при этом, что это может существенно затруднить деятельность бизнеса: ставка НДС в 21-22% объективно очень большая. В практике стран ЕС НДС редко превышает 20%, оставаясь на уровне 13-17%.
Представляется, что для Правительства в условиях дефицита бюджета большим соблазном является такая налоговая реформа: все говорит в пользу того, чтобы ставка налогов и/или их администрирование становилось все более и жестким. Собственно, шаг в направлении модели “22/22” уже был сделан, когда взносы передали из юрисдикции ПФР и ФСС в юрисдикцию ФНС России, приравняв их тем самым к прочим налогам. Альтернативой может быть, например, автоматическое администрирование доходов граждан на уровне банков, когда именно банку вменяется в обязанность обеспечить информацию о том, заплатил ли работодатель налоги по доходам гражданина, который тот перевел на карточку (с релевантным ограничением оборота наличных средств в стране). Судя по последним приказам ЦБ РФ, есть все основания полагать, что эта модель также может быть реализована, обеспечив собираемость налогов без существенного поднятия ставок.
Вероятно, реформа требует более тщательной проработки и выбора концепции, особенно учитывая те изменения, которые уже были приняты в этом году. Возможно, пока не известно, кто войдет в новое правительство, и кому придется отвечать за реализацию данных реформ. В любом случаев этом году было достаточно изменений: закон об экономической обоснованности в налоговых целях, изменения в валютном праве, международный автоматический обмен информацией по банковским счетам и проч.