По материалам: AAT Comment
Повышение квалификации людьми, работающими в сфере профессиональной бухгалтерии, позволяет им поддерживать свое соответствие высочайшим стандартам. Это очень важная для любого профессионального бухгалтера составляющая профессионального развития, помогающая в полной мере раскрыть потенциал, приобрести необходимые технические навыки и знания. Членство в очень многих профессиональных ассоциациях предполагает постоянное повышение квалификации. Какие существуют основные возможности для этого?
Если говорить о повышении профессиональной квалификации, то возможностей для этого – море. Формальные курсы, удаленные или в аудитории – лишь один из путей. Как отмечает управляющий директор Qualification Central Дэвид Уилсон (David Wilson), многие могут зарабатывать очки квалификации по выборочным, интересующим их модулям, предпочитая тот или иной метод получения знаний. Часы обучения с течением времени накапливаются – довольно часто профстандарты оговаривают фиксированное количество часов в год, которое необходимо набрать.
Также в качестве повышения профессиональной квалификации иногда могут засчитывать профессиональную деятельность, например, преподавание, посещение конференций, участие в жизни профобъединений. И еще одной областью является самообучение в форме вебинаров, подкастов, проведения исследований на заданные темы.
Ключевой вопрос – что считать примером качественно реализованного повышения профессиональной квалификации конкретно в бухгалтерской сфере? Кард Ридер (Carl Reader), глава одной неназванной аудиторской компании из английского Суиндона, которая имеет большой опыт в этом, говорит: “Одна из существенных вещей, который мы заметили – это что хотя требования о повышении профквалификации выдвигаются только для сертифицированных бухгалтеров, для своей личной пользы проходить ее должен каждый – а равным образом для пользы всей организации и ее клиентов”.
Сегодня компания преимущественно обращается к внешним организаторам обучения. При ее размере приблизительно в 50 сотрудников она подошла к тому моменту, когда надо решать, что выбирать дальше – оставаться ли ей и далее на неформальных подходах к повышению квалификации на рабочем месте, или же создавать у себя свою обучающую команду, которая будет целенаправленно заниматься этим.
Здесь стоит отметить важный момент: если люди самостоятельно определяют для себя области будущего развития, обычно выбирают те, которые уже связаны с их сегодняшней работой, поэтому для их работодателей в любом случае выгодно инвестировать в развитие навыков своих сотрудников.
Если речь идет об обладателях, например, сертификаций AAT (Ассоциации технических бухгалтеров), то у них за повышение профессиональной квалификации считается обучение на получение сертификатов более высокого уровня. Это формальный подход, но есть наравне с ним и множество других вариантов, которые можно попробовать, если пока нет внутренней готовности к формализации процесса. Для примера, это могут быть какие-то очень специализированные курсы по определенному направлению работы. “Важно осознавать ваши устремления, куда вы хотите двигаться в будущем”, - отмечает Люк Робер (Luke Robért), консультант бухгалтерско-финансового рекрутинга в Acorn Recruitment. – “Убедитесь, чтобы любая квалификация или другие пути развития, предложенные вам по ходу работы, были актуальны – либо для отрасли, в которой вам случилось работать, либо на которую вы “положили глаз” в плане работы в будущем, официально или неофициально. Также важно отметить, что эти квалификации часто включают свои собственные опциональные модули, которые вы можете найти даже более актуальными, поэтому выбирайте мудро”.
Среди многочисленных примеров тематической направленности курсов повышения квалификации для прохождения – банкротство и несостоятельность, облачные вычисления и цифровое налогообложение, но есть и более общие, такие как трудовое законодательство, продажа бизнеса и даже работа с “неудобными” клиентами.
А какие рекомендации относительно курсов повышения квалификации можно дать самим работодателям? Мэрилин Девониш (Marilyn Devonish), владелица TranceFormations, рекомендует корпоративным управленцам говорить напрямую с подчиненными, чтобы точнее определять области их персонального и профессионального роста. “Обычно я рекомендую проводить что-то вроде оценки ценностей, чтобы узнать больше о конкретных сотрудниках. Когда вы понимаете их “триггеры”, драйверы, мотивации и стили обучения, вы можете предложить помощь с обучением и поддержку, которые специфически заточены под каждого сотрудника, которые отвечают их реальным потребностям”.
Для работодателя также очень важно иметь полноценную систему, позволяющую компании отслеживать прогресс и улучшения в результате прохождения профессиональной квалификации. “Вы можете измерять уровни производительности, завершенности поставленных задач, уверенности, устойчивости и способности решать проблемы, навыки критического мышления и принятия независимых решений”, - объясняет эксперт основные составляющие такой системы.
Таким образом, для любой организации сегодня открыто множество вариантов инвестирования в повышение профквалификации своих сотрудников – какие-то касаются исключительно бухгалтерской сферы, какие-то – развития “мягких” навыков или более глубокого изучения отрасли (хотя все, конечно, взаимосвязано). Важно при этом не забывать, что вашим сотрудникам необходимо постоянное развитие, как с точки зрения дополнительно создаваемой стоимости, так и с точки зрения их собственного ощущения себя как профессионала. Работодатели получают отдачу в виде более вовлеченных в рабочий процесс, талантливых сотрудников, которые с гораздо большей вероятностью останутся в коллективе на долгий срок.