Позитивные новшества и предстоящие изменения в квалификационном экзамене для аудиторов в 2022 году

Системы профессионального...

Автор:
Источник: Журнал “АУДИТОР” №11-2021
Опубликовано: 10 Декабря 2021

Статья рассматривает вопросы квалификационного экзамена для аудиторов, итоги его проведе­ния за период с начала 2021 года, новшества в методическом обеспечении и изменения в Программе экзамена с 1 января 2022 года. Представлена важная информация о получении зачетов экзаменов по модулям АССА по­сле сдачи соответствующих модулей квалификационного экзамена в ЕАК. Материалы статьи представле­ны на круглом столе «Актуальные вопросы аттестации и повышения квалификации аудиторов» (г. Москва, 18 ноября 2021 г.), организованном СРО аудиторов «Содружество».

Приоритеты квалификационного экзамена в 2021 году

Аудиторская деятельность и квалификаци­онная аттестация аудиторских кадров в Рос­сийской Федерации сегодня осуществляются на основе Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности направлена на повышение ка­чества аудита через комплексное совершен­ствование системы высшего базового образо­вания, профессиональной подготовки и ква­лификационной аттестации аудиторов, осу­ществляемых во взаимосвязи формируемых и оцениваемых компетенций [1].

Ответом на вызовы тотальной цифровизации и пандемии стали цифровая трансфор­мация бизнеса и связанные с ней изменения в приоритетах в квалификационной аттеста­ции аудиторских кадров. Сегодня аудиторско-консалтинговая деятельность представляет собой информационно-технологичный про­цесс, а безопасность цифровой среды стала главным условием работы с программным обеспечением, базами данных, информаци­онными ресурсами [2]. Ситуация в стране и в мире позволяет прогнозировать дальней­ший рост рисков информационной безопас­ности, что вызвано работой большинства со­трудников в удаленном режиме, привлечени­ем работников для дистанционной работы из других регионов в целях экономии средств и, как следствие, децентрализацией инфра­структуры, переводом информационных ре­сурсов в облачные технологии, увеличением расходов компаний и государственного фи­нансирования на информационную безопас­ность. Понимая повышение потребности аудиторско-консалтингового бизнеса в молодых кадрах, хорошо владеющих ИТ-технологиями и умеющих их применять в аудиторской дея­тельности, Единая аттестационная комиссия по проведению квалификационного экзамена на право осуществления аудиторской деятель­ности в Российской Федерации в 2021 г. суще­ственно увеличила долю вопросов на ИТ-компетенции в тестовой базе и практических заданиях экзамена [3].

Приоритеты в аудиторском образовании сегодня задают регулярно пересматриваемые международные стандарты аудита и их раз­работчики — Международная федерация бух­галтеров, которая, являясь транснациональной компанией, проводит глобальные исследования при финансовой поддержке Всемирного банка. Согласно мировым исследованиям, развитие профессионального аудиторского образования будет опираться на цифровые технологии, об­работку и аналитику больших данных, высокие этические нормы и обоснованность профес­сионального суждения. При этом междуна­родные исследования подтверждают, что у ау­диторов в ближайшей перспективе будут вос­требованы компетенции в таких областях, как информационная безопасность, борьба с кор­рупцией, противодействие финансированию терроризма и экстремизма, а также технологии оказания дистанционных услуг [4].

В Российской Федерации практика подобных исследований только начинает внедряться с уча­стием ограниченного круга заинтересованных лиц, прежде всего профессиональных и обще­ственных организаций без привлечения госу­дарственной финансовой поддержки, но при инициировании и непосредственном продви­жении проведения таких исследований со сто­роны Правительства РФ. Так, по поручению Минфина России сформирован Совет по мо­ниторингу компетенций аудитора из предста­вителей СРОА и профильных образовательных организаций [5]. С октября 2021 г. СРОА и ЕАК проводят мониторинг компетенций аудиторов, что направлено на дальнейшее совершенство­вание квалификационного экзамена в целях повышения качества аудита. Учитывая лучшие мировые практики, актуализированные в период 2020-2021 гг. МСА и МСО професси­ональных бухгалтеров и аудиторов, а также опрос аудиторских организаций Советом по мо­ниторингу компетенций аудитора будут сфор­мированы предложения по совершенствованию компетентностной модели квалификационно­го экзамена на перспективу. Результаты мони­торинга будут опубликованы в первом квар­тале 2022 г.

Итоги экзамена 2021 года

За три квартала 2021 г. ЕАК провела 9 эк­заменационных сессий 1 этапа экзамена по 5 модулям; количество претендентов, успешно сдавших экзамен, составило 199 чел., в том числе в первом квартала — 54 чел., во втором — 84 чел., в третьем — 61 чел. Наилучшие пока­затели сдачи претенденты демонстрируют по модулям «Основы аудиторской деятель­ности» (процент сдачи составляет 63-67%) и «Финансы и финансовый анализ» (60-65%), наихудшие — по модулю «Основы налогово­го законодательства Российской Федерации» (40-56%).

В июле 2021 г. состоялась летняя сессия 2 этапа по 6 модулям. Претенденты показали навыки решения ситуационных задач на сред­нем уровне по следующим модулям 2 этапа:

  • «Аудиторская деятельность и профес­сиональные ценности» (процент сдавших — 36,6%; средний балл — 47 из 100 при проход­ном уровне в 55 баллов);
  • «Налоги и налоговое администрирова­ние» (процент сдавших — 34,3%; cредний балл — 48 из 100 при проходном уровне в 55 баллов);
  • «Правовое регулирование экономиче­ской деятельности» (процент сдавших — 34,9%; средний балл — 53 из 100 при проход­ном уровне в 55 баллов);
  • «Управленческий учет, управление ри­сками, внутренний контроль» (процент сдав­ших — 33,3%; средний балл — 47 из 100 при проходном уровне в 55 баллов).
  • Уровень подготовки выше среднего пре­тенденты продемонстрировали по модулю «Анализ и оценка устойчивости бизнеса» (про­цент сдавших — 55,9%; средний балл — 56 из 100).

Низкий уровень подготовки эксперты от­метили у претендентов, сдававших модуль «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (фи­нансовая) отчетность», причем по всем трем составляющим (ФСБУ МСФО и отчетность финансового сектора (процент сдавших — 27,2%; средний балл — 34 из 100).

27 октября 2021 г. состоялся первый экзамен 3 этапа по модулю «Комплексная задача», ко­торый сдавали 27 человек. В настоящее время ЕАК проводит проверку ответов претендентов.

Новшества и изменения в методическом обеспечении экзамена в 2022 году

Для повышения качества методического обеспечения экзамена после сдачи каждой сессии второго этапа квалификационного эк­замена АНО «ЕАК» проводит анализ допу­щенных претендентами типичных ошибок, сложности экзаменационных заданий, их мар­кировки, охвата компетенций в заданиях. Ре­зультаты анализа обсуждаются на Методиче­ском совете АНО «ЕАК» и служат основой для актуализации и разработки новых методиче­ских материалов для подготовки претендентов на сайте, а также треннингов экспертов, при­влекаемых к разработке и экспертизе экзаме­национных заданий в дальнейшем. В част­ности, Единой аттестационной комиссией разработаны и в 2021 г. размещены на сайте дополнительные методические материалы по раскрытию вопросов Программы квали­фикационного экзамена в их увязке с источ­никами информации для подготовки претен­дентов по модулям «Основы бухгалтерского учета» (первый этап), «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность» (второй этап), а также планируется актуали­зация Методических материалов по сложному комплексному модулю 2 этапа «Управленче­ский учет, управление рисками, внутренний контроль».

В 2022 г. планируются к размещению на сайте дополнительные Методические ма­териалы по модулям аудита в связи с суще­ственными изменениями в регулировании аудиторской деятельности и их поэтапным введением в действие, а также по модулям «Финансы и финансовый анализ» и «Анализ и оценка финансовой устойчивости бизнеса».

В 2021 г. введена новая модель проведения вебинаров для подготовки претендентов к сдаче второго этапа квалификационного экзамена: вебинары проводятся по каждому модулю от­дельно, продолжительность и круг рассматри­ваемых вопросов увеличены, что позволяет претендентам получить полноценную инфор­мацию по планируемым к сдаче модулям.

В апреле и октябре 2021 г. ЕАК провела серию вебинаров по всем 6 модулям второго этапа «Подготовка к сдаче II этапа квалифи­кационного экзамена» для лиц, претендующих на получение аттестата аудитора и образова­тельных организаций, осуществляющих под­готовку претендентов к сдаче квалификаци­онного экзамена. На вебинаре по каждому модулю проводится развернутая презентация и рассматриваются следующие темы:

  • Программа модуля и оцениваемые ком­петенции, особенности модуля;
  • Структура экзаменационного билета, рас­пределение баллов;
  • Разбор примеров экзаменационных за­даний по следующим направлениям:

— Характеристика и основные требования к ответам, оценка компетенций Программы и профессиональных навыков;

— Общие замечания по результатам сдачи предыдущего экзамена, причины допущенных претендентами ошибок;

— Конкретные, типичные ошибки, допу­щенные претендентами;

— Рекомендации претендентам, готовящим­ся к сдаче модулей в предстоящей экзамена­ционной сессии, в том числе короткие при­меры заданий/вопросов и ответов;

— Источники для подготовки к практиче­ским вопросам и заданиям, актуальные из­менения, действующие на начало квартала, в котором проводится экзамен;

  • Ответы на вопросы.

В октябре 2021 г. первый раз проведен вебинар по модулю 3 этапа «Комплексная задача».

ЕАК широко использует дистанционные методы консультирования претендентов в форме вебинаров, интернет-консультаций, консультаций в статьях в профессиональных изданиях [6]. Ежеквартально, начиная с сен­тября 2020 г., публикуются отчет и анализ ре­зультатов сдачи модулей и типичных ошибок на 1 этапе экзамена.

Начиная с результатов летней сессии 2 этапа 2021 г., после проверки работ, их анализа и обобщения на Методическом совете по про­ведению квалификационного экзамена публи­куется отчет о сдаче модулей 2 этапа с анали­зом наиболее распространенных ошибок, допущенных претендентами по каждого модулю, рекомендациями для претендентов на сдачу очередной сессии экзамена [4]. Наряду с вебинарами, публикация отчета направлена на устранение типичных недоработок пре­тендентов при подготовке к сдаче экзамена.

Совершенствуется и автоматизированная система проведения квалификационных эк­заменов, в том числе разработан пользова­тельский модуль по работе с программным интерфейсом.

Важным для претендентов и учебно-мето­дических центров подготовки к квалифика­ционному экзамену является то, что в октябре 2021 г. проведена актуализация Программы экзамена в части модулей по аудиторской де­ятельности, а также источников для сдачи экзамена с 1 января 2022 г. Программа утверж­дена и вывешена на сайте ЕАК. Изменения Программы связаны с серьезными изменени­ями с 1 января 2022 г. Федерального закона «Об аудиторской деятельности», Правил не­зависимости аудиторов и аудиторских орга­низаций и других документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Фе­дерации.

О преимуществах для претендентов, сдавших отдельные модули

ЕАК развивает сотрудничество с междуна­родными организациями, занимающимися квалификационной аттестацией аудиторов и специалистов смежных профессий в области экономики и финансов. Так, в июне 2021 г. проведена рабочая встреча с исполнительным директором Глобального офиса АССА Хелен Бранд, на которой обсуждались перспективы взаимодействия в сфере аттестации аудиторов. В первом полугодии 2021 г. квалификацией 1САБ\У одобрен зачет 6 модулей для лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен в АНО «ЕАК» [7].

Головной офис АССА одобрил ЕАК согла­шение о зачете 5 модулей, причем (в отличие от предыдущего экзамена) сразу после успеш­ной сдачи аналогичных модулей на российском экзамене, а не по окончании сдачи всего экза­мена [8]. Находятся на согласовании в голов­ном офисе АССА документы по зачету модуля «Финансовый менеджмент».

Важная информация о получении зачетов экзаменов по модулям АССА после сдачи со­ответствующих модулей ЕАК представлена в таблице.

Таблица

Информация о получении зачетов экзаменов по модулям АССА после сдачи соответствующих модулей ЕАК

Модуль экзамена ЕАК

Модуль экзамена АССА

Бухгалтерский учет и бух­галтерская (финансовая) отчетность

Financial Accounting Financial Reporting

Аудиторская деятельность и профессиональные ценности

Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль

Audit and Assurance

Правовое регулирование экономической деятельно­сти

Corporate and Business Law

Налоги и налоговое администрирование

Taxation

Таким образом, итоги 2021 г. позволяют сделать позитивные выводы о том, что дей­ствующая с 2020 г. уровневая компетентностно-ориентированная модель профессио­нальной аттестации аудиторских кадров в Рос­сийской Федерации не уступает международ­ным сертификациям. При этом успешная сдача квалификационного экзамена не только дает право на осуществление аудиторской деятель­ности, но и подтверждает наличие у молодых аудиторов, сдавших экзамен по новой модели, комплексных знаний и профессиональных навыков не только в области аудита, но и ком­петенций по бухгалтерскому учету, МСФО, финансовой и корпоративной отчетности, управлению рисками, праву и финансовой аналитике.


Литература

  1. Красильникова И.В., Казакова Н.А., Кунегина А.Ю., Суханов С.С., Поникарова М.А. Развитие методологии организации и проведения квалификационного экзамена на право осуществления ауди­торской деятельности в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами обра­зования аудиторов // Аудиторские ведомости. — 2017. — № 8. — С. 5-19.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной без­опасности Российской Федерации» // Официальный Интернет-портал правовой информации. — 2021. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 (дата обращения 19.09.2021)
  3. Кочинев Ю.Ю. Развитие аудита в условиях цифровой экономики // В сборнике: Развитие фи­нансовых отношений в период становления цифровой экономики: Материалы II Международной на­учно-практической конференции / Под научной редакцией А.Ю. Румянцевой. — 2019. — С. 274-278.
  4. Красильникова И.В., Мельник М.В., Казакова Н.А. Развитие системы квалификационной аттеста­ции аудиторов в Российской Федерации: проблемы и решения // Учет. Анализ. Аудит. — 2017. — № 5. — С. 18-29.
  5. Казакова Н.А. Влияние цифровой экономики на образование и профессиональное развитие спе­циалистов финансового рынка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2019. — Т. 15. — № 8. — С. 1394-1405.
  6. Бровкина Н.Д., Казакова Н.А. Оценка компетенций и профессиональных навыков аудитора в цифровой среде: наиболее значимые аспекты использования информационных технологий в аудите // Аудитор. — 2020. — Т. 6. — № 8. — С. 20-24.
  7. Казакова Н.А. Развитие национальной системы квалификационной аттестации аудиторских кадров как фактор повышения качества аудита и востребованности профессии // Аудитор. — 2021. — Т. 7. — № 8. — С. 24-28.
  8. Сайт АНО «ЕАК». — URL: http://www.eak-rus.ru/

Автор:

Теги: квалификационный экзамен для аудиторов  ACCA  повышение квалификации аудиторов  аудиторская деятельность  307-ФЗ  качество аудита  цифровизация  цифровая трансформация  квалификационная аттестация  аудиторское образование  Международная федерация бухгалте