Статья рассматривает вопросы квалификационного экзамена для аудиторов, итоги его проведения за период с начала 2021 года, новшества в методическом обеспечении и изменения в Программе экзамена с 1 января 2022 года. Представлена важная информация о получении зачетов экзаменов по модулям АССА после сдачи соответствующих модулей квалификационного экзамена в ЕАК. Материалы статьи представлены на круглом столе «Актуальные вопросы аттестации и повышения квалификации аудиторов» (г. Москва, 18 ноября 2021 г.), организованном СРО аудиторов «Содружество».
Приоритеты квалификационного экзамена в 2021 году
Аудиторская деятельность и квалификационная аттестация аудиторских кадров в Российской Федерации сегодня осуществляются на основе Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности направлена на повышение качества аудита через комплексное совершенствование системы высшего базового образования, профессиональной подготовки и квалификационной аттестации аудиторов, осуществляемых во взаимосвязи формируемых и оцениваемых компетенций [1].
Ответом на вызовы тотальной цифровизации и пандемии стали цифровая трансформация бизнеса и связанные с ней изменения в приоритетах в квалификационной аттестации аудиторских кадров. Сегодня аудиторско-консалтинговая деятельность представляет собой информационно-технологичный процесс, а безопасность цифровой среды стала главным условием работы с программным обеспечением, базами данных, информационными ресурсами [2]. Ситуация в стране и в мире позволяет прогнозировать дальнейший рост рисков информационной безопасности, что вызвано работой большинства сотрудников в удаленном режиме, привлечением работников для дистанционной работы из других регионов в целях экономии средств и, как следствие, децентрализацией инфраструктуры, переводом информационных ресурсов в облачные технологии, увеличением расходов компаний и государственного финансирования на информационную безопасность. Понимая повышение потребности аудиторско-консалтингового бизнеса в молодых кадрах, хорошо владеющих ИТ-технологиями и умеющих их применять в аудиторской деятельности, Единая аттестационная комиссия по проведению квалификационного экзамена на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации в 2021 г. существенно увеличила долю вопросов на ИТ-компетенции в тестовой базе и практических заданиях экзамена [3].
Приоритеты в аудиторском образовании сегодня задают регулярно пересматриваемые международные стандарты аудита и их разработчики — Международная федерация бухгалтеров, которая, являясь транснациональной компанией, проводит глобальные исследования при финансовой поддержке Всемирного банка. Согласно мировым исследованиям, развитие профессионального аудиторского образования будет опираться на цифровые технологии, обработку и аналитику больших данных, высокие этические нормы и обоснованность профессионального суждения. При этом международные исследования подтверждают, что у аудиторов в ближайшей перспективе будут востребованы компетенции в таких областях, как информационная безопасность, борьба с коррупцией, противодействие финансированию терроризма и экстремизма, а также технологии оказания дистанционных услуг [4].
В Российской Федерации практика подобных исследований только начинает внедряться с участием ограниченного круга заинтересованных лиц, прежде всего профессиональных и общественных организаций без привлечения государственной финансовой поддержки, но при инициировании и непосредственном продвижении проведения таких исследований со стороны Правительства РФ. Так, по поручению Минфина России сформирован Совет по мониторингу компетенций аудитора из представителей СРОА и профильных образовательных организаций [5]. С октября 2021 г. СРОА и ЕАК проводят мониторинг компетенций аудиторов, что направлено на дальнейшее совершенствование квалификационного экзамена в целях повышения качества аудита. Учитывая лучшие мировые практики, актуализированные в период 2020-2021 гг. МСА и МСО профессиональных бухгалтеров и аудиторов, а также опрос аудиторских организаций Советом по мониторингу компетенций аудитора будут сформированы предложения по совершенствованию компетентностной модели квалификационного экзамена на перспективу. Результаты мониторинга будут опубликованы в первом квартале 2022 г.
Итоги экзамена 2021 года
За три квартала 2021 г. ЕАК провела 9 экзаменационных сессий 1 этапа экзамена по 5 модулям; количество претендентов, успешно сдавших экзамен, составило 199 чел., в том числе в первом квартала — 54 чел., во втором — 84 чел., в третьем — 61 чел. Наилучшие показатели сдачи претенденты демонстрируют по модулям «Основы аудиторской деятельности» (процент сдачи составляет 63-67%) и «Финансы и финансовый анализ» (60-65%), наихудшие — по модулю «Основы налогового законодательства Российской Федерации» (40-56%).
В июле 2021 г. состоялась летняя сессия 2 этапа по 6 модулям. Претенденты показали навыки решения ситуационных задач на среднем уровне по следующим модулям 2 этапа:
- «Аудиторская деятельность и профессиональные ценности» (процент сдавших — 36,6%; средний балл — 47 из 100 при проходном уровне в 55 баллов);
- «Налоги и налоговое администрирование» (процент сдавших — 34,3%; cредний балл — 48 из 100 при проходном уровне в 55 баллов);
- «Правовое регулирование экономической деятельности» (процент сдавших — 34,9%; средний балл — 53 из 100 при проходном уровне в 55 баллов);
- «Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль» (процент сдавших — 33,3%; средний балл — 47 из 100 при проходном уровне в 55 баллов).
- Уровень подготовки выше среднего претенденты продемонстрировали по модулю «Анализ и оценка устойчивости бизнеса» (процент сдавших — 55,9%; средний балл — 56 из 100).
Низкий уровень подготовки эксперты отметили у претендентов, сдававших модуль «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность», причем по всем трем составляющим (ФСБУ МСФО и отчетность финансового сектора (процент сдавших — 27,2%; средний балл — 34 из 100).
27 октября 2021 г. состоялся первый экзамен 3 этапа по модулю «Комплексная задача», который сдавали 27 человек. В настоящее время ЕАК проводит проверку ответов претендентов.
Новшества и изменения в методическом обеспечении экзамена в 2022 году
Для повышения качества методического обеспечения экзамена после сдачи каждой сессии второго этапа квалификационного экзамена АНО «ЕАК» проводит анализ допущенных претендентами типичных ошибок, сложности экзаменационных заданий, их маркировки, охвата компетенций в заданиях. Результаты анализа обсуждаются на Методическом совете АНО «ЕАК» и служат основой для актуализации и разработки новых методических материалов для подготовки претендентов на сайте, а также треннингов экспертов, привлекаемых к разработке и экспертизе экзаменационных заданий в дальнейшем. В частности, Единой аттестационной комиссией разработаны и в 2021 г. размещены на сайте дополнительные методические материалы по раскрытию вопросов Программы квалификационного экзамена в их увязке с источниками информации для подготовки претендентов по модулям «Основы бухгалтерского учета» (первый этап), «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность» (второй этап), а также планируется актуализация Методических материалов по сложному комплексному модулю 2 этапа «Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль».
В 2022 г. планируются к размещению на сайте дополнительные Методические материалы по модулям аудита в связи с существенными изменениями в регулировании аудиторской деятельности и их поэтапным введением в действие, а также по модулям «Финансы и финансовый анализ» и «Анализ и оценка финансовой устойчивости бизнеса».
В 2021 г. введена новая модель проведения вебинаров для подготовки претендентов к сдаче второго этапа квалификационного экзамена: вебинары проводятся по каждому модулю отдельно, продолжительность и круг рассматриваемых вопросов увеличены, что позволяет претендентам получить полноценную информацию по планируемым к сдаче модулям.
В апреле и октябре 2021 г. ЕАК провела серию вебинаров по всем 6 модулям второго этапа «Подготовка к сдаче II этапа квалификационного экзамена» для лиц, претендующих на получение аттестата аудитора и образовательных организаций, осуществляющих подготовку претендентов к сдаче квалификационного экзамена. На вебинаре по каждому модулю проводится развернутая презентация и рассматриваются следующие темы:
- Программа модуля и оцениваемые компетенции, особенности модуля;
- Структура экзаменационного билета, распределение баллов;
- Разбор примеров экзаменационных заданий по следующим направлениям:
— Характеристика и основные требования к ответам, оценка компетенций Программы и профессиональных навыков;
— Общие замечания по результатам сдачи предыдущего экзамена, причины допущенных претендентами ошибок;
— Конкретные, типичные ошибки, допущенные претендентами;
— Рекомендации претендентам, готовящимся к сдаче модулей в предстоящей экзаменационной сессии, в том числе короткие примеры заданий/вопросов и ответов;
— Источники для подготовки к практическим вопросам и заданиям, актуальные изменения, действующие на начало квартала, в котором проводится экзамен;
- Ответы на вопросы.
В октябре 2021 г. первый раз проведен вебинар по модулю 3 этапа «Комплексная задача».
ЕАК широко использует дистанционные методы консультирования претендентов в форме вебинаров, интернет-консультаций, консультаций в статьях в профессиональных изданиях [6]. Ежеквартально, начиная с сентября 2020 г., публикуются отчет и анализ результатов сдачи модулей и типичных ошибок на 1 этапе экзамена.
Начиная с результатов летней сессии 2 этапа 2021 г., после проверки работ, их анализа и обобщения на Методическом совете по проведению квалификационного экзамена публикуется отчет о сдаче модулей 2 этапа с анализом наиболее распространенных ошибок, допущенных претендентами по каждого модулю, рекомендациями для претендентов на сдачу очередной сессии экзамена [4]. Наряду с вебинарами, публикация отчета направлена на устранение типичных недоработок претендентов при подготовке к сдаче экзамена.
Совершенствуется и автоматизированная система проведения квалификационных экзаменов, в том числе разработан пользовательский модуль по работе с программным интерфейсом.
Важным для претендентов и учебно-методических центров подготовки к квалификационному экзамену является то, что в октябре 2021 г. проведена актуализация Программы экзамена в части модулей по аудиторской деятельности, а также источников для сдачи экзамена с 1 января 2022 г. Программа утверждена и вывешена на сайте ЕАК. Изменения Программы связаны с серьезными изменениями с 1 января 2022 г. Федерального закона «Об аудиторской деятельности», Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и других документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
О преимуществах для претендентов, сдавших отдельные модули
ЕАК развивает сотрудничество с международными организациями, занимающимися квалификационной аттестацией аудиторов и специалистов смежных профессий в области экономики и финансов. Так, в июне 2021 г. проведена рабочая встреча с исполнительным директором Глобального офиса АССА Хелен Бранд, на которой обсуждались перспективы взаимодействия в сфере аттестации аудиторов. В первом полугодии 2021 г. квалификацией 1САБ\У одобрен зачет 6 модулей для лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен в АНО «ЕАК» [7].
Головной офис АССА одобрил ЕАК соглашение о зачете 5 модулей, причем (в отличие от предыдущего экзамена) сразу после успешной сдачи аналогичных модулей на российском экзамене, а не по окончании сдачи всего экзамена [8]. Находятся на согласовании в головном офисе АССА документы по зачету модуля «Финансовый менеджмент».
Важная информация о получении зачетов экзаменов по модулям АССА после сдачи соответствующих модулей ЕАК представлена в таблице.
Таблица
Информация о получении зачетов экзаменов по модулям АССА после сдачи соответствующих модулей ЕАК
Модуль экзамена ЕАК |
Модуль экзамена АССА |
Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность |
Financial Accounting Financial Reporting |
Аудиторская деятельность и профессиональные ценности Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль |
Audit and Assurance |
Правовое регулирование экономической деятельности |
Corporate and Business Law |
Налоги и налоговое администрирование |
Taxation |
Таким образом, итоги 2021 г. позволяют сделать позитивные выводы о том, что действующая с 2020 г. уровневая компетентностно-ориентированная модель профессиональной аттестации аудиторских кадров в Российской Федерации не уступает международным сертификациям. При этом успешная сдача квалификационного экзамена не только дает право на осуществление аудиторской деятельности, но и подтверждает наличие у молодых аудиторов, сдавших экзамен по новой модели, комплексных знаний и профессиональных навыков не только в области аудита, но и компетенций по бухгалтерскому учету, МСФО, финансовой и корпоративной отчетности, управлению рисками, праву и финансовой аналитике.
Литература
- Красильникова И.В., Казакова Н.А., Кунегина А.Ю., Суханов С.С., Поникарова М.А. Развитие методологии организации и проведения квалификационного экзамена на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами образования аудиторов // Аудиторские ведомости. — 2017. — № 8. — С. 5-19.
- Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный Интернет-портал правовой информации. — 2021. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 (дата обращения 19.09.2021)
- Кочинев Ю.Ю. Развитие аудита в условиях цифровой экономики // В сборнике: Развитие финансовых отношений в период становления цифровой экономики: Материалы II Международной научно-практической конференции / Под научной редакцией А.Ю. Румянцевой. — 2019. — С. 274-278.
- Красильникова И.В., Мельник М.В., Казакова Н.А. Развитие системы квалификационной аттестации аудиторов в Российской Федерации: проблемы и решения // Учет. Анализ. Аудит. — 2017. — № 5. — С. 18-29.
- Казакова Н.А. Влияние цифровой экономики на образование и профессиональное развитие специалистов финансового рынка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2019. — Т. 15. — № 8. — С. 1394-1405.
- Бровкина Н.Д., Казакова Н.А. Оценка компетенций и профессиональных навыков аудитора в цифровой среде: наиболее значимые аспекты использования информационных технологий в аудите // Аудитор. — 2020. — Т. 6. — № 8. — С. 20-24.
- Казакова Н.А. Развитие национальной системы квалификационной аттестации аудиторских кадров как фактор повышения качества аудита и востребованности профессии // Аудитор. — 2021. — Т. 7. — № 8. — С. 24-28.
- Сайт АНО «ЕАК». — URL: http://www.eak-rus.ru/