Практика due diligence. Отчет по проекту “Грибная ферма”

Аналитические статьи, рейтинги

Автор:
Источник: Журнал “Учет и контроль” №8-2017
Опубликовано: 25 сентября 2017

Промышленное грибоводство — одна из самых молодых отраслей сельскохозяйственного производства, которая не получила еще самостоятельного статуса в отличие от производства грибов в развитых европейских странах. Российская грибная индустрия стремительно растет и к 2020 году может достигнуть производства в 100 000 тонн в год. Положительный эффект на отрасль внутреннего рынка оказало введенное продовольственное эмбарго.

Мы провели due diligence компании ООО «**** ***». Компания занимается производством гриба вешенка. Месторасположение: Московская область, ***** район, д. ****. Площадь помещения 733,3 кв. м.

История создания грибной фермы

2014 г.

Подготовка производства

Первоначально **.**.2014 г. была зарегистрирована компания ООО «****» по производству грибов вешенок. Учредители: **** **** **** (в настоящее время технолог в ООО **** ***) и **** **** **** Учредители арендовали вышеуказанное помещение под ферму у ОАО «****». Своими силами сделали капитальный ремонт помещения. Утеплили здание и отремонтировали крышу.

2015 г.

Запуск фермы

ООО   «****»   организовало   на   данном   объекте небольшое производство вешенок. При этом были судебные разбирательства с арендодателем (Приложение 1).


2016 г.

Продажа фермы текущему собственнику и обновление фермы

**** **** **** продал данный объект **** **** ****. Ферма была переоформлена на новое ООО «**** ***». Дата регистрации **.**.2016. В сделке также участвовал инвестор **** **** ****, который является соучредителем данной компании. Был перезаключен с ОАО «****» договор аренды. Оборудование передано без юридического оформления купли-продажи на новое ООО. Новый владелец закупает дополнительное оборудование, работает над улучшением климатических условий. **** **** **** учредитель ООО «****» становится управляющим (технологом) ООО «**** ***». При этом у ООО «****» имеется еще два аналогичных производства в данном поселке и в Москве.

2017 г.

Поиск оптимального климата и поставщика, продажа фермы

ООО «**** ***» в течении полугода тестируют новые китайские блоки, но терпят убытки. В мае этого года находят поставщиков блоков, подходящих для климата фермы. В настоящее время собственник принял решение о продаже данного объекта. При этом продавец планирует запускать новую грибную ферму и производство блоков в ***** районе.

ВЫРУЧКА

По статистике самый большой спрос на продукцию фиксируется ближе к зиме. Рыночная цена грибов в летнее время в среднем составляет 120 рублей за кг, однако зимой стоимость увеличивается в среднем до 160 рублей за кг.

Мы запросили данные по выручке помесячно за два года деятельности компании. Нам были предоставлены данные только за период с сентября 2016 по май 2017 года. Мы проанализировали полученную информацию и получили следующую динамику продаж.

Исходя из графика видно, что показатель выручки нестабильный, спад продаж наблюдается в такие периоды как октябрь, январь и март.

Низкие и нестабильные показатели выручки связанны с:

  • Неэффективной закупкой блоков. Компания периодически меняла поставщиков блоков в связи с тем, что сложно найти качественные блоки, которые будут давать высокий выход готовой продукции. Продавец утверждает, что методом проб и ошибок наконец были найдены наиболее высокорентабельные блоки.
  • Нестабильностью климата на предприятии. По словам технолога-управляющего, чтобы добиться эффективного климата на объекте, необходима точная настройка и специальное оборудование. На это ушло значительное время.

В мае наблюдается резкое увеличение выручки. Продавец объясняет это закупкой высокорентабельных блоков.

Мы проанализировали динамику структуры выручки в разрезе наличных и безналичных поступлений. Получили следующую картину:

За анализируемый период около 50% выручки прошло наличными. Данный показатель сам по себе не является критичным, но при анализе помесячном видно резкое изменение структуры платежей. С сентября 2016 по январь 2017 года поступала наличными почти вся выручка. С февраля 2017 года резко изменилась структура и основной поток выручки пошел через безналичный расчет.

Для более детального анализа и подтверждения выручки мы разделили ее на:

1) безналичную выручку;

  • Накладные на руках. Подтверждающие продажу документы, подписанные с двух сторон, которые находятся у продавца на руках.
  • Накладные в пути. Подтверждающие сделку документы, находящиеся в пути или у покупателя.

2) наличную выручку;

3) прочую выручку.

В целях подтверждения безналичной выручки были осуществлены следующие процедуры:

1. Товарные накладные. Мы получили товарные накладные (скан копии) за период с ноября 2016 по май 2017 года. За май нам не были предоставлены накладные на сумму ****** руб. в связи с тем, что они находятся в пути и продавец их еще не получил (см. выше).

2. Банковские выписки. Мы запросили банковские выписки для подтверждения прихода денежных средств по безналичной выручке. Сделали сравнительную таблицу приходов по накладным на руках и данным по выпискам.

Исходя из анализа можно сделать вывод, что суммы по накладным на руках не завышены. Общая разница за весь анализируемый период составила 213 тыс. рублей. Данная сумма является незначительной и может быть объяснена поступлениями по накладным, которые еще находятся в пути. Из таблицы видно, что есть временной лаг между накладными и оплатами.

3. Качество банковских выписок. Банковские выписки нам были предоставлены в таблице Excel. В полученных файлах суммы «итого» не сходятся с оборотами по счету. Соответственно, нельзя безоговорочно утверждать, что данные не искажены. Для подтверждения сумм в таблицах Excel мы запросили банковскую выписку в формате PDF с отметкой банка, продавцу не удалось сформировать ее в банк-клиенте, т.к. у него эта функция отсутствует. Данный факт подтвердили, позвонив в банк, в котором обслуживается продавец — «ВТБ 24». Исходя из всего вышеперечисленного попросили продавца сделать скриншот в программе банк-клиент по месяцам, но получили отказ.

4. Договоры. Мы произвели калькуляцию по товарным накладным на руках и собрали данные в разрезе контрагентов.

В целях подтверждения существования данных покупателей мы запросили и получили скан копии договоров. По одному контрагенту договор не был предоставлен.

5. Рыночные цены. Мы нашли указанных закупщиков, посмотрели рыночные цены и сравнили с ценами продавца.

Исходя из полученной таблицы видим, что фактические цены для ООО **** *** выше, чем цены, озвученные при обзвоне покупателей. Это связано с тем, что сейчас летний сезон, а цены летом обычно ниже, чем зимой, а данные по ценам ООО **** *** были за период с сентября 2016 по май 2017. Соответственно, можно считать риск завышения минимальным. Мы также посмотрели, какие есть еще на рынке покупатели вешенок, и какие у них цены.

Для подтверждения наличной выручки мы осуществили процедуру пересчета выручки исходя из закупок, осуществленных ООО **** *** в период с сентября 2016 по май 2017 г. Мы взяли данные по закупкам блоков. Исходя из цен на блоки и объема блоков, определили количество закупаемых блоков за период. Далее исходя из среднего показателя выхода грибов из блока и цен на грибы, посчитали предположительный объем выручки, который можно получить.

Получили общую сумму расчетной выручки за анализируемый период в размере шести млн рублей. Эта сумма значительно выше фактических данных по продажам, которые составляют 4,7 млн руб. Данная разница связана с тем, что часть закупок ООО **** *** была неэффективной. Основным контрагентом, поставляющим низкомаржинальные блоки, является ООО ***. При исключении данного поставщика из расчетов получили следующую картину:

Корректировка на плохие блоки

Как видно из таблицы при исключении ООО *** расчетные данные незначительно выше фактических. На основе данной аналитики можно считать, что данные учета продавца по выручке соответствуют данным по затратам на закупку блоков.

Выводы по выручке:

1. Учет безналичной выручки является удовлетворительным.

2. Учет наличной выручки является неудовлетворительным. Нет прозрачного, детализированного и постоянного учета выручки.

3. Выручка нестабильна в связи с неэффективными закупками и нестабильным климатом на предприятии.

4. Подтверждаем безналичную выручку с оговорками:

  • существенная сумма приходится на накладные в пути, которые документально и по выпискам не подтверждены;
  • банковские выписки предоставлены в формате Excel, который не дает возможности безоговорочно утверждать, что данные не искажены;
  • данные в формате PrintScreen предоставлены не были.

5. Подтверждаем наличную выручку частично:

  •  выручка не подтверждена документально;
  • по наличной выручке не предоставлены данные в разрезе контрагентов;
  • учет по наличной выручке является неудовлетворительным;
  • с сентября 2016 по январь 2017 года на наличные приходились почти все продажи.

Но при аналитическом пересчете выручки исходя из закупок, мы получили результат, который соответствует фактическим данным. В связи с этим анализом и вышеизложенными фактами мы подтверждаем наличную выручку за период с февраля 2017 по май 2017 года.

6. До мая 2017 года выручка держалась на неудовлетворительном уровне, и только в мае 2017 года она вышла на приемлемый уровень, когда бизнес может быть рентабельным. Продавец связывает это с тем, что была решена проблема с закупкой блоков и настроен климат на предприятии для данных блоков.

РАСХОДЫ

Персонал

В целях проверки учета расходов на персонал были запрошены договоры с сотрудниками, но документы не предоставили.

По данным прогнозной финансовой модели продавца затраты на персонал составляют 150 тыс. руб. Исходя из данных, полученных при интервьюировании продавца во время выездной проверки производства, предлагаем информацию по зарплатам работников:

При расчете финансового результата фактически нами принято было решение использовать сумму затрат на персонал равную 165 тыс. руб., а не 150 тыс. руб. (как отражалось в модели).

Управляющий и технолог живут рядом с фермой. Управляющий находится на территории постоянно, а управляющий (технолог) — только по выходным, в будние дни он контролирует климат на предприятии удаленно. ФИО управляющего (технолога) — **** **** ****. Он работает в банке «******» и является учредителем компании ООО «****». Эта фирма:

1) имеет два производственных цеха:

  • один находится в этом же районе, что и ООО **** ***, село
  • второй — в Москве, Можайский район;

2) владела фермой, которую позже продала ООО «**** ***». По словам продавца ООО «****» на данном объекте имело маленькие обороты, поэтому учредитель решил продать производство;

3) планирует запуск производства собственных блоков по выращиванию вешенок в селе ****.

По словам технолога, он не планирует менять работу при продаже анализируемой фирмы. В его планы также входит поставка на анализируемую нами фирму блоков, которые он будет производить.

Выводы:

  1. Получили список сотрудников и данные по заработной плате.
  2. Сравнили с данными в прогнозной финансовой модели.
  3. Данные по заработной плате продавца соответствуют средним рыночным показателям. Существенных рисков по статье расходов на персонал мы не обнаружили.

ЗАКУПКИ

Мы собрали все данные по закупкам, свели их и проанализировали динамику за период с сентября 2016 по май 2017 года. Получили следующую картину:

Исходя из графика видно, что объем закупок резко снизился в октябре 2016 года, далее наблюдаются провалы с января по март 2017 года. В этот период грибная ферма очень долго ждала выход с китайских блоков, закупленных в ООО «***», и не закупала новые блоки. Данные блоки должны были плодоносить в течение шести месяцев. Т.к. эти блоки были произведены для определенных технологических условий, которых не было в компании ООО «**** ***», они не стали плодоносить. До настоящего времени они не вывезены с территории и лежат кучей рядом с помещениями фермы. На московской же ферме ООО «****» по словам управляющего (технолога) данные блоки плодоносят, так как там были созданы подходящие климатические условия.

По утверждению продавца, компания на протяжении всего существования искала поставщиков, которые производят высокорентабельные блоки, и, как он утверждает, в мае этого года ферма наконец решила эту проблему. Основными поставщиками высокорентабельных блоков для климатических условий ООО «**** ***» оказались такие компании как: ООО «*****» и ООО «*****». Найти подходящие блоки для определенной фермы, которые будут давать высокий выход готовой продукции очень сложно. Это связанно с тем, что практически нет одинаковых помещений, пригодных для выращивания вешенки.

Для детального анализа данных по закупкам мы запросили информацию по поставкам помесячно за два года деятельности компании. Нам была предоставлена информация только за период с сентября 2016 года по май 2017 года. Информация была предоставлена в разрозненных форматах. Частично это были:

  • скан копии накладных,
  • счета на оплату,
  • данные от продавца по наличному расчету,
  • данные по банковским выпискам.

Мы свели все данные в единую таблицу и получили следующие суммы по закупкам:

Как видно из таблицы по банковским выпискам, мы смогли собрать всего 13% закупок за выбранный период. Это очень низкий показатель. За период с сентября 2016 года по декабрь 2016 года данные по выпискам у нас отсутствуют.

В целях подтверждения данных по закупкам, которые не заверены банковскими выписками мы разбили оставшуюся часть по контрагентам и собрали по всем возможным платежам первичные документы (товарно-транспортные сопроводительные документы) и выставленные счета. Оставшиеся платежи, указанные в примечании как наличные, не были нами подтверждены.

Таким образом, у нас нет подтверждающих данных или документов на сумму 1,9 млн руб. из 3 млн руб., что составляет 63% закупок. Мы запросили и получили договоры с поставщиками, но договоров по наличным оплатам не было.

Для верификации поставщиков и закупочных цен мы нашли их контакты, прозвонили их и запросили текущие цены на блоки. Далее сравнили с ценами по товарным накладным.

Исходя из полученной таблицы видим, что фактические закупочные цены для ООО **** *** не занижены, соответственно, риск занижения затрат на покупку блоков подтвержденную документально является минимальным. Для понимания рыночных цен мы также посмотрели какие есть еще на рынке поставщики готовых блоков вешенок и узнали у них цены:

Проведенный мониторинг рынка поставщиков блоков показал, что есть компании, у которых цена закупки ниже. Но опять же стоит отметить, что очень сложно найти поставщиков качественных блоков, которые будут давать хороший выход для данных конкретных климатических условий.

Производство ООО «**** ***» включает четыре камеры. Каждая камера вместимостью 2000 блоков (итого 8000). Блоки на производстве в среднем использовались 2 месяца (некоторые могли использоваться по 1,5 месяца, другие — 6 мес.). Сделали аналитический расчет предположительной загрузки производства за данный период.

Исходя из таблицы видно, что производство с января по март могло фактически простаивать или блоки использовались свыше запланированного срока.

Выводы:

  1. Очень сложно подобрать правильно климат и поставщика блоков. Либо необходимо настраивать определенные климатические под определенного поставщика, либо искать поставщика под определенный климат.
  2. С января по март производство фактически могло простаивать или блоки использовались свыше запланированного срока.
  3. Закупочные цены по данным продавца не являются заниженными.
  4. Учет расходов ведется неудовлетворительно, отсутствуют сводные данные по закупкам.
  5. Мы подтверждаем данные по закупкам частично, за период с февраля 2017 по май 2017.

Аренда

Мы запросили договор аренды и получили отсканированную копию документа. Данный договор заключен между ООО «**** ***» и ОАО «****» в лице Заместителя Генерального директора Управляющей организации АО «*******», договор № **/** от **.**.2016 года до **.**.2017 года.

При проверке арендодателя ОАО «****» в интернете нашли информацию об участии компании в процедуре банкротства на сайте:

http://*****

Проверили статус компании с помощью ресурса «Фокус контур»: https: //focus.kontur.ru

По данным «Фокус контур» организация ОАО «****» является действующей и не находится в стадии банкротства. Далее мы позвонили в компанию регистратора (реестродержателя акций ОАО «****») зао «******», там информация о банкротстве отсутствует. Далее мы позвонили в управляющую компанию ОАО «****», связались с **** **** **** по телефону — 7**********. **** нам пояснил, что ранее у компании ОАО «****» были долги, но на данный момент все претензии урегулированы. По вопросу аренды анализируемого помещения рекомендовал связаться с менеджером по аренде ***** района ОАО «****» и дал кантатные данные: **** ****, телефон 7**********. Менеджер сообщила, что по компании ОАО «****» нет процедур банкротства и она работает в штатном режиме. Мы проконсультировались по поводу перезаключения договора аренды помещения, где находится грибная ферма ООО «**** ***». Она сообщила, что на 23.06.2017 г. долг по аренде фермы составляет 124 000 рублей включая долг за июнь. Долг за электроэнергию составляет 64 000 рублей без июня. Итого ООО «**** ***» должно оплатить 189 000 рублей плюс электричество за июнь. После уплаты долга управляющая компания готова перезаключить договор по аренде с новым владельцем фермы на тех же условиях: постоянная часть 30 000 в месяц, и переменная часть за электроэнергию (зависит от объема потребления). Расходы на электричество, указанные менеджером ОАО «****», соответствуют данным предоставленным ранее клиентом. Можно предположить, что сумма за июнь будет примерно на том же уровне.

Выводы:

  1. По аренде помещения риск оцениваем как минимальный, процедура банкротства ОАО «****» не подтвердилась.
  2. Для перезаключения договора аренды необходимо компании ООО «**** ***» погасить задолженность перед арендодателем в сумме 189 000 рублей и плюс сумму электроэнергии за июнь предположительно 60 000 рублей.

Разрешительная документация

Для законного осуществления деятельности, связанной с грибным бизнесом необходима декларация Таможенного Союза. Она действует порядка пяти лет, в течение этого периода они проверяются на соответствие ТР ТС 021/2011 не реже одного раза в год. Клиент предоставил данный документ, он действителен с 07.02.2017 до 2022 года. В случае продажи бизнеса с организацией нового ООО необходимо будет пройти перерегистрацию данного документа. По словам клиента, это стоит 8000 руб., и потребуется только ТУ от ЛГ. (компания ******). По выписке подтвердили данный платеж.

Кроме этого регулирующими органами установлено, что необходимо получить следующие документы, без которых компания не имеет права продавать собранный урожай:

  • протокол радиологии;
  • сертификат о соответствии продукции ГОСТу.

На данный момент ферма осуществляет продажу продукции без перечисленных выше документов, что не дает возможности свободного выхода на сетевые супермаркеты и гипермаркеты. Но для текущих закупщиков данные документы не требуются. Достаточно декларации. Это было подтверждено при обзвоне покупателей.

Выводы:

  1. Для данного формата бизнеса (небольшие обороты) достаточно текущей разрешительной документации.
  2. При организации нового ООО необходимо получить декларацию Таможенного Союза.

Выезд на производство

Мы собрали информацию по требованиям к выращиванию грибов. Осуществили выезд на место производство и сделали оценку состояния фермы.

Основные технологические требования к помещению:

  • герметизация постройки и ее утепление с помощью обогревателей;
  • достаточное проветривание. Обязательным условием является наличие хорошей вентиляции. Идеальный вариант — кондиционирование воздуха с системой отопления и поддержания нужной влажности;
  • охлаждение помещения;
  • соблюдение температурного режима;
  • освещение (лампы дневного света);
  • поддержание нужного уровня влажности (шланги для полива, разбрызгиватели);
  • холодильники для хранения грибов.

Требования к климату:

  • температура от 12 до 16 градусов;
  • влажность воздуха не ниже 80% и не выше 95%.

Санитарно-гигиенические мероприятия

  • все вентиляционные отверстия закрывают мелкой сеткой, предотвращающей попадание грибных мух и комариков;
  • ежедневно проводят уборку камер от органических остатков, которые необходимо удалять с территории фермы;
  • персонал должен следить за чистотой рабочей одежды и обуви, а также используемого инвентаря;
  • отработанный субстрат по окончании цикла выращивания вывозят на достаточное удаление от производства;
  • после освобождения камеры проводят ее очистку и дезинфекцию;
  • для борьбы с мухами в период между волнами или после освобождения камеры проводят опрыскивание 0,1-0,2% препаратом актеллика, дециса, арриво и др.

Требования к блокам

  • производитель субстрата должен предоставлять полностью заросшие мицелием блоки;
  • недопустимо наличие блоков с незаросшими зонами, с темными пятнами, имеющими признаки переувлажнения и блоки с плесенью;
  • блоки размещают в чистом подсобном помещении, а затем переносят в камеру плодоношения;
  • лучше всего каждую отдельную партию субстрата размещать в отдельной камере;
  • после транспортировки блоки получают различной степени повреждения и для их восстановления в камере на несколько дней устанавливают особый режим микроклимата близкий к фазе инкубации.

В фирме должен быть хороший специалист-технолог, который постоянно контролирует технологические процессы и следит за соблюдением указанных требований к производству.

Оценка соответствия

Для анализа соответствия производства техническим требованиям мы съездили на ферму:

  • территория плодоношения разделена на четыре независимые камеры, каждая из которых вмещает партию 20 тонн субстратных блоков, это рассчитано на доставку одной фуры;
  • в каждой из четырех камер независимый климат;
  • водоснабжение от скважины, которая находится на территории управляющего;
  • на ферме используется специальное оборудование, необходимое для хорошей вентиляции в помещении;
  • в камере № 1 и 2 находится вентилятор вытяжка (улитка), которая собирает споры;
  • в камере № 2 стоят светодиодные лампы;
  • на ферме есть холодильник, который может поместить до 3000 тонн грибов. Холодильник также используется управляющим для хранения собственных грибов, которые он выращивает из отработанных блоков у себя дома;
  • в зимний период помещение отапливается с помощью котельной установки;
  • на ферме есть возможность удаленного мониторинга фермы через интернет. Квалифицированный специалист технолог (управляющий) с помощью программы Dream Device контролирует удаленно климат на предприятии;
  • на момент проверки влажность составляла 95%, температура 14,5 градусов.
По словам продавца после освобождения камеры, проводят ее очистку и дезинфекцию. С помощью оборудования Kärcher моют помещение с добавлением специальных растворов.

Выводы:

  1. мы считаем выполнение основных технологических требований к помещению удовлетворительным, но требующим доработок;
  2. основные требования к климату соблюдаются;
  3. нужен постоянный контроль качества закупаемых блоков, чтобы избежать потери.

ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Мы собрали все данные по закупкам и выручки свели их и проанализировали динамику за период с сентября 2016 года по май 2017 года получили следующую картину:

Из графика видно, что выручка с февраля по май не соответствует закупкам блоков. При указанном уровне закупок данные показатели выручки, особенно за май, невозможны. Мы запросили у продавца объяснения причин расхождения данных. По его словам, в мае у них появилось ** тонн блоков от *****, за которые они заплатили ***** руб. (это видно по банку) и ***** руб. еще должны. В начале июня они получили ** тонн бывших в употреблении блоков, которые уже прослужили 1-2 волны. Эти блоки отдал конкурент (Армен) почти бесплатно (за бутылку армянского коньяка), так как закрыл свой бизнес. Исходя из разъяснений продавца о положении дел в мае, мы внесли корректировки, добавили *** тыс. руб. в расходы. Июньские закупки не влияют на майскую выручку, поэтому мы данной информацией пренебрегли. Мы пересчитали выручку исходя из закупок и получили следующую картину:

Зеленым цветом указаны наши корректировки в фактические данные продавца. По итогу получили следующий график:

Исходя из вышеуказанной информации и сделанных корректировок составили управленческий отчет о прибылях и убытках:

ВЫВОДЫ 

  1. Соотнеся расходы с доходами, мы скорректировали показатели выручки в меньшую сторону, так как объемы закупаемых блоков не могли дать уровень выручки, который отражен в фактических данных;
  2. мы скорректировали затраты на аренду в большую сторону по итогам общения с арендодателем;
  3. в итоге получили отрицательный финансовый результат с сентября 2016 года по апрель 2017 года. Только май 2017 года оказался прибыльным;
  4. основной причиной убытка в течение длительного периода времени объясняется закупкой некачественных блоков и долгой настройкой климатических условий;
  5. так как компания только один месяц находится в плюсе, мы рекомендуем оценивать стоимость по затратному методу: стоимость оборудования с учетом амортизации, стоимость ремонта с учетом амортизации, стоимость грузового автомобиля с учетом амортизации, стоимость блоков в производстве;
  6. мы рекомендуем приобретать бизнес без блоков или с новыми блоками, закупленными у поставщика после даты выездной проверки, так на дату выездной проверки блоки на производстве были закуплены у конкурента и ранее уже были в употреблении;
  7. после приобретения фермы возможны дополнительные вложения в улучшение качества оборудования;
  8. мы не видим арендных рисков, договор можно будет перезаключить на аналогичных условиях после уплаты долга;
  9. мы рекомендуем при выходе на сделку переоформлять ферму на новое юридическое лицо;
  10. мы не обнаружили значительных рисков со сбытом продукции, нужен ответственный человек, который будет заниматься продажами, взаимодействовать с закупщиками.

Автор:

Теги: due diligence  “Грибная ферма”  производство грибов  грибная индустрия  показатели выручки  данные по выручке  структура платежей  безналичный расчет  безналичная выручка  банковские выписки  наличная выручка  накладные в пути  финансовый результат  прогн