Предпосылки и перспективы изменений в квалификационной аттестации аудиторов в Российской Федерации

Системы профессионального...

Автор:
Источник: Журнал “АУДИТОР” №12-2018
Опубликовано: 11 Января 2019

В статье выделены основные факторы изменений, которые оказывают сегодня и будут оказы­вать в дальнейшем значительное влияние на развитие аудиторской профессии, ее интеграцию с другими профессиями. Обоснованы предпосылки для углубления и расширения областей профессиональных компетен­ций аудитора, а также факторы, способствующие повышению статуса квалификационного аттестата аудитора на рынке труда и его признанию на международном уровне. Представлена информация о процессе разработки проекта нового экзамена.

Система формирования требований к профессиональным компетенциям аудиторов

Совершенствование квалификационного экзамена в Российской Федерации обусловлено требованиями международных стан­дартов аудита (МСА) к компетенциям ау­диторских кадров, возрастающей потреб­ностью современной экономики в повыше­нии качества аудита, а также расширением сфер применения аудита и процедур, обес­печивающих уверенность общества в до­стоверности бизнес-информации, т.е. по­степенным превращением аудита в аудит-консалтинг. Это доказывают отчеты о ре­зультатах деятельности аудиторских орга­низаций за последние годы, а также ком­ментарии ведущих партнеров аудиторско-консалтингового бизнеса.

Ежегодно составляемый Рейтинговым агентством БЛЕХ (РАЭКС-Аналитика) рэнкинг крупнейших российских аудиторских организаций и групп свидетельствует о снижении в 2017 г. доходов в этом секторе услуг, что связано с состоянием российской эко­номики в целом, повышением уровня ин­формационной технологичности отрасли, а также влиянием нестабильности и изме­нений в государственном регулировании аудиторской деятельности. В 2017 г. доходы крупнейших аудиторских организаций со­кратились на 5% и составили 35,717 млрд рублей, в то время как в 2016 г. наблюдался прирост доходов в размере 6%. С убытками закончили 2017 г. 42 аудиторские компа­нии — участницы рэнкинга, при этом на их долю пришлось 70% итогового показателя доходов. В 2016 г. таких убыточных компаний было всего 36, и их доля составляла всего 11% общей выручки данного сектора. При этом доходы в самом крупном по размерам секторе - обязательных аудиторских про­верках - по итогам 2017 г. уменьшились на 5,9% (с 16,646 млрд рублей годом ранее до 15,664 млрд рублей), что обусловлено уходом клиентов к компаниям с более де­шевыми услугами. За анализируемый пери­од сократился на 15,5% также и объем кон­салтинговых услуг, отражаемый в финансовой отчетности по статье «прочие услуги, связанные с аудиторской деятельно­стью» (с 18,452 до 15,589 млрд рублей). Это связано с переходом в 2017 г. на МСА, в ре­зультате чего часть доходов, которые в 2016 г. отражались как прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью, теперь попа­ли в услуги, сопутствующие аудиту (доходы по ним выросли в 2,7 раза по сравнению с 2016 г. и достигли почти двух млрд. рублей), либо в инициативный аудит (доходы по нему выросли на 47,6% по сравнению с 2016 г. и достигли почти 2,561 млрд рублей).

Кроме того, причиной сокращения до­ходов от аудита, как отмечают партнеры ряда крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний, является снижение объ­емов консалтинга в 2017 г. в связи с сокра­щением объемов и снижением стоимости проектов по трансфертному ценообразова­нию. В то же время увеличилось количество проектов по аудиту МСФО, сократился спрос на услуги по трансформации отчет­ности по МСФО, все большее число ком­паний формируют самостоятельно финан­совую отчетность по МСФО. Среди кон­салтинговых услуг в 2017 г. более востре­бованными были услуги финансового управления (прирост выручки составил 12%, прежде всего за счет аутсорсинга бухгал­терского учета). В то же время объем на­логового и юридического консалтинга со­кратился на 2,6%, а оценочного — на 10%.

Влияние процессов глобализации и уси­ление макроэкономических рисков также требует развития профессиональных ком­петенций будущих аудиторских кадров, повышения уровня профессиональных цен­ностей и этики, внедрения профессиональ­ных стандартов в систему образования и переподготовки кадров, соответствия уровня подготовки и квалификационной аттестации аудиторов международным тре­бованиям, формирования единого аудитор­ского пространства. В этой связи является актуальным рассмотрение основных фак­торов изменений, которые оказывают се­годня и будут оказывать в дальнейшем наи­более значительное влияние на развитие аудиторской профессии, ее интеграцию с другими профессиями.

В международных практиках проводятся регулярные исследования требований институциональных пользователей рынка ау­диторских услуг к компетенциям и аттеста­ции аудиторов. По словам Шона Робертсона, директора по квалификациям Международ­ного института сертифицированных бухгал­теров и аудиторов Англии и Уэльса (Institute of Chartered Accountantsin England and Wales), исследования проводятся на основе анкети­рования всех действительных и потенциаль­ных участников единого аудиторского про­странства*.

*Из выступления на круглом столе «Проект модели-2020 квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора в Российской Федерации» 4 октября 2017 г. в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова.

Таким образом, для формирова­ния общих требований к компетенциям и аттестации аудиторов используется систе­ма постоянного мониторинга через наблю­дение и анализ данных, причем каждый ре­спондент в этой системе представляет свое видение текущего состояния и перспектив развития этого процесса, выдвигая свои тре­бования к развитию профессиональных ква­лификаций. Поэтому содержание вопросов анкет различается для разных респондентов.

Сегодня развитие российской системы квалификационной аттестации аудиторов формируют:

  • государственные регуляторы;
  • Евразийский экономический союз;
  • международные стандарты аудита (МСА) и международные стандарты образования аудиторов (МСО);
  • саморегулируемые организации (СРО) аудиторов и их члены;
  • работодатели в лице крупного, средне­го и малого бизнеса;
  • запросы общества, институциональные пользователи аудита;
  • потенциальные претенденты, как пра­вило, ассистенты, помощники аудиторов, уже имеющие высшее образование, рабо­тающие и желающие работать в аудите;
  • система высшего образования. Таким образом, постановка задачи для

совершенствования квалификационного экзамена в Российской Федерации — это повышение качества аудита через развитие профессиональных компетенций будущих аудиторских кадров в определенных пред­метных областях, повышение уровня про­фессиональных ценностей и этики, внедре­ние профессиональных стандартов в систе­му образования и переподготовки аудиторов, соответствие уровня подготовки и квали­фикационной аттестации аудиторов между­народным требованиям, формирование еди­ного аудиторского пространства.

Факторы, оказывающие влияние на систему квалификационной аттестации аудиторов

Тенденции развития аудиторской профес­сии обусловлены усилением влияния процес­сов глобализации на бизнес и экономику в целом. Сегодня, как говорят классики теории управления, «нет ничего более постоянного, чем изменения»: постоянные изменения в нор­мативно-правовом регулировании, методи­ческом обеспечении финансовой и нефинан­совой отчетности; появление новых видов нестандартной отчетности (экологические отчеты, отчеты по устойчивому развитию и т.п.); повышение роли информационных технологий; развитие самих стандартов ауди­та; более широкое использование аналитиче­ских процедур в аудите, сопутствующих ус­лугах и заданиях, обеспечивающих уверен­ность; потребность в более активном приме­нении бизнес-аналитики при подготовке аудиторского заключения; усложнение систе­мы управления бизнесом (рис. 1).

МСА предъявляют повышенные требо­вания к информативности аудиторского заключения, которое:

  • должно способствовать пониманию сути бизнес-процессов;
  • отражать наиболее существенные аспекты деятельности организации;
  • более обоснованно оценивать непре­рывность деятельности организации.

Развитие новых направлений в бизнес-анализе и финансовом менеджменте обусловливает расширение компетенций ауди­тора, таких как:

  • анализ консолидированной отчетности, составленной в соответствии с МСФО;
  • знание стандартов формирования не­финансовой отчетности и ее внешней оцен­ки на основе МСА;
  • владение основными методами оценки стоимости бизнеса.

Анализ наблюдаемых тенденций в профес­сиональных требованиях к специалистам в об­ласти бизнеса, экономики и финансов свиде­тельствует о том, что идет интеграция, сбли­жение компетенций разных профессий. Это касается и профессиональных бухгалтеров, и профессиональных аудиторов. Появляются новые смежные востребованные профессии внутреннего аудитора, контроллера, специ­алиста по финансовой безопасности, бизнес-аналитика. В результате проявляются, оказы­вающие влияние на систему квалифициро­ванной аттестации аудиторов, последующие факторы: изменение компетенций аудитора; изменение учебных программ подготовки ау­диторских кадров; изменение Программы квалификационной аттестации аудиторов; изменение (актуализация) экзаменационной базы для проведения аттестации аудиторов.

Таким образом, развитие квалификаци­онной аттестации аудиторов, рост требований к экзамену на получение аттестата — это неизбежный, закономерный процесс, происходящий во всем мире на постоянной основе. К сожалению, Россия пока отстает в этом процессе.


Рис. 1. Предпосылки для изменения квалификационного экзамена — требования общества и государства к профессии аудитора

Большое внимание оказывают на развитие профессии аудитора международные квали­фикации в области бизнеса, экономики и фи­нансов. Их объединяет то, что они основы­ваются на МСО профессиональных бухгал­теров, финансистов и аудиторов, европейских стандартах бизнес-образования, Болонском соглашении об уровневой системе образования. МСО, МСФО, МСА сегодня активно внедряются на так называемых развивающих­ся рынках Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, Китая. В них используются единые принципы, уровневый, модульный, компетентностный подходы, которые в разных си­стемах и в разных странах модифицируются с учетом национального аспекта и потреб­ностей в конкретных специалистах. Развитию подвергаются как базовые компетенции, общие для всех профессий финансово-эко­номической направленности, так и продви­нутые, углубленные, связанные с навыками разработки стратегических решений. Особое место занимают профессиональные ценности и этика, умение обосновывать профессио­нальное суждение. В ряде квалификаций в профессиональные модули включена спец­ифика некоммерческих организаций. В по­следние годы работодатели- руководители компаний хотят иметь в штате квалифици­рованных специалистов, нацеленных на со­вершенствование своих знаний, освоение новых компетенций. Поэтому они требуют от претендентов и работников наличия ат­тестата аудитора как альтернативы междуна­родных экзаменов (АССА, С1МА, ДипИФР и др.), но который, в отличие от названных, регулируется и признается российским за­конодательством и, прежде всего, Федераль­ным законом «Об аудиторской деятельности».

Причины таких перемен в отношении к аттестату аудитора со стороны работодателей — повышение его статусности и все большей практико-ориентированности ква­лификационного экзамена, а также меры, принимаемые Правительством Российской Федерации по обеспечению его признания на международном уровне.

Развитие квалификационного экзамена сегодня

Квалификационный экзамен сегодня полностью соответствует действующему законодательству в области аудиторской деятельности и состоит из компьютерного тестирования, включающего 50 вопросов (по 10 вопросов каждой из пяти установленных областей знаний), а также письмен­ного экзамена, состоящего из письменной работы по экзаменационному билету (вклю­чает по одному вопросу из пяти областей знаний) и решения письменной задачи.

В 2018 г. обновлена Программа квали­фикационного экзамена, разработан новый технический регламент формирования эк­заменационной базы, определены пилотные темы Программы во всех областях аттеста­ции на понимание, то есть умение применять имеющиеся знания при решении стандарт­ных задач.

Изменения в Программе квалификаци­онного экзамена в 2018 г. позволяют реализовать практико-ориентированный под­ход к формированию экзаменационной базы для проведения аттестации аудиторов, пред­полагающий:

  • постепенное повышение практико-ори-ентированности тестовой базы, увеличение количества тестов «на понимание», включая несложные расчеты, путем замены тестов, ориентированных на простое заучивание положений нормативных правовых актов;
  • постепенную компьютеризацию про­ведения письменной работы к 2020 г.; вклю­чение в нее помимо теоретических вопро­сов практических, ситуационных и расчет­ных заданий по всем установленным об­ластям знаний;
  • постепенное расширение заданий в пись­менной задаче за счет включения практических вопросов по всем установленным областям знаний, необходимых для проверки умения формировать аудиторское заключение в со­ответствии с МСА.

В 2018 г. Советом по аудиторской деятель­ности одобрена разработанная Единой атте­стационной комиссией новая модель квали­фикационного экзамена, Минфином России разработан Порядок проведения нового ква­лификационного экзамена, который в насто­ящее время находится в процессе утвержде­ния. Сегодня идет активный законотворче­ский процесс в аудиторской сфере и, прежде всего, в области профессиональных ценностей и этики аудиторов, в частности, внесены су­щественные изменения в Правила независи­мости аудиторов и аудиторских организаций, МСФО, МСА, антикоррупционное законо­дательство и др. Тестовая база по всем акту­альным изменениям разрабатывается только по принципу практико-ориентированности. Таким образом, Единой аттестационной ко­миссией постепенно решаются проблемы действующего квалификационного экзамена в части соответствия практико-ориентированности экзаменационной базы (сейчас она составляет около 40%, в стандартах образо­вания аудиторов и европейских стандартах бизнес-образования — 60-70%).

Все сказанное касается компьютерного те­стирования. Письменные задачи также совершенствуются как основа для оценки уме­ний применять профессиональные знания в области аудита, а также МСФО. Здесь не­обходимо подчеркнуть, что процесс развития экзаменационной базы идет не в направлении на усложнение, а наоборот на оценку прак­тических навыков, без которых выдавать ква­лификационный аттестат аудитора просто невозможно. Специалисты, не умеющие решать типовые аудиторские ситуационные задачи, не смогут выполнять качественный аудит.

Квалификационный экзамен 2022 г.

Модель нового квалификационного эк­замена 2022 г. включает 6 областей аттестации:

  • бухгалтерский учет и отчетность;
  • аудиторская деятельность;
  • финансовый анализ и анализ бизнеса;
  • управленческий учет, управление ри­сками, внутренний контроль;
  • право**;
  • налогообложение**.

** Компетенции в данных областях знаний оцениваются в части, в которой они необходимы для участия в осуществлении (осуществления) аудиторской деятельности.

Соответствие областей аттестации новой модели квалификационного экзамена обла­стям знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенден­там на квалификационном экзамене на полу­чение квалификационного аттестата аудито­ра (приложение 5 к протоколу заседания САД от 23.03.2017 № 33) представлено на рис. 2.


Кроме того, знания из других областей знаний, таких как основы менеджмента, информационные технологии, математика, статистика, основы микроэкономики и др. включены в модули по основным областям в соответ­ствии с уместностью и в части, необходимой для осуществления аудиторской деятельности.

Будущий квалификационный экзамен раз­делен на три этапа (уровня). Первый этап (базовый уровень) предполагает оценку ба­зовых компетенций претендентов по пяти экзаменационным модулям, организованным в форме компьютерного тестирования. Те­стовые задания будут направлены на пони­мание основ нормативно-правовой базы ре­гулирования в соответствующих областях аттестации. В новой модели, одобренной САД, предусмотрена возможность получения пре­тендентами зачетов отдельных модулей. По сравнению с действующим экзаменом это было бы упрощением процедуры оценки. Тем более, что по статистике число таких претендентов может составлять до 90%. Однако следует подчеркнуть, что формирование си­стемы зачетов и ее внедрение в систему ква­лификационного экзамена — постепенный, достаточно длительный процесс, требующий тщательной проработки и согласования с ре­гулятором. Изучение международно признан­ных квалификаций в области бизнеса, эко­номики и финансов доказывает, что для этого надо начинать работу с вузами по аккреди­тации соответствующих программ.

Второй этап (основной уровень) вклю­чает шесть модулей, организованных в форме письменного экзамена, на котором прове­ряются углубленные, профессиональные на­выки по каждому модулю. Письменный эк­замен будет включать задания на умение применять знания при решении типовых практических задач. В рамках каждого мо­дуля будут проверяться компетенции толь­ко данной области аттестации.

Третий этап экзамена будет проводить­ся в форме комплексной ситуационной задачи, которая позволит проверить способ­ности претендента совмещать компетенции из всех установленных областей аттестации, а также оценить в комплексе наличие у пре­тендента компетентности быть аудитором.

Выводы

Одним из механизмов совершенствования системы профессиональной аттестации и по­вышения квалификации аудиторов являет­ся постепенный переход к модульной систе­ме проведения квалификационного экзаме­на, а в перспективе — к 2022 г. — построение концептуально новой модели квалификаци­онного экзамена, дающего право на осущест­вление аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации.

В основу новой модели положен уровневый, компетентностно ориентированный подход, что регламентируется МСА, между­народными стандартами образования про­фессиональных бухгалтеров и европейски­ми стандартами бизнес-образования. Се­годня идет активный процесс совершенство­вания квалификационного экзамена, что вызывает множество информационных дис­куссий, в частности, в средствах массовой информации формируется мнение о падении престижа и снижении заинтересованности молодых кадров в получении аудиторской профессии. В определенной степени это об­условлено влиянием общеэкономической ситуации. В то же время, статистика коли­чества претендентов на сдачу квалификаци­онного экзамена достаточно инерционна и показала сокращение их количества толь­ко на последних экзаменах 2017 г. Данный факт не может служить основанием для выводов о падении спроса на квалифици­рованный аудит в Российской Федерации, он лишь подтверждает востребованность государственных решений, направленных на совершенствование аудиторской деятель­ности в целях повышения качества аудита, в том числе путем совершенствования ква­лификационного экзамена и приведения его в соответствие с требованиями институци­ональных пользователей в Российской Фе­дерации.

На протяжении последних трех лет со­храняется тенденция прихода в профессию молодого поколения, с меньшим опытом работы в сфере аудиторской деятельности, что в целом доказывает перспективность развития отрасли аудиторских услуг.

Высший менеджмент в нашей стране, го­сударственные деятели, планируя развитие аудиторской деятельности, должны ее рас­сматривать как важную составную часть фи­нансового рынка, часть общей системы, вы­полняющей не только контрольные, анали­тические, диагностические функции, но и ре­гулятивные, защитные, образовательные, научно-исследовательские, потому что раз­витие любой отрасли экономической деятель­ности без системы образования и науки не­возможно.

Актуальность разработки новой модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора в Рос­сии обусловлена необходимостью приведения его в соответствие с современными требова­ниями развития экономики, международны­ми стандартами образования аудиторов, международными стандартами аудита, а также требованиями профессионального рынка ра­ботодателей и потребителей аудиторских услуг. Таким образом, разработка новой модели на­правлена на стандартизацию подходов к ор­ганизации экзаменационного процесса и по­вышение качества процедуры оценки потен­циальных аудиторских кадров.

Новый экзамен направлен на выполнение решений Совета по аудиторской деятельности, Поручения Правительства РФ в Дорожной карте «Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг.» (пункт 7.3 «Совер­шенствование порядка подготовки отдельных специалистов финансового рынка»). В про­екте экзамена учтены конструктивные пред­ложения, полученные в ходе профессиональ­ного обсуждения новой модели.

Таким образом, на первом этапе от пре­тендента будет требоваться понимание теоретических основ, умение применять ба­зовые знания по каждой области аттестации в рамках отдельных модулей при решении типовых задач, связанных с аудиторской деятельностью. На втором этапе — углу­бленное понимание требуемых компетенций в рамках отдельных модулей по областям аттестации, способность их применять, сравнивать и анализировать различные ва­рианты решения конкретных ситуаций, связанных с аудиторской деятельностью, на третьем этапе — способность совмещать компетенции из разных областей аттеста­ции, демонстрировать навыки формирова­ния профессионального суждения в соответствии с МСА.

Литература

  1. Красильникова И.В., Казакова Н.А., Кунегина А.Ю., Суханов С.С., Поникарова М.А. Развитие методологии организации и проведения квалификационного экзамена на право осуществления ауди­торской деятельности в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами обра­зования аудиторов // Аудиторские ведомости. 2017. № 8. С. 5-19
  2. Красильникова И.В., Мельник М.В., Казакова Н.А. Развитие системы квалификационной аттеста­ции аудиторов в Российской Федерации: проблемы и решения // Учет. Анализ. Аудит. 2017. № 5. С. 18-29
  3. Красильникова И.В., Казакова Н.А. Обоснование предложений по развитию квалификационно­го экзамена на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации //Аудитор. 2017. Т. 3. № 10. С. 19-30
  4. Казакова Н.А. Совершенствование системы квалификационной аттестации аудиторов как фак­тор развития аудиторской деятельности в Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2017. № 5-6. С. 189-197
  5. Казакова Н.А. Бизнес-аналитика как мировой тренд на рынке труда в условиях глобализации экономических рисков // Международная экономика. 2017. № 5-6. С. 93-99
  6. Казакова Н.А. Компетентностная модель квалификационного экзамена на получение квалифи­кационного аттестата аудитора / Н.А. Казакова, И.В. Красильникова // Аудитор. 2018. № 4. С. 20-28
  7. Казакова Н.А. Совершенствование методов управления рисками в системе финансовой безопас­ности коммерческих банков / Н.А. Казакова, А.В. Лукьянов, О.Л. Шеметкова, А.И. Болвачев. Финансовый менеджмент. 2018. № 3. С. 88-100

Автор:

Теги: квалификационная аттестация аудиторов  аудиторская профессия  профессиональные компетенции  квалификационный аттестат аудитора  международные стан¬дарты аудита  МСА  МСФО  международные стандарты образования  МСО  профессиональные бухгалтеры  профессионал