В апреле Центральным банком РФ было разослано письмо от 31.03.2011 № 41-Т, рекомендующее банкам ЦБ РФ принимать налоговую и бухгалтерскую отчетность от заёмщиков в электронном виде. Однако как на практике может быть реализовано подобное решение, из письма ЦБ РФ не вполне ясно. Оптимальный путь – услуги специализированных операторов связи, передающих отчетность организаций в контролирующие органы.
Сейчас налоговую и бухгалтерскую отчетность (формы 1 и 2, отчет о прибылях и убытках), предварительно заверенную в налоговых органах, банки принимают от заёмщиков в «бумажном» виде. Предписание ЦБ РФ, обнародованное в письме от 31.03.2011 № 41-Т, рекомендует банкам отойти от сложившейся практики. Банкам предлагается самостоятельно разработать или приобрести программное обеспечение, которое позволяло бы просматривать переданные заемщиками документы и проверять подлинность заверяющей их электронной цифровой подписи.
Между тем принимать отчетность от потенциальных заёмщиков кредитные организации могли бы с помощью сервиса, реализованного на базе системы электронной отчетности.
«На сегодняшний день отчетность в контролирующие органы через Интернет – это самая развитая область электронного документооборота в стране: более 60% налогоплательщиков сдают декларации через Интернет, не покидая рабочего места, – комментирует менеджер системы электронной отчетности «Контур-Экстерн» компании СКБ Контур Игорь Гольдберг. – Начало электронной отчетности было положено более 10 лет назад, когда переданные через Интернет декларации стали принимать налоговые органы. С тех пор был в совершенстве отлажен как сам процесс документооборота, так и сопутствующие ему механизмы криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи документов. Так что создание сервиса по отправке налоговых деклараций в банки на основе системы электронной отчетности – вполне оправданное решение».
Компанией СКБ Контур уже ведется разработка сервиса для банков в рамках системы «Контур-Экстерн». Сейчас специалисты СКБ Контур собирают пожелания от кредитных организаций, чтобы получить наиболее полное представление об ожиданиях потенциальных пользователей продукта.
«В настоящий момент есть понимание, что создаваемый сервис должен «уметь» получать отправляемую заёмщиками отчетность, давать возможность ее просматривать, а также проверять достоверность электронных цифровых подписей, которыми заверена сама декларация, а также выданная налоговым органом квитанция о приеме, – рассказал Игорь Гольдберг. – Однако мы готовы решать и более амбициозные задачи. Так, в перспективе сервис для заемщиков из опции «Отправить отчет в банк» вполне мог бы перерасти в услугу «Отправить заявку на кредит». Наша цель – сделать сервис максимально удобным и функциональным для всех участников документооборота. Для кредитных организаций это может стать не только способом выполнить предписание ЦБ РФ, но и возможностью привлечь новых заёмщиков, став ближе к потенциальным клиентам – а это более 950 000 абонентов «Контур-Экстерн» по всей стране».
Если вы заинтересованы в появлении нового сервиса и у вас есть идеи, как сделать его удобным для пользователей, напишите специалистам СКБ Контур: fpp@skbkontur.ru. Ваши рекомендации очень важны.