Проблемы повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации

Системы профессионального образования в России, В...

Автор:
Источник: Журнал “Учет и контроль” №8-2016
Опубликовано: 16 сентября 2016

В статье рассматриваются пути и методы повышения финансовой грамотности населения РФ. Рассматривается необходимость создания программ по финансовой грамотности, доступных различным слоям населения.

Повышение уровня финансовой грамотности населения становится одной из актуальных задач развития современного общества особенно после кризиса 2008 года. Во всех странах насущной проблемой стала проблема обучения населения основам финансовой грамотности. И Россия не является исключением. Тем более актуальна эта задача, поскольку руководство и население России вновь столкнулись с экономическим кризисом в 2015 году.

Развитие новых технологий позволяет повышать качество финансовых услуг, что в свою очередь, делает жизнь населения более комфортной. Различные программы и приложения к смартфонам и планшетам делают возможным покупать продукты питания, одежду, билеты, бытовую технику и даже страховки на автомобили, не покидая своего дома. Это действительно облегчает жизнь населения, но требует от него владения минимальными знаниями и навыками как в области компьютерной, так и в области финансовой грамотности.

Для повышения уровня финансовой грамотности правительства многих стран реализуют национальные программы финансового образования населения. Такие программы есть в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Польше, других странах.

В России в 2008–2012 годах были проведены исследования некоторых параметров финансовой грамотности населения. Выводы исследований свидетельствуют о том, что уровень финансовой грамотности россиян невысок [1].

Возникает необходимость поднять уровень финансового просвещения до такой планки, чтобы потребители финансовых услуг научились делать самостоятельный выбор этих самых услуг, опираясь на доступную информацию. Потребители должны уметь оценивать риски пользования финансовыми инструментами, а также отличать непосредственные предложения финансовых структур от рекламы. Кроме того, население должно быть информировано о своих правах в финансовой сфере и должно уметь защищать эти права как потребители финансовых услуг в том случае, когда эти права нарушаются. Финансово грамотные люди лучше защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций и способны противостоять финансовому мошенничеству. Очень актуальна эта проблема для пенсионеров, которые стремятся сохранить свои небольшие накопления и зачастую попадаются на удочку финансовых пирамид. Людям среднего возраста важно уметь сохранить и приумножить будущую пенсию, а для этого необходимо ориентироваться в возможностях инвестирования своих пенсионных накоплений в доходные финансовые структуры. Молодежи необходимы навыки планирования бюджета и сбережений, умение грамотно решать проблемы финансирования образования и покупки жилья. Детям надо получать представление о ценности денег, и формировании, и использовании семейного бюджета.

Для решения всех этих вопросов и была разработана Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2].

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года [3] рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Тенденции развития современного общества тесно связаны с институциализацией социальной жизни населения стран. Это выражается во все большей роли общественно-добровольных структур и институтов гражданского общества, нацеленных на реализацию разнообразных общественно-значимых потребностей как в социальной, так и в экономической жизни страны.

Институциональная среда, созданная разнообразными, постоянно меняющимися институциональными формами, подвижна и обусловлена историческим, временным, культурным контекстом.

Институции — это социальные формы типизации функций хозяйствующих субъектов, определяющие их статусы и роли в системе производства общественного бытия и образующие систему отношений функциональной структуры общества [4].

Институциональные формы — это обусловленные конкретными социально-экономическими и технологическими условиями существования общества образцы, способы, правила, нормы поведения, которые регулируют порядок социального взаимодействия в обществе. С содержательной стороны, институциональные формы — это обусловленные конкретными материально-технологическими, социально-экономическими условиями окружающей среды образцы, способы, правила, нормы поведения, регулирующие порядок социального взаимодействия в обществе [5].

Исходя из вышеизложенного, можно определить список основных институциональных форм повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. К ним следует отнести взаимодействие различных групп населения с коммерческими и некоммерческими организациями, различными государственными и частными образовательными учреждениями с целью повышения определенного уровня финансовой грамотности.

В данном исследовании были выделены следующие целевые группы, определяющие институциональные отношения, являющиеся основой осуществления Программы повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации:

  • лица школьного возраста и молодежь;
  • взрослые с низким и средним уровнем дохода.

Кроме того, отмечена интеграция финансового образования в общее и дополнительное образование.

На основании проведенных исследований мы выделим две категории институциональных форм в рассматриваемой области образовательных услуг:

  • обучающееся сообщество;
  • взаимодействие индивида с обучающей организацией.

Первая категория предусматривает различные формы в зависимости от взаимодействий с обучающей организацией, например:

  • обучение школьников в рамках школьных образовательных программ;
  • обучение преподавателей в виде семинаров, проводимых обучающей организацией на территориях школ и иных государственных и частных образовательных учреждений;
  • обучение преподавателей в специализированных организациях;
  • профессиональная переподготовка преподавателей с целью получения возможности обучать различные группы населения финансовой грамоте;
  • обучение граждан различных социальных групп в специализированных организациях;
  • проведение открытых уроков, конференций, конкурсов, олимпиад по вопросам финансовой грамотности на базе государственных и частных образовательных учреждений.

Вторая категория предполагает самостоятельное обучение желающих повысить свою финансовую грамотность, что предпочтительно делать с помощью интернет-ресурсов, т.е. программ, предоставляющих возможность получить материал для самостоятельного изучения, практические примеры для обработки навыков применения основ финансовой грамотности и тестов, позволяющих оценить уровень финансовой грамотности индивида до и после изучения предложенного материала.

В качестве таких институциональных форм можно выделить:

  1. программы для пенсионеров и людей предпенсионного возраста, направленные на понимание формирования источников будущей или настоящей пенсии, возможностей сэкономить и сохранить средства;
  2. программы для безработных, военнослужащих, временно неработающих, людей, желающих поменять профессию, направленные на определение возможностей для ориентации на рынке труда и основ для получения новой профессии;
  3. программы для детей, направленные на понимание ими сущности денег и финансово-экономических взаимоотношений различных институтов в обществе и воспитание в них правильного отношения к финансовым вопросам в семье и обществе;
  4. программы для взрослого населения, ощущающего недостаток знаний в области финансов и желающего повысить свой уровень финансовой грамотности с целью лучшего понимания процессов, происходящих в финансово-экономической жизни общества (взаимодействие с кредитными организациями, использование финансовых инструментов и т.д.).

Также следует отметить достаточно важный момент, отражающий институциональную среду современного российского общества. Поскольку суть институции состоит в закреплении образа действия, производным от которого становится образ мышления субъектов, государство должно быть заинтересовано в повышении финансовой грамотности населения. Поэтому логично предполагать, что все перечисленные институциональные формы будут иметь еще и сторону, отражающую взаимодействие общественных институтов и институций с государством. Это выражается в финансовой поддержке государством тех субъектов рынка, как коммерческих, так и некоммерческих, которые наиболее эффективно работают с населением по вопросам повышения его финансовой грамотности.

Кроме финансового участия, место государства в институциональной среде повышения финансовой грамотности должно выражаться также в виде выборочного аудита образовательных программ, реализуемых организациями частного сектора, со стороны профильных органов надзора (ЦБ РФ, ФСФР России, ФССН, Минфина и др.), что и предусмотрено Национальной программой повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации.

Основным критерием начального отбора программ явился интернет-рейтинг. В современном обществе любые организации, так или иначе оказывающие услуги широким слоям населения, имеют сайты для передачи потребителям информации о себе, своих услугах, контактных данных. Поэтому интернет-рейтинг был выбран как наиболее доступный, результативный и эффективный способ сбора информации для анализа деятельности вышеназванных программ.

«Финансовое образование как таковое представляет собой процесс, охватывающий и учитывающий меняющиеся потребности граждан в различных социально-экономических условиях. Финансовую грамотность, являющуюся результатом этого процесса, называют сочетанием как осведомленности, знаний, умений, так и отношения и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния (OECD/INFE, 2012)» [6].

Это определение ясно показывает, что реализация финансового образования содержит два взаимосвязанных аспекта: доступность финансового образования и качество программ финансового образования. В связи с этим оценку программ финансовой грамотности следует разделить на два уровня:

  • первый — оценка влияния осуществления стратегии финансового образования на повышение финансовой осведомленности населения;
  • второй — собственно оценка релевантности содержания программ финансового образования.

Первый уровень оценки должен проводиться в масштабах всей страны в соответствии с рекомендациями ОЭСР для стран, которые находятся на стадии принятия национальной стратегии, государственными органами, или по крайней мере организациями, выполняющими государственную программу осуществления стратегии.

На этом уровне оценки определяется степень вовлеченности регионов в программу повышения финансовой грамотности, обеспеченность образовательными ресурсами (методики, образовательные программы), общий уровень финансовой образованности населения, цели и тематика образовательных программ в стране.

Прежде всего оценка планируется, то есть определяются ключевые лица, ответственные за оценку, ключевые индикаторы, цель и способ оценки. Оценка может проводиться методом опросов, наблюдений, исследования интернет-ресурсов (образовательные сайты), выборочного тестирования населения, сравнения с международным опытом и рекомендациями ОЭСР. Важно получение данных из нескольких независимых источников, чтобы можно было сравнить результаты. На основании результатов оценки этого уровня принимаются решения о возможном изменении национальной стратегии, вырабатываются рекомендации по изменению образовательных программ, методик обучения.

Второй уровень оценки проводится либо организациями, осуществляющими обучение (внутренняя оценка), либо заинтересованными сторонами или независимыми организациями (внешняя оценка).

На втором этапе работы над данным проектом были сформулированы принципы оценки программ по повышению финансовой грамотности населения в соответствии со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития и Международной сети в области финансового образования (ОЭСР/МСФО).

Данными принципами подчеркивается важность проведения мониторинга и оценки как новых, так и уже реализуемых программ и рекомендуется разработка стратегии мониторинга и оценки программ уже на стадии разработки.

К таким принципам относятся:

  • обязательность оценки;
  • финансовое обеспечение оценки;
  • внешняя оценка;
  • должное проектирование, включающее:

- согласование с целями программы;

- соответствие масштабу и длительности программы;

- соответствие целевой аудитории и методу преподнесения содержания;

- демонстрация причинно-следственной связи между произошедшими изменениями и обучением;

  • отчетность.

На основании вышеперечисленных принципов в ходе проекта были разработаны рекомендации по планированию и организации оценки программ финансовой грамотности.

Выделена важность осуществления как внешней, так и внутренней оценки. И если внешняя оценка предполагается силами государственных органов или независимых негосударственных экспертов, то самооценку рекомендовано проводить в соответствии с подходом всеобъемлющего управления качеством (Total Quality Management, TQM).

Методы оценки содержания зависят от целевой группы и требований заинтересованных лиц. Желательно, чтобы содержание программы определялось или по крайней мере согласовывалось с финансовыми организациями, предоставляющими услуги населению, для обеспечения максимально полного соответствия целям и тематике, определенным на первом уровне оценки. Важно помнить, что содержание (преподносимая информация) неразрывно связано с методикой обучения (способы преподнесения информации). По этой причине в данном отчете оценка методики рассматривается в контексте оценки содержания программы и образовательного процесса.

Методика программы должна соответствовать целям обучения, то есть ожидаемому результату обучения и целевой группе. Поскольку одной из целей обучения всегда является выработка правильной модели поведения, то есть приобретение навыков, жизненно необходимых как для успешного выживания индивидуума, так и для повышения благосостояния общества в целом, крайне важно сделать обучение не формальным, ради положительной оценки, а привлекательным для обучающихся.

По этой причине одним из критериев оценки должна стать понятность и привлекательность изучаемых тем. Наилучшим способом заинтересовать обучающегося является его активное вовлечение в процесс обучения, то есть игровой момент обучения. Следовательно, деловые игры должны стать обязательным элементом дидактики. Для самых младших возрастных групп игра вообще должна быть практически главным методом обучения. Для более старших возрастных групп игра должна использоваться максимально эффективно.

Оценку занимательности и понятности рекомендуется производить методами опросов обучающихся, тестирования и оценкой изменений в поведении после обучения. Возможно также производить оценку занимательности и понятности в форме ролевой игры, особенно такая форма оценки рекомендуется для младших возрастных групп.

Специалисты сходятся во мнениях, что начальное финансовое обучение должно стать составной частью учебных дисциплин, изучаемых в образовательных учреждениях, а не существовать само по себе, вне контекста. То есть, например, в школе желательно ввести прежде всего в курс математики примеры, относящиеся к финансовым расчетам, например, расчет выплаты процентов по кредитам или же получения процентов по срочным счетам в банке. Подобным образом в курсе литературы можно привести примеры жизненных ситуаций, связанных с финансовыми операциями, например, вопрос покупки квартиры с помощью ипотечного кредитования. Отсюда следует, что преподаватели даже тех дисциплин, которые не имеют прямого отношения к финансовым вопросам, должны пройти соответствующую подготовку.

В высших учебных заведениях и старших классах средней школы рекомендуется не только ввести курс финансовой грамотности в иные дисциплины, но и прямо выделить финансовую грамотность в качестве отдельной дисциплины.

При этом важно отметить, что необходима дифференциация образовательных программ, являющихся частью формального обучения, от программ обучения в неформальных образовательных организациях. Это, в частности, значит, что введение финансового просвещения может производиться не только в форме дополнительных учебных дисциплин или дополнительных элементов существующих учебных дисциплин, но и как краткосрочные курсы, семинары, практические занятия, а также в форме просветительских кампаний. При этом оценка содержания просветительских кампаний и иных мероприятий по повышению общей финансовой осведомленности будет в большей степени интегрирована в общую оценку (оценку первого уровня) по причине сравнительно малого объема технической информации и большего акцента на ценностные и поведенческие изменения.

Особое внимание при оценке следует уделять подготовке преподавателей. Все преподаватели, вовлеченные в программу финансового обучения, будь то обучение в детском саду, в школе, в высших учебных заведениях, в учебных центрах, должны проходить как первоначальную подготовку, так и регулярную переподготовку при изменениях в программе образовательного курса. Оценка качества производится на основании свидетельства о такой подготовке или переподготовке, и итоговых оценок (результатов тестирования), полученных по окончании курса подготовки/переподготовки. В рамках формального обучения (например, средняя школа, вуз) может существовать система аттестации.

Оценка должна производиться в рамках постоянного мониторинга, то есть на основе плановых проверок, через определенные промежутки времени, либо при изменениях в финансовом окружении и произошедших в результате этого изменениях в учебных программах.

Отметим также оценку среды обучения, то есть условий преподавания. Эта проверка прежде всего предполагает оценку общедоступности, то есть для аудиторного обучения необходимо оценить физическую доступность и удобное расположение аудиторий, удобное расписание занятий, обеспеченность учебными пособиями, наглядными пособиями.

Оценка воздействия определяется сравнением анкет опрашиваемых до и после обучения.

В конечном итоге качество программы будет определяться степенью того, насколько программа удовлетворяет заданным критериям/индикаторам. Оценка содержания образовательных программ требует особого подхода и экспертной подготовки, поэтому она рассмотрена в данном отчете отдельно.

Ниже выделены основные критерии оценки содержания:

  • релевантность информации (содержание программы обучения соответствует потребностям целевой группы, поставленным целям и задачам программы);
  • актуальность информации (качество образовательной программы определяется ее соответствием быстро изменяющемуся миру финансов);
  • доступность информации (материал преподносится в соответствии с особенностями целевой группы, в том числе такими факторами, как возраст, уровень образования, профессия, наличие или отсутствие ограничений в функционировании, таких как слепота, глухота);
  • соответствие между информацией и методикой обучения (материал преподносится путем, обеспечивающим максимально результативное усвоение).

В зависимости от специфики целевой группы, могут применяться дополнительные критерии оценки, такие как:

  • гибкость в преподнесении информации, адаптация к потребностям конкретных обучающихся (например, при работе с разнородными группами или же с целевой группой, для которой следование жесткому плану и графику обучения может быть затруднительно (работающие на полную ставку, молодые родители, и т.п.);
  • методы повышения мотивации для обучающихся с низкой мотивацией (например, при работе с разнородными группами, особенно младшего возраста — школьниками).

В случае обучения, основанного на использовании интернет-ресурсов, следует оценить доступность ресурса, легкость и удобство навигации, интерактивность ресурса, наглядность сайта (включая шрифт, загруженность страницы и т.д.).

Оценка вебсайтов проводилась по следующим параметрам:

  • скорость загрузки вебсайта и его отдельных компонентов;
  • удобство навигации;
  • возможность повторения материала;
  • возможность управления скоростью изучения материала;
  • компактность каждого отдельного учебного модуля;
  • качество шрифта (размер, возможность изменения размера, простота восприятия);
  • степень наглядности материала и уместности иллюстраций;
  • наличие средств самопроверки;
  • возможность обратной связи при появлении вопросов, возможность получения разъяснений или дополнительной информации, своевременность получения ответа;
  • простота изменения учебного контента (с точки зрения преподавателя).

На основе предложенных требований оценки программ был проведен анализ существующих программ финансовой грамотности населения Российской Федерации. Поскольку данная оценка является внешним контролем, то упор делался на качество материала, предложенного различными программами.

Для внешнего контроля программ были выделены следующие критерии:

  • общая информация (есть ли в программе данные о компании или владельце сайта, имеются ли контакты для связи с разработчиками программы или с владельцем сайта);
  • наличие разделов и ситуаций (есть ли различные разделы из рассмотренных выше, рассматриваются ли ситуации, в которые может попасть пользователь);
  • релевантность информации (определена ли цель программы, целевая аудитория, отражена ли направленность на целевую аудиторию);
  • актуальность информации (учтены ли новые веяния на рынке финансов, новые банковские продукты, настоящая экономическая ситуация в стране);
  • доступность информации (отвечает ли способ подачи информации ориентации на объявленную целевую аудиторию).

Соответствие между информацией и методикой обучения (подается ли материал в форме, доступной объявленной целевой аудитории, и существуют ли адекватные методы проверки знаний в зависимости от потребностей пользователей; существуют ли методы мотивации изучения предложенного материала).

В ходе анализа рассмотрены характерные черты и особенности каждого проекта.

Рассмотренные программы показывают, что в России накоплен достаточно богатый и разнообразный опыт преподавания финансовой грамотности, в каждом регионе одни и те же задачи успешно решались с помощью как одинаковых, так и различных подходов, и уже настало время выбирать из разнообразия методов лучшие.

Исследования специалистов [1] говорят о том, что уровень финансовой грамотности населения Российской Федерации достаточно низкий. Финансовая образованность растет достаточно высокими темпами только среди населения, имеющего доходы гораздо выше среднего уровня. С другой стороны, увеличение потока информации привело к тому, что многие категории людей стали ощущать себя более разбирающимися в финансовых вопросах, имея достаточно низкий уровень компетенций в сфере финансов.

Именно поэтому на государственном уровне возникла необходимость разработать национальную программу повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. Кроме этого, различные финансовые структуры, такие как банки, страховые компании и т.д., ощущают препятствия в реализации финансовых инструментов населению в виде недостаточной осведомленности этого населения в вопросах управления личными финансами. Именно поэтому многие финансовые структуры занялись продвижением программы повышения уровня финансовой грамотности населения в народные массы.

В данном исследовании проведен анализ некоторых проектов, разработанных в целях работы с населением, как с взрослым, так и с детским, по вопросам финансовой грамотности.

Проведенный анализ показал, что из множества существующих проектов по осуществлению программ финансовой грамотности только небольшое количество действительно достигает цели обеспечения населения возможностью реально повысить свой уровень финансовой грамотности.

К сожалению, во многих программах присутствуют ошибки при отражении принципов и основных объектов бухгалтерского учета. В наше время изучение бухгалтерского учета становится необходимым для грамотного ведения хозяйственных отношений всеми участниками таких отношений. Он отражает реальные процессы, происходящие в сфере производства, обращения, распределения, потребления [7]. Для населения знание основ бухгалтерского учета необходимо при операциях с финансовыми инструментами, при получении кредитов, при осуществлении операций с помощью банковских карт.

Следует отметить, что только немногие проекты позволяют тренировать практические навыки и проверять свои знания, полученные в ходе изучения предоставленного материала. Кроме того, практически нет программ, обучающих работников предпенсионного возраста создавать возможности для увеличения будущей пенсии. И вообще довольно мало программ включают в рассмотрение вопросы формирования пенсии.

Недостаточно внимания в программах развития финансовой грамотности уделяется защите прав потребителей финансовых услуг. Также хотелось бы большего внимания к оформлению различных договоров: кредитных, по покупке и продаже недвижимости, по передаче денежных средств в долг и т.д.

Авторы исследований в области финансовой грамотности предлагают разделить программы как минимум на два уровня. Программы первого уровня призваны не столько обучать, сколько вызывать интерес к темам ПИФов, кредитных бюро, кредитных кооперативов. Когда интерес к таким структурам будет сформирован, можно будет предлагать пользователям действительно обучающие программы.

Но это дело будущего.

Список литературы

  1. Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) / О. Кузина // Деньги и кредит. — 2012. — № 1. — С. 68–72.
  2. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. — № 1662-р.
  3. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. — № 2043-р.
  4. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Институционализм в российской экономической мысли (IX – XXI вв.): В 2 т. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
  5. Липов В.В. Институциональная комплементарность как фактор формирования социально-экономических систем // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институци
  6. Совершенствование национальных стратегий финансового образования. Совместная публикация председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» и ОЭСР. — URL: http://ippk.arkh-edu.ru/web_community/financial/1.%20G20_OECD_final%20RU.pdf
  7. Машинистова Г.Е. Бухгалтерский финансовый учет. Полный курс МВА / Г. Машинистова. — М. ЭКСМО, 2009 — с. 4.

Автор:

Теги: финансовая грамотность  повышение финансовой грамотности  финансовых услуг  финансовое просвещение  финансовые инструменты  финансовые риски  финансовое мошенничество  финансово грамотные люди  институциональные формы  финансовое образование  финансовое б