Проблемы в развитии рынка налогового консультирования в Российской Федерации

Статьи и аналитические материалы по Налогам

Автор:
Источник: Журнал “Учет и контроль” №4-2020
Опубликовано: 23 апреля 2020

В статье рассмотрены проблемы развития рынка налого­вого консультирования в Российской Федерации. Предлагаются возможные пути дальнейшего улучшения рынка налогового консультирования в Россий­ской Федерации

Спрос на рынке консультирования находится в прямой взаимосвязи от общеэкономической ситуации внутри страны. Постоянные изменения, вно­симые государством в налоговое законодательство, сохранение давления на бизнес со стороны налоговых органов, а также совершенствование фискаль­ного надзора ведут к росту спроса на услуги налоговых консультантов.

Спрос на налоговых консультантов увеличивается, но меняется направ­ление оказываемых услуг из-за стремления фискальных органов сократить оптимизацию бизнесом своих налоговых платежей.

Федеральная налоговая служба оказывает бесплатно услуги по консуль­тированию налогоплательщиков. Однако следует понимать, что услуги, пред­лагаемые налоговыми органами, заметно отличаются от услуг, предоставляе­мых налоговыми консультантами. Проведем сравнительный анализ в табл. 1.


Таблица 1

Отличительные черты консультаций в сфере налогообложения, оказываемых налоговыми консультантами и налоговыми органами


Данные табл. 1 показывают, что налоговые консультанты предлагают более широкий спектр услуг для всесторонней поддержки налогоплатель­щиков. Если в налоговых органах налогоплательщик может лишь получить разъяснения по налогам, сборам, налоговому законодательству и т.п., при этом согласно Решению ФНС России от 27.12.2017, обязанность налоговых органов по даче разъяснений не распространяется на случаи, когда задан­ный вопрос непосредственно не связан с деятельностью налогоплатель­щика. Обязанность налоговых органов по даче разъяснений не распростра­няется на случаи, когда заданный вопрос непосредственно не связан с дея­тельностью налогоплательщика, то налоговый консультант в свою очередь не только проинформирует, но и поможет решить все вопросы обративше­гося к ним налогоплательщика.

Например, в компетенцию налоговых консультантов входит досудеб­ное оспаривания решений налоговых органов при возникновении споров с налоговыми органами. В 2017 г. наблюдается рост спроса на данную услугу налоговых консультантов. Не доведение дела до суда несет за со­бой преимущества для налогоплательщика. Это и сокращение сроков рас­смотрения налогового дела, и снижение издержек на консультантов, так как рассмотрение жалобы является письменным и не требует специали­стов и их выступление на нескольких судебных заседаниях, что очень ча­сто случается в судебных спорах. Федеральная налоговая служба в 2017 г. стала чаще договариваться с добросовестными должниками - в прошлом году поступления в бюджет от мировых соглашений выросли в 3,2 раза и составили 4,2 млрд. руб., пишут "Известия". Доходы от компаний банкро­тов за год выросли на 35%, до 101,1 млрд. руб., а от привлечения к суб­сидиарной ответственности в 12,6 раза - превысив 2 млрд. руб.

Налоговый консультант способен помочь налогоплательщику с вопро­сами по отражению налоговой информации в бухгалтерском учете, то есть заранее предупредить возникновение ошибок. Еще одним преимуществом налоговых консультантов является скорость оказания услуг. Налоговые кон­сультанты способны решить проблемы, с которыми к ним обратился клиент здесь и сейчас, тогда как ответ от ФНС налогоплательщик получит только в течение 30 дней после регистрации запроса.

В настоящее время в России существует большое число профессиональ­ных объединений консультантов. Одним из таких объединений является Па­лата налоговых консультантов, это профессиональное сообщество россий­ских налоговых консультантов, зарегистрированная 9 янв. 2002 г. Задачи и цели Палаты налоговых консультантов заключаются в формировании, раз­витии, поддержке профессионального налогового консультирования в Рос­сии; создании эффективной площадки для профессионального общения, об­мена опытом, выработки налоговых стратегий; повышении налоговой куль­туры общества. Палата налоговых консультантов осуществляет обучение и аттестацию налоговых консультантов.

Проанализировав динамику численности аттестованных консультантов за период с 2013 г. по 2017 г., по данным официального сайта Палаты нало­говых консультантов, можно сделать следующие выводы: в 2016 г. серти­фикат налогового консультанта получили 717 чел., что на 50% больше чем в 2015 г. В 2017 г. численность аттестованных консультантов увеличилась на 12% по сравнению с 2016 г., а по сравнению с 2015 г. на 67%. Такая динамика спроса на профессию налогового консультанта подтверждает, что спрос на рынке услуг по налоговому консультированию будет только расти.

В России налогоплательщики чаще всего обращаются к частным лицам и компаниям, которые предлагают услуги по налоговому консультирова­нию. Основными заказчиками консалтинговых услуг являются крупные компании, имеющие иную многоуровневую структуру. Открывая дочерние компании, филиалы или представительства в регионах, эти компании «при­водят» с собой консультантов, обслуживающих головную компанию, мос­ковские консалтинговые фирмы или на штате есть квалифицированный специалист. Соответственно местным консалтинговым компаниям доста­ются, в малые и средние предприятия.


Ряд специалистов предлагает комплекс следующих взаимосвязанных между собой направлений, мероприятий и путей развития института нало­гового консультирования в России:

Законодательное закрепление этого института и разновидности кон­салтинговой деятельности с учетом зарубежного опыта.

Проблема отсутствия законодательного регулирования налогового кон­сультирования решается путем принятия Федерального закона «О налоговом консультировании» и разработки на его основе правовой нормативной базы о федеральных стандартах (правилах) такой деятельности с их кодификацией. Принятие указанных закона и стандартов налогового консультирования позво­лят повысить престиж профессии налогового консультанта, избежать непрофес­сионального консультирования, защитить интересы консультирующих и кон­сультируемых лиц и их деятельность никак не регламентируется, несмотря на то, что многие схемы уклонения от уплаты налогов разрабатываются именно внутри организаций, без привлечения внешних консультантов. Как считают указанные авторы, эту проблему нужно решать на законодательном уровне.

Список литературы

1. Урман Н. А. Налоговое консультирование: развитие и проблемы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 4 (24). С. 151-157.

2. Проблемы становления и пути развития налогового консультирова­ния в России. URL: www.mirkin.ru/_docs/articles05-025.pdf.

3. ФНС сосредоточилась на досудебном урегулировании споров по налогам. URL: http://nalogoved.ru/news/7020.html.

Автор:

Теги: налоговое консультирование  рынок налогового консультирования  рынок консультирования  налоговое законодательство  давление на бизнес  налоговые органы  фискальный надзор  налоговые консультанты  Федеральная налоговая служба  ФНС  налоговая консультация