Профессиональный стандарт “Аудитор”: трудовые функции как основа структуры аудиторской организации

Аналитические статьи, рейтинги

Автор:
Источник: Журнал “АУДИТОР” №2-2016
Опубликовано: 25 марта 2016

Настоящая статья посвящена основным положениям профессионального стандарта Аудитор”, вступившего в силу в декабре 2015 года, подготовленного в целях создания национальной системы квалифи­каций.

Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необхо­димой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятель­ности. В этой же статье дается определение квалификации как уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт “Аудитор” утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федера­ции от 19.10.2015 № 728н и вступил в силу 6 декабря 2015 г. Организацией-разработ­чиком профессионального стандарта выступило ООО “Аудиторская служба “СТЕК”.

Профстандарт охватывает все виды услуг, которые, согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ “Об аудиторской дея­тельности” (далее — Закон об аудиторской деятельности), может оказывать аудиторская организация. Это проведение аудита, ока­зание сопутствующих аудиту услуг и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельно­стью. Прочие услуги, перечисленные в ч. 7 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности, нашли отражение в профстандарте, посколь­ку в большинстве случаев аудиторские ор­ганизации оказывают именно такие услуги.

Несмотря на свое название, профессио­нальный стандарт “Аудитор” гораздо шире, чем просто описание трудовых функций аудитора. В стандарт заложены трудовые функции различных работников аудитор­ской организации, и название профессионального стандарта в данном случае ука­зывает вид деятельности.

Профессиональный стандарт “Аудитор” фактически задает структуру аудиторской компании. Разделение по направлениям деятельности заложено в его функциональной карте (табл. 1).

В профстандарт, помимо основополага­ющих положений Закона об аудиторской деятельности, заложены также требования федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных поста­новлениями Правительства РФ, и федеральных стандартов аудиторской деятельности, утвержденных соответствующими прика­зами Минфина России. Эти положения ау­диторские компании должны выполнять в силу закона, и в этом отношении профес­сиональный стандарт не вводит новшеств. В его основе лежит обязательность каче­ственного оказания аудиторских услуг.

Таблица 1


Требования в отношении процедур кон­троля качества при реализации аудиторской компанией кадровой политики заложены в п. 32 ФП(С)АД 34 “Контроль качества услуг в аудиторских организациях”. В частности, требуется, чтобы аудиторская организация установила принципы и процедуры, при­званные обеспечить разумную уверенность в том, что она обладает достаточным по количеству кадровым составом, владеющим необходимыми знаниями, опытом, соблю­дающим этические принципы, способным выполнять задания в соответствии с необ­ходимыми требованиями. Принципы и про­цедуры должны охватывать элементы ка­дровой работы, перечисленные в п. 33 ФП(С)АД 34:

а) найм работников;

б) оценка результатов выполнения работы;

в) профессиональные навыки работников;

г) профессиональная компетентность;

д) профессиональное развитие;

е) повышение в должности;

ж) оплата труда;

з) оценка нужд работников.

Решение этих вопросов позволяет ауди­торской организации устанавливать квалификационные требования и количественные показатели для найма работников, потребность в которых испытывает аудиторская организация для выполнения заданий. Про­цесс найма работников включает процеду­ры, позволяющие отбирать работников, соблюдающих основные принципы Кодек­са профессиональной этики аудиторов и Правила независимости аудиторов и ауди­торских организаций, в том числе облада­ющих соответствующей профессиональной компетентностью, необходимой для выпол­нения заданий.

Аналогичные общие положения содержит Международный стандарт по контролю качества № 1 (ISQC1) (п.п. 29 и 31).

В этом отношении профессиональный стандарт “Аудитор” помогает работодателям более четко определить свои требования при найме работников, а также при оценке их профессиональной компетентности и навыков. Соответственно, если персонал аудиторской организации обладает необ­ходимыми умениями и знаниями для выполнения реализуемых в конкретной ауди­торской организации трудовых функций, можно говорить о том, что работники об­ладают необходимой квалификацией. Умения и знания для каждой трудовой функции прописаны в профессиональном стандарте “Аудитор”. Вместе с тем аудиторская ком­пания в зависимости от специфики деятельности может детализировать требования профессионального стандарта. Например, если аудиторская компания специализиру­ется на аудите предприятий ТЭК — соот­ветствующие разделы знаний могут появить­ся в разделе «необходимые знания» в части законодательства и налогообложения. По­мимо этого, стандарт содержит требования к образованию и обучению, а также к опыту работы. При сравнении на соответствие требованиям профстандарта здесь следует применять диверсифицированный подход и в случае, если в какой-то части работником не выполнены отдельные требования (например, это может касаться опыта ра­боты), надо проверить, имеются ли у него другие преимущества, обеспечивающие уверенность в его квалификации.

Рассмотрим подробнее каждую из обоб­щенных трудовых функций. При этом необ­ходимо правильно понимать положения про­фессионального стандарта: в его основе лежат именно функции работника и их раскрытие в связке “трудовые действия” — «необходи­мые умения» — «необходимые знания». Пер­вична трудовая функция, а возможные наи­менования должностей даны в качестве ори­ентира: как может звучать должность такого работника в штатном расписании.

Обобщенная трудовая функция А (далее — ОТФ) “Осуществление вспомога­тельных трудовых функций при выполне­нии аудиторского задания и оказании про­чих услуг, связанных с аудиторской дея­тельностью” (табл. 2) — это совокупность функций, которые в аудиторских организа­циях выполняют помощники (ассистенты) аудиторов. Значение этой функции для само­го работника — приобрести в профессии опыт, необходимый для права сдачи экзаме­на на получение квалификационного атте­стата аудитора. Согласно Федеральному за­кону об аудиторской деятельности, для этих целей не менее 2 лет необходимо проработать именно в аудиторской организации.

Указанная ОТФ содержит две трудовые функции. Первая — “выполнение отдельных поручений” — простая функция, предпо­лагающая в основном технические функции по поиску, систематизации информации, оформлению и копированию документации и выполнению иных действий. Вторая функ­ция — “выполнение аудиторских процедур (действий), осуществление отдельных опе­раций при оказании сопутствующих ауди­ту услуг и прочих услуг, связанных с ауди­торской деятельностью” — предполагает наличие умений и знаний специфики ауди­торской деятельности. Ассистент аудитора выполняет трудовые функции под контро­лем и надзором более квалифицированно­го работника с квалификационным атте­статом аудитора, что отражено в разделе “Другие характеристики” профессиональ­ного стандарта. Кроме того, это должно прослеживаться в рабочей аудиторской до­кументации и во внутренних регламентах аудиторской компании.

Таблица 2

Обобщенная трудовая функция

Возможные наименования должностей

Уровень квалификации

Трудовые функции

Осуществление вспомо­гательных функций при выполнении аудиторско­го задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Помощник

аудитора

Ассистент

аудитора

Специалист

4

Выполнение отдельных поручений для целей аудиторского задания и оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Выполнение аудиторских процедур (действий), осуществление отдель­ных операций при оказании сопутствующих аудиту и прочих услуг, связанных с аудиторской деятель­ностью


На практике данную ОТФ выполняют студенты вузов (или их недавние выпускни­ки), а также иные лица, желающие освоитьпрофессию (например, из смежных областей деятельности). Эта ступень является обяза­тельной в силу закона независимо от предыдущих образования и опыта работы и является низшей в аудиторской профессии.

ОТФ В “Выполнение аудиторского за­дания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью” (табл. 3) фиксирует должность “Аудитор”. В профстандарте термин “Аудитор” используется в смысле, заложенном непосредственно За­коном об аудиторской деятельности: это работник с квалификационным аттестатом, член саморегулируемой организации ауди­торов, с соответствующим образованием и опытом работы. Фундаментальным отли­чием ОТФ В от предыдущей ОТФ А явля­ется возможность работника самостоятель­но осуществлять трудовые действия. Это не отменяет надзора руководителя задания и контроля качества, предусмотренных ФП(С)АД 7 и ФП(С)АД 34, но это уже со­всем другие уровень работы и квалифика­ции. Эта разница находит отражение в перечне трудовых действий. На практике вопрос разделения полномочий и ответ­ственности между ассистентом без аттеста­та и полноценным аудитором поднимался постоянно. Это предмет споров и при внеш­нем контроле качества, как со стороны СРО аудиторов, так и со стороны государствен­ных органов, в частности Росфиннадзора. В данном случае профстандарт проводит грань в отношении того, что может делать ассистент аудитора, а что — аудитор.

Для ОТФ В предусмотрено выполнение двух трудовых функций. В рамках первой функции — “выполнение аудиторских процедур” — аудитор сам планирует свою деятельность согласно общему плану и программе аудита, анализирует риски в части, относящейся к своей работе, проводит выборку, собирает аудиторские доказательства в ходе выполнения аудиторских процедур и оценивает их, ока­зывает сопутствующие аудиту услуги, доку­ментирует свою работу. По существу, речь идет о работнике, на которого ложится ос­новная нагрузка при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг.

Вторая трудовая функция носит органи­зационный и надзорный характер. Организационная составляющая заключается в изучении и анализе условий выполнения задания, поручении и разъяснении работы, определении подхода к выполнению отдель­ных процедур, решении организационных и профессиональных вопросов, взаимодей­ствии с руководителем задания. Надзор, который осуществляется в рамках этой трудовой функции, — это надзор за работой ассистентов аудиторов и аудиторов группы. На практике основная роль в этой функции отводится контролю и надзору за лицами, осуществляющими вспомогательные функ­ции на проверке и фактически их обучению на рабочем месте. Если рядовые аудиторы достаточно самостоятельны, то ассистенты требуют постоянного присутствия опыт­ного работника. Эта функция более логич­на для рядового аудитора, нежели старше­го руководителя проверки, например, в случае сложных аудиторских проверок, в которых участвует большое количество ра­ботников аудиторской компании. В такой ситуации надзорные и обучающие функции требуют значительного количества времени, и привлечение высококвалифицированного руководителя проверки не всегда оправ­дано. За руководителем аудиторской проверки при таком делении функций остаются более общие надзорные и контрольные компетенции.

Таблица 3

Обобщенная трудовая функция

Возможные наименования должностей

Уровень квалификации

Трудовые функции

Выполнение аудитор­ского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Аудитор Эксперт

6

Выполнение аудиторских процедур (действий) и оказание сопутствующих аудиту и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Организация работы и надзор за участ­никами аудиторской группы


ОТФ С “Руководство выполнением ауди­торского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий”(табл. 4) относится, в первую очередь, к руководителю задания — лицу, которое принимает наиболее важные решения и несет конечную ответствен­ность за выполнение аудиторского задания по сравнению с рядовым аудитором. Соот­ветственно и уровень квалификации у руко­водителя проверки задан выше.

Для руководителя задания профстандартом предусмотрены две трудовые функции. Непосредственно руководство выполнени­ем аудиторского задания включает в себя оценку анализа деятельности аудируемого лица, оценку рисков, разработку общего подхода к выполнению задания, определе­ние критериев существенности, общий над­зор, решение сложных и спорных вопросов и консультирование аудиторской группы, обучение, формирование выводов по зада­нию и итоговых документов, проведение переговоров и др. На практике описанная трудовая функция нередко совмещается с названной выше трудовой функцией ауди­тора по организации работ и надзору. Это не противоречит профстандарту и зависит от организации работ в конкретной ауди­торской компании. В этом случае на руко­водителя задания ложится большая нагруз­ка, и это следует учитывать при планиро­вании его рабочего времени и трудозатрат.

Вторая трудовая функция, предусмотрен­ная ОТФ С — проведение обзорных проверок качества аудиторских заданий. Речь идет об обзорных проверках, предусмотрен­ных ФП(С)АД 7 и ФП(С)АД 34, за которые отвечали другие должностные лица той же компании, т.е. о так называемом “контроле равного равным”.

Ввиду специфики аудиторской деятель­ности во главу угла ставится качество оказания услуг, на что указывают Закон об аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности и Кодекс профес­сиональной этики. Для обеспечения качества оказываемых услуг предусмотрено большое количество процедур, которые должно вы­полнять лицо, не участвующее непосред­ственно в аудиторских проверках (или оказании сопутствующих аудиту услуг), с тем чтобы избежать самоконтроля. Выполнение этих процедур позволяет нивелировать риски аудиторской компании при оказании ауди­торских услуг. Для части этих функций проф-стандартом определена отдельная

ОТФ D “Управление рисками и контроль качества при выполнении аудиторских заданий и оказании прочих услуг, связанных с ауди­торской деятельностью” (табл. 5).На практике это работа контролера качества оказания услуг в конкретной аудиторской организации. Отдельные трудовые функции в рамках ОТФ вытекают из требований ФП(С)АД 34. По значимости выделены: кон­троль соблюдения правил независимости и принципов этики в аудиторской организации; внутреннее консультирование по сложным и спорным вопросам; мониторинг внутренней системы контроля качества.

Таблица 4

Обобщенная трудовая функция

Возможные наименования должностей

Уровень квалификации

Трудовые функции

Руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий

Старший аудитор Ведущий аудитор Руководитель проекта

Менеджер проекта

7

Руководство выполнением аудиторско­го задания и оказанием прочих услуг, связанных с аудиторской деятельно­стью

Проведение обзорных проверок каче­ства выполнения аудиторских заданий, в которых данное лицо не принимало участия

Таблица 5

Обобщенная трудовая функция

Возможные наименования должностей

Уровень квалификации

Трудовые функции

Управление риска­ми и контроль качества при выполнении аудиторских заданий и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Аудитор-контролер Контролер качества

Старший (ведущий) контролер

Специалист по управлению рисками Менеджер по управ­лению рисками

7

Контроль соблюдения аудиторской организацией и ее работниками правил независимости и принципов этики при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельно­стью

Консультирование работников аудиторской организации по слож­ным и спорным вопросам при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Мониторинг внутренней системы контроля качества услуг аудиторской организации

Самым обширным направлением деятель­ности лица, осуществляющего контрольные функции, является мониторинг внутренней системы контроля качества, куда входит и планирование проведения мониторинга, и текущий анализ и оценка соблюдения аудиторской организацией требований нор­мативных правовых актов по аудиторской деятельности, и выборочные инспекции завершенных аудиторских заданий, и выявление недостатков внутренней системы контроля качества, и разработка предложе­ний по ее улучшению.

На практике возможно либо выполнение всех функций одним лицом, либо совмещения самого разного рода при условии со­блюдения требований объективности и отсутствия конфликта интересов при осу­ществлении контроля качества.

ОТФ E “Методическое обеспечение ау­диторской деятельности”(табл. 6) выде­лена профстандартом обособленно.Методическая работа в аудиторской ком­пании независимо от того, занимается ли ей отдельный человек или происходит совмещение этой деятельности с выполнени­ем других трудовых функций, является от­дельным направлением деятельности. Объ­ясняется это тем, что аудиторская деятель­ность требует от аудиторских организаций разработки внутренних регламентов и тщательного документирования, создания своей собственной внутренней системы контроля качества. Для этих целей профстандартом предусмотрены три различные трудовые функции.

Таблица 6

Обобщенная трудовая функция

Возможные наиме­нования должно­стей

Уровень квалификации

Трудовые функции

Методическое обеспечение аудиторской деятельности

Аудитор-методолог Методолог Старший (ведущий) методолог

7

Разработка и актуализация внутренних организационно-распорядительных документов, регламентирующих аудитор­скую деятельность в организации

Разъяснение работникам аудиторской организации законодательства об ауди­торской деятельности и его практического применения

Обучение и повышение квалификации работников аудиторской организации

К первой трудовой функции относится разработка внутренних регламентов, положений, методик проведения аудиторских проверок, форм рабочих документов, своевременное внесение изменений в систему внутренних организационно-распоряди­тельных документов, внедрение и апроба­ция, разъяснение работникам положений этих документов. Вторая трудовая функция заключается в мониторинге изменений в аудиторской деятельности, разъяснении работникам законодательства об аудитор­ской деятельности и консультировании по этим вопросам. Что касается третьей тру­довой функции, то она исходит из необ­ходимости постоянного повышения ква­лификации работников аудиторской орга­низации и профессионального обучения. Организация и отслеживание этого про­цесса вменяется аудиторским организаци­ям в обязанность ФП(С)АД 34. В профстандарте эта трудовая функция включает в себя оценку потребности работников в обучении, планирование обучения и по­вышения квалификации в организации, организацию обучения и обучение по от­дельным направлениям (в пределах своей компетенции), контроль прохождения обучения.

ОТФ F “Руководство подразделением аудиторской организации” и ОТФ G “Руководство аудиторской организацией” (табл. 7) схожи, но в одном случае речь идет о подразделении аудиторской организации, а в другом — об организации в целом.

ОТФ F предполагает выполнение функ­ций по руководству, т.е. по планированию, организации, координации и контролю де­ятельности работников отдельного подразделения аудиторской организации. ОТФ G, безусловно сложнее, потому что вне зави­симости от наличия в аудиторской органи­зации подразделений включает в себя ряд особых функций, характерных именно для аудиторской деятельности. Помимо обяза­тельных для руководителя организации компетенций по планированию деятельно­сти организации, обеспечению развития организации, управлению ресурсами, в тру­довых действиях выделены и оценка рисков для организации в целом, и реализация требований ФП(С)АД 34 в отношении кон­троля качества оказания аудиторской ор­ганизацией услуг, и подписание аудитор­ского заключения, и обеспечение условий для прохождения внешнего контроля каче­ства, и взаимодействие с СРО.

Что означает такое разделение функци­онала в профессиональном стандарте? И должна ли теперь каждая аудиторская компания принять именно такую градацию трудовых функций своих работников?

В ответе на эти и другие вопросы, кото­рые могут возникнуть после ознакомления с профессиональным стандартом “Аудитор”, целесообразно исходить из следующего. Профессиональный стандарт является ра­мочным, т.е. по сути “задает тон” в кадровой политике и разделении обязанностей в аудиторской организации.

Таблица 7

Обобщенная трудовая функция

Возможные наименования должностей

Уровень квалификации

Трудовые функции

Руководство подразделением аудиторской организации

Начальник отдела

(подразделения,

департамента)

7

Планирование и организация работы подразделения аудиторской организации

Текущее управление и контроль деятель­ности подразделения аудиторской орга­низации

Руководство аудиторской организацией

Директор Генеральный директор Управляющий (исполнительный) директор (партнер)

7

Планирование деятельности и обеспече­ние развития аудиторской организации

Управление ресурсами аудиторской организации

Поддержание сотрудничества с организа­циями, государственными органами и их представителями, иными лицами для целей деятельности аудиторской органи­зации


На российском рынке аудиторских услуг в настоящее время представлены абсолютно разные компании, начиная от совсем небольших и заканчивая компаниями “Боль­шой четверки”. Их структура сильно от­личается друг от друга. Требования по минимальному количеству работников ауди­торской организации сформулированы в ч. 2 ст. 18 Закона об аудиторской деятель­ности. Это касается работников, являющих­ся аудиторами, — их должно быть не менее трех. В общем количестве аудиторских компаний таких небольших аудиторских фирм большинство. Вместе с тем, это вовсе не означает, что в малых компаниях не реали­зуются обозначенные в профстандарте направления деятельности. В большинстве случаев эти направления совмещаются в зависимости от размеров компании и спо­собностей работников.

Профстандарт проводит границы между различными направлениями деятельности в рамках аудиторской организации и опре­деляет, кто и чем занимается, за что отве­чает в аудиторской компании. В связи с этим остановимся на том, какие изменения могут потребоваться в организации кадровой ра­боты и профессиональной деятельности в аудиторских компаниях для целей внедрения профстандарта.

На первом этапе необходимо провести мониторинг того, насколько разделение функций в аудиторской компании соответ­ствует профстандарту в части трудовых функций и квалификационных требований. В одних ситуациях может быть допустимо совмещение функций (например, при со­вмещении методических, управленческих и контрольных функций), так как это на­прямую зависит от размера аудиторской компании. Если в аудиторской компании работник совмещает несколько функций и это не нарушает принципы, заложенные аудиторскими стандартами, при этом ра­бота выполняется качественно и на высоком уровне, то можно только порадоваться тому, что в аудиторской компании работают такие высококвалифицированные специалисты. В других ситуациях, например, в вопросе разделения функций ассистентов аудиторов, аудиторов и лиц, ответственных за выпол­нение аудиторского задания, следует более основательно подойти к вопросу. Если вы­ясняется, что аудиторские задания выпол­няются, как правило, силами одних асси­стентов аудиторов, а лица, отвечающие квалификационным требованиям аудиторов, в работе непосредственного участия не при­нимают, это потребует фундаментальной перестройки работы аудиторской компании. Одновременно нужно проверить, а весь ли функционал, предусмотренный професси­ональным стандартом, представлен в ауди­торской компании.

На втором этапе необходимо выработать план по сближению квалификационных характеристик, предусмотренных локаль­ными актами компании (прежде всего штатным расписанием и должностными инструк­циями) с требованиями профстандарта. Здесь речь идет и о должностных обязан­ностях штатных единиц, и об их квалифи­кационных характеристиках, и, возможно, о наименованиях должностей.

На третьем этапе профстандарт будет применяться при очередной оценке квалификации персонала аудиторской компани­ей в соответствии с ФП(С)АД 34 на осно­вании профстандарта и гармонизированных с ним локальных актов компании.

На практике в зависимости от размера аудиторской компании и квалификации отдельных работников возможны варианты распределения трудовых функций, однако рамки такого деления задаются професси­ональным стандартом.

Литература

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”.
  2. ФП(С)АД 7 “Контроль качества выполнения заданий по аудиту” (утверждено постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 22.12.2011).
  3. ФП(С)АД 34 “Контроль качества услуг в аудиторских организациях” (утверждено постановле­нием Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 22.12.2011).

Автор:

Теги: профессиональный стандарт "Аудитор"  аудиторская деятельность  профстандарт  трудовые функции  аудиторская организация  аудит  проведение аудита  стандарты аудиторской деятельности  обобщенная трудовая функция  ОТФ  выполнение отдельных поручений  аудитор