Фото: https://nfp2b.ru
Экономические волнения и нестабильная мировая ситуация трансформирует мышление руководителей, заставляет бизнес приспосабливаться к меняющейся реальности и находить более гибкие пути для улучшения процессов компании, новые конкурентные преимущества.
Одни руководители пытаются своими силами (ресурсами компании) оптимизировать процессы, провести анализ эффективности и спрогнозировать риски. Другие менеджеры думают о пользе и эффективности привлечения внешних консультантов, ведь, как известно, затраты на них могут быть существенными, а выгоды и успех проектов – не всегда предсказуемыми.
Первый путь кажется самым дешевым. На практике самостоятельная трансформация процессов не приносит ощутимых результатов, достижения поставленных целей, так как опыт штатных бойцов часто ограничен текущими делами и развитием компании. Слишком детальное погружение в свои процессы и длительный срок работы – создает эффект “зашоренности”, вырваться из которого штатным бойцам крайне сложно.
Привлекая экспертов-подрядчиков, можно:
- транслировать риски по срокам (в случае, если сроки затягиваются, то трудозатраты - за счет исполнителя);
- применить “success fee” в расчете стоимости работ (часть стоимости работ определять по результатам успешности оптимизации процессов), что требует вводить измеримые KPI.
Если руководитель принимает решение в пользу привлечения внешнего подрядчика – консалтинговой компании, ему нужно обращать внимание на критерии выбора, отдавая предпочтение проверенной команде с релевантным проектным опытом и подтверждающими формами в виде аттестации членов проектной команды, сертификации компании и показателям в рейтингах.
Инженерный консалтинг
Есть разный уровень консалтинга: от верхнего уровня в виде стратегического консалтинга, которым занимается BIG 3, до уровня более предметного к применению консультационных услуг в рамках определенных процессов (методология процессов), в котором сильны компании BIG 4 и схожие с ними.
Услуги должны создаваться не в виде изложенных только на бумаге методологических решений или схем процессов, контролей, а также в формате, который пригоден и адаптирован к дальнейшему внедрению. Желательно на этапе проработки целевых процессов уже ориентироваться на конкретную технологию или даже продукт.
Например, внедрение Бюджетирования:
(а) регламент бюджетирования должен содержать маршруты процессов и согласования, которые могут быть автоматизированы выбранной системой автоматизации;
(б) методика бюджетирования – в виде таблиц Excel, в которых бюджетный классификатор, формы и аналитики, алгоритмы адаптированы под возможности и ограничения выбранной платформы автоматизации (например, возможности по количеству аналитик на бюджетных статьях SAP BPC и 1С Управление Холдингом, Cognos TM1 отличаются, что накладывает свой отпечаток на реализацию методологических приемов на этапе формирования методики в виде бюджетной модели).
Другой пример – подход управления производственным планированием в виде операционных планов, сметно-суточного задания и факта исполнения. Процесс планирования может быть основан на подходах, реализованных в виде готовых моделей в учетных системах, таких как 1C ERP или SAP ERP. Либо в качестве основы выбран иной технологический уклад – сформирована имитационная модель (например, посредством AnyLogic), которая будет моделировать физический мир цехов, движение материального потока и трудовых ресурсов между цехами и складскими зонами хранения, задавая вероятностные величины наступления различных событий (поломки, снижение или повышение эффективности).
Список технологий (без указания программных продуктов), которые сейчас используются для повышения операционной эффективности компании и/или снижения рисков достаточно широкий, вот некоторые из наиболее востребованных:
- классическая автоматизация, базы данных с приложениями, поддерживающими реализацию процессов и контроли (например, SAP ERP или BPC, 1C:УХ, 1С ERP и так далее);
- BI – business intelligence, представление и анализ данных (например, Power BI, Qlik Sense);
- RPA – robotic process automation, программная роботизация (например, UiPath или PIX);
- SM – simulation model, имитационное моделирование (например, AnyLogic/AnyLogistix);
- BC – blockchain, технология Блокчейн, сочетание технологий в виде криптографии + децентрализованные базы данных и решение задачи консенсуса (например, Waves или Fabric Ledgers);
- IoT – Internet of Things, Интернет вещей (например, Tibbo Agrigate).
Стоит отметить, что сегодня сочетание технологий классической автоматизации с новинками дают новый качественный уровень построения процессов. Вот только некоторые примеры, которые могут подтолкнуть к дальнейшим идеям:
(1) Бюджетирование, автоматизация бюджетной модели (планирование) – автоматизируется посредством CPM класса системы (работа с показателями), но модель расчета транспортных (логистических расходов), складских и производственных может быть выполнена не в рамках классических аналитических подходов в виде таблиц, а посредством имитационного моделирования. В этом случае, бюджетная модель в CPM системе будет интегрироваться с продуктом имитационного моделирования.
Выгода: имитационное моделирование в отличии от аналитического моделирования (посредством табличек) - более тонкое и точное, может учитывать гораздо больше факторов, позволяет моделировать ближе к реальности;
(2) Управленческая отчетность, казначейство и закупки – все формы отчетности могут быть представлены в виде Dashboard’ов (аналитических панелей) посредством интеграции учетных систем с BI решениями.
Выгода: BI решениях, как правило, заточены на удобную работу с отчетами, особенно посредством мобильных устройств, есть возможность сопоставления данных и поиск взаимозависимостей;
(3) Ремонты, информация о наработках узлов и техническом состоянии оборудования может собираться не осмотром сотрудников и занесением информации в систему ТОИР, а посредством датчиков; информация с датчиков через специализированную систему (платформу) IoT направляется в систему учета ремонтов (ТОИР).
Выгода: технология IoT работает оперативно и точно заносит данные в учетные системы, что приводит к более аккуратному планированию и снижению уровня аварийных ремонтов;
(4) Программные роботы (RPA) позволяют интегрировать различные системы без применения API платформ; RPA могут вместо человека получать почту, читать, выписывать счета и отправлять их по электронному адресу, заносить информацию в учетные системы, заполнять аналитики, извлекать отчеты и так далее.
Выгода: оперативная работа на больших объемах данных, без уставания, перерыва на обед, отдых и сон, без отпуска и больничных.
ПМК как способ увеличить операционную эффективность
Слияние методологии и технологии в виде продукта можно назвать программно-методическим комплексом (ПМК), который должен быть технологичным и ориентироваться на свою практическую возможность применения. Приведу пример Управленческой отчетности и/или МСФО. Некоторые учетные системы могут предложить только синтетический план счетов, что во многом повторяет возможности Excel, но некоторые системы предлагают возможность построения аналитического плана-счетов, что в Excel уже не представляется возможным повторить. ПМК по МСФО дает компаниям подготовку отчетности быстрее и точнее посредством применения технологии аналитического плана счетов (построение “куба данных”).
Учитывая индивидуальность каждой компании, применение шаблонизированного, усредненного ПМК невозможно. Проектный подход должен основываться на сравнении процессов компании с тем, что предлагает ПМК. На основании сравнения определяются разрывы (GAP-анализ). По установленным разрывам или “пробелам” принимается решения – доработать комплект (особенности компании есть конкурентное или уникальное преимущество), или изменить процессы компании под ПМК (best practice). В финале прорабатывается план-мероприятий по тюнингу процессов компании.