Сложившаяся в условиях пандемии ситуация в мире стала настоящим испытанием на прочность для экономического сектора. В разгар нагрянувшего кризиса было невозможно предсказать, что нас ждет дальше, к каким финансовым потерям нужно быть готовым. Впрочем, сейчас ясности не стало больше. Компании в разной степени терпят убытки, тысячи предприятий вынуждены всеми силами сокращать расходы, увольняя целые отделы и сотрудников.
На данный момент все больше работодателей переводят на удаленную работу своих сотрудников, а треть компаний планирует остаться на “удаленке” и после эпидемии. Это касается в первую очередь людей, у которых нет необходимости работать с людьми лично или только с бумагами.
23% работодателей намереваются оставить подчиненных на “удаленке” и после снятия ограничений из-за коронавируса, а еще 11% планируют прибегать к дистанционной работе время от времени. Об этом говорят результаты исследования сервиса HeadHunter при участии 160 работодателей. Половина руководителей не заметила ухудшений в работе сотрудников, а 15% даже отметили улучшения: подчиненные стали более ответственными, их производительность увеличилась.
1. Возможности на рынке роботизации в настоящее время - в каких отраслях и в каких направлениях
Кризис не всегда является отрицательных моментом в бизнесе. Кризис - хороший повод для оптимизации и роботизации бизнес-процессов компаний. Так работодатель может увидеть слабые стороны в подразделениях и реинжинировать бизнес-процессы, что даст возможность не уйти в минус в самое непростое время.
В качестве одного из этапов реинжиниринга можно выделить роботизацию, которая способствует увеличению производительности рутинных задач процесса.
Вот некоторые из этапов реинжиниринга процессов во время кризиса, которые необходимо выполнить:
I. Оценка элементов операции на предмет полноты данных, используемых сотрудником, выполняющим задачу - если пользователь вместе с задачей получает всю необходимую для выполнения информацию (документы, сведения, разрешения), то это значительно экономит время на восприятие сведений и влияет на скорость получения итогового результата. В ином случае необходимо изменить виденье о корпоративной системе управления БП.
II. Анализ ценности элементов операций - некоторые участки могут содержать ненужную активность, это могут быть излишние лица для согласования, на которые тратится время.
III. Автоматизация рутинных операций - замена человека на рутинных действиях роботами является примером эффективного и делового подхода к оптимизации компании. Технология RPA позволит значительно сократить время на выполнение процессов, а кроме того освободит человеческие ресурсы для более сложных задач.
Данные действия позволят оптимизовать процессы компании и внедрить роботизацию в наиболее однотипные и монотонные ветки в вашем бизнесе.
Наиболее востребованными, на данных момент, направлениями для внедрения RPA на Российском рынке среди малого и среднего бизнеса являются бухгалтерский учет, финансы, HR, внутренний аудит, т.к. у них наибольшее число рутинных операции, которые можно спокойно передать роботам. Наибольшее количество процессов для роботизации связано с обработкой внутренних документов (29%), консолидацией информации (22%), обработка заявок от клиентов (17%), заведение новых записей в ПО (15%). Если в данных процессах можно обойтись без бумажных носителей и выполнять удаленно, это будет большим плюсом для роботизации.
2. Востребованность в RPA во время кризиса
Во время эпидемии и кризиса стоит серьезнее задуматься над реинжинирингом и роботизацией процессов компании. Вот несколько преимуществ роботизации:
I. RPA позволит выполнять больше, но с меньшими затратами
Грамотно продуманная стратегия роботизации позволит масштабировать эффект от технологии и минимизировать затраты предприятия, оптимизировать работы персонала (переключение с рутинных на аналитические задачи), оптимизация бизнес-процессов и улучшения качества предоставляемых услуг. Даже самая банальная отправка письма у человека может занять в несколько раз больше времени, чем у робота.
II. Будьте менее зависимым от обстоятельств сотрудника
Жестоко, но это правда. Вы не можете убрать “человеческий фактор” из жизни вашей компании, проявляющийся в повседневной работе, особенно на “удаленке”.
- У него идеальная память : он ничего не забудет и не перепутает.
- Он всегда на работе: ночные запуски - не проблема.
- Когда дело доходит до череды кликов или набора текста первым будет робот
- Ему ближе, чем человеку, программный вызов сервисов, приложений и процедур
- Он однозадачен
III. Снижение производительности человека
В период, когда люди должны смешивать на домашнюю рутину и рабочие будни, программные роботы могут поддерживать привычную вам скорость рабочего процесса, управляя рутинными, повторяющимися задачами и предоставляя людям дополнительное время для адаптации к новой реальности.
IV. Сокращение операционных расходов
Роботизированная автоматизация процессов является эффективным инструментом для снижения затрат, поскольку, автоматизируя трудоемкие бизнес-процессы во фронт-офисе и в бэк-офисе, вы можете задействовать способности своей команды непосредственно на важных вопросах. Позвольте своей команде выполнять более разнообразные и интересные задачи для вашего бизнеса.
3. Что нового сможет предложить кризис для RPA?
Как отмечалось ранее, 23% работодателей намереваются оставить подчиненных на “удаленке” и после снятия ограничений из-за коронавируса, а еще 11% планируют прибегать к дистанционной работе время от времени. Данная возможность позволит работодателям пересмотреть саму концепцию офисной работы.
В нашей проектной истории было много случаев, когда люди не понимали кто их коллега - робот или человек. Сотрудники получали от робота обработанные файлы. Когда у них возникали вопросы по результатам, они направляли письмо отправителю и получали ответы по мере возможности робота. Но некоторые шли дальше - делали скриншоты со стрелками и интересующие их моменты. Робот не мог, что хочет от него человек, а человек – почему не понимают его стрелку.
Большие IT-гиганты во время кризиса делают упор на искусственный интеллект, который помогает в принятие решений и может заменить целые отделы. В совокупности с RPA данные изменения позволят осмыслить и выйти из кризиса без потерь. Одним из примеров является Сбербанк, который запустил большое количество роботов с ИИ. Вот некоторые из их возможностей:
- Автоматическое выявление неплательщиков, сбор данных по просроченным кредитам, создание индивидуальных сообщений, подготовка исковых заявлений.
- Анализ паттернов поведения клиентов банка, предсказание финансовых событий в их жизни и генерация персональных предложений.
- Сегментация клиентов по различным параметрам: финансовое поведение, профиль трат — и продуктовые рекомендации на их основе.
- Мониторинг и адаптация алгоритмов машинного обучения в реальном времени.
Данные возможности в развитии ИИ позволят сократить потребность в большом количестве кадров и переводе их на более интересные задачи.