Транспортный налог относится к региональным налогам. Общие принципы налогообложения установлены в Налоговом кодексе РФ (гл. 28). Региональные власти в рамках налогового законодательства принимают закон на территории конкретного субъекта РФ о размерах и порядке уплаты налога.
Налоговое планирование
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке. Налогоплательщиками являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы. Налоговая база в отношении видов транспорта, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II, III кварталы. При этом субъекты РФ могут не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).
Сумму налога и авансовых платежей, уплачиваемых в течение года, организации исчисляют самостоятельно. Расчет производится так. Налог определяется по каждому транспортному средству как произведение соответствующей налоговой базы и ставки. Авансовые платежи по истечении каждого отчетного периода исчисляются в размере 1/4 суммы налога. По итогам налогового периода организация перечисляет в бюджет разницу между начисленной суммой налога и суммами уплаченных ранее авансов.
Компании (у которых есть зарегистрированный на них транспорт) по окончании налогового (отчетного) периода представляют декларацию (авансовый расчет) в налоговый орган по местонахождению транспортных средств. Сроки сдачи отчетности установлены в пункте 3 статьи 363.1 НК РФ:
- для декларации — не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- для авансовых расчетов — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам утверждены приказами Минфина России от 13 апреля 2006 г. № 65н и от 23 марта 2006 г. № 48н соответственно. Отметим, что если региональным законом отчетные периоды не установлены, то авансовые расчеты представлять не нужно.
Обратите внимание: организации, применяющие «упрощенку», освобождены от сдачи авансовых расчетов независимо от того, установлены в регионе отчетные периоды по транспортному налогу или нет.
Уплата налога и авансовых платежей производится по местонахождению транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Сроки уплаты налога и авансовых платежей для регионов не могут быть установлены ранее тех, что указаны в Налоговом кодексе РФ. Причем если раньше это касалось только самого налога, то с 1 января 2010 года правило распространяется и на авансовые платежи (изменения в пункт 1 статьи 363 НК РФ внесены Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. № 283-ФЗ). Следовательно, регионы не могут установить дату уплаты авансовых платежей раньше, чем 30 апреля, 31 июля и 31 октября.
Таким образом, региональные власти определяют три основных компонента закона: ставки налога (в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), порядок и сроки его уплаты. Кроме того, при принятии закона субъектами РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Далее рассмотрим изменения в законодательстве. Так, изначально федеральные законодатели пытались увеличить с 2010 года сами ставки транспортного налога. Однако затем все проблемы, связанные с повышением налога, решили переложить на плечи региональных коллег и осуществили это в Федеральном законе от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ. В целом с 2010 года произошли следующие изменения:
- Налоговые ставки по регионам разрешено увеличивать (уменьшать) не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Ранее законодательство позволяло пятикратную корректировку. В письме Минфина России от 3 декабря 2009 г. № 03-05-06-04/401 разъяснено, что внесенные Законом № 282-ФЗ поправки не влекут автоматического увеличения налоговых ставок, а расширяют диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по их установлению.
- Расширены критерии, по которым субъекты РФ имеют право вводить дифференцированные ставки. Ранее различие допускалось в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства. Теперь ставки разрешено дифференцировать в зависимости от года выпуска техники и ее экологического класса (вместо срока полезного использования). Обычно они уменьшаются для новых автомобилей, которые и экологичнее, и имеют меньший срок, прошедший с года их выпуска.
Напомним, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа и назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства. Об этом сказано в письме Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1.
- Уточнено, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска. Например, если автомобиль выпущен в декабре 2005 года, то при исчислении налога за 2010 год количество лет, прошедших с года его выпуска, составит четыре года: 2006, 2007, 2008 и 2009 годы. То есть, узаконен порядок, прописанный в пункте 27 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177.
Так как в разных регионах страны ставки налога могут существенно отличаться, то у организаций имеется законная возможность уменьшить сумму транспортного налога, зарегистрировав транспорт по местонахождению тех своих филиалов, где ставки ниже.
В настоящее время в пункте 24 Порядка регистрации транспортных средств (приложение № 1 к приказу МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001) прямо установлено, что регистрация транспортных средств производится по местонахождению юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, или по местонахождению их обособленных подразделений. При этом в письме Минфина России от 16 апреля 2007 г. № 03-05-06-04/20 чиновники также отметили, что налогоплательщики имеют право регистрировать транспорт у себя в филиалах.
В то же время увлекаться такой оптимизацией не стоит. Например, некоторые организации (особенно те, у которых транспорта много) специально открывают для этих целей обособленное подразделение. Напомним, в статье 11 НК РФ под ним понимается любое территориально обособленное подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Формально это может быть одно рабочее место с одним сотрудником.
Конечно, налоговики будут сопротивляться. Их основной задачей (в целях недопущения уменьшения налоговых поступлений) станет сбор доказательств, что на самом деле транспорт по месту регистрации не используется и его регистрация — это фикция. Хотя никакой привязки уплаты налога к месту эксплуатации автомобилей в законодательстве и нет, при налоговом планировании этот момент все же следует учитывать.
Далее отметим, что вопрос, как платить транспортный налог, когда перерегистрация происходит в середине года, разъясняется в письме Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-05-05-04/11. Если автомобиль снят с учета в одном субъекте России и в том же месяце перерегистрирован на ту же организацию в другом регионе, то налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому местонахождению автомобиля налог начинают платить со следующего месяца. При этом используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в одном субъекте РФ, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. Причем в число полных месяцев включается и месяц перерегистрации.
Рассмотрим следующий пример
ООО «Стрела» находится в регионе, где ставка для грузовых автомобилей с мощностью свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) установлена в размере 85 руб. То есть значение, установленное в Налоговом кодексе РФ, увеличено пятикратно (17 руб. × 5). В соседнем регионе аналогичная ставка равна 68 руб. Общество имеет 10 автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л. с. Следовательно, общая сумма налога по ним по местонахождению головной компании за 2010 год составила бы 212 500 руб. (250 л. с. × × 85 руб./л. с. × 10 авт.).
Организация занимается прокладкой трубопроводов, то есть ведет работы не по месту своей регистрации, а на различных территориях, включая и соседний регион. Поэтому было решено открыть в соседней области обособленное подразделение и перевести туда все указанные автомобили. Перерегистрация была произведена в апреле 2010 года. Таким образом, сумма транспортного налога, которую ООО «Стрела» должно будет уплатить в бюджет за 2010 год, составит всего 184 166 руб., в том числе:
- по месту головной организации — 70 833 руб. (250 л. с. × 85 руб./л. с. × 10 авт. × 4 мес. : : 12 мес.);
- по месту филиала — 113 333 руб. (250 л. с. × 68 руб./л. с. × 10 авт. × 8 мес. : 12 мес.). Сравнив ее с первоначальной суммой годового налога, увидим, что экономия за год при таком варианте составит 28 334 руб. (212 500 руб. – 184 166 руб.).
Нередко вопросы по расчету налога возникают у организаций и в случаях приобретения и продажи транспортных средств. Рассмотрим порядок применения коэффициента при неполном периоде владения транспортом.
Разберем пример
ООО «Пилот» приобрело в 2010 году три грузовых автомобиля:
- самосвал МАЗ 551605 (зарегистрирован 12 января 2010 года, снят с учета 18 декабря 2010 года);
- тягач DAF 95 XE (зарегистрирован 15 марта 2010 года, снят с учета 28 марта 2010 года);
- самосвал КамАЗ 4528 (зарегистрирован 5 апреля 2010 года, снят с учета 16 августа 2010 года).
За налоговый период (2010 год) согласно пункту 3 статьи 362 НК РФ сумма налога для каждого из этих автомобилей определяется с учетом следующих коэффициентов (они указываются по коду строки 020 в графе 9 раздела 2 декларации по транспортному налогу с точностью до сотых долей):
- для самосвала МАЗ 551605 — коэффициент равен 1 (12 мес. : 12 мес.);
- тягача DAF 95 XE — коэффициент равен 0,08 (1 мес. : 12 мес.);
- самосвала КамАЗ 4528 — коэффициент равен 0,42 (5 мес. : 12 мес.).
Также нередко компании приобретают технику в лизинг. Если она была учтена у лизингополучателя на балансе и зарегистрирована на него при передаче, а впоследствии (при выкупе и переходе права собственности) произведена перерегистрация на ту же компанию (в связи с изменением статуса владельца), как платить налог? Ведь применение коэффициента приведет к двойной уплате налога в месяце перерегистрации.
Специалисты Минфина России в письме от 25 декабря 2007 г. № 03-05-06-04/45 разъяснили, что норма пункта 3 статьи 362 НК РФ здесь неприменима — она распространяется только на случаи приобретения, реализации (отчуждения или уничтожения) транспортного средства. А в рассматриваемой ситуации смены лица, на которое в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство, не происходит. Поэтому исчисление налога должно производиться в общем порядке, то есть с учетом общего количества месяцев регистрации данного автомобиля на налогоплательщика.
В целях учета организации в налоговых органах местонахождением имущества для транспортных средств признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового — местонахождение собственника имущества (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).
Также подчеркнем, что если региональные власти производят дифференциацию ставок не по транспортным средствам, а по самим налогоплательщикам, то это неправильно. Президиум ВАС РФ рассмотрел эту проблему в постановлении от 27 января 2009 г. № 11519/08. Арбитры указали на то, что согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от категории транспортного средства и его мощности. Дифференциация ставок в зависимости от субъекта налогообложения федеральным законом не предусмотрена, и региональным законодателям такое право не предоставлено. Следовательно, у них отсутствуют полномочия устанавливать разные ставки транспортного налога для юридических и физических лиц на один и тот же вид автомобиля, той же категории и мощности.
Обратите внимание: обязанность встать на учет по местонахождению транспортных средств — это отдельное основание для учета организаций налоговыми органами (п. 1 ст. 83 НК РФ). Если компания приобрела и зарегистрировала транспортные средства в установленном порядке, больше ничего делать ей не нужно (имеется в виду подавать в связи с этим дополнительное заявление в ИФНС). Налоговики получат информацию из ГИБДД или Ростехнадзора, которые обязаны сообщить им о регистрации транспорта на подведомственной территории в течение 10 дней. Это определено пунктом 4 статьи 85 НК РФ. Согласно пункту 8 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н (действует с 10 марта 2010 года), датой постановки организации на учет по этому основанию является дата регистрации транспортного средства.
Законные схемы
В ноябре 2009 года Президент РФ подписал Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ о внесении изменений в главу 28 НК РФ о транспортном налоге. Эти поправки дают возможность региональным законодателям увеличивать базовые ставки транспортного налога до 10 раз. Для сравнения: ранее была возможность увеличивать лишь до пяти раз.
Законодатели некоторых регионов уже с 2010 года увеличили транспортный налог. Например, в Московской области повышение составило в среднем 10% (Закон от 30 ноября 2009 г. № 139/2009-ОЗ), в Республике Татарстан — 25% (Закон от 26 ноября 2009 г. № 53-ЗРТ). При этом согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Напомним, для транспортного налога он установлен как календарный год (ст. 360 НК РФ). То есть, чтобы поправки начали действовать с 2010 года, регионы должны опубликовать законы не позднее 1 декабря 2009 года.
Только акты, отменяющие налоги и сборы или снижающие налоговую нагрузку, могут иметь обратную силу (ст. 5 НК РФ). Закон о повышении транспортного налога, очевидно, к таким не относится. Таким образом, в тех регионах, где законодатели не успели уложиться в отведенный срок, транспортный налог по закону может быть увеличен лишь с 2011 года.
На этом фоне оптимизация транспортного налога стала намного актуальнее. На практике применяется несколько способов его планирования.
1. Компании могут зарегистрировать авто в регионе с льготной ставкой. Так, ставки транспортного налога в субъектах Российской Федерации существенно различаются. Например, по состоянию на декабрь 2009 года ставка налога для грузового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л. с. в регионах разнится от 12 до 85 руб. за 1 л. с. Соответственно компания, эксплуатирующая грузовик с мощностью двигателя 400 л. с., уплатит в Чечне лишь 4800 руб. (12 руб. × 400 руб./л. с.) , тогда как в Москве — 18 000 руб. (45 руб. × × 400 руб./л. с.), а в Нижегородской области — 34 000 руб. (85 руб. × × 400 руб./л. с.). Разница значительная, особенно если у компании не один такой автомобиль, а несколько десятков. С принятием нового закона дифференциация региональных ставок, вероятно, еще более возрастет.
Все это сделает эффективным такой способ оптимизации, как регистрация транспортных средств в регионе с наименьшей ставкой налога. Для этого на практике открывают в нужном субъекте свое обособленное подразделение и регистрируют на него транспорт на постоянной основе. ГИБДД это допускает (п. 17.1 Административного регламента МВД России исполнения госфункции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001). В этом случае транспортный налог уплачивается по местонахождению
подразделения (письмо Минфина России от 16 апреля 2007 г. № 03-05-06-04/20).
Для образования обособленного подразделения компании необходимо создать как минимум одно рабочее место на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Также необходимо арендовать какое-либо помещение.
Чтобы деятельность подразделения не сочли фиктивной, направленной только на оптимизацию транспортного налога, местного сотрудника действительно загружают полезной для компании работой. Например, по поиску покупателей в этом субъекте и заключению с ними договоров.
Минусом этого способа является увеличение документооборота, связанного с деятельностью подразделения. Кроме того, регистрационные номера, например северокавказских регионов России, где установлены минимальные ставки налога, привлекают нежелательное внимание работников ГИБДД. Плюсом можно назвать возможность использования других льготных условий, которые могут быть установлены в выбранном регионе.
2. У организаций есть возможность платить налог по ставкам для физических лиц. Так, в начале 2009 года Президиум ВАС РФ принял решение, с помощью которого можно сэкономить на транспортном налоге. Из него следует, что при наличии в законе субъекта, разных ставок для некоторых категорий налогоплательщиков последние могут платить налог по минимальной ставке (постановление от 27 января 2009 г. № 11519/08). Причина — размер ставок может зависеть только от характеристик авто, а не владельца.
Обычно законодатели предусматривают более льготные ставки для машин, принадлежащих физическим лицам. Такие неправомерные нормы содержат по состоянию на декабрь 2009 года законы о транспортном налоге Краснодарского края, Республики Башкортостан, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Мурманской области. А законодательство еще около 30 регионов России содержит иные льготы спорного характера.
В итоге при наличии спорных ставок компания имеет основания подать уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога за три предыдущих налоговых периода. При этом она ничем не рискует. Налог уже уплачен, как того требуют инспекторы, поэтому никаких санкций быть не может. Получив же прогнозируемый отказ в уменьшении налога, компания может обратиться в суд. Учитывая позицию Президиума ВАС РФ, шансы на победу высоки.
3. Транзитные номера позволят сэкономить налог. Еще один способ не платить налог — это не регистрировать автомобиль в ГИБДД. Согласно статье 357 НК РФ плательщиком транспортного налога является лицо, на которое зарегистрирована машина. То есть без регистрации обязанности уплаты налога не возникает. Конечно, ездить по дорогам общего пользования без регистрационных знаков незаконно, однако существует такое суррогатное средство, как транзитный номер.
Знак «Транзит» присваивается транспортным средствам в соответствии с приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001. Он предназначен для случаев, когда незарегистрированный автомобиль следует к месту будущей регистрации, например после его продажи. «Транзитки» обычно выдаются подразделением ГИБДД.
Наличие транзитного номера не свидетельствует, что машина была в установленном порядке зарегистрирована и по ней нужно платить налог. Как отмечено в пункте 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 (далее — постановление № 938), владельцы машин обязаны зарегистрировать их в течение срока действия регистрационного знака «Транзит». Он составляет от 5 до 20 суток с возможностью его продления или замены знака в любом из подразделений ГИБДД независимо от региона.
В случае езды с просроченными транзитными номерами водителю грозит штраф в размере 100 руб. за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ).
Некоторые представители власти расценивают это нарушение как управление автомобилем вообще без регистрационных знаков. За это предусмотрен административный штраф в размере 5000 руб. либо лишение прав на срок от одного до трех месяцев (ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ). Но такая трактовка в корне неверна, что и подтвердил Верховный суд («Обзор судебной практики за первый квартал 2006 года» от 7 июня 2006 г. и от 14 июня 2006 г.).
Очевидным минусом данного способа является необходимость постоянно продлевать или заменять транзитные номера. Поэтому обычно его применяют, только если налоговая экономия очень существенна. Кроме того, такому авто обеспечено пристальное внимание инспекторов ГИБДД.
4. При покупке или продаже авто выгодно перенести момент регистрации. Использовать описанный метод с «транзитками» можно и для того, чтобы просто отложить момент регистрации транспорта. Дело в том, что компания уплачивает налог за все месяцы, когда машина была зарегистрирована на компанию. Причем месяц регистрации, а также месяц снятия ее с учета принимаются за полные месяцы (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Таким образом, если автомобиль приобретен в конце месяца, выгоднее первое время эксплуатировать его с транзитным номером или вообще без регистрационных знаков. Как уже упоминалось, знак «Транзит» выдается на срок не более 20 суток. Вообще, без регистрации можно ездить в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления и снятия с учета транспортных средств (п. 3 постановления № 938).
Снимать же транспортное средство с учета целесообразно в конце месяца. То есть, если компания намеревается продать автомобиль, но покупатель еще не найден, можно сэкономить транспортный налог за целый месяц, если снять автомобиль с учета в последних числах месяца. Например, 20 февраля компания из Московской области приобрела грузовик с двигателем мощностью 400 л. с., а продала его 5 октября. Если регистрировать автомобиль в ГИБДД и снимать его с учета в день совершения сделок, компания заплатит налог в сумме 19 500 руб. ((400 л. с. × 65 руб./л. с.) : 12 мес. × × 9 мес.). Если же компания отложит момент постановки на учет до 1 марта, а снимет автомобиль с учета заблаговременно — 31 сентября, то сумма транспортного налога снизится до 15 167 руб. ((400 л. с. × 65 руб./л. с.) : 12 мес. × 7 мес.). Экономия на налоге составит 4333 руб. (19 500 руб. – 15 167 руб.).
5. Техника, используемая только на территории компании, не облагается налогом. Организации могут сэкономить на налоге по той технике, которая не выезжает за территорию предприятия и не подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. Речь идет об автобусах, перевозящих людей от одной проходной к другой, грузовой технике, перемещающей грузы только от одного цеха к другому, автокранах и т. д.
Напомним, в Гостехнадзоре регистрируются автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, или техника, изначально не предназначенная для движения по дорогам общего пользования (п. 2 постановления № 938).
Чтобы не платить налог по таким машинам, достаточно снять их с учета или изначально после приобретения не регистрировать. Поскольку перечисленный транспорт не принимает участия в движении по дорогам общего пользования, его эксплуатация без госрегистрации на территории компании не вызовет никаких нареканий со стороны автоинспекции (приказ МВД России от 27 января 2003 г. № 59). Чиновники также никаких претензий высказывать не должны (письмо Минфина России от 8 июня 2005 г. № 03-06-04-04/26).
6. Спецтехнику нельзя приравнивать к грузовикам. Также есть возможность сэкономить у владельцев спецтехники. Налоговики нередко пытаются приравнять машины, не предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования, к грузовым, так как для грузовых машин установлены одни из самых высоких ставок. Такая проблема касается, например, самосвалов и другой карьерной техники. Основана такая позиция на достаточно давнем письме Минфина России от 26 мая 2004 г. № 04-05-11/82.
Однако, исходя из положений Налогового кодекса, транспортный налог направляется на содержание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования. Ущерб, наносимый грузовыми машинами, компенсируется этим налогом. Тогда как машины, не предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования, не наносят им урона и, следовательно, не должны облагаться по тем же ставкам. Поэтому к такой технике должны применяться ставки, предусмотренные для других самоходных транспортных средств (постановления ФАС Центрального округа от 20 мая 2008 г. № А64-943/07-22, ФАС Уральского округа от 22 октября 2007 г. № Ф09– 8633/07-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 29 мая 2006 г. № Ф04-2986/2006(22886-А27-15)). Размер таких ставок ниже, чем для грузовых автомобилей.
В настоящее время и Минфин России придерживается той же позиции (письмо от 27 июня 2008 г. № 03-05-05-04/12). Чиновники высказывают следующую логику: если транспорт зарегистрирован в ГАИ то это грузовой автомобиль, а если в Гостехнадзоре — иное самоходное транспортное средство. С такой позицией согласны и суды (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19 мая 2008 г. № Ф04-3019/2008(5073-А75-40) и ФАС Центрального округа от 24 марта 2008 г. № А62-2059/2007). Следовательно, чтобы устранить налоговые риски и платить налог по более низким ставкам, компании имеет смысл (если такое возможно) регистрировать спецтехнику исключительно в органах Гостехнадзора, а не в ГАИ.
Рассмотрим пример. Компания из Московской области приобрела автокран, установленный на базе автомобиля с мощностью двигателя 400 л. с. Если регистрировать такой автомобиль в органах ГАИ, размер транспортного налога составит 26 000 руб. (400 л.с. × × 65 руб./л. с.). Если же тот же автокран поставить на учет в Гостехнадзоре, то размер транспортного налога окажется всего 7200 руб. (400 л. с. × 18 руб./л. с.). Налоговая экономия составит 18 800 руб. (26 000 руб. – 7200 руб.).
7. Мощность двигателя можно уменьшить. Иногда для снижения транспортного налога компании могут скорректировать налоговую базу — количество лошадиных сил двигателя. Ведь автомобиль может потерять мощность по объективным причинам: вследствие износа двигателя или после аварии. Особенно эффективна эта корректировка в случае пограничных значений налоговой базы. Например, согласно ПТС, мощность двигателя составляет 110 л. с. При снижении ее до 100 л. с. сумма транспортного налога снизится, поскольку будут использованы иные ставки.
Чтобы внести подобные изменения, компания должна известить ГАИ о том, что сведения, указанные в паспорте технического средства, неверны. Подтвердить подобный вывод можно заключением экспертизы специализированного научного учреждения или справкой от производителя транспортного средства. И уже на основании таких документов регистрирующий орган внесет изменения в документы на машину и сообщит об изменении налоговой базы налоговикам.
Региональные особенности
Региональное законодательство определяет не только ставки транспортного налога, но и льготы по нему. И один и тот же транспорт в одном субъекте может вообще не облагаться налогом, а в соседнем он будет взиматься по максимуму. В этих условиях компании выгодно отыскать именно тот регион, где в соответствии с видом ее деятельности и характеристиками машин налог будет минимальным или нулевым. При большом количестве транспорта это может быть экономически оправданным.
Так несколько регионов Российской Федерации дифференцировали ставки налога в зависимости от тех или иных объективных характеристик автомобиля. Например, в Приморском крае, Сахалинской и Иркутской областях указано, что льгота предоставляется в зависимости от возраста машины: чем старше автомобиль, тем меньше ставка транспортного налога. В Приморском крае такая норма введена по легковым и грузовым автомобилям, а в Сахалинской и Иркутской областях — только по легковым.
Сравним указанные льготы с московскими и нижегородскими нормами, где соответственно зарегистрировано больше всего автомобилей и установлены максимально возможные ставки налога. Так налог на грузовой автомобиль 1999 года выпуска с мощностью двигателя 400 л. с. в Москве составит 28 000 руб. (400 л. с. × 70 руб./л. с.), в Нижнем Новгороде — 34 000 руб. (400 л. с. × 85 руб./л. с.), а в Приморье — только 12 000 руб. (400 л. с. × 30 руб./л. с.).
Кроме того, в Воронежской области освобождены от налога легковые авто старше 25 лет с двигателем до 100 л. с. В некоторых регионах введены льготы в зависимости от срока полезного использования авто. В частности, в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании и Чечне на данный момент установлены пониженные ставки налога для транспорта с большим сроком полезного использования. Тогда как в Москве и Московской области, наоборот, с меньшим сроком, правда, только в отношении грузовых автомобилей и автобусов.
Чиновники всячески настаивают на том, что имеется в виду возраст автомобиля (письмо Минфина России от 7 июля 2009 г. № 03-05-05-04/07). С 2010 года их позиция официально закреплена в пункте 3 статьи 361 НК РФ. Там слова «срок полезного использования» заменили на «количество лет, прошедших с даты выпуска» (Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ).
В Еврейской автономной области снижены ставки для автомобилей с небольшой грузоподъемностью. Так, если она не превышает 1,5 т и машина имеет мощность двигателя 100 л. с., то налог в этом регионе будет равен 1190 руб. Для сравнения: в Москве — 1500 руб., в Нижнем Новгороде — 2500 руб.
В Республике Алтай установлена почти минимально возможная ставка налога для легковых автомобилей отечественного производства с двигателем мощностью до 90 л. с. — 5 руб. за 1 л. с. Для сравнения: для аналогичного транспорта в Москве ставка равна
7 руб. за 1 л. с., в Нижнем Новгороде — 25 руб.
Также во многих субъектах России от уплаты транспортного налога освобождены общественные организации инвалидов. Кроме того, в регионах очень популярны льготы в зависимости от вида деятельности налогоплательщика. Таким образом, компания, выбирая место регистрации автотранспорта, может выбрать регион, где будут предоставлены льготы. Однако заметим, что в четырех регионах: Челябинской, Кировской, Сахалинской областях и Краснодарском крае — законодательно предусмотрено, что льготы не предоставляются по транспорту, переданному в аренду. В остальных регионах таких ограничений нет.
Большинство регионов освободили от уплаты налога сельхозпроизводителей. В Красноярском крае — изготовителей оборудования для инвалидов, а в Липецкой — тракторные производства. В Московской области налог в половинном размере платят производители детского питания. В Тюменской области освобождены от уплаты налога производители пива и слабоалкогольных напитков, а также оборудования и комплектующих для нефтедобычи.
Многие субъекты дали льготу компаниям, занимающимся общественными пассажироперевозками. Кроме того, Московская, Рязанская, Нижегородская, Свердловская, Брянская и Тверская области установили пониженные ставки (40—60% от общей ставки) для компаний, занимающихся международными перевозками.
В двух регионах России даны льготы лизинговым компаниям. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре лизинговая компания не уплачивает налог по авиатехнике, переданной в лизинг. А в Татарстане — по грузовым автомобилям и автобусам, соответствующим экологическим нормам ЕВРО-2.
Многие российские регионы с помощью освобождения от транспортного налога пытаются стимулировать инвесторов. Подобные нормы включены в законы Саратовской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Курганской и Кировской областей, а также Хакассии, Адыгеи и Еврейской автономной области. Но использование этой льготы часто ограничено необходимостью заключения инвестиционного договора с правительством региона. И только в Саратовской области этого не требуется. Согласно местному законодательству освобождаются от уплаты транспортного налога вновь создаваемые организации-инвесторы, осуществившие капитальные вложения в расположенные на территории области основные средства в размере не менее 50 млн. руб. В отношении транспорта местом расположения считается место его государственной регистрации. Таким образом, если компания планирует приобрести транспорт на соответствующую сумму, выгоднее сделать это через свое дочернее юридическое лицо в Саратовской области.
Также регионы часто предусматривают льготы не по налогоплательщику в целом, а только в отношении отдельных видов транспортных средств. Если компания использует такие виды транспорта, ей выгоднее зарегистрировать технику в одном из следующих субъектов или арендовать машины в таких областях. Этот вариант тоже может сработать, поскольку в законах этих регионов нет условия, что транспорт обязательно должен использоваться на их территории. Так, в Тульской и Курской областях не облагаются налогом автомобили, использующиеся автошколами при обучении. Кроме того, в Тульском регионе не платится налог со спецавтомобилей, предназначенных для перевозки крупногабаритных строительных панелей. В Ставропольском крае освобожден от налога корпоративный транспорт, который доставляет работников до места работы. В Брянской области, а также в Республике Марий-Эл — мусоровозы. А в Псковской области — автомагазины и молоковозы.
В Нижегородской области транспортный налог по половинной ставке платят за автомобили с установленным газобаллонным оборудованием. Для этого в налоговый орган нужно представить справку о том, что такое оборудование было установлено. Правда, учитывая максимальный размер ставок в этом регионе, даже половинная ставка не делает выгодной регистрацию в нем транспорта.
В Кабардино-Балкарии компания может не платить транспортный налог по неисправным и законсервированным транспортным средствам. Для этого в налоговый орган нужно представить справку из ГАИ. Некоторые регионы освободили от транспортного налога компании, зарегистрированные в пределах определенных территорий данного субъекта. Как правило, это касается резидентов особых экономических зон. Такие льготы предоставили Москва, Томская и Липецкая области, Краснодарский край и Татарстан. Однако есть регион, где подобная льгота не связана с особой экономической зоной, — это Ростовская область. На ее территории местная администрация определила перечень шахтерских территорий (например, города Новошахтинск и Шахты), которым необходима поддержка. Компании и их подразделения, зарегистрированные на этих территориях, не платят транспортный налог вовсе. Для получения льготы компания должна заключить договор о поддержке региона с местной администрацией. Но он в отличие от инвестиционного соглашения не влечет для компании-налогоплательщика практически никаких финансовых обязательств.