Раскрытие информации в процессе подготовки и проведения общих собраний акционеров

Анализ финансовых отчетов

Автор:
Источник: Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №2-2016
Опубликовано: 18 Февраля 2016

Активная законодательная деятельность последних лет в области гражданского законодательства требует не­много по-новому взглянуть на вопросы раскрытия информации, в том числе в процессе подготовки и про­ведения общих собраний акционеров (далее — ОСА).

Свою лепту в формирование системы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, как она есть сейчас, внесли сразу несколько нормативных доку­ментов:

  1. Положение Банка России от 30.12.2014 г. № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссион­ных ценных бумаг» (далее — Положение о раскры­тии информации)
  2. Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Граждан­ского кодекса Российской Федерации и о призна­нии утратившими силу отдельных положений зако­нодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон 99-ФЗ)
  3. Федеральный закон от 29.06.2015 г № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон 210-ФЗ)

Все три документа направлены на реформу инсти­тута акционерного общества и хозяйственных об­ществ в целом, что не могло не сказаться на проце­дурах раскрытия информации.

Как и ранее, проблему раскрытия информации о под­готовке и проведении общего собрания акционеров [1] можно рассматривать с двух основных ракурсов.

Раскрытие информации в процессе подго­товки и проведения ОСА наглядно представлено на схеме 1.


Первый ракурс отражает требования дей­ствующего Положения о раскрытии информации. Данные требования распространяют­ся на все публичные акционерные общества и непубличные акционерные общества с чис­лом акционеров, превышающим пятьдесят.

Второй ракурс подразумевает иные требова­ния к распространению (раскрытию) информа­ции о фактах подготовки и проведения общих собраний акционеров, которые не отражены в Положении о раскрытии информации, но пред­усмотрены акционерным законодательством.

Начнем с того, что непубличные акционерные общества с числом акционеров менее пяти­десяти не обязаны раскрывать информацию о подготовке и проведении общих собраний акционеров в соответствии с Положением о раскрытии информации и действующим за­конодательством об акционерных обществах.

Минимум информации о процедуре подготов­ки и проведения общих собраний акционеров раскрывается непубличными акционерными обществами с числом акционеров, превыша­ющим пятьдесят, и публичными акционерны­ми обществами, на которые не распространя­ется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах (об этом немного ниже).

При этом исходя из норм, установленных п. 7 ст. 27 Закона 210-ФЗ, публичные АО, не раз­мещавшие ранее акции среди неограничен­ного круга лиц и не имеющие зарегистриро­ванного проспекта ценных бумаг [2], обязаны в течение пяти лет с даты вступления в силу Закона 210-ФЗ обратиться в Банк России с за­явлением о регистрации проспекта либо ис­ключить из своего наименования слово «пу­бличное».

Это фактически означает, что АО, получив­шие статус «публичных» в период с вступле­ния в силу Закона 99-ФЗ и до вступления в силу Закона 210-ФЗ и не имеющие призна­ков публичного АО, должны вновь опреде­литься: либо оставаться публичными, заре­гистрировать проспект и раскрывать инфор­мацию в полном объеме, либо подтвердить, что не являются публичными, и вновь внести соответствующие изменения в устав.

Действующее Положение о раскрытии инфор­мации по-прежнему не определяет объем рас­крытия информации публичностью АО; привяз­ка, как и прежде, сделана к наличию зарегистри­рованного проспекта ценных бумаг. Однако, учитывая изложенное выше, по истечении по­следующих пяти лет с даты вступления в силу Закона 210-ФЗ понятие публичного акционер­ного общества должно ассоциироваться с мак­симальным объемом раскрытия информации.

Раскрытие информации непубличными АО с числом акционеров, превышающим 50, и публичными АО, на которых не распространяется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах

Весь объем требований по раскрытию ин­формации для непубличных АО содержится в VII разделе Положения о раскрытии инфор­мации и выражается в раскрытии сообщения о проведении общего собрания акционеров акционерного общества (пп. 75.1, 75.5 Поло­жения о раскрытии информации).

Раскрытие данного сообщения привязано к моменту принятия решения о созыве и проведении общего собрания акционеров. Це­лью раскрытия данного сообщения является заблаговременное размещение на ресурсах уполномоченных информационных агентств (в ленте новостей) информации о форме проведения, дате проведения, повестке дня общего собрания акционеров, а также сведе­ний о порядке доступа к материалам для оз­накомления к такому собранию акционеров.

Сообщение о проведении общего собрания ак­ционеров необходимо раскрыть в ленте ново­стей не позднее 1 дня с момента оформления решения уполномоченного органа АО о созы­ве и проведении общего собрания акционеров (зачастую — протокола совета директоров), на странице эмитента в сети Интернет — не позд­нее 2 дней. Текст сообщения о проведении об­щего собрания акционеров должен быть досту­пен на странице эмитента в сети Интернет не менее 12 месяцев с момента его размещения.

В таких АО отсутствуют нормативные требо­вания по раскрытию информации о принятых на общем собрании акционеров решениях. Однако о факте проведения годового обще­го собрания акционеров в них можно узнать по косвенному признаку. Данные АО обяза­ны размещать сообщения о раскрытии ак­ционерным обществом на странице в се­ти Интернет своего годового отчета. Так как раскрытие годового отчета происходит непо­средственно после проведения годового об­щего собрания акционеров, сам факт появ­ления подобного сообщения говорит о том, что годовое собрание состоялось. А вот ин­формацию о состоявшемся внеочередном собрании акционеров общества, не обязан­ного раскрывать информацию в форме еже­квартальных отчетов эмитента, можно получить только в том случае, если компания сама захочет ее раскрыть. В законодательстве требования о раскрытии подобной информа­ции на данный момент отсутствуют [3].

Раскрытие информации компаниями, обязанными раскрывать информа­цию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах

Для акционерных обществ, раскрывающих ин­формацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, Положе­ние о раскрытии информации предусматрива­ет целую серию сообщений, которые раскры­ваются на этапах созыва и проведения общих собраний акционеров. Логичным будет после­довательно описать процедуру раскрытия ин­формации о подготовке и проведении общего собрания акционеров в таких акционерных об­ществах, начиная с момента принятия реше­ния о его созыве и до раскрытия итогов общего собрания (принятых на нем решений).

Первым является этап принятия решения о созыве общего собрания акционеров, утверж­дении его параметров и повестки дня. Данный этап сопровождается раскрытием минимум двух сообщений о существенных фактах:

  • предусмотренного п. 14.2 Положения о рас­крытии информации сообщения о существенном факте о созыве общего собрания участников (акционеров) эмитента. Раскры­тием данного сообщения эмитент фактиче­ски исполняет требования п. 75.5 Положения о раскрытии информации, и, следовательно, раскрывать сообщение, предусмотренное VII разделом Положения о раскрытии информа­ции, не требуется;
  • предусмотренного п. 25.2 Положения о рас­крытии информации сообщения о существенном факте о дате, на которую опреде­ляются лица, имеющие право на осуществле­ние прав по ценным бумагам, в том числе одате, на которую составляется список лиц, имеющих право на участие в общем собра­нии акционеров эмитента (кратко выражаясь — сообщение о дате закрытия реестра).

Моментом наступления указанных суще­ственных фактов является дата составления протокола заседания совета директоров АО (дата оформления решения иного органа, ес­ли в АО отсутствует совет директоров), на ко­тором принято решение о созыве ОСА. По­нятие момента наступления существенного события очень важно, так как именно от насту­пления этого момента отсчитываются сроки, установленные Положением о раскрытии ин­формации для раскрытия информации.

Сроки для раскрытия перечисленных выше со­общений общие для всех сообщений о суще­ственных фактах (гл. 13 Положения о раскры­тии информации) и составляют: для раскрытия в ленте новостей уполномоченного информаци­онного агентства — не более 1 дня, а для рас­крытия на странице в сети Интернет — не более 2 дней с момента наступления существенно­го события. Тексты сообщений о существенных фактах необходимо хранить на странице АО в сети Интернет не менее 12 месяцев с момента их размещения на указанной странице.

Здесь важно заметить, что согласно действу­ющему законодательству у публичного АО обязан быть избран такой орган управления, как совет директоров (с количеством членов не менее пяти). В непубличных АО с числом акционеров менее 50 совет директоров мо­жет не избираться.

На практике существует относительно немно­го акционерных обществ, раскрывающих ин­формацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, в кото­рых отсутствует / не сформирован совет ди­ректоров. В связи с этим основное внимание стоит уделить вопросам раскрытия информа­ции о проведении процедуры созыва общего собрания акционеров в АО, где сформирован совет директоров. В таких АО при проведении процедуры созыва общего собрания акционе­ров добавляется необходимость раскрытия еще двух сообщений о существенных фактах:

  • предусмотренного п. 15.2 Положения о рас­крытии информации сообщения о существен­ном факте о проведении заседания совета ди­ректоров (наблюдательного совета) эмитен­та и его повестке дня. Важная особенность раскрытия данного сообщения заключается в том, что раскрываются сведения о прове­дении всех без исключения заседаний сове­та директоров в таких АО (а не только о прове­дении заседаний совета директоров, вопросы повестки дня которых содержатся в п. 15.1 Положения о раскрытии информации). Момен­том наступления данного существенного со­бытия является дата принятия председателем совета директоров решения о проведении за­седания совета директоров АО или дата при­нятия иного решения, которое в соответствии с уставом АО, его внутренними документами или обычаями делового оборота является ос­нованием для проведения заседания совета директоров такого АО;
  • предусмотренного п. 15.4 и п. 15.7 Положе­ния о раскрытии информации сообщения о существенном факте об отдельных решени­ях, принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента. Перечень от­дельных решений совета директоров, ко­торые раскрываются АО, приведен в п. 15.1 Положения о раскрытии информации. В том числе это вопрос «об утверждении повестки дня общего собрания участников (акционе­ров) эмитента, являющегося хозяйственным обществом, а также об иных решениях, свя­занных с подготовкой, созывом и проведе­нием общего собрания участников (акционе­ров) такого эмитента», что напрямую связано с процедурой проведения общего собрания акционеров в АО. Процедура проведения об­щего собрания акционеров зачастую требу­ет от совета директоров принятия решений по иным вопросам, включенным в перечень, предусмотренный п. 15.1 Положения о раскрытии информации, что также должно найти свое отражение в раскрываемом сообщении.

К таким вопросам, в зависимости от текущей необходимости либо положений учредительных документов АО, можно отнести следующие:

  • об избрании (переизбрании) председателя совета директоров АО;
  • о согласии на совмещение лицом, занимаю­щим должность единоличного исполнитель­ного органа АО, а также членами его коллеги­ального исполнительного органа должностей в органах управления других организаций;
  • об определении цены размещения или цены выкупа акций акционерного общества, а так­же об определении денежной оценки иму­щества (неденежных средств), вносимого в оплату размещаемых таким АО акций;
  • о рекомендациях в отношении размеров ди­видендов по акциям АО и порядка их выплаты;
  • о вынесении на общее собрание акционеров эмитента, являющегося акционерным обще­ством, вопросов (о предложении общему со­бранию акционеров эмитента, являющегося акционерным обществом, принять решения по вопросам), указанных (указанным) в под­пунктах 2, 6 и 14—19 пункта 1 статьи 48 Фе­дерального закона «Об акционерных обще­ствах», а также вопроса о передаче полномо­чий единоличного исполнительного органа такого эмитента управляющей организации или управляющему.

Важно отметить, что моментом наступления данного существенного события в таком АО, как и событий, связанных с раскрытием ин­формации о проведении общего собрания ак­ционеров и дате закрытия реестра, является дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления про­токола) заседания совета директоров АО, на котором приняты соответствующие решения. Сроки раскрытия и хранения данных сообще­ний о существенных фактах соответствуют описанным выше.

Сразу хотелось бы предостеречь: нераскрытие информации или нарушение АО порядка и сро­ков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соот­ветствии с ними иными нормативными право­выми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной ин­формации, и (или) вводящей в заблуждение ин­формации влечет, в соответствии с п. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях от 30.12.2001 г № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ), наложение ад­министративного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти ты­сяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Вторым и заключительным этапом в проце­дуре раскрытия информации о подготов­ке и проведении общего собрания акционе­ров является раскрытие информации по фак­ту проведения общего собрания акционеров (принятия решений на собрании).

Информацию о принятых общим собрани­ем акционеров решениях раскрывают только АО, обязанные раскрыть информацию в фор­ме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах.

Информация на данном этапе процедуры раскрывается в форме сообщения, предусмотренного п. 14.4 Положения о раскрытии информации, о существенном факте о про­ведении общего собрания участников (акци­онеров) эмитента и о принятых им решениях.

Моментом наступления существенного со­бытия о проведении общего собрания акци­онеров общества и о принятых им решениях является дата составления протокола(дата истечения срока, установленного законода­тельством Российской Федерации для со­ставления протокола) общего собрания ак­ционеров такого АО.

Отдельно законодатель оговаривает вопрос раскрытия информации в случае признания общего собрания акционеров несостояв­шимся. Требования к сообщению об объявлении общего собрания участников (акционе­ров) эмитента несостоявшимся установлены п. 14.6 Положения о раскрытии информации. Моментом наступления данного существен­ного события является дата, следующая за датой, в которую проводилось общее собра­ние акционеров АО, объявленное несостояв­шимся.

Сроки для раскрытия приведенных сообще­ний аналогичны ранее приведенным срокам для раскрытия сообщений о существенных фактах.

Уведомление акционеров о предстоящем собрании и его итогах

Отдельной формой распространения (рас­крытия) информации по подготовке и проведению общих собраний акционеров мож­но считать предусмотренные действующим акционерным законодательством и положе­ниями учредительных документов АО требо­вания по уведомлению акционеров о фактах созыва и проведения общих собраний акци­онеров.

Для каждого этапа процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров предусмотрены свои сроки и порядок уве­домления акционеров. Кроме того, отдель­ная статья КоАП РФ (ст. 15.23.1) полностью посвящена нарушениям в процедуре созыва и проведения общего собрания акционеров и устанавливает соответствующие наказания для виновных в допущении нарушений лиц.

Информация, связанная с подготовкой и про­ведением общего собрания акционеров (в представлении Закона об АО), предоставля­ется (раскрывается) в трех основных формах:

  • в форме сообщения о проведении общего собрания акционеров;
  • в форме предоставления информации (ма­териалов), подлежащих предоставлению ли­цам, имеющим право на участие в общем со­брании акционеров, при подготовке к про­ведению общего собрания акционеров АО (перечень такой информации установлен п. 3 ст. 52 Закона об АО);
  • в форме решений, принятых общим собрани­ем акционеров, а также в форме итогов голо­сования.

Так, в соответствии со ст. 52 Закона об АО, со­общение о проведении общего собрания акци­онеров должно быть сделано не позднее чем за 20 дней, а сообщение о проведении обще­го собрания акционеров, повестка дня которо­го содержит вопрос о реорганизации АО, — не позднее чем за 30 дней до даты его проведе­ния. В случаях переизбрания совета директо­ров акционерного общества на внеочередном общем собрании акционеров либо избрания такого органа в АО, создаваемых в результа­те реорганизации, сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 70 дней до дня его проведения. Закон 210-ФЗ со­держит нормы, которые с 01.07.2016 г сокра­тят последний срок до 50 дней.

Указанные сроки могут быть неактуальны для непубличных АО, так как Закон 99-ФЗ в этой части очень приблизил их к обществам с огра­ниченной ответственностью, в которых несо­блюдение сроков и уведомлений при прове­дении собраний допускается в случае, если на собрании присутствуют все участники (в нашем случае акционеры). При этом следует понимать: чем больше в непубличном АО ак­ционеров, тем сложнее организовать их сто­процентное присутствие на собрании в сро­ки, отличные от установленных Законом, что может повлечь негативные последствия для АО со стороны акционера, который не при­сутствовал на таком собрании.

Стоит обратить внимание на введение с 01.01.2014 г. некоторых изменений в процедуру уведомления акционеров АО, в случае если уставом такого АО определено печат­ное издание, в котором публикуется сооб­щение о проведении общего собрания акци­онеров. В таком случае обязательно одно­временно с публикацией в печатном издании размещать сообщение о проведении общего собрания акционеров на сайте АО в сети Ин­тернет, и, что немаловажно, адрес этого сай­та также должен быть определен уставом АО.

Закон 210-ФЗ не оставил без дополнений по­рядок уведомления акционеров об ОСА, кото­рый может использоваться АО с 01.07.2016 г при наличии указания на это в уставе АО:

  • направление уведомления по электронной почте, указанной в реестре акционеров;
  • направление текстового сообщения (SMS) на номер телефона акционера, указанный в ре­естре акционеров.

Представляется, что для АО факт направления таких сообщений будет являться надлежащим уведомлением акционеров вне зависимости от того, получил ли такое сообщение акционер. И если акционер указывает в реестре акционе­ров номер телефона или адрес электронной почты, то на нем лежит ответственность за ак­туальность указанной информации.

Информация (материалы), подлежащие пре­доставлению лицам, имеющим право на уча­стие в общем собрании акционеров, при под­готовке к проведению общего собрания ак­ционеров АО в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о ре­организации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров должна быть доступна лицам, имеющим пра­во на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнитель­ного органа акционерного общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров.

Указанная информация (материалы) долж­на быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, также и во время его проведения. Общество обяза­но по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, пре­доставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предостав­ление данных копий, не может превышать за­траты на их изготовление.

Нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о про­ведении общего собрания акционеров, а рав­но непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нор­мативными правовыми актами, при подготов­ке к проведению общего собрания акционе­ров влечет, в соответствии с п. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двад­цати тысяч до тридцати тысяч рублей или дис­квалификацию на срок до одного года; на юри­дических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Кроме того, в соответствии с п. 24 Постанов­ления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.11.2003 г № 19 «О некоторых вопро­сах применения Федерального закона «Об ак­ционерных обществах» неисполнение (ненад­лежащее исполнение) АО обязанностей по уведомлению акционеров о проведении ОСА и предоставлению материалов к ОСА является основанием для обращения в суд акционеров, чьи права были нарушены, с иском об оспари­вании соответствующего решения ОСА, при условии если акционер голосовал против та­кого решения либо не участвовал в ОСА.

Решения, принятые общим собранием акци­онеров, а также итоги голосования оглашаются на общем собрании акционеров, в хо­де которого проводилось голосование, или доводятся не позднее четырех рабочих дней после закрытия ОСА (даты окончания прие­ма бюллетеней для голосования) в форме от­чета об итогах голосования до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в по­рядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров.

Нарушение требований федеральных зако­нов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов по оглашению или доведению до сведения акционеров ре­шений, принятых общим собранием, либо результатов голосования влечет, в соответ­ствии с п. 10 ст. 15.23.1 КоАП РФ, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от пя­тисот тысяч до семисот тысяч рублей.



[1] Под раскрытием информации Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» понимает обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию

[2] Такие публичные АО, исходя из современных требований гражданского законодательства, фактически публичными не являются, т. е. остаются такими «на бумаге». Это попытка Закона 210-ФЗ устранить недоработку Закона 99-ФЗ в вопросе получения статуса публичного АО

[3] Здесь мы не рассматриваем ситуации, когда характер решения, принятого общим собранием акционеров публичного АО, требует раскрытия соответствующей информации. Например, если на ВОСА будет утверждено положение о совете директоров или иной внутренний документ, регламентирующий работу органов управления, то такой документ должен по¬явиться на сайте акционерного общества, что будет свидетельствовать о факте проведения собрания

Автор:

Теги: раскрытие информации  общие собрания акционеров  ОСА  акционерное общество  существенный факт  дата составления протокола  нераскрытие информации  уведомление акционеров