Активная законодательная деятельность последних лет в области гражданского законодательства требует немного по-новому взглянуть на вопросы раскрытия информации, в том числе в процессе подготовки и проведения общих собраний акционеров (далее — ОСА).
Свою лепту в формирование системы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, как она есть сейчас, внесли сразу несколько нормативных документов:
- Положение Банка России от 30.12.2014 г. № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение о раскрытии информации)
- Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон 99-ФЗ)
- Федеральный закон от 29.06.2015 г № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон 210-ФЗ)
Все три документа направлены на реформу института акционерного общества и хозяйственных обществ в целом, что не могло не сказаться на процедурах раскрытия информации.
Как и ранее, проблему раскрытия информации о подготовке и проведении общего собрания акционеров [1] можно рассматривать с двух основных ракурсов.
Раскрытие информации в процессе подготовки и проведения ОСА наглядно представлено на схеме 1.
Первый ракурс отражает требования действующего Положения о раскрытии информации. Данные требования распространяются на все публичные акционерные общества и непубличные акционерные общества с числом акционеров, превышающим пятьдесят.
Второй ракурс подразумевает иные требования к распространению (раскрытию) информации о фактах подготовки и проведения общих собраний акционеров, которые не отражены в Положении о раскрытии информации, но предусмотрены акционерным законодательством.
Начнем с того, что непубличные акционерные общества с числом акционеров менее пятидесяти не обязаны раскрывать информацию о подготовке и проведении общих собраний акционеров в соответствии с Положением о раскрытии информации и действующим законодательством об акционерных обществах.
Минимум информации о процедуре подготовки и проведения общих собраний акционеров раскрывается непубличными акционерными обществами с числом акционеров, превышающим пятьдесят, и публичными акционерными обществами, на которые не распространяется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах (об этом немного ниже).
При этом исходя из норм, установленных п. 7 ст. 27 Закона 210-ФЗ, публичные АО, не размещавшие ранее акции среди неограниченного круга лиц и не имеющие зарегистрированного проспекта ценных бумаг [2], обязаны в течение пяти лет с даты вступления в силу Закона 210-ФЗ обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта либо исключить из своего наименования слово «публичное».
Это фактически означает, что АО, получившие статус «публичных» в период с вступления в силу Закона 99-ФЗ и до вступления в силу Закона 210-ФЗ и не имеющие признаков публичного АО, должны вновь определиться: либо оставаться публичными, зарегистрировать проспект и раскрывать информацию в полном объеме, либо подтвердить, что не являются публичными, и вновь внести соответствующие изменения в устав.
Действующее Положение о раскрытии информации по-прежнему не определяет объем раскрытия информации публичностью АО; привязка, как и прежде, сделана к наличию зарегистрированного проспекта ценных бумаг. Однако, учитывая изложенное выше, по истечении последующих пяти лет с даты вступления в силу Закона 210-ФЗ понятие публичного акционерного общества должно ассоциироваться с максимальным объемом раскрытия информации.
Раскрытие информации непубличными АО с числом акционеров, превышающим 50, и публичными АО, на которых не распространяется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах
Весь объем требований по раскрытию информации для непубличных АО содержится в VII разделе Положения о раскрытии информации и выражается в раскрытии сообщения о проведении общего собрания акционеров акционерного общества (пп. 75.1, 75.5 Положения о раскрытии информации).
Раскрытие данного сообщения привязано к моменту принятия решения о созыве и проведении общего собрания акционеров. Целью раскрытия данного сообщения является заблаговременное размещение на ресурсах уполномоченных информационных агентств (в ленте новостей) информации о форме проведения, дате проведения, повестке дня общего собрания акционеров, а также сведений о порядке доступа к материалам для ознакомления к такому собранию акционеров.
Сообщение о проведении общего собрания акционеров необходимо раскрыть в ленте новостей не позднее 1 дня с момента оформления решения уполномоченного органа АО о созыве и проведении общего собрания акционеров (зачастую — протокола совета директоров), на странице эмитента в сети Интернет — не позднее 2 дней. Текст сообщения о проведении общего собрания акционеров должен быть доступен на странице эмитента в сети Интернет не менее 12 месяцев с момента его размещения.
В таких АО отсутствуют нормативные требования по раскрытию информации о принятых на общем собрании акционеров решениях. Однако о факте проведения годового общего собрания акционеров в них можно узнать по косвенному признаку. Данные АО обязаны размещать сообщения о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет своего годового отчета. Так как раскрытие годового отчета происходит непосредственно после проведения годового общего собрания акционеров, сам факт появления подобного сообщения говорит о том, что годовое собрание состоялось. А вот информацию о состоявшемся внеочередном собрании акционеров общества, не обязанного раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов эмитента, можно получить только в том случае, если компания сама захочет ее раскрыть. В законодательстве требования о раскрытии подобной информации на данный момент отсутствуют [3].
Раскрытие информации компаниями, обязанными раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах
Для акционерных обществ, раскрывающих информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, Положение о раскрытии информации предусматривает целую серию сообщений, которые раскрываются на этапах созыва и проведения общих собраний акционеров. Логичным будет последовательно описать процедуру раскрытия информации о подготовке и проведении общего собрания акционеров в таких акционерных обществах, начиная с момента принятия решения о его созыве и до раскрытия итогов общего собрания (принятых на нем решений).
Первым является этап принятия решения о созыве общего собрания акционеров, утверждении его параметров и повестки дня. Данный этап сопровождается раскрытием минимум двух сообщений о существенных фактах:
- предусмотренного п. 14.2 Положения о раскрытии информации сообщения о существенном факте о созыве общего собрания участников (акционеров) эмитента. Раскрытием данного сообщения эмитент фактически исполняет требования п. 75.5 Положения о раскрытии информации, и, следовательно, раскрывать сообщение, предусмотренное VII разделом Положения о раскрытии информации, не требуется;
- предусмотренного п. 25.2 Положения о раскрытии информации сообщения о существенном факте о дате, на которую определяются лица, имеющие право на осуществление прав по ценным бумагам, в том числе одате, на которую составляется список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров эмитента (кратко выражаясь — сообщение о дате закрытия реестра).
Моментом наступления указанных существенных фактов является дата составления протокола заседания совета директоров АО (дата оформления решения иного органа, если в АО отсутствует совет директоров), на котором принято решение о созыве ОСА. Понятие момента наступления существенного события очень важно, так как именно от наступления этого момента отсчитываются сроки, установленные Положением о раскрытии информации для раскрытия информации.
Сроки для раскрытия перечисленных выше сообщений общие для всех сообщений о существенных фактах (гл. 13 Положения о раскрытии информации) и составляют: для раскрытия в ленте новостей уполномоченного информационного агентства — не более 1 дня, а для раскрытия на странице в сети Интернет — не более 2 дней с момента наступления существенного события. Тексты сообщений о существенных фактах необходимо хранить на странице АО в сети Интернет не менее 12 месяцев с момента их размещения на указанной странице.
Здесь важно заметить, что согласно действующему законодательству у публичного АО обязан быть избран такой орган управления, как совет директоров (с количеством членов не менее пяти). В непубличных АО с числом акционеров менее 50 совет директоров может не избираться.
На практике существует относительно немного акционерных обществ, раскрывающих информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, в которых отсутствует / не сформирован совет директоров. В связи с этим основное внимание стоит уделить вопросам раскрытия информации о проведении процедуры созыва общего собрания акционеров в АО, где сформирован совет директоров. В таких АО при проведении процедуры созыва общего собрания акционеров добавляется необходимость раскрытия еще двух сообщений о существенных фактах:
- предусмотренного п. 15.2 Положения о раскрытии информации сообщения о существенном факте о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня. Важная особенность раскрытия данного сообщения заключается в том, что раскрываются сведения о проведении всех без исключения заседаний совета директоров в таких АО (а не только о проведении заседаний совета директоров, вопросы повестки дня которых содержатся в п. 15.1 Положения о раскрытии информации). Моментом наступления данного существенного события является дата принятия председателем совета директоров решения о проведении заседания совета директоров АО или дата принятия иного решения, которое в соответствии с уставом АО, его внутренними документами или обычаями делового оборота является основанием для проведения заседания совета директоров такого АО;
- предусмотренного п. 15.4 и п. 15.7 Положения о раскрытии информации сообщения о существенном факте об отдельных решениях, принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента. Перечень отдельных решений совета директоров, которые раскрываются АО, приведен в п. 15.1 Положения о раскрытии информации. В том числе это вопрос «об утверждении повестки дня общего собрания участников (акционеров) эмитента, являющегося хозяйственным обществом, а также об иных решениях, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников (акционеров) такого эмитента», что напрямую связано с процедурой проведения общего собрания акционеров в АО. Процедура проведения общего собрания акционеров зачастую требует от совета директоров принятия решений по иным вопросам, включенным в перечень, предусмотренный п. 15.1 Положения о раскрытии информации, что также должно найти свое отражение в раскрываемом сообщении.
К таким вопросам, в зависимости от текущей необходимости либо положений учредительных документов АО, можно отнести следующие:
- об избрании (переизбрании) председателя совета директоров АО;
- о согласии на совмещение лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа АО, а также членами его коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления других организаций;
- об определении цены размещения или цены выкупа акций акционерного общества, а также об определении денежной оценки имущества (неденежных средств), вносимого в оплату размещаемых таким АО акций;
- о рекомендациях в отношении размеров дивидендов по акциям АО и порядка их выплаты;
- о вынесении на общее собрание акционеров эмитента, являющегося акционерным обществом, вопросов (о предложении общему собранию акционеров эмитента, являющегося акционерным обществом, принять решения по вопросам), указанных (указанным) в подпунктах 2, 6 и 14—19 пункта 1 статьи 48 Федерального закона «Об акционерных обществах», а также вопроса о передаче полномочий единоличного исполнительного органа такого эмитента управляющей организации или управляющему.
Важно отметить, что моментом наступления данного существенного события в таком АО, как и событий, связанных с раскрытием информации о проведении общего собрания акционеров и дате закрытия реестра, является дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) заседания совета директоров АО, на котором приняты соответствующие решения. Сроки раскрытия и хранения данных сообщений о существенных фактах соответствуют описанным выше.
Сразу хотелось бы предостеречь: нераскрытие информации или нарушение АО порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет, в соответствии с п. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ), наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Вторым и заключительным этапом в процедуре раскрытия информации о подготовке и проведении общего собрания акционеров является раскрытие информации по факту проведения общего собрания акционеров (принятия решений на собрании).
Информацию о принятых общим собранием акционеров решениях раскрывают только АО, обязанные раскрыть информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах.
Информация на данном этапе процедуры раскрывается в форме сообщения, предусмотренного п. 14.4 Положения о раскрытии информации, о существенном факте о проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента и о принятых им решениях.
Моментом наступления существенного события о проведении общего собрания акционеров общества и о принятых им решениях является дата составления протокола(дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров такого АО.
Отдельно законодатель оговаривает вопрос раскрытия информации в случае признания общего собрания акционеров несостоявшимся. Требования к сообщению об объявлении общего собрания участников (акционеров) эмитента несостоявшимся установлены п. 14.6 Положения о раскрытии информации. Моментом наступления данного существенного события является дата, следующая за датой, в которую проводилось общее собрание акционеров АО, объявленное несостоявшимся.
Сроки для раскрытия приведенных сообщений аналогичны ранее приведенным срокам для раскрытия сообщений о существенных фактах.
Уведомление акционеров о предстоящем собрании и его итогах
Отдельной формой распространения (раскрытия) информации по подготовке и проведению общих собраний акционеров можно считать предусмотренные действующим акционерным законодательством и положениями учредительных документов АО требования по уведомлению акционеров о фактах созыва и проведения общих собраний акционеров.
Для каждого этапа процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров предусмотрены свои сроки и порядок уведомления акционеров. Кроме того, отдельная статья КоАП РФ (ст. 15.23.1) полностью посвящена нарушениям в процедуре созыва и проведения общего собрания акционеров и устанавливает соответствующие наказания для виновных в допущении нарушений лиц.
Информация, связанная с подготовкой и проведением общего собрания акционеров (в представлении Закона об АО), предоставляется (раскрывается) в трех основных формах:
- в форме сообщения о проведении общего собрания акционеров;
- в форме предоставления информации (материалов), подлежащих предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров АО (перечень такой информации установлен п. 3 ст. 52 Закона об АО);
- в форме решений, принятых общим собранием акционеров, а также в форме итогов голосования.
Так, в соответствии со ст. 52 Закона об АО, сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации АО, — не позднее чем за 30 дней до даты его проведения. В случаях переизбрания совета директоров акционерного общества на внеочередном общем собрании акционеров либо избрания такого органа в АО, создаваемых в результате реорганизации, сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 70 дней до дня его проведения. Закон 210-ФЗ содержит нормы, которые с 01.07.2016 г сократят последний срок до 50 дней.
Указанные сроки могут быть неактуальны для непубличных АО, так как Закон 99-ФЗ в этой части очень приблизил их к обществам с ограниченной ответственностью, в которых несоблюдение сроков и уведомлений при проведении собраний допускается в случае, если на собрании присутствуют все участники (в нашем случае акционеры). При этом следует понимать: чем больше в непубличном АО акционеров, тем сложнее организовать их стопроцентное присутствие на собрании в сроки, отличные от установленных Законом, что может повлечь негативные последствия для АО со стороны акционера, который не присутствовал на таком собрании.
Стоит обратить внимание на введение с 01.01.2014 г. некоторых изменений в процедуру уведомления акционеров АО, в случае если уставом такого АО определено печатное издание, в котором публикуется сообщение о проведении общего собрания акционеров. В таком случае обязательно одновременно с публикацией в печатном издании размещать сообщение о проведении общего собрания акционеров на сайте АО в сети Интернет, и, что немаловажно, адрес этого сайта также должен быть определен уставом АО.
Закон 210-ФЗ не оставил без дополнений порядок уведомления акционеров об ОСА, который может использоваться АО с 01.07.2016 г при наличии указания на это в уставе АО:
- направление уведомления по электронной почте, указанной в реестре акционеров;
- направление текстового сообщения (SMS) на номер телефона акционера, указанный в реестре акционеров.
Представляется, что для АО факт направления таких сообщений будет являться надлежащим уведомлением акционеров вне зависимости от того, получил ли такое сообщение акционер. И если акционер указывает в реестре акционеров номер телефона или адрес электронной почты, то на нем лежит ответственность за актуальность указанной информации.
Информация (материалы), подлежащие предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров АО в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнительного органа акционерного общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров.
Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, также и во время его проведения. Общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.
Нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров, а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров влечет, в соответствии с п. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Кроме того, в соответствии с п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.11.2003 г № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» неисполнение (ненадлежащее исполнение) АО обязанностей по уведомлению акционеров о проведении ОСА и предоставлению материалов к ОСА является основанием для обращения в суд акционеров, чьи права были нарушены, с иском об оспаривании соответствующего решения ОСА, при условии если акционер голосовал против такого решения либо не участвовал в ОСА.
Решения, принятые общим собранием акционеров, а также итоги голосования оглашаются на общем собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, или доводятся не позднее четырех рабочих дней после закрытия ОСА (даты окончания приема бюллетеней для голосования) в форме отчета об итогах голосования до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров.
Нарушение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов по оглашению или доведению до сведения акционеров решений, принятых общим собранием, либо результатов голосования влечет, в соответствии с п. 10 ст. 15.23.1 КоАП РФ, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
[1] Под раскрытием информации Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» понимает обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию
[2] Такие публичные АО, исходя из современных требований гражданского законодательства, фактически публичными не являются, т. е. остаются такими «на бумаге». Это попытка Закона 210-ФЗ устранить недоработку Закона 99-ФЗ в вопросе получения статуса публичного АО
[3] Здесь мы не рассматриваем ситуации, когда характер решения, принятого общим собранием акционеров публичного АО, требует раскрытия соответствующей информации. Например, если на ВОСА будет утверждено положение о совете директоров или иной внутренний документ, регламентирующий работу органов управления, то такой документ должен по¬явиться на сайте акционерного общества, что будет свидетельствовать о факте проведения собрания