В статье рассматриваются изменения нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность, анализируется состояние рынка аудита на современном этапе и конечные условия деятельности в рамках масштабной реформы рынка. Отмечены задачи и проблемы дальнейшего развития института аудита в нашей стране, проанализированы перспективы рынка во исполнение задачи государственного значения по повышению качественных характеристик аудиторской деятельности.
Введение
Рынок аудита на протяжении нескольких лет существует в условиях постоянного изменения нормативной базы и различных законодательных инициатив. На практике многие действующие аудиторы в таких условиях высказывают опасения относительно перспектив развития аудиторской деятельности в России и предполагают в дальнейшем необходимость смены деятельности в связи с невозможностью выполнения обязательных требований и нерентабельностью данного вида деятельности.
Реформирование рынка началось в связи с Поручением Президента РФ от 19.12.2015 № Пр-2629, в соответствии с которым в целях повышения роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов следовало подготовить изменения нормативных документов по определению приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в России и созданию эффективных механизмов рыночного контроля аудиторской деятельности, формированию условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов.
Во исполнение Поручения Президента 23.06.2016 Советом по аудиторской деятельности одобрен проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ [2], в соответствии с которым определяются цель, задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в России.
Согласно проекту Концепции, одной из существенных проблем развития института аудита в нашей стране является использование формальных подходов при проведении внешнего контроля качества работы в связи с ограниченностью правовых возможностей контролирующих органов по реализации содержательных подходов к оценке рисков деятельности субъектов рынка и неэффективностью системы ответственности аудиторов за недобросовестное поведение на рынке аудиторских услуг. Для решения задачи повышения качества аудиторских услуг предполагается совершенствование основ функционирования рынка, системы регулирования деятельности и развитие систем мониторинга и надзора с усилением мер ответственности аудиторов.
Создание проекта Концепции, в котором определены основные проблемы рынка аудита, сформулированы цели, задачи и мероприятия по его совершенствованию на перспективу – это большой шаг в развитии отечественного рынка аудита на современном этапе. Как отмечал профессор В.Т. Чая, наиболее проблематичными в развитии аудиторской деятельности в нашей стране, и в развитии собственно систем контроля качества аудита является отсутствие каких-либо концептуальных основ этого развития… По этой же причине нет согласованных действий в принятии решений между исполнительными и законодательными органами власти по данному вопросу [10].
С принятием данной Концепции в России начинается новый этап развития института аудита; предполагается реализовать следующие мероприятия:
2017-2019:
- Неотложные меры по совершенствованию основ функционирования рынка;
- Реализация мер, направленных на ограничение недобросовестного поведения на рынке;
- Повышение требований к аудиторским организациям, оказывающих услуги общественно-значимым организациям, и внедрение эффективной системы их учета;
- Завершение формирования модели саморегулирования;
- Разработка новой модели квалификационного экзамена;
- Осуществление мер по преодолению формализма в системе повышения квалификации аудиторов;
- Формирование условий для перехода от формального внешнего контроля качества работы к контролю по существу;
2020-2021:
- Принятие мер по реализации новых подходов и механизмов регулирования рынка аудиторских услуг, выработанной на первом этапе реализации Концепции;
- Завершение приведения инфраструктуры рынка аудиторских услуг в соответствие с международно-признанной практикой;
- Гармонизация законодательства в сфере аудита с едиными принципами осуществления аудиторской деятельности на территории ЕАЭС;
- Разработка и принятие новой редакции Федерального закона “Об аудиторской деятельности”.
Реализация всех вышеперечисленных мероприятий сегодня крайне важно ввиду наличия большого количества нерешенных проблем и острой необходимости повышения эффективности деятельности аудиторских организаций. Основные и самые актуальные направления реформ нашли свое отражение в документе, который является основной базой для анализа - внесенный на рассмотрение в Государственную Думу проект Федерального закона № 273179-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации(в части наделения Банка России полномочиямив сфере аудиторской деятельности)” (далее – Проект Закона), который согласно пояснительной записке разработан в целях создания условий для повышения эффективности функционирования аудиторской отрасли в России. [3].
Принятие данного Федерального закона приведет к полному, комплексному реформированию всей системы регулирования и мониторинга качества аудиторской деятельности и определит новый вектор развития аудиторской отрасли в России. Появление данного документа вызвало достаточно противоречивые оценки, много критики; и совершенно очевидно, что рынок не готов к такого рода существенным нововведениям. Рассмотрим основные, ключевые и наиболее значимые по мнению автора изменения, которые произойдут на рынке в случае принятия Федерального закона в первоначальной редакции, а затем проанализируем условия, динамику рынка и возможные проблемы при его реализации.
Проект Закона предполагает передачу Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере аудиторской деятельности. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86 “О Центральном банке РФ”, с 01.01.2018 Банк России вправе проводить проверки деятельности аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно-значимым организациям (далее – ОЗО), саморегулируемых организаций аудиторов (далее – СРО), направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства об аудиторской деятельности, а также применять иные меры, предусмотренные федеральными законами. Также предполагается внесение следующих изменений в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (далее – Закон № 307-ФЗ):
Положения Закона № 307-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2018:
1. Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, будут устанавливаться Банком России по согласованию с Минфином России;
2. Отменяется обязанность участия в открытом конкурсе на заключение контракта на аудит организаций с выручкой до 1 млрд. руб. аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства. Вводится запрет для установления ограничений такого рода компаниям;
3. В перечень ОЗО включаются публичные акционерные общества, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
4. Банком России будет осуществляться ведение реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО. Порядок ведения такого реестра будет устанавливаться нормативным актом Банка России. Условия включения в реестр:
1) численность аудиторов по основному месту работы составляет: до 01.01.2023 - не менее 7, с 01.01.2023 - не менее 12;
2) наличие в числе аудиторов не менее 3 аудиторов, каждый их которых имеет: квалификационный аттестат аудитора нового образца, опыт участия в проведении аудита ОЗО в течение 3 предшествовавших дате подачи заявления лет;
3) опыт осуществления аудиторской деятельности этой аудиторской организацией составляет не менее 3 лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления;
4) ведение аудиторской организацией своего сайта в сети “Интернет”;
5) информация о деятельности аудиторской организации по перечню, установленному Банком России, раскрыта этой организацией не менее, чем за 3 года, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления, на сайте аудиторской организации в сети “Интернет”.
Аудитор, отвечающий за проведение аудита отчетности ОЗО, возглавляющий аудиторскую группу должен иметь: квалификационный аттестат нового образца; опыт участия в проведении аудита ОЗО, осуществляющих экономический вид деятельности, соответствующий экономическому виду деятельности аудируемого лица, в течение 3 лет подряд, непосредственно предшествовавших дате заключения договора на проведение аудита. Порядок определения наличия такого опыта будет устанавливаться нормативным актом Банка России; проходить обучение в течение 3 лет, предшествовавших дате заключения договора на аудит отчетности ОЗО.
5. Обязательные реквизиты аудиторского заключения, поименованные ранее в Законе № 307-ФЗ, отменяются;
6. В аудиторском заключении ОЗО должны раскрываться обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность проаудированной отчетности, в том числе существенные риски, принятые на себя аудируемым лицом, события и условия, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность (с отчетности за 2017 г.);
7. В случае, когда аудит проводит аудиторская организация, аудиторское заключение подписывается руководителем такой организации или уполномоченным им лицом, имеющим соответствующий аттестат аудитора, и аудитором, отвечающим в этой аудиторской организации за проведение аудита бухгалтерской отчетности данного аудируемого лица (аудитора, возглавляющего аудиторскую группу).
8. Вносятся изменения в части нормативного регулирования аудиторской деятельности: в новой редакции Закона № 307-ФЗ отсутствует понятие «стандарты аудиторской деятельности СРО аудиторов»; СРО аудиторов вправе устанавливать лишь дополнительные требования к аудиторским процедурам. Признание международных стандартов аудита будет осуществляться в порядке, установленном Правительством по согласованию с Банком России.
9. Банк России одобряет Кодекс этики и Правила независимости, которые должны принимать СРО аудиторов.
10. Банк России будет вправе устанавливать дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности требования к организации внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО;
11. Утрачивает силу часть 2 статьи 10.1 в части необходимости уведомления уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о начале оказания услуг по проведению аудита ОЗО;
12. Порядок проведения квалификационного экзамена аудитора будет устанавливаться Банком России по согласованию с уполномоченным федеральным органом. Порядок создания единой аттестационной комиссии, назначение ее единоличного исполнительного органа также устанавливается Банком России. Учредительные документы комиссии согласовываются с Банком России.
13. Аудиторская организация, сведения о которой будут внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО, обязана: вести в сети “Интернет” сайт и ежегодно раскрывать на нем информацию о своей деятельности по перечню, форме и в сроки, установленные Банком России.
14. Банк России в установленном им порядке будет вправе принять решение о предоставлении по собственной инициативе аудиторской организации сведений о деятельности аудируемого лица для целей проведения аудита. Банк России в целях осуществления банковского надзора, контроля и надзора в сфере финансовых рынков, контроля и надзора в сфере корпоративных отношений вправе запросить у аудиторской организации, которая проводит аудит ОЗО, сведения: о фактах завышения (занижения) аудируемым лицом стоимости активов и обязательств; о фактах несоблюдения значений обязательных нормативов, установленных Банком России; о системе управления рисками, качестве внутреннего контроля аудируемого лица; о не устранении нарушений, выявленных аудиторской организацией при проведении аудита в предшествовавших периодах. Аудиторская организация не позднее 20 рабочих дней со дня, следующего за днем получения соответствующего запроса Банка России, обязана в порядке, установленном Банком России, представить запрошенные Банком России сведения, либо сообщить об их отсутствии.
15. Органы регулирования аудиторской деятельности: уполномоченный федеральный орган (далее - УФО) и Банк России.
УФО осуществляет следующие полномочия:
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и обеспечение их взаимодействия с СРО в сфере аудиторской деятельности;
3) иные, предусмотренные Законом, решениями Президента РФ и Правительства РФ полномочия.
Банк России осуществляет следующие полномочия:
1) принятие нормативных актов Банка России, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Законом;
2) анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ, подготовка и опубликование ежегодного доклада о состоянии рынка аудиторских услуг;
3) установление форм отчетности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, СРО аудиторов, сроков и порядка ее представления в Банк России;
4) рассмотрение обращений, касающихся деятельности СРО аудиторов, аудиторских организаций, аудиторов;
5) иные предусмотренные Законом полномочия;
16. Совет по аудиторской деятельности – соответственно утрачивает свой статус.
17. Изменяется требование к членству в СРО аудиторов: не менее 3 аудиторов по основному месту работы. Основанием для отказа в приеме в члены СРО является прекращение членства в СРО в связи с аннулированием квалификационного аттестата в связи с подписанием заведомо ложного аудиторского заключения.
18. Ведение реестра СРО аудиторов, а также контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляет Банк России в установленном им порядке.
Положения Закона № 307-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2019:
1. Устанавливается новый перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту:
- организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
- организации, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
- фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов), поступления имущества и денежных средств которых за каждый из предшествовавших 2 последовательных лет превышает 3 млн. руб.;
- организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, с/х кооперативов, союзов этих кооперативов), соответствующих хотя бы 2 из следующих условий:
а) объем выручки за каждый из 2 предшествовавших лет превышает 800 млн. руб.;
б) сумма активов по состоянию на конец каждого из 2 предшествовавших лет превышает 400 млн. руб.;
в) среднесписочная численность работников за каждый из 2 предшествовавших лет превышает 100 чел.;
2. Утрачивают силу положения статьи 5 в части обязанности проводить обязательный аудит ежегодно, а также обязанности проводить обязательный аудит определенных категорий организаций только аудиторскими организациями.
3. Банк России имеет право обращаться в суд о признании аудиторского заключения заведомо ложным;
4. Положение статьи 10 в части осуществления внешнего контроля качества аудиторских организаций УФО и СРО аудиторов – утрачивает силу.
5. Принципы осуществления ВККР АО будут устанавливать Банком России.
6. Положение о периодичности проведения внешних проверок со стороны СРО в отношении организаций, проводящих обязательный аудит ОЗО – утрачивает силу. Действует общий порядок (не реже 1 раза в 5 лет и не чаще 1 раза в год). Кроме того, СРО вправе признать плановую проверку качества работы такой аудиторской организации проведенной в случае, если в соответствующем периоде в отношении данной аудиторской организации осуществлен контроль и надзор Банком России.
7. Контроль и надзор за деятельностью аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр, осуществляется Банком России в установленном им порядке.
8. Проведение плановых и внеплановых проверок в рамках внешнего контроля – не предусмотрено новой редакцией Федерального Закона № 307-ФЗ. Введены следующие положения:
В целях осуществления Банком России контроля и надзора за деятельностью аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО:
1) Банк России вправе требовать предоставления такими аудиторскими организациями необходимой документации и информации в установленный им срок;
2) такие аудиторские организации обязаны предоставлять Банку России необходимую документацию и информацию в установленный им срок;
Положения в части обязанности информирования СРО аудиторов о проведении внешней проверки, о результатах проверок – утрачивают силу.
9. Аудиторская организация обязана сообщать в письменной форме об отказе аудируемого лица, являющегося ОЗО, либо своем отказе от проведения обязательного аудита в Банк России не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица письменного уведомления о таком отказе или принятия решения о своем отказе;
10. Часть 4.1 статьи 23 в части возможности участия аудиторами в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата – утрачивает силу (с отчетности за 2018 год).
Положения Закона № 307-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2020:
- Услуги по проведению аудита ОЗО вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО (с 01.01.2019 – иные услуги);
- Банк России вправе устанавливать правила проведения открытого конкурса на проведение аудита ОЗО;
- Аудиторская организация вправе запросить у Банка России необходимую для проведения аудита ОЗО, информацию: о фактах несоблюдения аудируемым лицом значений обязательных нормативов, либо требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных Банком России; о несоответствии систем управления рисками и внутреннего контроля аудируемого лица требованиям Банка России; о фактах, повлекших применение Банком России к аудируемому лицу мер воздействия в соответствии с федеральным законом; о фактах направления Банком России кредитной организации и некредитной финансовой организации требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению в соответствии с требованиями Закона № 127ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. Банк России обязан предоставить запрошенную информацию в течение 20 рабочих дней, либо направить отказ в ее предоставлении (с отчетности за 2019 год).
Еще одно изменение касается Федеральных законов от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), от 01.12.2007 № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”, действия которых не будут распространяться на контроль (надзор) в сфере аудиторской деятельности.
Ключевые даты предполагаемой реформы представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Ключевые даты реформы
Срок |
Действие |
До 31.01.2018 |
Минфин России передает Банку России: 1) копию контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов по состоянию на 31.12.2017; 2) копию государственного реестра СРО аудиторов по состоянию на 31.12.2017. 3) список не являющихся членами СРО аудиторов лиц, которым Минфином, до 01.01.2011 выданы квалификационные аттестаты аудитора, с указанием номеров таких квалификационных аттестатов по состоянию на 31.12.2017. |
До 31.01.2018 |
Реестр СРО аудиторов подлежит опубликованию Банком России на его официальном сайте |
До 28.02.2018 |
Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций подлежит опубликованию Банком России на его официальном сайте |
До 01.10.2018 |
Банк России устанавливает: а) порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих услуги ОЗО; б) перечень информации о деятельности аудиторской организации, раскрываемой на ее официальном сайте, форму и сроки ее раскрытия; в) порядок осуществления контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов; |
До 31.12.2018 |
Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО, подлежит опубликованию Банком России на официальном сайте |
До 01.01.2019 |
Банк России устанавливает порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО. |
Условия рынка и проблемные вопросы предполагаемой реформы
Совершенно очевидно, что рынок аудита в России нуждается в серьезных изменениях, призванных обеспечить повышение качественных характеристик аудиторской деятельности. Однако на сегодняшний день реализация требований Проекта Закона с одной стороны будет способствовать развитию аудита в России, с другой стороны - может вызвать большое количество проблем.
Обратим внимание на некоторые изменения понятийного аппарата Проекта Закона (Таблица 2).
Таблица 2. Характеристика понятийного аппарата Проекта Закона
В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РЕДАКЦИИ Закона № 307-ФЗ |
В НОВОЙ РЕДАКЦИИ Закона № 307-ФЗ |
Уполномоченный федеральный орган |
Банк России |
Совет по аудиторской деятельности |
Банк России |
Федеральный Закон “Об аудиторской деятельности”, стандарты аудиторской деятельности |
Законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности |
Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов |
Реестр саморегулируемых организаций аудиторов |
Внешняя проверка качества работы аудиторской организации |
Контроль и надзор за деятельностью аудиторских организаций |
Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов |
Контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов |
Первое, на что следует обратить внимание - понятия “государственный реестр”, “государственный контроль” - отсутствуют в новой редакции Закона № 307-ФЗ. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективным является сочетание государственного регулирования и саморегулирования на рынке аудита в целях сохранения баланса частного и публичного интереса. Однако предлагаемая реформа приведет не только к ослаблению роли СРО и механизмов саморегулирования, но и к краху государственного регулирования аудита в целом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона “О Центральном банке” Банк России является юридическим лицом. Целями деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие и обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Совершенно очевидно, что в системе Банка России сконцентрированы большие объемы информации, которые позволят более глубоко подходить к оценке работы аудиторских организаций, однако такого рода «монополизированный» контроль имеет ряд недостатков.
Так как контроль и надзор со стороны Банка России не является государственным контролем, положения Федерального закона № 294-ФЗ не распространяется на данный вид контроля. Положениями Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрены: порядок организации планирования проверок, их проведения, установлены сроки проверок, порядок оформления их результатов, закреплены права и обязанности проверяющих и проверяемых. Фактически Федеральный закон защищает интересы юридических лиц при осуществлении государственного контроля в различных направлениях. В редакции Проекта Закона установлено, что принципы организации контроля (надзора) в сфере аудита будут устанавливаться Банком России. Иными словами, аудиторы и аудиторские организации не будут иметь механизма, позволяющего им защитить свои интересы и дать независимую оценку деятельности Банка России, который таким образом будет иметь безграничные полномочия при осуществлении контроля и надзора: одновременно принимая участие в создании правил и стандартов деятельности аудиторов, устанавливая порядок проведения квалификационного экзамена на статус аудитора и обеспечивая его проведение, будет контролировать рынок - проводить проверки аудиторов и СРО, будет разрабатывать формы отчетности, осуществлять ведение реестров, устанавливать правила проведения конкурса; в целом в итоге оценивать соблюдение всеми субъектами рынка установленных норм.
Второй важный момент – это отсутствие в Проекте Закона понятия “контроль качества работы”, что, безусловно, не является правильным. “Качество аудита” - это одно из основополагающих, концептуальных понятий теории и практики аудита.
Ввиду того, что главной, приоритетной целью всех реформ является обеспечение повышения качества аудиторской деятельности, было бы правильным закрепить в новой редакции Федерального закона “Об аудиторской деятельности” единое определение понятия “качество аудиторской деятельности”, так как на сегодняшний день оно отсутствует как в нормативных документах, так и в научной литературе.
Проанализировав мнения различных авторов [5, 6, 7, 8, 9], и опираясь на современные трактовки сущности аудиторской деятельности, можно сформулировать сущность понятия “качество аудита” в широком смысле как уровень удовлетворения информационных потребностей бизнес-среды в обоснованном профессиональном независимом мнении о различных аспектах функционирования конкретного предприятия, обеспеченный путем должного соблюдения профессиональных аудиторских стандартов.
Еще одним важным моментом совершенствования рынка должно стать определение единых критериев качества аудиторской деятельности и стандартизированных методик оценки деятельности аудиторских фирм. На сегодняшний день нормативная база по этому направлению – не совершенна, и проводимые проверки качества являются не достаточно эффективными и не позволяют достигать целей, на которые они ориентированы.
На сегодняшний день в научной литературе рассматриваются следующие показатели качества аудита:
- Наличие и содержание методики проведения аудита
- Оценка общего объема трудозатрат на проведение аудита, календарный план-график оказания услуги
- Описание формы и содержания сообщения руководству заказчика информации аудитора по результатам аудита
- Продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки, в т.ч. наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема
- Сведения, подтверждающие деловую репутацию [11].
В целом анализ показателей качества аудита, имеющихся в отечественной системе, свидетельствует о том, что все они носят несколько формализованный характер (напр., наличие методических разработок), что связано не с оценкой эффективности применения методических разработок, которая может быть выявлена в процессе внутреннего и внешнего контроля, а с учетом исключительно факта наличия таких разработок, что само по себе недостаточно для качественного проведения аудита [12].
В качестве показателей качества аудита также можно рассматривать:
- целесообразность и эффективность применяемых методик при выполнении аудиторских проверок;
- наличие достаточного количества трудовых и временных ресурсов для проведения проверок;
- наличие адекватной ценовой политики аудиторской фирмы;
- соблюдение установленных норм независимости аудиторов;
- надлежащее документирование аудиторских проверок;
- наличие действенной системы внутреннего контроля;
В современных условиях, когда государство ставит глобальную задачу повышения качества аудиторской деятельности и ее значимости в системе рыночных отношений, очень важным является детальная проработка и систематизация ключевых факторов, влияющих на качество аудита, а также выстраивание единой системы оценки качества аудиторской деятельности с учетом зарубежного опыта, путем приведения факторов к измеримой и сопоставимой форме. Данный вопрос является отдельным предметом для рассмотрения. В дальнейшем закрепление единой системы показателей на законодательном уровне позволит обеспечить единообразие подходов контролирующих и надзорных органов, а также будет способствовать повышению качественных характеристик деятельности в целом и прозрачности деятельности контролирующих органов.
Третий момент, на который хотелось бы обратить внимание. Вопросы, связанные с определением новых критериев обязательного аудита, новых требований к аудиторам и аудиторским организациям, пересмотром перечня ОЗО – наиболее актуальны и ожидаемы. В современных условиях повышение требований к аудиторским организациям и усиление персональной ответственности аудиторов крайне актуально и необходимо. Однако применение требований Проекта Закона с 01.01.2018 не позволит рынку перестроиться к новым условиям и может привести к резкому сокращению числа субъектов рынка. Так, например, на сегодняшний день число членов-аудиторских организаций СРО “ААС” составляет 2200, из которых в штате 979 организаций состоит минимум 1 аудитор с аттестатом нового образца. Количество организаций, проводящих обязательный аудит ОЗО – 152. При вступлении в действие предлагаемых поправок в основной закон, когда для обеспечения аудиторской организацией возможности проведения аудита ОЗО необходимо наличие в штате не менее 7 аудиторов, 3 из которых имеют квалификационный аттестат, выданный после 01.01.2011, фактически на рынке останется 19 таких аудиторских организаций, большая часть из которых располагается в г. Москве.
Таким образом, можно предположить, что при соблюдении вышеуказанных требований в реестр ЦБ организаций, проводящих обязательный аудит ОЗО, будет включено порядка 40 аудиторских организаций, при соблюдении требования о наличии в штате 12 аудиторов – менее 30.
Следствием такой динамики может стать существенное повышение стоимости аудиторских услуг, отказ определенного количества юридических лиц от проведения обязательного аудита и, вероятно, снижение качества аудиторской деятельности в целом, ввиду того, что аудиторы просто не смогут обеспечить аудиторские проверки должным количеством кадров, имеющих надлежащий опыт и квалификацию и необходимыми временными ресурсами.
Уже летом 2018 года ожидается резкое сокращение числа аудиторских организаций, в связи с чем СРО находятся под угрозой невыполнения обязательных требований по численному составу своих членов. Таким образом неизбежна очередная реформа СРО аудиторов, которые в таких условиях просто не имеют возможности сосредоточиться на главной задаче – повышении качества аудиторской деятельности.
В отношении реформы СРО – совершенно очевидны новые реформы – либо минимальная численность членов СРО должна быть установлена в качестве процентного отношения доли на рынке, либо в противном случае неизбежно существование только одной СРО аудиторов. Как отмечает Л.З. Шнейдман: “Наша позиция по данному вопросу не изменилась: в интересах аудиторской профессии — единая сильная саморегулируемая организация, оснований для множественности СРО на данном рынке мы не видим. А что реально будет происходить с СРО — дело профессии. В аудите в отличие от многих иных сфер эти институты не насаждались извне, они исторически возникли из потребностей самой профессии. Другое дело, что на определенном этапе государство призвало профессию к тому, чтобы это были крупные институты, чтобы прекратилось совершенно неоправданное соревнование между ними. Так что сама аудиторская профессия должна решить, что дальше будет с СРО” [13].
Очевидно одно - в данном случае в отношении численного состава аудиторских организаций на рынке необходимо обеспечить переходный период, который предоставит добросовестным участникам рынка возможность обеспечить выполнение новых требований и адаптировать систему внутреннего контроля с учетом новых требований Банка России, а также разработать механизмы повышения качественных характеристик своей деятельности.
Еще одной проблемой, о которой неоднократно говорят аудиторы – является очень низкая ответственность за непроведение обязательного аудита, которая на сегодняшний день составляет порядка 5-10 тыс. руб. В условиях, когда значительно возрастет стоимость аудиторских проверок в связи с сокращением предложения услуг и количества аудиторских фирм; в связи с низкой ценностью работы аудиторов среди предпринимателей, хозяйствующие субъекты просто будут отказываться от проведения обязательного аудита.
В данном случае очень важным является поднятие авторитета аудиторской профессии. Необходимо обеспечить понимание руководства компаний, что деятельность аудиторов важна не только для внешних пользователей отчетности, но и для выявления проблемных моментов и рискованных областей внутри компании, скрытых резервов в развитии конкретной компании; и понимание того, что качественно проведенный аудит – это услуга, требующая инвестиций, которые в дальнейшем принесут экономические выгоды. Кроме того, в сложившихся условиях рассмотрение вопроса о повышении ответственности за непроведение обязательного аудита – не должно быть исключено.
Положительным моментом в реформе является повышение персональной ответственности руководителя аудиторской проверки. Данный вопрос многократно поднимался и анализировался, и реальные меры в отношении недобросовестных аудиторов - крайне необходимы. В данном случае проблема заключается лишь в том, что доказать, что аудиторское заключение является заведомо ложным, используя существующие механизмы – крайне сложно.
Заключение
Рассмотреть все плюсы и минусы предстоящей реформы в рамках данной статьи не представляется возможным. Вероятно, Проект Закона будет иметь ряд правок, однако определенные инициативы в данном направлении совершенно очевидны и объясняются этапом развития рынка аудита в России. Очень важно, чтобы аудиторам была предоставлена возможность перестроиться к новым условиям и обеспечить качественное оказание услуг, чтобы рынок аудита в России стал одни из ключевых элементов рыночной экономики, а не пропал как сфера деятельности совершенно.
Основными направлениями государственной политики в сфере аудита на сегодняшний день являются создание условий максимально успешного и эффективного исполнения институтом аудита его функций – повышение доверия к результатам, к информации. Также она нацелена на развитие национального рынка аудита, на повышение его эффективности и формирование потенциала развития. На сегодняшний день определены основные перспективные направления развития института аудита в России, обеспечивающие задачу повышения эффективности и качества оказанных услуг. Остается актуальной разработка единых показателей качества в сфере аудита, определение методик ее оценки и разработка программ обучения аудиторов, позволяющих овладевать широким спектром знаний, позволяющих применять широкий спектр инструментов и оказывать соответствующие услуги на высоком уровне и отвечающим современным рыночным условиям.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (в ред. от 01.05.2017)
2. Проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, одобренный Советом по аудиторской деятельности 23.06.2016
3. Проект Федерального Закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)”
4. Булыга Р.П. Аудит бизнеса: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 263 с.
5. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. М.: Дело и сервис, 1998.
6. Алтухова Н.В. Политика и процедуры системы контроля качества аудиторской организации // Аудиторские ведомости. – 2017. - № 4. - С. 25 - 39.
7. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Качество в аудите // Аудитор. - 2014. - № 8. - С. 14 – 27.
8. Сарнацкая С.Э. Ключевые элементы качества аудита. Холистический подход к качеству аудита // Аудиторские ведомости. - 2015. - № 3. - С. 14 - 23.
9. Медведчук Е.П. Проблемы оценки контроля качества аудита в РФ в современных условиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2-3. - С. 54 - 57.
10. Чая В.Т. Развитие систем контроля качества аудиторской деятельности: проблемы и решения // Международный бухгалтерский учет. - № 3. - 2012. – С. 36-44.
11. Чая В.Т., Носова О.А., Кобозева Н.В. Система показателей качества аудита // Аудит. - № 2. – 2016. - С. 12-16
12. Чая В.Т., Носова О.А., Кобозева Н.В. Заключительные положения сравнительного анализа качества аудита // Аудит. – № 4. – 2016. – С. 8 – 13.
13. Для многих малых предприятий обязательный аудит выглядит неоправданной обузой.: интервью Л.З. Шнейдмана РБК+ (URL: https://www.audit-it.ru/news/audit/927897.html)