Регулирование и контроль качества в сфере аудиторской деятельности: реформа 2018 – 2019 гг.

Теория аудита,...

Автор:
Источник: Журнал “Аудит” №11-2017
Опубликовано: 26 Декабря 2017

В статье рассматриваются изменения нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность, анализируется состояние рынка аудита на современном этапе и конечные условия деятельности в рамках масштабной реформы рынка. Отмечены задачи и проблемы дальнейшего развития института аудита в нашей стране, проанализированы перспективы рынка во исполнение задачи государственного значения по повышению качественных характеристик аудиторской деятельности.

Введение

Рынок аудита на протяжении нескольких лет существует в условиях постоянного изменения нормативной базы и различных законодательных инициатив. На практике многие действующие аудиторы в таких условиях высказывают опасения относительно перспектив развития аудиторской деятельности в России и предполагают в дальнейшем необходимость смены деятельности в связи с невозможностью выполнения обязательных требований и нерентабельностью данного вида деятельности.

Реформирование рынка началось в связи с Поручением Президента РФ от 19.12.2015 № Пр-2629, в соответствии с которым в целях повышения роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов следовало подготовить изменения нормативных документов по определению приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в России и созданию эффективных механизмов рыночного контроля аудиторской деятельности, формированию условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов.

Во исполнение Поручения Президента 23.06.2016 Советом по аудиторской деятельности одобрен проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ [2], в соответствии с которым определяются цель, задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в России.

Согласно проекту Концепции, одной из существенных проблем развития института аудита в нашей стране является использование формальных подходов при проведении внешнего контроля качества работы в связи с ограниченностью правовых возможностей контролирующих органов по реализации содержательных подходов к оценке рисков деятельности субъектов рынка и неэффективностью системы ответственности аудиторов за недобросовестное поведение на рынке аудиторских услуг. Для решения задачи повышения качества аудиторских услуг предполагается совершенствование основ функционирования рынка, системы регулирования деятельности и развитие систем мониторинга и надзора с усилением мер ответственности аудиторов.

Создание проекта Концепции, в котором определены основные проблемы рынка аудита, сформулированы цели, задачи и мероприятия по его совершенствованию на перспективу – это большой шаг в развитии отечественного рынка аудита на современном этапе. Как отмечал профессор В.Т. Чая, наиболее проблематичными в развитии аудиторской деятельности в нашей стране, и в развитии собственно систем контроля качества аудита является отсутствие каких-либо концептуальных основ этого развития… По этой же причине нет согласованных действий в принятии решений между исполнительными и законодательными органами власти по данному вопросу [10].

С принятием данной Концепции в России начинается новый этап развития института аудита; предполагается реализовать следующие мероприятия:

2017-2019:

  • Неотложные меры по совершенствованию основ функционирования рынка;
  • Реализация мер, направленных на ограничение недобросовестного поведения на рынке;
  • Повышение требований к аудиторским организациям, оказывающих услуги общественно-значимым организациям, и внедрение эффективной системы их учета;
  • Завершение формирования модели саморегулирования;
  • Разработка новой модели квалификационного экзамена;
  • Осуществление мер по преодолению формализма в системе повышения квалификации аудиторов;
  • Формирование условий для перехода от формального внешнего контроля качества работы к контролю по существу;

2020-2021:

  • Принятие мер по реализации новых подходов и механизмов регулирования рынка аудиторских услуг, выработанной на первом этапе реализации Концепции;
  • Завершение приведения инфраструктуры рынка аудиторских услуг в соответствие с международно-признанной практикой;
  • Гармонизация законодательства в сфере аудита с едиными принципами осуществления аудиторской деятельности на территории ЕАЭС;
  • Разработка и принятие новой редакции Федерального закона “Об аудиторской деятельности”.

Реализация всех вышеперечисленных мероприятий сегодня крайне важно ввиду наличия большого количества нерешенных проблем и острой необходимости повышения эффективности деятельности аудиторских организаций. Основные и самые актуальные направления реформ нашли свое отражение в документе, который является основной базой для анализа - внесенный на рассмотрение в Государственную Думу проект Федерального закона № 273179-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации(в части наделения Банка России полномочиямив сфере аудиторской деятельности)” (далее – Проект Закона), который согласно пояснительной записке разработан в целях создания условий для повышения эффективности функционирования аудиторской отрасли в России. [3].

Принятие данного Федерального закона приведет к полному, комплексному реформированию всей системы регулирования и мониторинга качества аудиторской деятельности и определит новый вектор развития аудиторской отрасли в России. Появление данного документа вызвало достаточно противоречивые оценки, много критики; и совершенно очевидно, что рынок не готов к такого рода существенным нововведениям. Рассмотрим основные, ключевые и наиболее значимые по мнению автора изменения, которые произойдут на рынке в случае принятия Федерального закона в первоначальной редакции, а затем проанализируем условия, динамику рынка и возможные проблемы при его реализации.

Проект Закона предполагает передачу Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере аудиторской деятельности. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86 “О Центральном банке РФ”, с 01.01.2018 Банк России вправе проводить проверки деятельности аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно-значимым организациям (далее – ОЗО), саморегулируемых организаций аудиторов (далее – СРО), направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства об аудиторской деятельности, а также применять иные меры, предусмотренные федеральными законами. Также предполагается внесение следующих изменений в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (далее – Закон № 307-ФЗ):

Положения Закона № 307-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2018:

1. Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, будут устанавливаться Банком России по согласованию с Минфином России;

2. Отменяется обязанность участия в открытом конкурсе на заключение контракта на аудит организаций с выручкой до 1 млрд. руб. аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства. Вводится запрет для установления ограничений такого рода компаниям;  

3. В перечень ОЗО включаются публичные акционерные общества, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

4. Банком России будет осуществляться ведение реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО. Порядок ведения такого реестра будет устанавливаться нормативным актом Банка России. Условия включения в реестр:

1) численность аудиторов по основному месту работы составляет: до 01.01.2023 - не менее 7, с 01.01.2023 - не менее 12;

2) наличие в числе аудиторов не менее 3 аудиторов, каждый их которых имеет: квалификационный аттестат аудитора нового образца, опыт участия в проведении аудита ОЗО в течение 3 предшествовавших дате подачи заявления лет;

3) опыт осуществления аудиторской деятельности этой аудиторской организацией составляет не менее 3 лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления;

4) ведение аудиторской организацией своего сайта в сети “Интернет”;

5) информация о деятельности аудиторской организации по перечню, установленному Банком России, раскрыта этой организацией не менее, чем за 3 года, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления, на сайте аудиторской организации в сети “Интернет”.

Аудитор, отвечающий за проведение аудита отчетности ОЗО, возглавляющий аудиторскую группу должен иметь: квалификационный аттестат нового образца; опыт участия в проведении аудита ОЗО, осуществляющих экономический вид деятельности, соответствующий экономическому виду деятельности аудируемого лица, в течение 3 лет подряд, непосредственно предшествовавших дате заключения договора на проведение аудита. Порядок определения наличия такого опыта будет устанавливаться нормативным актом Банка России; проходить обучение в течение 3 лет, предшествовавших дате заключения договора на аудит отчетности ОЗО.

5. Обязательные реквизиты аудиторского заключения, поименованные ранее в Законе № 307-ФЗ, отменяются;

6. В аудиторском заключении ОЗО должны раскрываться обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность проаудированной отчетности, в том числе существенные риски, принятые на себя аудируемым лицом, события и условия, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность (с отчетности за 2017 г.);

7. В случае, когда аудит проводит аудиторская организация, аудиторское заключение подписывается руководителем такой организации или уполномоченным им лицом, имеющим соответствующий аттестат аудитора, и аудитором, отвечающим в этой аудиторской организации за проведение аудита бухгалтерской отчетности данного аудируемого лица (аудитора, возглавляющего аудиторскую группу).

8. Вносятся изменения в части нормативного регулирования аудиторской деятельности: в новой редакции Закона № 307-ФЗ отсутствует понятие «стандарты аудиторской деятельности СРО аудиторов»; СРО аудиторов вправе устанавливать лишь дополнительные требования к аудиторским процедурам. Признание международных стандартов аудита будет осуществляться в порядке, установленном Правительством по согласованию с Банком России.

9. Банк России одобряет Кодекс этики и Правила независимости, которые должны принимать СРО аудиторов.

10. Банк России будет вправе устанавливать дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности требования к организации внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО;

11. Утрачивает силу часть 2 статьи 10.1 в части необходимости уведомления уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о начале оказания услуг по проведению аудита ОЗО;

12. Порядок проведения квалификационного экзамена аудитора будет устанавливаться Банком России по согласованию с уполномоченным федеральным органом. Порядок создания единой аттестационной комиссии, назначение ее единоличного исполнительного органа также устанавливается Банком России. Учредительные документы комиссии согласовываются с Банком России.

13. Аудиторская организация, сведения о которой будут внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО, обязана: вести в сети “Интернет” сайт и ежегодно раскрывать на нем информацию о своей деятельности по перечню, форме и в сроки, установленные Банком России.

14. Банк России в установленном им порядке будет вправе принять решение о предоставлении по собственной инициативе аудиторской организации сведений о деятельности аудируемого лица для целей проведения аудита. Банк России в целях осуществления банковского надзора, контроля и надзора в сфере финансовых рынков, контроля и надзора в сфере корпоративных отношений вправе запросить у аудиторской организации, которая проводит аудит ОЗО, сведения: о фактах завышения (занижения) аудируемым лицом стоимости активов и обязательств; о фактах несоблюдения значений обязательных нормативов, установленных Банком России; о системе управления рисками, качестве внутреннего контроля аудируемого лица; о не устранении нарушений, выявленных аудиторской организацией при проведении аудита в предшествовавших периодах. Аудиторская организация не позднее 20 рабочих дней со дня, следующего за днем получения соответствующего запроса Банка России, обязана в порядке, установленном Банком России, представить запрошенные Банком России сведения, либо сообщить об их отсутствии.

15. Органы регулирования аудиторской деятельности: уполномоченный федеральный орган (далее - УФО) и Банк России.

УФО осуществляет следующие полномочия:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и обеспечение их взаимодействия с СРО в сфере аудиторской деятельности;

3) иные, предусмотренные Законом, решениями Президента РФ и Правительства РФ полномочия.

Банк России осуществляет следующие полномочия:

1) принятие нормативных актов Банка России, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Законом;

2) анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ, подготовка и опубликование ежегодного доклада о состоянии рынка аудиторских услуг;

3) установление форм отчетности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, СРО аудиторов, сроков и порядка ее представления в Банк России;

4) рассмотрение обращений, касающихся деятельности СРО аудиторов, аудиторских организаций, аудиторов;

5) иные предусмотренные Законом полномочия;

16. Совет по аудиторской деятельности – соответственно утрачивает свой статус.

17. Изменяется требование к членству в СРО аудиторов: не менее 3 аудиторов по основному месту работы. Основанием для отказа в приеме в члены СРО является прекращение членства в СРО в связи с аннулированием квалификационного аттестата в связи с подписанием заведомо ложного аудиторского заключения.

18. Ведение реестра СРО аудиторов, а также контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляет Банк России в установленном им порядке.

Положения Закона № 307-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2019:

1. Устанавливается новый перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов), поступления имущества и денежных средств которых за каждый из предшествовавших 2 последовательных лет превышает 3 млн. руб.;
  • организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, с/х кооперативов, союзов этих кооперативов), соответствующих хотя бы 2 из следующих условий:

а) объем выручки за каждый из 2 предшествовавших лет превышает 800 млн. руб.;

б) сумма активов по состоянию на конец каждого из 2 предшествовавших лет превышает 400 млн. руб.;

в) среднесписочная численность работников за каждый из 2 предшествовавших лет превышает 100 чел.;

2. Утрачивают силу положения статьи 5 в части обязанности проводить обязательный аудит ежегодно, а также обязанности проводить обязательный аудит определенных категорий организаций только аудиторскими организациями.

3. Банк России имеет право обращаться в суд о признании аудиторского заключения заведомо ложным;

4. Положение статьи 10 в части осуществления внешнего контроля качества аудиторских организаций УФО и СРО аудиторов – утрачивает силу.

5. Принципы осуществления ВККР АО будут устанавливать Банком России.

6. Положение о периодичности проведения внешних проверок со стороны СРО в отношении организаций, проводящих обязательный аудит ОЗО – утрачивает силу. Действует общий порядок (не реже 1 раза в 5 лет и не чаще 1 раза в год). Кроме того, СРО вправе признать плановую проверку качества работы такой аудиторской организации проведенной в случае, если в соответствующем периоде в отношении данной аудиторской организации осуществлен контроль и надзор Банком России.

7. Контроль и надзор за деятельностью аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр, осуществляется Банком России в установленном им порядке.

8. Проведение плановых и внеплановых проверок в рамках внешнего контроля – не предусмотрено новой редакцией Федерального Закона № 307-ФЗ. Введены следующие положения:

В целях осуществления Банком России контроля и надзора за деятельностью аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО:

1) Банк России вправе требовать предоставления такими аудиторскими организациями необходимой документации и информации в установленный им срок;

2) такие аудиторские организации обязаны предоставлять Банку России необходимую документацию и информацию в установленный им срок;

Положения в части обязанности информирования СРО аудиторов о проведении внешней проверки, о результатах проверок – утрачивают силу.

9. Аудиторская организация обязана сообщать в письменной форме об отказе аудируемого лица, являющегося ОЗО, либо своем отказе от проведения обязательного аудита в Банк России не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица письменного уведомления о таком отказе или принятия решения о своем отказе;

10. Часть 4.1 статьи 23 в части возможности участия аудиторами в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата – утрачивает силу (с отчетности за 2018 год).

Положения Закона № 307-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2020:

  1. Услуги по проведению аудита ОЗО вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО (с 01.01.2019 – иные услуги);
  2. Банк России вправе устанавливать правила проведения открытого конкурса на проведение аудита ОЗО;
  3. Аудиторская организация вправе запросить у Банка России необходимую для проведения аудита ОЗО, информацию: о фактах несоблюдения аудируемым лицом значений обязательных нормативов, либо требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных Банком России; о несоответствии систем управления рисками и внутреннего контроля аудируемого лица требованиям Банка России; о фактах, повлекших применение Банком России к аудируемому лицу мер воздействия в соответствии с федеральным законом; о фактах направления Банком России кредитной организации и некредитной финансовой организации требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению в соответствии с требованиями Закона № 127­ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. Банк России обязан предоставить запрошенную информацию в течение 20 рабочих дней, либо направить отказ в ее предоставлении (с отчетности за 2019 год).

Еще одно изменение касается Федеральных законов от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), от 01.12.2007 № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”, действия которых не будут распространяться на контроль (надзор) в сфере аудиторской деятельности.

Ключевые даты предполагаемой реформы представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Ключевые даты реформы

Срок

Действие

До 31.01.2018

Минфин России передает Банку России:

1) копию контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов по состоянию на 31.12.2017;

2) копию государственного реестра СРО аудиторов по состоянию на 31.12.2017.

3) список не являющихся членами СРО аудиторов лиц, которым Минфином, до 01.01.2011 выданы квалификационные аттестаты аудитора, с указанием номеров таких квалификационных аттестатов по состоянию на 31.12.2017.

До 31.01.2018

Реестр СРО аудиторов подлежит опубликованию Банком России на его официальном сайте

До 28.02.2018

Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций подлежит опубликованию Банком России на его официальном сайте

До 01.10.2018

Банк России устанавливает:

а) порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих услуги ОЗО;

б) перечень информации о деятельности аудиторской организации, раскрываемой на ее официальном сайте, форму и сроки ее раскрытия;

в) порядок осуществления контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов;

До 31.12.2018

Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО, подлежит опубликованию Банком России на официальном сайте

До 01.01.2019

Банк России устанавливает порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО.

Условия рынка и проблемные вопросы предполагаемой реформы

Совершенно очевидно, что рынок аудита в России нуждается в серьезных изменениях, призванных обеспечить повышение качественных характеристик аудиторской деятельности. Однако на сегодняшний день реализация требований Проекта Закона с одной стороны будет способствовать развитию аудита в России, с другой стороны - может вызвать большое количество проблем.

Обратим внимание на некоторые изменения понятийного аппарата Проекта Закона (Таблица 2).

Таблица 2. Характеристика понятийного аппарата Проекта Закона

В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РЕДАКЦИИ Закона № 307-ФЗ

В НОВОЙ РЕДАКЦИИ Закона № 307-ФЗ

Уполномоченный федеральный орган

Банк России

Совет по аудиторской деятельности

Банк России

Федеральный Закон “Об аудиторской деятельности”, стандарты аудиторской деятельности

Законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности

Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов

Реестр саморегулируемых организаций аудиторов

Внешняя проверка качества работы аудиторской организации

Контроль и надзор за деятельностью аудиторских организаций

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов

Контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов

Первое, на что следует обратить внимание - понятия “государственный реестр”, “государственный контроль” - отсутствуют в новой редакции Закона № 307-ФЗ. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективным является сочетание государственного регулирования и саморегулирования на рынке аудита в целях сохранения баланса частного и публичного интереса. Однако предлагаемая реформа приведет не только к ослаблению роли СРО и механизмов саморегулирования, но и к краху государственного регулирования аудита в целом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона “О Центральном банке” Банк России является юридическим лицом. Целями деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие и обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Совершенно очевидно, что в системе Банка России сконцентрированы большие объемы информации, которые позволят более глубоко подходить к оценке работы аудиторских организаций, однако такого рода «монополизированный» контроль имеет ряд недостатков.

Так как контроль и надзор со стороны Банка России не является государственным контролем, положения Федерального закона № 294-ФЗ не распространяется на данный вид контроля. Положениями Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрены: порядок организации планирования проверок, их проведения, установлены сроки проверок, порядок оформления их результатов, закреплены права и обязанности проверяющих и проверяемых. Фактически Федеральный закон защищает интересы юридических лиц при осуществлении государственного контроля в различных направлениях. В редакции Проекта Закона установлено, что принципы организации контроля (надзора) в сфере аудита будут устанавливаться Банком России. Иными словами, аудиторы и аудиторские организации не будут иметь механизма, позволяющего им защитить свои интересы и дать независимую оценку деятельности Банка России, который таким образом будет иметь безграничные полномочия при осуществлении контроля и надзора: одновременно принимая участие в создании правил и стандартов деятельности аудиторов, устанавливая порядок проведения квалификационного экзамена на статус аудитора и обеспечивая его проведение, будет контролировать рынок - проводить проверки аудиторов и СРО, будет разрабатывать формы отчетности, осуществлять ведение реестров, устанавливать правила проведения конкурса; в целом в итоге оценивать соблюдение всеми субъектами рынка установленных норм.

Второй важный момент – это отсутствие в Проекте Закона понятия “контроль качества работы”, что, безусловно, не является правильным. “Качество аудита” - это одно из основополагающих, концептуальных понятий теории и практики аудита.

Ввиду того, что главной, приоритетной целью всех реформ является обеспечение повышения качества аудиторской деятельности, было бы правильным закрепить в новой редакции Федерального закона “Об аудиторской деятельности” единое определение понятия “качество аудиторской деятельности”, так как на сегодняшний день оно отсутствует как в нормативных документах, так и в научной литературе.

Проанализировав мнения различных авторов [5, 6, 7, 8, 9], и опираясь на современные трактовки сущности аудиторской деятельности, можно сформулировать сущность понятия “качество аудита” в широком смысле как уровень удовлетворения информационных потребностей бизнес-среды в обоснованном профессиональном независимом мнении о различных аспектах функционирования конкретного предприятия, обеспеченный путем должного соблюдения профессиональных аудиторских стандартов.

Еще одним важным моментом совершенствования рынка должно стать определение единых критериев качества аудиторской деятельности и стандартизированных методик оценки деятельности аудиторских фирм. На сегодняшний день нормативная база по этому направлению – не совершенна, и проводимые проверки качества являются не достаточно эффективными и не позволяют достигать целей, на которые они ориентированы.

На сегодняшний день в научной литературе рассматриваются следующие показатели качества аудита:

  1. Наличие и содержание методики проведения аудита
  2. Оценка общего объема трудозатрат на проведение аудита, календарный план-график оказания услуги
  3. Описание формы и содержания сообщения руководству заказчика информации аудитора по результатам аудита
  4. Продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки, в т.ч. наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема
  5. Сведения, подтверждающие деловую репутацию [11].

В целом анализ показателей качества аудита, имеющихся в отечественной системе, свидетельствует о том, что все они носят несколько формализованный характер (напр., наличие методических разработок), что связано не с оценкой эффективности применения методических разработок, которая может быть выявлена в процессе внутреннего и внешнего контроля, а с учетом исключительно факта наличия таких разработок, что само по себе недостаточно для качественного проведения аудита [12].

В качестве показателей качества аудита также можно рассматривать:

  • целесообразность и эффективность применяемых методик при выполнении аудиторских проверок;
  • наличие достаточного количества трудовых и временных ресурсов для проведения проверок;
  • наличие адекватной ценовой политики аудиторской фирмы;
  • соблюдение установленных норм независимости аудиторов;
  • надлежащее документирование аудиторских проверок;
  • наличие действенной системы внутреннего контроля;

В современных условиях, когда государство ставит глобальную задачу повышения качества аудиторской деятельности и ее значимости в системе рыночных отношений, очень важным является детальная проработка и систематизация ключевых факторов, влияющих на качество аудита, а также выстраивание единой системы оценки качества аудиторской деятельности с учетом зарубежного опыта, путем приведения факторов к измеримой и сопоставимой форме. Данный вопрос является отдельным предметом для рассмотрения. В дальнейшем закрепление единой системы показателей на законодательном уровне позволит обеспечить единообразие подходов контролирующих и надзорных органов, а также будет способствовать повышению качественных характеристик деятельности в целом и прозрачности деятельности контролирующих органов.

Третий момент, на который хотелось бы обратить внимание. Вопросы, связанные с определением новых критериев обязательного аудита, новых требований к аудиторам и аудиторским организациям, пересмотром перечня ОЗО – наиболее актуальны и ожидаемы. В современных условиях повышение требований к аудиторским организациям и усиление персональной ответственности аудиторов крайне актуально и необходимо. Однако применение требований Проекта Закона с 01.01.2018 не позволит рынку перестроиться к новым условиям и может привести к резкому сокращению числа субъектов рынка. Так, например, на сегодняшний день число членов-аудиторских организаций СРО “ААС” составляет 2200, из которых в штате 979 организаций состоит минимум 1 аудитор с аттестатом нового образца. Количество организаций, проводящих обязательный аудит ОЗО – 152. При вступлении в действие предлагаемых поправок в основной закон, когда для обеспечения аудиторской организацией возможности проведения аудита ОЗО необходимо наличие в штате не менее 7 аудиторов, 3 из которых имеют квалификационный аттестат, выданный после 01.01.2011, фактически на рынке останется 19 таких аудиторских организаций, большая часть из которых располагается в г. Москве.

Таким образом, можно предположить, что при соблюдении вышеуказанных требований в реестр ЦБ организаций, проводящих обязательный аудит ОЗО, будет включено порядка 40 аудиторских организаций, при соблюдении требования о наличии в штате 12 аудиторов – менее 30.

Следствием такой динамики может стать существенное повышение стоимости аудиторских услуг, отказ определенного количества юридических лиц от проведения обязательного аудита и, вероятно, снижение качества аудиторской деятельности в целом, ввиду того, что аудиторы просто не смогут обеспечить аудиторские проверки должным количеством кадров, имеющих надлежащий опыт и квалификацию и необходимыми временными ресурсами.

Уже летом 2018 года ожидается резкое сокращение числа аудиторских организаций, в связи с чем СРО находятся под угрозой невыполнения обязательных требований по численному составу своих членов. Таким образом неизбежна очередная реформа СРО аудиторов, которые в таких условиях просто не имеют возможности сосредоточиться на главной задаче – повышении качества аудиторской деятельности.

В отношении реформы СРО – совершенно очевидны новые реформы – либо минимальная численность членов СРО должна быть установлена в качестве процентного отношения доли на рынке, либо в противном случае неизбежно существование только одной СРО аудиторов. Как отмечает Л.З. Шнейдман: “Наша позиция по данному вопросу не изменилась: в интересах аудиторской профессии — единая сильная саморегулируемая организация, оснований для множественности СРО на данном рынке мы не видим. А что реально будет происходить с СРО — дело профессии. В аудите в отличие от многих иных сфер эти институты не насаждались извне, они исторически возникли из потребностей самой профессии. Другое дело, что на определенном этапе государство призвало профессию к тому, чтобы это были крупные институты, чтобы прекратилось совершенно неоправданное соревнование между ними. Так что сама аудиторская профессия должна решить, что дальше будет с СРО” [13].

Очевидно одно - в данном случае в отношении численного состава аудиторских организаций на рынке необходимо обеспечить переходный период, который предоставит добросовестным участникам рынка возможность обеспечить выполнение новых требований и адаптировать систему внутреннего контроля с учетом новых требований Банка России, а также разработать механизмы повышения качественных характеристик своей деятельности.

Еще одной проблемой, о которой неоднократно говорят аудиторы – является очень низкая ответственность за непроведение обязательного аудита, которая на сегодняшний день составляет порядка 5-10 тыс. руб. В условиях, когда значительно возрастет стоимость аудиторских проверок в связи с сокращением предложения услуг и количества аудиторских фирм; в связи с низкой ценностью работы аудиторов среди предпринимателей, хозяйствующие субъекты просто будут отказываться от проведения обязательного аудита.

В данном случае очень важным является поднятие авторитета аудиторской профессии. Необходимо обеспечить понимание руководства компаний, что деятельность аудиторов важна не только для внешних пользователей отчетности, но и для выявления проблемных моментов и рискованных областей внутри компании, скрытых резервов в развитии конкретной компании; и понимание того, что качественно проведенный аудит – это услуга, требующая инвестиций, которые в дальнейшем принесут экономические выгоды. Кроме того, в сложившихся условиях рассмотрение вопроса о повышении ответственности за непроведение обязательного аудита – не должно быть исключено.

Положительным моментом в реформе является повышение персональной ответственности руководителя аудиторской проверки. Данный вопрос многократно поднимался и анализировался, и реальные меры в отношении недобросовестных аудиторов - крайне необходимы. В данном случае проблема заключается лишь в том, что доказать, что аудиторское заключение является заведомо ложным, используя существующие механизмы – крайне сложно.

Заключение

Рассмотреть все плюсы и минусы предстоящей реформы в рамках данной статьи не представляется возможным. Вероятно, Проект Закона будет иметь ряд правок, однако определенные инициативы в данном направлении совершенно очевидны и объясняются этапом развития рынка аудита в России. Очень важно, чтобы аудиторам была предоставлена возможность перестроиться к новым условиям и обеспечить качественное оказание услуг, чтобы рынок аудита в России стал одни из ключевых элементов рыночной экономики, а не пропал как сфера деятельности совершенно.

Основными направлениями государственной политики в сфере аудита на сегодняшний день являются создание условий максимально успешного и эффективного исполнения институтом аудита его функций – повышение доверия к результатам, к информации. Также она нацелена на развитие национального рынка аудита, на повышение его эффективности и формирование потенциала развития. На сегодняшний день определены основные перспективные направления развития института аудита в России, обеспечивающие задачу повышения эффективности и качества оказанных услуг. Остается актуальной разработка единых показателей качества в сфере аудита, определение методик ее оценки и разработка программ обучения аудиторов, позволяющих овладевать широким спектром знаний, позволяющих применять широкий спектр инструментов и оказывать соответствующие услуги на высоком уровне и отвечающим современным рыночным условиям.


Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (в ред. от 01.05.2017)

2. Проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, одобренный Советом по аудиторской деятельности 23.06.2016

3. Проект Федерального Закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)”

4. Булыга Р.П. Аудит бизнеса: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 263 с.

5. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. М.: Дело и сервис, 1998.

6. Алтухова Н.В. Политика и процедуры системы контроля качества аудиторской организации // Аудиторские ведомости. – 2017. - № 4. - С. 25 - 39.

7. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Качество в аудите // Аудитор. - 2014. - № 8. - С. 14 – 27.

8. Сарнацкая С.Э. Ключевые элементы качества аудита. Холистический подход к качеству аудита // Аудиторские ведомости. - 2015. - № 3. - С. 14 - 23.

9. Медведчук Е.П. Проблемы оценки контроля качества аудита в РФ в современных условиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2-3. - С. 54 - 57.

10. Чая В.Т. Развитие систем контроля качества аудиторской деятельности: проблемы и решения // Международный бухгалтерский учет. - № 3. - 2012. – С. 36-44.

11. Чая В.Т., Носова О.А., Кобозева Н.В. Система показателей качества аудита // Аудит. - № 2. – 2016. - С. 12-16

12. Чая В.Т., Носова О.А., Кобозева Н.В. Заключительные положения сравнительного анализа качества аудита // Аудит. – № 4. – 2016. – С. 8 – 13.

13. Для многих малых предприятий обязательный аудит выглядит неоправданной обузой.: интервью Л.З. Шнейдмана РБК+ (URL: https://www.audit-it.ru/news/audit/927897.html)

Автор:

Теги: аудиторская деятельность  рынок аудита  институт аудита  качество аудиторских услуг  ответственность аудиторов  рынок аудиторских услуг  № 307-ФЗ  квалификационный аттестат аудитора  аудит бухгалтерской отчетности  аудиторская организация  формы отчетност