Реорганизация — это, наверное, на сегодняшний день один из самых плохо очерченных законодательно процессов, им может сопровождаться как дружественный раздел активов общества, так и откровенное рейдерство.
Весьма скудное законодательство относительно реорганизации ограничивается буквально пятью актами, а именно Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг и Приказом Минфина России от 20.05.2003 г. № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций».
Для каждой формы реорганизации установлен конкретный набор требований. Он содержится в вышеуказанных нормативных актах. Однако есть и общие моменты, которые присущи всем видам реорганизации.
- По общему правилу реорганизация проводится по решению акционеров (добровольная форма реорганизации). Однако также предусмотрена принудительная форма реорганизации (выделение и разделение) по решению суда.
- При планировании реорганизации необходимо помнить, что данный вопрос включается в повестку дня общего собрания только по предложению совета директоров (если в уставе не предусмотрено иное).
- При реорганизации защищаются права кредиторов общества. В случае принятия решения о реорганизации общество обязано в течение 30 дней уведомить кредиторов о принятом решении. При этом кредиторы общества имеют право в течение 45 дней потребовать досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков. Непредъявление кредитором указанных требований означает фактическое согласие на перевод долга на правопреемника реорганизуемого общества. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, проводится только на основании представления доказательств такого уведомления.
- При реорганизации защищаются права акционеров. В соответствии с законом у акционеров, голосовавших против по вопросу о реорганизации или не принимавших участия в собрании, возникает право требования выкупа принадлежащих им акций акционерным обществом по рыночной стоимости (определяемой с привлечением независимого оценщика). При этом в голосовании по вопросу о реорганизации принимают участие владельцы как обыкновенных, так и привилегированных акций (п. 4 ст. 32 Закона «Об акционерных обществах»).
Ниже мы остановимся на некоторых особенностях реорганизации акционерного общества путем разделения. Цели подобной реорганизации могут быть различны: от выделения в самостоятельное юридическое лицо отдельного вида бизнеса, имеющего, например, чрезмерно рисковый характер, до раздела имущества между конфликтующими акционерами.
В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Разделение — это частный случай выделения. При выделении основное общество в процессе реорганизации и после нее продолжает функционировать в рабочем режиме, тогда как при разделении оно прекращает свое существование в качестве юридического лица, а все права и обязанности переходят к вновь образуемым обществам.
При реорганизации в форме разделения документом, закрепляющим правопреемство по всем обязательствам в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, является разделительный баланс. Он должен содержать и положения о правопреемстве. К балансу необходимо приложить расшифровки основных средств, дебиторской и кредиторской задолженностей. Отсутствие в разделительном балансе положений о правопреемстве или непредставление его вместе с учредительными документами являются основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации необходимы предварительная оценка и инвентаризация имущества и иных активов общества, а также его обязательств перед различными кредиторами. Это нужно для четкого определения того, какие активы и обязательства перейдут к каждому юридическому лицу после реорганизации.
Первым шагом реорганизации в форме разделения является проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета), на котором принимаются следующие решения:
1. Вынести на решение общего собрания акционеров вопросы:
a) о реорганизации АО в форме разделения;
b) о порядке и условиях реорганизации;
c) о создании новых обществ;
d) о порядке конвертации акций реорганизуемого АО в акции создаваемых обществ.
2. Утвердить:
a) проект разделительного баланса;
b) повестку дня общего собрания акционеров;
c) дату составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
d) порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров;
e) перечень информации (материалов), предоставляемых акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров (в том числе — проект разделительного баланса);
f) форму и текст бюллетеня для голосования.
Далее формируется инвентаризационная комиссия и соответственно проводится инвентаризация имущества реорганизуемого общества (ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете», п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета).
Следующим шагом является проведение общего собрания акционеров, на котором принимаются решения о реорганизации в форме разделения, о создании новых обществ, о порядке конвертации акций АО в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ и об утверждении разделительного баланса.
Владельцы голосующих акций, которые голосовали против принятия решения или не принимали участия в голосовании по вопросу о реорганизации (п. 1 ст. 75 Закона об АО), имеют право в течение 45 дней предъявить требование о выкупе принадлежащих им акций, причем если у акционера выкуплена часть принадлежащих ему акций, то он имеет право на конвертацию (получение акций) оставшихся у него акций на условиях, предусмотренных ст. 18 Закона об АО (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ № 19 от 18.11.2003 г.).
В последующем реорганизуемая компания должна:
a) уведомить в течение 3-х дней о принятом решении свою налоговую инспекцию (ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 г № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129));
b) внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что компания находится в состоянии реорганизации (ст. 23 НК РФ);
c) уведомить в течение 3-х дней о принятом решении фонд социального страхования и Пенсионный фонд (подп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»);
d) дважды опубликовать в Вестнике государственной регистрации информацию о реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона № 129, п. 6 ст. 15 Закона об АО, п. 1 ст. 60 ГК РФ);
e) направить соответствующее уведомление кредиторам (п. 6 ст. 15 Закона об АО);
f) провести сверку по платежам с налоговым органом для выявления задолженностей общества (Приказ ФНС РФ от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами»);
g) осуществить процедуру выкупа акций у акционеров, не согласных с реорганизацией (п. 4 ст. 76 Закона об АО);
h) подать документы в регистрирующий орган для государственной регистрации обществ, создаваемых в результате реорганизации АО в форме разделения (ст. 14 Закона № 129).
После этого регистрирующий орган:
a) направляет документы для постановки каждого созданного АО на учет во внебюджетные фонды (п. 3.1 Письма ФСС России от 23.08.2011 г. № 14-03-11/08-9440);
b) направляет документы для постановки каждого созданного АО на учет в орган статистики (Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1092).
На завершающем этапе реорганизуемая компания должна осуществить передачу документов вновь созданным обществам (п. 3.10 Постановления ФКЦБ России от 16.07.2003 г № 03-33/пс).
Вновь созданная компания должна:
a) сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного общества, о факте своей государственной регистрации в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8.3.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг);
b) в течение 10 дней уведомить территориальный орган ФСФР РФ об изменениях в сведениях, связанных с выпуском ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 11.10.2011 г № 11-47/пз-н «О территориальных органах Федеральной службы по финансовым рынкам»);
c) провести собрание по утверждению решения о выпуске ценных бумаг вновь созданными обществами (п. 2.3.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг);
d) провести собрание по утверждению отчета об итогах выпуска ценных бумаг вновь созданными обществами (п.п. 2.6.4, 2.6.2 Стандартов эмиссии);
e) в течение месяца произвести государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг вновь созданных обществ (п. 2.1.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг).
Практически всегда возникают ситуации, когда реорганизуемое лицо имеет задолженность по налогам. Налоговые правоотношения строятся на властных полномочиях государства и не могут регулироваться ГК РФ. Таким образом, правопреемник в отношении обязательств по уплате налогов определяется по правилам налогового законодательства. Статья 50 НК РФ содержит правила исполнения обязательств по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица. Так, в п. 6 и п. 7 указанной статьи определено, что юридические лица, возникшие в результате разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется разделительным балансом.
Ну и самое важное для акционеров — конвертация их ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ в форме разделения.
Согласно п. 6.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг ценные бумаги коммерческой организации, реорганизованной путем разделения, считаются конвертированными в ценные бумаги коммерческой организации, созданной в результате такого разделения в соответствии с решением о разделении в момент государственной регистрации коммерческой организации, созданной в результате такого разделения.
Порядок конвертации ценных бумаг, размещаемых при реорганизации юридических лиц в форме разделения, предусмотренный решением о разделении, должен определять не только способ размещения — конвертация, но и количество ценных бумаг каждой категории (типа, серии) разделяемого юридического лица, которые конвертируются в одну ценную бумагу каждого юридического лица, создаваемого в результате разделения (коэффициент конвертации).
Решение о реорганизации в форме разделения должно предусматривать, что в результате конвертации каждый акционер реорганизуемого акционерного общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации акционерного общества в форме разделения, должен получить акции каждого акционерного общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом акционерном обществе, в количестве, пропорциональном числу принадлежащих ему акций этого акционерного общества. При этом распределение акций новых компаний среди акционеров – инициаторов реорганизации, голосовавших за решение о реорганизации, может быть и иным. Например, один акционер получает акции первой из вновь созданных компаний, второй — другого общества и т. д.
Акции при реорганизации могут быть конвертированы только в акции. При этом обыкновенные акции могут быть конвертированы только в обыкновенные акции, а привилегированные акции — в обыкновенные или привилегированные акции. Размещение акций, в результате которого номинальная стоимость привилегированных акций акционерного общества, созданного в результате реорганизации (акционерного общества, к которому осуществлено присоединение), превысит 25 процентов размера его уставного капитала, запрещается.
Решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций, содержащее коэффициент конвертации (коэффициент распределения), на основании которого расчетное количество акций, подлежащих размещению акционеру (акционерам) реорганизуемого акционерного общества, выражается дробным числом, должно предусматривать порядок округления расчетного количества акций, выраженного дробным числом, до целого количества акций, размещаемых при реорганизации.
Если иное не устанавливается решением о реорганизации акционерного общества, порядок округления расчетного количества акций, выраженного дробным числом, должен предусматривать расчет по правилам математического округления. При этом в случае, если расчетное количество акций выражается дробным числом, которое меньше единицы, порядок округления должен предусматривать округление такого количества подлежащих размещению акций до одной целой акции.
Уставный капитал акционерных обществ, созданных в результате разделения, формируется за счет уставного капитала и/или за счет иных собственных средств (в том числе за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и других) акционерных обществ, реорганизованных путем такого разделения.
При этом сумма уставных капиталов акционерных обществ, созданных в результате разделения, может быть больше (меньше) уставного капитала акционерного общества, реорганизованного путем такого разделения.
Что касается правопреемства в отношении лицензий, здесь следует помнить, что в соответствии с п.п. 3 п. 13 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 г № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в случае прекращения деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности).
Завершая разговор по теме, хотелось бы также заметить, что в теории возможно использовать разделение как способ передачи долгов и налоговых задолженностей одной из вновь создаваемых компаний, оставляя при этом другую «чистой» от обязательств, так как это не противоречит п. 28 Приказа Минфина РФ от 20.05.2003 г. № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций». Однако я бы не стал рассматривать разделение как способ «ухода» от налоговой задолженности. В настоящее время практика показывает, что чаще всего применяют схему с банкротством предприятия, перед процедурой которого соответствующие активы выводятся во вновь созданные общества (в том числе и в оффшоры).