Реструктуризация бизнеса в условиях меняющегося налогового законодательства

Практические советы

Автор:
Источник: Бухгалтер.рф
Опубликовано: 29 Апреля 2020

Современному бизнесу приходится непросто. Он балансирует между новыми правилами налогового контроля, ужесточением мер по ст. 54 НК и рисками дробления. Проведение реструктуризации в таких условиях – проект особой сложности. Все примерно так же, как при перепланировке после введения новых СНИПов: старые правила уже не работают, а к новым возникает немало вопросов.

Давайте разберем ТОП факторов, которые важно учитывать при реструктуризации в 2020 году.

1. Специфика бизнеса

Это самый обширный пункт, предусматривающий поправку на вид деятельности, особенности запущенных и готовящихся к внедрению бизнес-процессов. Учитывать при реструктуризации придется все, от закупки материалов и сырья до сбыта готовой продукции. Сразу стоит оговориться: единственно верной, оптимальной, универсальной схемы проработки специфики бизнеса не существует. То, что сработает в торговле, может привести к краху в производстве и наоборот.

2. Безопасность владения и имущественная безопасность

Еще одно значимое и широкое понятие. Но акцентируем внимание на главном – субсидиарной ответственности собственников. Принцип “ООО отвечает по обязательствам в рамках уставного капитала” уже давно не работает. Если будут иметь место большие доначисления, а бизнес вплотную подойдет к банкротству, не имея возможности расплатиться с бюджетом и кредиторами, ответственность перейдет на собственников. Взыскания могут наложить на их имущество.

Важный момент: арбитражная практика свидетельствует о том, что под ударом могут оказаться даже родственники собственников. По нескольким громким делам 2019 субсидиарная ответственность по налоговым недоимкам была распространена на них.

Как менять структуру бизнеса, когда активные собственники в теме, а пассивные (не участвующие в делах фирмы, но получающие дивиденды) не понимают, зачем нужна реструктуризация? Ответ на этот вопрос один – договариваться, искать компромиссы!

Что касается имущественной безопасности, не лишним будет принять превентивные меры, минимизировав риск рейдерского захвата.

3. Финансирование

Оборотные средства часто поступают в компании непропорционально. Редкий бизнес сегодня генерирует прибыль и получает деньги самостоятельно. Большинство работает с отсрочками по оплате для поддержания спроса и обеспечения непрерывности производства.

Кредиторская задолженность в таких условиях может быть постоянной. Если она не погашается годами, ФНС может заподозрить фирму в имитации предпринимательской деятельности.

Как минимизировать риск? Пересмотреть отношение к дебиторке и кредиторке!

4. Ликвидность и доходность

Любая реструктуризация должна начинаться с прогнозирования. Стройте планы, считайте ликвидность, доходность, обороты. В противном случае хорошая идея может оказаться нежизнеспособной или условно жизнеспособной (проработает год-два и принесет нежелательные последствия, например, в виде утраты права на применение УСН).

5. Налоговая нагрузка

Главная задача реструктуризации в налоговой плоскости – удержать показатели затрат на прежнем уровне. Их увеличение поставит под угрозу жизнеспособность проектов и бизнеса в целом.

Налоговое планирование, нивелирование объективных рисков – задачи для профессионалов. Своими силами вряд ли удастся обойтись. Уж слишком велик риск упустить из вида небольшую, но важную деталь и нарваться на санкции со стороны ФНС. Последние, как известно, обходятся бизнесу очень дорого.

Автор:

Теги: реструктуризация бизнеса  налоговое законодательство  НК РФ  дробление  СНИП  специфика бизнеса  имущественная безопасность  структура бизнеса  налоговая нагрузка  налоговое планирование  УСН  ликвидность