По мнению риск-менеджеров российских компаний (на основании результатов ежегодных исследований АНО ДПО «ИСАР», Делойт, РИД), культура управления рисками — один из важнейших аспектов эффективного управления организацией. Основная задача набора мероприятий по развитию и укреплению культуры управления рисками — это внедрение риск-ориентированного мышления в ключевые сферы деятельности компании.
Основные задачи:
- повышение прозрачности принятия решений, актуализация процессов и внедрение риск-ориентированного подхода
- закрепление ролей и обязанностей по управлению рисками для персонала 1 и 2 линии
- развитие компетенций по анализу рисков и принятию решений с учетом рисков
- повышение точности оценки рисков и оценки эффективности деятельности с учетом рисков.
Цели кажутся благими. Что же делать на практике? Мы составили свой список и попросили российских риск-менеджеров высказаться. Вот набор идей, которые можно реализовать для развития риск культуры в вашей организации:
Направления |
Мероприятия для внедрения |
1 Развитие компетенций по управлению рисками |
- Выявление рисков в процессе принятия решений - Оценка рисков методом галстук бабочка - Оценка рисков методом деревья решений - Оценка рисков методом Монте-Карло - Использование инструментов ModelRisk/ Alteryx для анализа данных и оценки рисков
|
2 Развитие компетенций по страхованию и урегулированию страховых случаев |
- Страховые случаи в имущественном страховании - Страховые случаи в страховании грузов - Страховые случаи в страховании ответственности - Использование онлайн систем для целей страхования / получения сертификатов - Инструкции по урегулированию убытков |
3 Актуализация бизнес процессов компании с учетом рисков |
- Сбор и анализ информации о функционировании ключевых процессов компании - Определение требований (целей) к бизнес-процессу - Выявление и оценка рисков процесса - Бизнес-моделирование процесса (определяется индивидуально для каждой компании: автоматизировано или иная форма визуализации процесса).
|
4 Повышение прозрачности принятия решений |
- Инновационный тип - абсолютно новые решения, решения с высоким риском и требующих творческого подхода. - Адаптационный тип – наличие инициативных и нестандартных решений, при этом решения могут быть новыми. - Селективный тип - принятие решения в определенных границах. Имеется набор стандартных решений, из числа которых необходимо принять наиболее подходящее к сложившейся ситуации или выявленной проблеме. - Рутинный тип -решения обычные, рутинные, не требующие творческого подхода.
|
5 Разработка шаблонов, типовых моделей оценки и библиотеки распределений и корреляций |
|
6 Единое окно и прозрачная нормативная база по управлению рисками и страхованию |
- актуальные версии нормативных документов, - ссылки на позиционные и риск отчеты, ссылки на типовые модели, калькуляторы и библиотеку распределений, - ссылки на онлайн курсы, - ссылки на информационные системы по страхованию, - пособия по страхованию, - карта застрахованных объектов Группы, - анонсирование графиков риск-сюрвеев и переоценок для целей страхования, - другие информационные материалы по управлению рисками и страхованию
|
7 Истории успеха и обмен опытом |
- еженедельный обзор HUMAN RISK, предоставление кейсов крупных игроков международного рынка - ежеквартальная подборка insurance news - описание реализованных проектов по управлению рисками в Группе и полученные уроки, возможности тиражирования |
8 Мотивация сотрудников, роли и обязанности |
|
9 Оценка эффективности и включение информации о рисках в управленческую отчетность и отчетность по проектам |
|
10 Оценка эффективности и включение информации о рисках в управленческую отчетность и отчетность по проектам |
|
Подробнее прочитать и внести свои предложения в план развития риск культуры можно по ссылке ниже: