По мнению риск-менеджеров российских компаний (на основании результатов ежегодных исследований АНО ДПО «ИСАР», Делойт, РИД), культура управления рисками — один из важнейших аспектов эффективного управления организацией. Основная задача набора мероприятий по развитию и укреплению культуры управления рисками — это внедрение риск-ориентированного мышления в ключевые сферы деятельности компании.
Основные задачи:
- повышение прозрачности принятия решений, актуализация процессов и внедрение риск-ориентированного подхода
 - закрепление ролей и обязанностей по управлению рисками для персонала 1 и 2 линии
 - развитие компетенций по анализу рисков и принятию решений с учетом рисков
 - повышение точности оценки рисков и оценки эффективности деятельности с учетом рисков.
 
Цели кажутся благими. Что же делать на практике? Мы составили свой список и попросили российских риск-менеджеров высказаться. Вот набор идей, которые можно реализовать для развития риск культуры в вашей организации:
| 
		 Направления  | 
	
		 Мероприятия для внедрения  | 
| 
		 1 Развитие компетенций по управлению рисками  | 
	
		 
 
 
 - Выявление рисков в процессе принятия решений - Оценка рисков методом галстук бабочка - Оценка рисков методом деревья решений - Оценка рисков методом Монте-Карло - Использование инструментов ModelRisk/ Alteryx для анализа данных и оценки рисков 
 
 
  | 
| 
		 2 Развитие компетенций по страхованию и урегулированию страховых случаев  | 
	
		 
 
 
 - Страховые случаи в имущественном страховании - Страховые случаи в страховании грузов - Страховые случаи в страховании ответственности - Использование онлайн систем для целей страхования / получения сертификатов - Инструкции по урегулированию убытков  | 
| 
		 3 Актуализация бизнес процессов компании с учетом рисков  | 
	
		 
 
 
 - Сбор и анализ информации о функционировании ключевых процессов компании - Определение требований (целей) к бизнес-процессу - Выявление и оценка рисков процесса - Бизнес-моделирование процесса (определяется индивидуально для каждой компании: автоматизировано или иная форма визуализации процесса). 
 
 
  | 
| 
		 4 Повышение прозрачности принятия решений  | 
	
		 
 
 
 - Инновационный тип - абсолютно новые решения, решения с высоким риском и требующих творческого подхода. - Адаптационный тип – наличие инициативных и нестандартных решений, при этом решения могут быть новыми. - Селективный тип - принятие решения в определенных границах. Имеется набор стандартных решений, из числа которых необходимо принять наиболее подходящее к сложившейся ситуации или выявленной проблеме. - Рутинный тип -решения обычные, рутинные, не требующие творческого подхода. 
 
 
  | 
| 
		 5 Разработка шаблонов, типовых моделей оценки и библиотеки распределений и корреляций  | 
	
		 
 
 
  | 
| 
		 6 Единое окно и прозрачная нормативная база по управлению рисками и страхованию  | 
	
		 
 
 
 - актуальные версии нормативных документов, - ссылки на позиционные и риск отчеты, ссылки на типовые модели, калькуляторы и библиотеку распределений, - ссылки на онлайн курсы, - ссылки на информационные системы по страхованию, - пособия по страхованию, - карта застрахованных объектов Группы, - анонсирование графиков риск-сюрвеев и переоценок для целей страхования, - другие информационные материалы по управлению рисками и страхованию 
 
 
  | 
| 
		 7 Истории успеха и обмен опытом  | 
	
		 
 
 
 - еженедельный обзор HUMAN RISK, предоставление кейсов крупных игроков международного рынка - ежеквартальная подборка insurance news - описание реализованных проектов по управлению рисками в Группе и полученные уроки, возможности тиражирования  | 
| 
		 8 Мотивация сотрудников, роли и обязанности  | 
	
		 
 
 
  | 
| 
		 9 Оценка эффективности и включение информации о рисках в управленческую отчетность и отчетность по проектам  | 
	
		 
 
 
  | 
| 
		 10 Оценка эффективности и включение информации о рисках в управленческую отчетность и отчетность по проектам  | 
	
		 
 
 
  | 
 
	 Подробнее прочитать и внести свои предложения в план развития риск культуры можно по ссылке ниже: 
