Источник: AAT
За последние три десятка лет вопрос устойчивости стал одним из важнейших для бизнеса, но даже сегодня все еще сохраняется некоторая неопределенность относительно того, что это значит, и что организации должны делать для реализации своих задач в данной области.
“Это широкое определение, и оно становится только шире”, - отмечает Адам Уильямсон (Adam Williamson), глава профессиональных стандартов в Ассоциации технических специалистов (AAT). – “Были времена, когда люди думали об устойчивости и представляли себе экологические вопросы, но теперь все намного больше этого. Во многих смыслах это вопрос выживания: нет смысла смотреть на краткосрочные финансовые выгоды, если у компании нет долгосрочного будущего”.
Было несколько этапов развития темы устойчивости, и каждая из таких “волн” вносила свой вклад в определение – отмечает Майк Тефри (MikeTuffrey), сооснователь Corporate Citizenship, консалтингового бизнеса со специализацией на вопросах устойчивости. – “Конечно, была экологическая “волна”, вызванная то ли беспокойством по поводу загрязнения, то ли опасением, что мы истощаем свои природные ресурсы, а относительно недавно – выбросами углеродов и изменением климата”, - говорит он. - “Далее настала фаза социальной ответственности (как мы себя ведем), а затем, уже недавно, речь зашла о том, чтобы делать деньги справедливо, поскольку произошло массовое падение доверия и уверенности в большом бизнесе”. Он считает, что сегодня любая попытка осмыслить устойчивость собирает все эти элементы вместе, фокусируясь на том, как компания создает стоимость для владельцев и долгосрочных инвесторов в бизнесе, с принятием во внимание экологического влияния, экономического процветания и социальной справедливости.
Принуждение организаций любого типа и размера делать больше, чтобы улучшить качество своей деятельности, постоянно нарастало, но лишь в последние несколько лет сделалось еще сильнее. Одной из причин для этого стали изменения в законодательстве – отмечает Карен Хиггингс (Karen Higgins), старший управляющий по вопросам устойчивого развития в Grant Thornton UK LLP. Среди таковых она называет Закон о современном подневольном труде (Modern Slavery Act), принятый в Великобритании в 2015 году, национальные нормы прожиточного минимума и энергосбережения, заставившие компании по-новому взглянуть на свои внутренние процессы и ведение бизнеса. “Все это прекрасный способ заставить компании пересмотреть свои процессы найма, то, как они относятся к людям, и какое воздействие на окружающую среду оказывают”, - говорит она. – “Закон о современном подневольном труде также требует от компаний следить за своими цепочками поставок, и многие вообще впервые задумались о влиянии, которое могут оказывать эти компании”.
Кроме законодательства, инвесторы и клиенты также стали активнее интересоваться тем, как работает бизнес. Ричард Кармел (Richard Karmel), партнер и глава направления защиты прав человека в Mazars, напоминает о письме, которое написал исполнительный директор Blackrock Ларри Финк (Larry Fink) в качестве послания компаниям, в которые они инвестируют. В нем он отметил, что организации, вкладывающие средства в защиту окружающей среды, социальную сферу и корпоративное управление, создают больший доход в долгосрочном периоде. Но от инвесторов не отстают и потребители: “Социальные медиа способствуют коммуникациям по вопросам экологии и защиты прав человека, поэтому на репутацию компаний – неважно, виновна они или нет – ложится тень”, добавляет Ричард Кармел.
Как и со многими аспектами бизнеса, устойчивость становится областью все большего вовлечения профессиональных бухгалтеров, особенно в плане прояснения финансовых аспектов всех этих инициатив. Майк Тефри приводит в качестве примера экономической аргументации компанию Unilever: сокращение расходов на воду, отходы и энергию создали ей экономию в €700 млн. с 2008 года, в то время как продажи “устойчивых” брендов росли на 50% быстрее всего прочего бизнеса в 2016 году и одни принесли 60% всей величины роста. “Вот компания, которая действительно приняла на вооружение весь вопрос устойчивости и наслаждается отдачей от этого. Финансовые директоры, сидящие в управляющих советах компании и размышляющие об этом более широко и в долгосрочных терминах, очень охотно откликаются на такие обсуждения и на призывы со стороны отдельных инвесторов”, - сказал Тефри.
У профессиональных бухгалтеров очень важная роль в идентификации целей и ключевых показателей эффективности, которые могут быть использованы, чтобы измерить прогресс с течением времени, быть включенными в годовую отчетность и помочь компаниям оценить все экономические аргументы в пользу тех или иных деловых решений. Майк Тефри приводит в пример таких индикаторов “теневую стоимость углеродных выбросов”: показателям выбросов присваиваются количественные значения, в результате чего их можно использовать в формулах расчета стоимости любых приобретений. “Для вас это может означать принятие решений на основе разных базисов. Бухгалтеры стоят на передовой принятия решений такого типа”.
Но помимо помощи с экономической стороной вопроса профессиональные бухгалтеры могут также проконсультировать своих клиентов относительно того, с чего тем стоит начать свое собственное “путешествие” к устойчивому бизнесу – следовательно, к снижению риска того, что инвесторы будут их воспринимать как безответственную компанию. – “Первая задача для бизнеса – понять, где находятся риски для устойчивости, и сообщить о них”, - говорит Ричард Кармел. – “Как только стейкхолдеры поймут, что компания осознает свои проблемы устойчивости, они уже наградят ее большим доверием, поскольку поймут, что имеют дело с ответственным бизнесом. Вот когда ему следует выработать план по решению каждой из проблем и подумать, как лучше реализовать его на уровне всей организации”. Mazars, которую представляет Кармел, участвует в подобных обсуждениях со многими своими клиентами, помогая тем обнаружить риски и справиться с ними.
Есть определенные виды риска, в отношении которых профессиональные бухгалтеры находятся в особо выгодном положении в плане оказания консультативной помощи, причем они должны оказывать ее в любом случае в рамках своих более широких обязанностей. Самой очевидной областью является отмывание денежных средств - говорит Адам Уильямсон. “Именно они [бухгалтеры] обязаны встать на острие процесса в том смысле, чтобы обеспечить порядок в своем собственном доме, а затем помочь уже своим клиентам избежать связанных с этим опасностей. Это глобальный феномен, но человеческий аспект здесь часто забывается. Это ведь отнюдь не мелкое преступление – речь идет о современном рабстве и секс-торговле”, - подчеркнул Уильямсон.
Аудиторские компании и сами все активнее предпринимают сегодня шаги, чтобы улучшить собственные показатели устойчивости – как для минимизации расходов, так и для того, чтобы самим делать то, что советуют делать клиентам. Многие крупные аудиторские организации обзавелись специализированными рабочими группами по вопросам устойчивости, чтобы за всем этим следить. Grant Thornton, для примера, проводит ряд программ в поддержку финансовых и предпринимательских талантов молодых людей в Великобритании, создает стимулы для предпринимателей в развивающихся странах, а также вносит свой вклад в снижение выбросов углеродов.
И это даже нельзя назвать “вотчиной” самых крупных организаций – хотя они, безусловно, могут позволить себе тратить гораздо больше ресурсов. Исследование Corporate Citizenship показало, что как раз малые компании в пропорциональном отношении делают больше для устойчивости, чем крупный бизнес, и это несмотря на то, что у них может и не быть политик или специальных метрик, чтобы свой прогресс оценить.
В то же время Адам Уильямсон считает, что малые компании могут часто самоустраняться из-за ощущения, что решение вопросов устойчивости требует крупных затрат на “глянцевые брошюры” или благотворительные пожертвования – но все эти страхи безосновательны. “Речь идет об интегрировании всех этих элементов в принятие решений, а уже сделав это, они автоматически начнут идентифицировать области, где они способны либо добавить устойчивости дополнительной стоимости, либо, напротив, забрать у нее. Компании любого размера могут начать свое участие в этом процессе. Им вовсе не надо кричать об этом на всех перекрестках – это просто станет ежедневной составляющей управления бизнесом”. У профессиональных ассоциаций типа AAT распространение этого послания – почти что обязанность - добавляет Уильямсон, чтобы все больше и больше компаний присоединялась к инициативе.
Примером реальной компании, которая следует принципам устойчивости, является Bishop Fleming, у которой в семи офисах по всей юго-западной Англии работает около 300 человек. Компания решила заняться вопросами обеспечения собственной устойчивости (отталкиваясь на первых порах в основном от экологических вопросов) в 2011 году, после того как она приобрела сторонний бизнес и обнаружила, что в разговорах с клиентами все чаще всплывает тема возможной экономии на энергозатратах. “Мы хотели проанализировать, что именно потребляем как организация”, - рассказывает Эван МакКлимонт (Ewan McClymont), старший директор сервисного обслуживания, одновременно руководящий всем направлением устойчивого развития. – “Обнаружилось, что мы потребляем слишком много таких вещей как бумага, бензин, затем газ и электричество”.
Компания нацелилась на снижение потребления в каждой из перечисленных областей, по меньшей мере, на 5% в год, и с 2011 года ей это пока удается. “Нам удалось снизить потреблением бумаги на 35%, отчасти благодаря введению системы электронного документооборота, что означает, что теперь любой входящий документ сначала сканируется”, - объясняет Эван МакКлимонт. – “Другие меры включают использование энергоэффективных терминалов Wyse вместо привычных компьютерных терминалов, а также видеоконференций, что позволило экономить расходы на бензин и время для персонала на путешествие к клиентам или в другие офисы”.
Помимо существенной экономии внутренних ресурсов – отмечает МакКлимонт – бизнес ощутил и другие проявления положительной отдачи. Например, когда они ведут борьбу за клиентов, их часто спрашивают, что именно они делают по части устойчивости или обеспечения энергоэффективности. Клиенты сегодня намного лучше разбираются в таких вещах.
“Что мы еще обнаружили, так это то, что это действительно очень важно для найма персонала. Мы всегда пытаемся отыскать наибольшие таланты, и нам необходимо “продать” себя людям, которые мы хотим, чтобы работали на нас. Если у вас внедрена политика, и вы можете показать, что действительно активно добиваетесь улучшений в этих областях, это стает одной из многих вещей, помогающих сформировать представление о культуре и индивидуальности бизнеса”. С учетом давления со стороны клиентов, потребителей, инвесторов и работников, а также всей экономии, которой может добиться бизнес в ключевых областях, нет никаких сомнений, что вопрос устойчивости в будущем станет для Bishop Fleming еще более важным, а равным образом и то, что бухгалтеры должны быть в курсе как возможностей, так и сложностей, окружающих эту тему.
“Пересекающиеся между собой профессиональные и регулирующие организации все призывают к интегрированной отчетности, которая вводит в игру все составляющие элементы и требует от людей большей открытости относительно того, какой вклад вносят они, и это будет иметь распространяющееся влияние”, - объясняет Адам Уильямсон. – “Если вы хотите конкурировать на рынке – неважно, бухучет ли это, или же другие финансовые услуги – то вам просто придется что-то предпринять по этому поводу. Если вы – не часть процесса, то вы не сможете управлять устойчивым бизнесом и, скорее всего, потерпите поражение”.
Автор оригинальной статьи: Ник Мартиндейл (Nick Martindale), журналист-фрилансер, редактор и копирайтер, автор публикаций в The Telegraph, приложениях к The Times и HR magazine