В новом подкасте от IFRS Foundation председатель и вице-председатель Совета по МСФО (Ханс Хугерворст и Сью Ллойд, соответственно) знакомят слушателей с деталями самих последних обсуждений по ходу января этого года и принятых в результате решений. Среди обсуждаемых тем – само собой, новый стандарт по страховым контрактам, запланированное исследование эффективности практического применения IFRS 13 (по справедливой стоимости) и новые корректировки к стандарту по финансовым инструментам, IFRS 9.
По словам Ханса Хугерворста, Совет по МСФО не слышал о каких-либо существенных проблемах с IFRS 13, однако “PIR” (от “Post-implementation Review”) – это всегда возможность справиться с проблемой, до того как она станет действительно серьезной. А Сью Ллойд уточняет, какие четыре ключевые области удостоятся их основного внимания (среди прочего - эффективность действующих требований к раскрытиям).
По узконаправленным корректировкам к IFRS 9 Сью замечает, что они вносятся скорее в рамках общего настроя IASB: быть максимально гибким и реагировать на затруднения, обнаруженные составителями отчетности по мере внедрения. Что они и делают в данном случае.
В самом конце Ханс также делится планами на текущий год. Он отмечает, что ближайший их “продукт” в рамках работы над программой улучшения коммуникаций (центральная тема на 2017-2021 гг.) станет дискуссионный документ по принципам раскрытий и окончательный вариант практического положения о существенности. И то, и другое можно будет увидеть уже в первой половине наступившего года.
Ведущий - Мэтт Тиллинг (Matt Tilling), глава направления образования Фонда МСФО
- (M.T. ) Добро пожаловать на первый подкаст в 2017 году. Сегодня мы обсудим январское заседание Совета по международным стандартам финансовой отчетности и связанные с этим темы. Меня зовут Мэтт Тиллинг (Matt Tilling), и я директор направления образования Фонда МСФО. Со мной здесь сегодня Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst), председатель IASB, и Сью Ллойд (Sue Lloyd), вице-председатель IASB… Ханс, давайте начнем с Вас. В этом месяце было относительно короткое заседание…
- (H.H.) Да, это был всего один день, что довольно необычно. Когда я начинал пять лет назад, встречи обычно занимали четыре полных дня. Очевидно, они стали короче, и во многом это можно отнести на тот факт, что разработка стандартов стала немного менее суматошной. Мы закончили почти все большие проекты конвергенции совместно с FASB (финансовые инструменты, лизинг, признание выручки), поэтому темп работы стал чуть менее суматошным, чем он был в прошлом.
Несмотря на это, по-прежнему много работы ведется помимо этого, чего многие пользователи стандартов не замечают. Например, Совет сейчас пересматривает финальный вариант страхового стандарта и также находится в процессе “закулисного” анализа промежуточного варианта дискуссионного документа по принципам раскрытий. С этом связан большой объем работы.
- (M.T.) Сью, рассмотрение январской встречи я хотел бы начать с того, что спрошу о деталях обсуждения стандарта по страховым контрактам по ходу встречи.
- (S.L.) Да, конечно. У нас были обсуждения проекта по страховым контрактам. Это не было сессией принятия решений, а, скорее, уточнение информации для членов Совета о том, где мы сейчас находимся в плане разработки нового стандарта по страховым контрактам, IFRS 17. Участники обсуждали тот факт, что по ходу декабря проводился так называемый “анализ критических ошибок” (“fatal flaw review”), который по сути представляет собой расширенный редакционный обзор и включает более широкое, чем обычно, количество участников. Что также важно, участники подтвердили намерение создать рабочую группу перехода для нового стандарта по страховым контрактам, которая будет представлять собой публичный форум по аналогии со стандартом по выручке и обесценению, где люди, имеющие проблемы с внедрением, могут прийти к нам и задать вопросы. Как только мы определим охват работы этой группы, мы обратимся к людям и спросим, кто из них заинтересован в участии.
Участники также уточнили нам сроки фактической публикации IFRS 17 и заявили, что есть несколько проблем, с которыми они вернутся на обсуждениях в феврале, и что ожидания таковы, что публикация финального стандарта будет, вероятно, где-нибудь в мае этого года.
- (M.T.) Еще одним новым документом для IASB стал IFRS 9 по инструментам с симметричным правом досрочного погашения. Так что, Совет запускает его пересмотр?
- (S.L.) Нет, Совет не запускает его пересмотр. То, что мы делаем, отвечает тому, что мы всегда говорили людям: мы заинтересованы не только в разработке стандартов, но и, когда они уже выпущены, чтобы они правильно внедрялись и применялись на практике. И мы всегда говорили людям, что если возникают проблемы, когда они уже применяют стандарты, мы готовы ответить на вопросы, и это часть процесса. Возникли вопросы касательно требований к классификации и измерению, когда люди фактически добрались до деталей внедрения, и Совет согласился внести ограниченные корректировки в стандарт, которые, по сути, позволят учитывать определенные виды инструментов с правом на досрочное погашение – например, когда заемщик может попросить о досрочной выплате с меньшей общей величиной основной суммы и процентов – и оговорить условия, когда это будет считаться нормальным в случае с активами, измеряемыми по амортизированной стоимости. Это должно быть сделано быстро, чтобы все было готово к внедрению до 2018, когда стандарт вступит в силу.
- (M.T.) Ханс, была довольно продолжительная сессия по исследованию практики применения стандарта IFRS 13 “Оценка справедливой стоимости”. Прежде чем мы взглянем на детали, не могли бы Вы в общем смысле описать, что представляет собой исследование практики применения стандарта – “Post-implementation Review”?
- (H.H.) Да, исследование практики применения – это составная часть нашего процесса работы. Так было на протяжении вот уже нескольких лет. Что мы делаем по сути – это спустя два-три года после публикации стандарта, когда уже есть определенный опыт и практика, мы смотрим, как стандарт работает на практике. Мы можем видеть, были ли оправданы ожидания стандарта, были ли специфические проблемы, которыми нужно заняться (в данном конкретном случае это было не так – не похоже было, что возникли большие проблемы). Однако это еще один способ поддержания стандартов, чтобы быть уверенными, что они отвечают целям, что они хорошо вписываются в практику, и что на практике с ними возникает не слишком много проблем.
- (M.T.) Сью, Ханс сказал, что больших проблем обнаружено не было, однако возвращаясь к данному документу – есть ли какие-то специфические проблемы, идентифицированные по ходу этого исследования практики применения?
- (S.L.) Как сказал Ханс, мы провели это, можно сказать, предварительное исследование, по ходу которого был установлен контакт со стейкхолдерами, чтобы понять, какие вообще могут возникнуть проблемы. В целом, мы получили положительную поддержку, как и ожидали, однако участники действительно обнаружили четыре ключевые области, которые – так решил Совет – должны стать центром внимания по ходу второй части исследования, которую мы проведем, собирая информацию. Из этих четырех областей одна, которая, наверное, возникает чаще всего – это вопрос эффективности требований к раскрытиям. Одна из тех вещей, на которых мы акцентировались в общении с составителями, задавая им вопросы, касалась не того, когда оценивать справедливую стоимость, но того, как оценивать справедливую стоимость. Вот что оговаривает IFRS 13. По итогу Совет проголосовал за переход ко второй стадии и начало работы над новым набором вопросов для получения информации.
- (M.T.) Напоследок, Сью – каковы последние данные по проекту Концептуальных основ?
- (S.L.) Это еще одна тема, которая обсуждалась на январском заседании Совета. Мы продолжили наши обсуждения принятых решений. На самом деле мы весьма близки сейчас к завершению обсуждений, и участники уже предлагают нам представить итоговый вариант документов на февральском заседании – включая рабочий документ, насчет которого у Совета поинтересуются его согласием (или наоборот), чтобы иметь возможность двигаться к итоговому варианту Концептуальных основ. Это будет означать, что мы придерживаемся плана опубликовать итоговый вариант где-нибудь в этом году.
- (M.T.) Спасибо, Сью. Ханс, с учетом того, что мы надеемся завершить некоторые крупные проекты в этом году, каковы еще приоритеты Совета на 2017 г.?
- (H.H.) В самом деле, прежде всего завершение крупных проектов: выпуск финального стандарта по страховым контрактам (это, вероятно, случится в мае) и итогового варианта Концептуальных основ (что произойдет уже осенью). Далее мы сосредоточимся – а точнее, уже это сделали – на центральной теме работы на следующие пару лет, “Улучшение коммуникаций”. И ближайшим “продуктом” в этой связи станет дискуссионный документ по принципам раскрытий (относительно которого я только что говорил, что Совет сейчас проводит его “закулисный” анализ), а также итоговый вариант практического руководства по существенности, которое мы уже представляли. Оба эти документа выйдут ориентировочно в первой половине этого года.
И наконец, мы собираемся заняться проектом по основным формам отчетности, который сфокусируется, в частности, на отчете по финансовым результатам, чтобы понять, какие есть возможности улучшить способ отражения в финансовой отчетности финансовых результатов компании. Многие инвесторы хотят, чтобы мы активнее занялись темой дезагрегирования, определения промежуточных результатов, и это то, чем мы будем заниматься во второй половине года.
- (M.T.) Напоследок, Ханс – в этом месяце появился новый член Совета?
- (H.H.) Да, мы очень рады, что к нам присоединилась Франсуаза Флорес (Françoise Flores), для которой заседание в этом месяце стало первым. Многие их тех, кто нас слушают, знают Франсуазу: она очень известна в мире разработки стандартов. Она была исполнительным директором EFRAG (EFRAG – это комиссия Европейского союза по принятию стандартов). Поэтому она пришла к нам с очень большим опытом в разработке учетных стандартов, и она действительно может дать толчок. Как можно понять по ее имени, сама она из Франции, и мы очень рады, что она с нами в Совете.