Международная группа компаний Vistra - один и признанных мировых лидеров сферы финансовых услуг - представила в конце прошлого года отчет*, в котором описывает перспективы развития на ближайшие десять лет (к слову, это юбилейный отчет в серии, выходящей с 2010 года). Но помимо долгосрочных перспектив, документ также дает представление о краткосрочном прогнозе на этот год: оно формируется на основе проведенных интервью с более чем 600 специалистами этой области. Все вместе они сформулировали шесть основных выводов, которые, вероятнее всего, станут определяющими в этом году, учтя при этом и последствия прошлогодней пандемии COVID-19, и пока что сохраняющуюся значимость признанных международных финансовых центров.
Финансовое издание CFO Magazine проводит интервью с руководителем головного офиса Vistra Саймоном Филмером (Simon Filmer), который уже более двадцати лет вращается в сфере финансовых услуг, обсуждая основные тренды на наступивший 2021 год и ближайшее десятилетие, а также, с оглядкой назад - некоторые важные изменения в отрасли с 2010 года. По мнению Саймона Филмера, каждый из отчетов, которые представляла его организация на протяжении всех этих лет, служил своего рода отметкой, очередной ступенью эволюции финансовых компаний в ответ на менявшиеся условия, будь это хоть усиление международного финансового регулирования или мировая пандемия COVID-19. Поскольку в Vistra он пришел в 2013 году, он мог наблюдать все это лично.
Фото: https://www.vistra.com
Впрочем, эволюционировали, подстраиваясь под окружающие условия, не только финансовые компании, но даже сами отчеты. Когда самый первый вышел в 2010 году (надо полагать, тогда он, по аналогии с сегодняшним, назывался как-нибудь вроде “Vistra 2020…”, с каким-нибудь подзаголовком – GAAP.RU), это был лишь первый небольшой шажок весьма ограниченной ширины. В сравнении с сегодняшними 600+ онлайн-опросами преимущественно среди руководителей компаний из более чем 60 стран, тогдашние 50 ответов, полученные по ходу проведения круглого стола локального значения в одном из отелей Гонконга, кажутся обнадеживающим, но слабоватым началом, и так оно все и было. По сравнению с теми временами, сегодняшние отчеты дают намного более объективное внутреннее ощущение отрасли финансовых услуг в мировом масштабе - в отличие от более субъективного представления самой Vistra десять лет назад, которая тогда делилась преимущественно своими собственными ощущениями.
Основные тренды на ближайший год
Первые два из шести выводов вполне ожидаемо связаны общей “главной темой” 2020 года – пандемией коронавируса. Первый из них лично Саймона Филмера особо не удивляет, а вот второй заставил задуматься.
1. Растущая неуверенность в связи с тем, что международный бизнес становится все более сложным
Лишь 38% респондентов сегодня спокойны относительно перспектив роста своих организаций, и это колоссальное падение по сравнению с 75% в 2018 году. Коронавирусная пандемия прошлого года определенно перевернула привычное представление и добавила неопределенности. При этом еще меньше (32%) не ожидают сложностей с международной деятельностью, тогда как два года назад никаких проблем с зарубежными рынками не видели 61% респондентов.
В принципе, и за два года до этого, когда проводился опрос 2018 г., руководство финансовых компаний уже начинало испытывать нервозность в связи с разгоравшимися тогда торговыми войнами и возможными ограничениями, которые неминуемо последуют. А это прямой удар по их уверенности относительно перспектив ведения бизнеса за рубежом. Уже тогда преобладало ощущение сложности ведения международной деятельности – в том смысле, что и в родной гавани могут быть свои проблемы, но за рубежом все-таки намного сложнее. Прошлогодний опрос проводили в апреле-мае – как раз тогда, когда мир еще находился в своем первом, “весеннем” локдауне, и были затруднены или стали вовсе невозможными деловые поездки и личные встречи. Стоит ли удивляться, что неуверенность скакнула в разы?
2. Расхождения во мнениях представителей сферы финансовых услуг относительно того, как COVID-19 скажется на дальнейшей динамике ведения бизнеса дома и за рубежом
А вот тут уже не все понятно даже тем, кто проводил исследование рынка. Образовались три примерно равные группы, представители каждой из которых придерживаются своей точки зрения. 30% уверены, что пандемия напугала международные компании, которые начнут втягивать обратна свои “щупальца”, стараясь иметь по возможности меньше общего с зарубежными рынками. Интересно, что еще больше (32%) почему-то думают прямо противоположное, полагая, что сложные условия заставят компании лучше диверсифицироваться. Оставшиеся 38% пока не берутся говорить на этот счет ничего определенного.
Как отмечает эксперт, на протяжении последних десяти лет в отрасли постепенно росло ощущение будущего тренда к сворачиванию операций за рубежом, но при этом он отмечает, что эти ожидания всегда были сильно преувеличенными. То есть пандемия коронавируса, с одной стороны, подтолкнула их, но с другой стороны - оказалось, что “толчок” по силе мог бы быть намного более ощутимым, если бы ожидания на протяжении последнего десятилетия точнее соответствовали реальному положению вещей.
Общий вывод в том, что пока нет причин сомневаться, что давно сформировавшиеся международные финансовые центры вроде Лондона или Гонконга пока что сохранят свою привлекательность и продолжат играть привычные роли.
3. Международные совместные инициативы финансовых регуляторов достигли своего пика – так представляется бизнесу
Пожалуй, впервые с 2015 года зафиксировано снижение числа тех, кто ожидает дальнейшего расширения международного сотрудничества финансовых регуляторов в плане информационного обмена налоговой информацией, формирования реестров бенефициарных владельцев компаний и т.п. инициатив. Более того, многие задались вопросом, а возможна ли в международная конвергенция подходов к регулированию в течение ближайших пяти лет.
4. Вопросы приватности и налоговая минимизация более не являются основными причинами для формирования бизнеса
Именно так обстояли дела в далеком 2010 году, когда такие исследования только начинались, но теперь опросы показывают, что новые компании формируются ради сохранности активов и прямых иностранных инвестиций - так отвечают 35% и 34% респондентов, соответственно. Довольно интересно наблюдать изменение менталитета финансовых воротил на протяжении всех этих лет. Это не значит, что стремления держать свои финансовые операции втайне и сэкономить на налоговых отчислениях более не играют вообще никакой роли - просто это уже не главные причины инициировать образование нового юрлица.
Впрочем, если речь идет об офшорах, подобных Каймановым островам, то там больше всего привлекают стабильность и гибкость, обеспечиваемые условиями местного финансового регулирования.
5. Сингапур впервые вырывается вперед Гонконга
Неопределенность вокруг возможной будущей автономии Гонконга сыграла свою роль. Однако и экономика Сингапура сама по себе стала в последние годы более конкурентной, поэтому верхнюю позицию эта страна теперь делит с Великобританией и США.
6. Китай при этом немного сдает позиции
Если “поднять” аналогичные отчеты от Vistra четырех- или пятилетней давности, там очень заметно тотальное единогласие в отношении Китая: респонденты почти каждой страны видели его самой большой мировой “колыбелью” новых компаний. Пусть и не кардинально, но с тех пор отношение все же изменилось - но почему?
Причиной стало продолжительное противостояние с США во времена Трампа. Бизнес уже не столь однозначен в ответе на ключевой вопрос, является ли именно Китай главной юрисдикцией для запуска нового бизнеса. Азия как таковая по-прежнему занимает верхнюю позицию среди других мировых регионов, но все же Азия большая и одним Китаем не ограничивается. Теперь действует скорее формула “Китай плюс кто-то еще, одна-две страны”. Например, Сингапур.
52% респондентов полагают, что новые компании продолжат формироваться именно в Азии (но не в КНР), и только 42% видят Китай главной юрисдикцией формирования спроса. Заметное падение по сравнению с пятью годами ранее.
Впрочем, Саймон Филмер допускает, что если бы тот же самый опрос они провели не в апреле-мае прошлого года, а немного позднее, за КНР снова расписались бы намного активнее, ведь, как показала история, именно Китай быстрее и эффективнее всех других стран мира справился с пандемией.
Риски и возможности до 2030 года
Перспективы глобализации (в свете пандемии)
Если вернуться к опросам 2017-2018 гг., более 80% респондентов уже тогда ощущали, что глобализация находится под определенным давлением. Наблюдая такие настроения в своей родной отрасли, Vistra стала очень внимательно отслеживать данный аспект. Торговые войны, “Брекзит” и другие события давали немного причин для оптимизма в этом отношении. Это уже нашло свое отражение в высказанном выше мнении примерно одной трети респондентов, что зарубежный бизнес будет постепенно сокращаться, а это и есть “анти-глобализация”.
Казалось бы, пандемия должна была глобализацию “похоронить” - но нет! Бизнес и сегодня остается максимально глобальным по своей природе, потому что вынужден думать о своих клиентах с их семьями, которые также, как правило, одной страной не ограничиваются. Да и сам бизнес по-прежнему стремится быть международным по своей природе.
Так что глобализация себя далеко не исчерпала, и даже после пандемии она вернется с новой силой - однако с некоторыми изменившимися характеристиками, связанными, например, с новыми международными связями, не теми, что были прежде.
Более взвешенный подход к информационному обмену и влияние этого на роль финансовых директоров
Информационный обмен, вне всяких сомнений, сохранит колоссальную важность на протяжении всех следующих десяти лет. Как это повлияет на финансовых руководителей? По ряду направлений, например, в плане выбора поставщиков услуг. В финансовых услугах далеко не все компании такие крупные, как Vistra. Все еще выполняя значительную часть работы вручную, и они вынуждены в плане автоматизации искать поставщиков подходящих им ИТ-решений где-то на стороне, а для этого сами решения мало того что должны отвечать рабочим задачам финансовых руководителей, так еще и иметь доступную цену.
Как будет разрешен международный конфликт финансовых регуляторов?
Конечно, мировые регуляторы, каждый из которых заботится о своих национальных интересах, расходятся по многим аспектам, таким как налоговое регулирование и прозрачность (пример Ирландии и Apple в этом плане особенно показателен – GAAP.RU). Да и, согласно одному из основных приведенных выше выводов, бизнес сегодня впервые за долгое время не столь оптимистично настроен относительно итоговой полной конвергенции международного финансового регулирования. Многие вообще высказали предположение, что конвергенция скоро должна обратиться на свою прямую противоположность – дивергенцию.
Но только все эти разногласия краткосрочны и имеют довольно сильную политическую подоплеку. Парадоксально, но недолговечности им придадут последствия пандемии в виде истощившихся бюджетов: страны просто вынуждены будут искать консенсус! Так что рано пока ставить крест на таких вещах как пострановая отчетность и международный обмен налоговой информацией – уверены в Vistra.
Какие основные сложности (и возможности) для отрасли ожидает лично Саймон Филмер в следующие 10 лет?
Регулирование определенно останется в списке таких сложностей. В то же самое время, если брать сферу финансовых услуг, здесь усиление регулирования в большинстве стран шло только на пользу, поскольку способствовало повышению качества услуг и репутации участников рынка. Таким образом, это не только проблема, но и возможность.
Но усиление регулирования, к сожалению, неизбежно сказывается на стоимости ведения бизнеса, которую компании перекладывают на своих клиентов, поднимая цены на услуги. Впрочем, компании научились приспосабливаться. Все последние годы регулирование ужесточалось, но бизнес работает, что означает, что даже с возросшими издержками заниматься основными направлениями деятельности по-прежнему имеет смысл.
Вот когда издержки регулирования станут такими большими, что это просто потеряет смысл - тогда да, у нас будет проблема. Отсрочить этот момент способны технологии, которые помогут руководителям компаний в отрасли финуслуг эффективнее ориентироваться в более жестких условиях и продолжать управлять бизнесом.