По материалам: AAT Comment
Корпоративный скандал с индийской компаний Satyam Computer Services был одним из самых громких во всей индийской истории. Тот случай, который в 2009 году прогремел на весь мир, к сегодняшнему дню уже немного забылся, но тогда он получила такой резонанс не в последнюю очередь потому, что выявил многочисленные нарушения, допущенные индийским подразделением одной из компаний “Большой четверки”, PricewaterhouseCoopers. И вот уже относительно недавно (в январе этого года) он получил продолжение, а точнее, логическое завершение: подразделению PwC запретили заниматься аудитом в Индии в течение следующих двух лет. Запрет вступает в силу как раз с 31 марта.
Все шишки на аудиторов
Пример, конечно, далеко не единственный. Если рушится большая компания, или раскрывается очередная изобретательная схема вывода активов, в первую очередь пальцем показывают на аудиторов. В последние годы инвесторами, политиками, регуляторами, академиками, да и самими аудиторами на эту тему было написано и сказано немало. Мол “аудит уже не тот”, и “надо с этим что-то делать”.
Профессор кафедры бухгалтерского учета британского университета Эссекс Прем Сикка (Prem Sikka) давно известен своей непримиримой критикой в адрес системы контроля качества аудиторских услуг, и он уверен, что фундаментальные проблемы до сих пор не разрешены.
Акционеры публичных компаний ежегодно голосуют на собраниях за выбор внешнего проверяющего, однако реальность такова, что в действительности аудиторов назначает совет директоров. Далее они отчитываются по результатам работы своего работодателя и вознаграждаются соответствующим образом – людьми, которые их наняли, что и создает конфликт интересов. “Пока эта проблема не разрешится, в отношении аудиторов всегда будет сохраняться беспокойство”, - считает Сикка.
Но он видит также и другую проблему с ними – а именно, что аудиторы более не соответствуют целям регулирования, поскольку регуляторы сегодня все сильнее заинтересованы в передовых методах непрерывного мониторинга информации, то есть аудита “в реальном времени”, как его иногда называют. А этого современные аудиторы обеспечить пока не могут.
Это тем более верно, если учесть, что современный бизнес полагается все в меньшей степени на физические активы, и все в большей – на нематериальные. "Все что аудиторы могут сделать – это подтвердить модель. Это на самом деле никакой не профессиональный навык. Они будут полагаться на экономистов и других участников, вместо того чтобы понять самим, как все работает" – говорит профессор.
Что же делать?
Даже профессиональные бухгалтерские ассоциации, традиционно занимавшие в прошлом более осторожную позицию во всех нелицеприятных ситуациях, связанных с их членами, стали в последнее время поднимать тему актуальных проблем в аудите и задаваться возможным их решением. Факультет аудита и гарантии качества в составе Института сертифицированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW), например, выпустил серию публикаций по теме доверия к аудиторской профессии и влияния технологий. “Аудиторская профессия признает, что ей необходимо реагировать на меняющийся спрос в сотрудничестве с регуляторами, разработчиками стандартов, бизнесом и инвесторами”, - комментирует глава факультета доктор Найджел Слей-Джонсон (Nigel Sleigh-Johnson).
А глава направления аудита и гарантии качества в Ассоциации сертифицированных дипломированных бухгалтеров (ACCA) Эндрю Гамбьер (Andrew Gambier) в одной из своих публикаций поднимает вопрос человеческой ошибки и смещения в аудите. По его мнению, тот факт, что регуляторы, разработчики стандартов и инвесторы просто говорят аудиторам проявлять больше профессионального скептицизма, погоды не сделает. Механизм принятия решений разумным человеческим существом настолько сложен, что когнитивное смещение найдет проявление в любом процессе, сколь бы объективным и строгим он ни был, даже если речь идет об аудиторской проверке. Команда аудиторов, например, будет систематически демонстрировать “коллективное мышление”, что в данном случае означает проявление природной наклонности объединяться вокруг какой-либо идеи, вместо того чтобы подвергать ее сомнению. Если определенная точка зрения воспринимается как точка зрения группы, быть частью этой группы и иметь свою точку зрения очень трудно, – полагает Гамбьер, - потому что такова природа человека.
- Можно ли доверить ИИ аудит финансовой отчетности? (22/02/2017)
Роботизированный аудит
Получается, если нельзя доверять даже людям, имеющим самые искренние побуждения – возможно, пришло время передать бразды правления компьютерам? Возможно, но не совсем. Машины действительно способны к обучению на основе анализа больших объемов данных, источником которых являются люди – считает Гилли Лорд (Gilly Lord), глава направления аудиторских стратегий и трансформации в PwC. – “Поэтому очень легко нашему человеческому смещению перейти на наших “друзей” - машины. В предположении, что машины свободны от смещения, и что алгоритмы будут действовать объективно, я думаю, что это область, где аудиторы будущего будут играть важную роль”.
Эксперт отмечает, что сегодня крупнейшие аудиторские компании не просто принимают деятельное участие в дебатах по теме эффективности аудита, но и внедряют технологии, пытаясь отыскать к аудиту новые подходы и сделать свою работу еще более строгой. Для нее существуют две четкие характеристики, которые должен выработать аудит в ближайшее время. Во-первых – аудит будет осуществляться совместными усилиями машин и людей, технологии позволят обрабатывать огромные объемы данных, а присутствие человека привнесет в процесс эмоциональный интеллект. А во-вторых – аудит расширит свой охват за пределы исторических финансовых данных и затронет такие области как корпоративная социальная ответственность. Последнее означает, что его результаты станут более полезными для современных инвесторов и других категорий пользователей отчетности.
- Каким будет "аудит будущего" в России? (21/06/2017)
Таким образом, роль аудитора меняется, но при этом не исчезает. “Мы ожидаем, что все аудиторы в PwC будут иметь “цифровое соответствие”. Это означает, например, что они будут понимать потоки данных и информационную безопасность”.
Однако при этом аудиторам ни в коем случае нельзя забывать про развитые “человеческие” навыки – полагает Лорд. “Мы можем использовать машины, чтобы улучшить многие аспекты нашего аудита, но нам все еще нужны аудиторы-люди, чтобы понимать корпоративную культуру, обнаруживать риски, порождаемые нарушениями поведения, и обладать эмоциональным интеллектом, чтобы разрешать проблемы правильным образом. Аудиторы, которые обладают этими двумя наборами навыков, будут определять игру”.
Подытоживая, можно смело констатировать, что слухи о смерти аудита сильно преувеличены, зато он точно готовится к радикальным переменам.
Оригинальная статья опубликована в журнале AT magazine за март-апрель 2018 г.