«Мой бизнес всегда лучше, эффективнее и стоит дороже, чем аналогичный бизнес» - мнение большинства бизнесменов
Практика продажи бизнеса прочно вошла в нашу действительность, и давно уже не является чем-то необычным: зарабатываются огромные состояния, продавая бизнес на подъеме отрасли, и теряются миллионы при падении. И лишь немногие собственники бизнеса полностью осознают всю глубину процесса продажи бизнеса, ведь зачастую продать бизнес по адекватной стоимости бывает сложнее, чем его создать.
Итак, Вы владелец бизнеса и приняли часто непростое решение продать бизнес. С чего начать? - с размещения объявлений в интернете, с общим поверхностным описанием бизнеса и каким-то образом определенной стоимостью!? Именно так и поступает почти 90 % собственников бизнеса и результат... почти нулевой.
Первое, на что следует обратить пристальное внимание при продаже
Бизнес — это не только здания, оборудование, товарно-материальные запасы, покупатели, поставщики, персонал и т. д.; бизнес - это не производство товаров (оптовая и/или розничная торговля, оказание услуг). Бизнес — это эффективно действующая совокупность вышеперечисленных факторов, где главный показатель эффективности — прибыль!
ВАЖНО
Часто при определении стоимости бизнеса владелец руководствуется только размером вложенных средств, текущей стоимостью активов, но эффективность бизнеса и, как следствие, стоимость определяется из множества факторов, где, пожалуй, самый важный — прибыль. Можно привести сравнение с продавцом спорткара, но если автомобиль не ездит, он не будет стоить практически ничего, или почините или сдайте в утиль. Так и в бизнесе, сколько бы средств не было вложено в бизнес, они должны приносить отдачу, генерировать прибыль.
Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, обладающий всеми признаками товара. По сути, бизнес — это уникальный в своем роде товар. Если рассматривать бизнес как своего рода товар, то у товара «бизнес» есть свои особенности:
- бизнес — это единичный товар, уникальный в своем роде;
- бизнес - это товар с постоянно изменяющимися потребительскими свойствами;
- бизнес — это товар, состоящих из нескольких различных переменных активов;
- бизнес — это товар, на стоимость и ликвидность которого имеют значительное влияние внешние и внутренние факторы;
- бизнес — это товар инвестиционный, т.е. товар, вложения в который осуществляются с целью получения отдачи в будущем.
Рассмотрим подробнее особенности бизнеса как товара. Двух одинаковых предприятий нет, да может быть одинаковая сфера деятельности, одинаковое оборудование и т.д. — но персонал разный, географическое положение различно...
Бизнес — постоянно функционирующая во времени экономическая единица, и удачная коммерческая сделка (например, подписание крупного контракта) может существенно увеличить стоимость бизнеса, собственно как и неудачная — снизить.
Бизнес — это совокупность активов. Виды активов:
а) физические активы — недвижимые активы (здания, сооружения, земельные участки); движимые активы (оборудование, транспортные средства, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция);
б) финансовые активы — наличные денежные средства, остатки на счетах в банке; банковские вклады, акции, векселя, облигации;
в) нематериальные активы — торговые марки, патенты, лицензии на право осуществления деятельности, деловая репутация, эксклюзивные технологии бизнеса, интеллектуальная собственность бизнеса.
Внешние факторы, влияющие на стоимость бизнеса: экономическая ситуация в стране, регионе, отрасли в целом; степень государственной поддержки, курс национальной валюты, демографическая ситуация, уровень конкуренции, доступность кредитных ресурсов...
Внутренние факторы, влияющие на стоимость бизнеса: финансовое состояние бизнеса, квалификация персонала, качество, цена готовой продукции (товаров, услуг), технологические процессы.
ВАЖНО
Бизнес — самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главной целью получение прибыли и развитие собственного дела. В российской практике продажи бизнеса, часто подменяются понятия действующего бизнеса и так называемого «готового» бизнеса. Действующий бизнес — это структура, состоящая из юридического(их) лица и/или индивидуального(ых) предпринимателя(ей), осуществляющая хозяйственно-производственную и финансово-экономическую деятельность (производство и реализация готовой продукции, оптовая и розничная торговля, оказание услуг), с целью получения прибыли. Готовый бизнес — это структура, имеющая основные признаки действующего бизнеса (например, активы: недвижимость, оборудование, товарно-материальные запасы), но не осуществляющая хозяйственно-производственную и финансово-экономическую деятельность по основному профилю. Соответственно, и стратегии продажи действующего бизнеса и так называемого «готового» бизнеса, будут существенно различаться.
Второе: существенное влияние на результат продажи бизнеса оказывает мотивация владельца
Необходимо четко определить основную причину продажи бизнеса и мотивацию собственника.
Среди причин продажи бизнеса, можно выделить две основные группы:
- Мотивы, связанные с личной жизнью владельца: отсутствие времени на управление бизнесом, состояние здоровья, переезд в другой регион/страну, конфликтные ситуации в бизнесе, эмоциональное состояние («устал», «надоело», «нет перспектив»), нехватка профессиональных знаний;
- Финансово-экономические причины: снижение прибыли и личного дохода владельца, риск банкротства бизнеса, судебные иски, рост кредиторской задолженности, падение объема продаж, непрофильный вид бизнеса.
Мотивы продажи бизнеса могут пересекаться, но только один является главным основополагающим...
Случай из практики
С определенной простотой в большинстве случаев, в качестве причин продажи бизнеса указывают две основные: переезд и непрофильный актив. Кого пытаются обмануть? Так, владелец пищевого производства и сети розничных магазинов указал причиной переезд (да, факт переезда имеет место, но, причина переезда - значительный долг перед кредиторами). Владелец строительной компании указал, что это непрофильный актив, притом что это предприятие обеспечивает 80 % объема продаж группы компаний. Реальная причина - серьезный конфликт интересов с местными властями при выделении земельных участков. Конечно, не стоит выставлять на всеобщее обозрение реальную ситуацию в бизнесе (это касается рекламных объявлений о продаже), но при первых же переговорах с потенциальным покупателем не стоит скрывать реального мотива и причины продажи бизнеса, «шило в мешке не утаишь».
Третье: привлекательность бизнеса как товара
В глазах владельца бизнеса, бизнес может быть если и не идеальным, но точно очень перспективным, эффективным, пусть даже сейчас могут быть временные трудности. И владельца бизнеса можно понять: столько времени, эмоций, сил и денег вложено в создание, развитие предприятия, столько запомнившихся моментов в жизни. Но реальность такова, что покупателя бизнеса не волнуют эти моменты, он руководствуется холодным расчетом, собственными мотивами и представлениями о будущем предприятия. И что, пожалуй, самое главное - покупатель бизнеса имеет возможность выбора вариантов по вложению денег из множества альтернатив: размещение средств на банковский депозит, приобретение недвижимости, валюты, акций, покупка другого бизнеса, создание собственного и т. д.
Продавец бизнеса должен заинтересовать покупателя, сделать бизнес привлекательным в глазах покупателя - «упаковать бизнес в красивую обертку». Что делает бизнес привлекательным для покупателя:
- Качество. Эффективность деятельности предприятия в целом, и его отдельных бизнес-процессов (снабжение, производство, логистика, продажи, управление), финансовое состояние, рентабельность, конкурентоспособность предприятия/готовой продукции (товаров, услуг), состояние активов предприятия.
- Цена. Экономически обоснованная стоимость бизнеса, учитывающая текущее финансово-производственное состояние предприятия и положение дел в отрасли и экономике, в целом.
- Упаковка. Грамотная, структурированная подача информации о бизнесе, объективная оценка перспектив развития бизнеса, наличие эффективных альтернатив использования имущественного комплекса, и самое важное — экономическая выгодность приобретения для покупателя.
- Лояльность. Способность владельца бизнеса (продавца) идти на компромисс, информационная открытость бизнеса, оказание помощи новому владельцу.
- Соответствие. Заключительным аккордом, для принятия решения о покупке бизнеса, является соответствие заявленных параметров реальному положению дел.
Вышеперечисленные факторы являются взаимосвязанными, так при нестабильном финансовом состоянии предприятия, стоимость бизнеса будет значительно ниже, чем при стабильном финансовом состоянии, а наибольшее значение для продажи будут иметь оценка перспектив развития бизнеса и лояльность владельца. И в зависимости от состояния того или иного параметра, другие будут приобретать наиболее весомое значение.