Давайте разберемся, в каких случаях перед тем, как начать автоматизацию достаточно, провести исследование только головной компании, а когда необходимо исследовать все дочерние предприятия холдинга.
Как известно, качественное внедрение системы в компании невозможно без проведения исследования. На данном этапе выясняются нюансы работы предприятия, у команды внедрения в голове выстраивается четкая картинка протекания бизнес-процессов и взаимодействия подразделений между собой. В дальнейшем это позволяет грамотно подстроить систему под специфику бизнеса предприятия. И если с единичными компаниями все понятно (необходимо провести анализ всех бизнес-процессов), то с территориально-распределенными структурами не все так просто.
Проекты автоматизации нескольких предприятий сразу обходятся заказчикам дорого, поэтому руководство стремится использовать все возможности, чтобы минимизировать затраты. Например, за счет сокращения этапа исследования.
Как это бывает
Многие годы работы с крупными холдинговыми структурами позволили нам накопить существенный опыт. Например, мы сталкивались с ситуацией, когда на анализ бизнес-процессов всего холдинга (а это 10 «дочек») потребовалось бы 2 недели, но вместо этого была затрачена только 1 неделя на исследование головной компании и одной дочерней. Причина была в том, что руководство холдинга планировало внедрить единую учетную политику на всех предприятиях. Конечно же, на этапе тестовой эксплуатации выяснилось, что выполненные модификации под задачи не исследованных ранее предприятий не подходят, т.к. холдинг был разнопрофильный: одно из предприятий занималось производством, второе - торговлей, третье – оказанием услуг и т.д. Поэтому и специфика внутренних бизнес-процессов была разной. Адаптацию системы пришлось выполнять практически заново. В результате трудоемкость модификаций была превышена в 4 раза.
Другой пример. Внедрение системы на предприятии, филиалы которого выполняют примерно одинаковые функции по нескольким направлениям деятельности. Для проектирования системы на всю структуру предприятий оказалось достаточно провести исследование в центральном офисе и нескольких филиалах (по одному на каждое направление деятельности, чтобы учесть нюансы работы). Далее был этап пилотного внедрения, когда система была полностью внедрена на исследованных предприятиях. После этого разработанный и обкатанный функционал был растиражирован на остальные филиалы. Здесь решающим фактором оказалось большое влияние администрации на управление в филиалах, когда учетная политика, по сути, диктовалась сверху-вниз. Таким образом, мы сэкономили время за счет того, что не проводили исследование похожих процессов во всех филиалах (а их было почти 20).
Рекомендации
Каждый холдинг индивидуален, но любому заказчику хочется снизить общую стоимость договора на внедрение. Как все-таки лучше поступать? Всегда ли оправдано снижение стоимости за счет экономии на исследовании? Где та граница, на которой можно остановиться и сказать: все, этого достаточно?
Можно выделить несколько критериев, когда экономия на исследовании будет оправдана:
- предприятия холдинга или филиалы имеют одинаковое направление работы – а, соответственно, одинаковый состав бизнес-процессов;
- руководство приняло решение упростить управление холдингом и унифицировать процессы;
- в составе холдинга работают разнородные предприятия, но головная компания жестко определяет учетную политику всей группы. В этом случае руководство знает, что решения, принятые «в голове», будут спущены в дочерние структуры в одностороннем порядке.
Не стоит сокращать объемы исследований в следующих случаях:
- автоматизация направлена на оптимизацию работы каждого предприятия холдинга;
- предприятия холдинга относительно самостоятельны в принятии решений и имеют разнородный бизнес.
Таким образом, учитывая специфику своих организаций, руководство должно принимать решение о том, какой объем исследования необходим, и на каких предприятиях его лучше проводить. Это позволит создать систему, на доработку которой не придется выделять дополнительный бюджет.