Сущность и роль аудиторских услуг в рыночной экономике

Теория аудита,...

Автор:
Источник: Журнал “АУДИТОР” №12-2012
Опубликовано: 16 Января 2013

В статье рассматривается сущность аудиторских услуг в рыночной экономике, раскрывает­ся содержание видов аудита, выявлены факторы, влияющие на динамику выручки и аудиторского бизнеса.

В условиях рыночной экономики хозяй­ственная деятельность организаций ха­рактеризуется широкой областью экономи­ческих рисков. Общественные отношения между участниками рынка по осуществле­нию хозяйственных операций, использова­нию имущества, перечислению денежных средств, инвестированию капиталов стро­ятся на основе экономической информации о финансовом положении организации, о ре­зультатах ее хозяйственной деятельности и соблюдении организацией законодатель­ства. На основе этой информации принима­ются управленческие решения собствен­никами, руководством и прочими заинте­ресованными лицами. Эта информация, отраженная в финансовой отчетности ор­ганизаций, может быть подвержена в силу разных причин вольным или невольным ис­кажениям. Для определения качества этой информации, анализа экономических рисков возникла необходимость в развитии особого вида экономической деятельности — незави­симого финансового контроля, т.е. аудита.

Аудиторская деятельность — это неотъем­лемая часть инфраструктуры рыночной эко­номики государства. Аудиторская деятель­ность является предпринимательской и об­ладает общими для предпринимательства признаками: самостоятельностью, риском, систематичностью действий с целью получе­ния прибыли от оказания услуг лицами, заре­гистрированными в этом качестве в установ­ленном законом порядке. При этом аудитор­ская деятельность имеет свои особенности, обусловленные ее экономическим содержа­нием. Аудиторская деятельность (ауди­торские услуги) — деятельность по прове­дению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторски­ми организациями, индивидуальными ауди­торами [1]. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стан­дартами аудиторской деятельности [2].

Аудит — независимая проверка бухгал­терской (финансовой) отчетности аудируе­мого лица в целях выражения мнения о до­стоверности такой отчетности [1].

Аудит как элемент рыночных отношений получил признание во всем мире. Информа­ционная среда аудита развивается под вли­янием научных теорий, системы стандартов, методологических основ и других специаль­ных знаний.

В научной литературе определяют пред­мет и метод аудита. Предметами аудита являются финансово-хозяйственная дея­тельность экономических субъектов и досто­верное представление результатов этой де­ятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Метод аудита — это совокуп­ность элементов, с использованием которых формируется методика проведения аудита. Элементами метода являются: аудиторская выборка, аудиторские доказательства, рабо­чая документация аудитора, тесты контро­ля, аудиторские процедуры.

Методика аудита основана на общих прин­ципах, в соответствии с которыми вырабаты­ваются подходы к признанию и оценке объек­тов аудита. К объектам аудита относятся:

  • ценности — имущество организации, финансовые вложения и т.п.;
  • документы — учредительные, распоря­дительные, бухгалтерские и т.п.;
  • операции — приобретение, выбытие, движение ценностей, начисления и т.п.

Участниками аудиторской деятельно­сти являются:

  • аудиторы — физические лица, полу­чившие квалификационный аттестат ауди­тора и являющиеся членами одной из са­морегулируемых организаций аудиторов. Аудитор — лицо, несущее окончательную от­ветственность за проведение аудита;
  • саморегулируемые организации ауди­торов (СРОА) — это некоммерческие органи­зации, созданные на условиях членства в це­лях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности;
  • аудиторские организации — это коммер­ческие организации, являющиеся членами одной из СРОА, осуществляющие аудитор­ские проверки и оказывающие сопутствую­щие аудиту услуги;
  • аудируемые лица — это организации или иные субъекты рынка, чья деятельность подлежит аудиту.

Аудиторская организация (индивидуаль­ный аудитор) выражает свое мнение в ауди­торском заключении. Аудиторское заклю­чение — это официальный документ, предна­значенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверно­сти бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания ауди­торских услуг. Заведомо ложное аудиторское заключение — аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или со­ставленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.

Аудит призван обеспечить разумную уве­ренность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не со­держит существенных искажений. Разумная уверенность — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказа­тельств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии су­щественных искажений в финансовой (бух­галтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

Ограничения, присущие аудиту и влияю­щие на возможность обнаружения аудито­ром существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:

  • в ходе аудита применяются выбороч­ные методы и тестирование;
  • любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовер­шенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);
  • преобладающая часть аудиторских до­казательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, но не носит исчерпывающего характера.

Дополнительным фактором, ограничиваю­щим надежность аудита, является то, что ра­бота, выполняемая аудитором для форми­рования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности, в отношении:

  • сбора аудиторских доказательств, в т.ч. при определении характера, временных ра­мок и объема аудиторских процедур;
  • подготовки выводов, сделанных на осно­ве аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством ауди­руемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Кроме того, существуют другие ограниче­ния, которые могут повлиять на убедитель­ность доказательств, используемых для под­готовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки финансовой (бух­галтерской) отчетности. Для таких случа­ев в некоторых правилах (стандартах) ауди­торской деятельности определены особые процедуры, которые в силу содержания от­дельных предпосылок обеспечивают доста­точные надлежащие аудиторские доказа­тельства при отсутствии:

  • необычных обстоятельств, увеличиваю­щих риск существенного искажения финансо­вой (бухгалтерской) отчетности сверх того, ко­торый ожидался бы при обычных условиях;
  • признака, указывающего на наличие какого-либо существенного искажения фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторские организации, индивидуаль­ные аудиторы не имеют права заниматься какой-либо иной предпринимательской дея­тельностью, кроме проведения аудита и ока­зания сопутствующих услуг, связанных с аудиторской деятельностью [3].

Аудит бухгалтерской (финансовой) от­четности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содер­жатся сведения, составляющие государствен­ную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отечественной теории и практике ауди­та признается система его классификаций, в основу которой положены такие признаки, как статус аудитора, принцип инициативы, объект изучения, сфера деятельности, пери­одичность проведения и др. (рисунок) [4].

Внешний аудит проводится на договорной основе независимыми аудиторскими фирма­ми или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтер­ского учета и финансовой отчетности хозяй­ствующего субъекта. Внешний аудит регули­руется соответствующим законодательством (Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральные стандарты аудиторской деятельности и др.)

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интере­сах собственников. Внутренний аудит явля­ется неотъемлемой частью управленческо­го контроля организации. Его цель — реше­ние отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка инфор­мационных систем организации, а также консультирование и помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении своих функций. Внутренний аудит проводят специалисты, работающие непосредственно в данной организации. Внутренний аудит ре­гламентируется внутренними документами. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведе­ние внутреннего аудита можно поручить ре­визионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Инициативный аудит — это аудит, ко­торый проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основ­ные цели инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хо­зяйствующего объекта и помочь ему в орга­низации учета и отчетности.

Обязательный аудит — это аудит, прове­дение которого обусловлено прямым указа­нием в законе «Об аудиторской деятельно­сти» и других федеральных законах. Обяза­тельный аудит проводится в случаях [1]:

  • если организация имеет организацион­но-правовую форму открытого акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации до­пущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, ор­ганизацией, являющейся профессиональ­ным участником рынка ценных бумаг, стра­ховой организацией, клиринговой органи­зацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фон­дом, управляющей компанией акционер­ного инвестиционного фонда, паевого инве­стиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением госу­дарственных внебюджетных фондов);
  • если объем выручки от продажи про­дукции (продажи товаров, выполнения ра­бот, оказания услуг) организации (за исклю­чением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государ­ственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитар­ных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превы­шает 400 млн руб. или сумма активов бух­галтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превы­шает 60 млн руб.;
  • если организация (за исключением ор­гана государственной власти, органа мест­ного самоуправления, государственного вне­бюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидирован­ную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных феде­ральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) заключается в оценке достовер­ности финансовой информации с целью вы­дачи заключения о ее соответствии установ­ленным требованиям бухгалтерского учета. Осуществляется независимыми аудиторами.

Аудит на соответствие — это проверка соответствия финансово-хозяйственных опе­раций установленным в организации норма­тивным документам и правилам, договорным обязательствам в соответствии с решениями вышестоящих организаций или собственни­ков. Например, проверка соблюдения долж­ностных инструкций, налоговый аудит и т.п. Проверки на соответствие требуют установ­ления соответствующих критериев для оцен­ки финансовой отчетности.

Операционный аудит (аудит эффектив­ности работы предприятия или деятельно­сти администрации) — это проверка любой части, процедур и методов функционирова­ния хозяйственной системы в целях оцен­ки ее эффективности. По результатам про­верки руководству организации выдаются рекомендации по совершенствованию кон­кретных хозяйственных и финансовых опе­раций. Используется для проверки выпол­нения бизнес-планов, смет, различных це­левых программ, работы персонала и др. В зависимости от целей операционный аудит проводится на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

Первоначальный аудит — это аудит, кото­рый впервые проводится данной аудиторской организацией на данном предприятии (в орга­низации), в т.ч. когда аудит финансовой (бух­галтерской) отчетности аудируемого лица за предыдущий период проводился другим аудитором.

Периодический (повторяющийся) аудит — это аудит, который проводится на данном предприятии данным аудитором, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длитель­ное сотрудничество между аудитором и кли­ентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономическому субъек­ту и его деятельности.

Подтверждающий аудит — это проверка и подтверждение достоверности бухгалтер­ских документов и отчетности, подтвержде­ние каждой учетной записи.

Системно-ориентированный аудит пре­дусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная функция позволяет аудиторам проводить эксперти­зу на основе внутреннего контроля. При хо­рошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске — это концентрация работы аудиторов в области учета, где риск возникновения ошибок наибо­лее высок. Сконцентрировав аудиторскую ра­боту в областях, где риски выше, можно со­кратить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском, и тем самым обе­спечить более эффективную с точки зрения затрат услугу.

Общий аудит — это независимая провер­ка бухгалтерского учета и финансовой (бух­галтерской) отчетности организаций и ин­дивидуальных предпринимателей с целью выражения мнения о достоверности финан­совой (бухгалтерской) отчетности аудиру­емых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Рос­сийской Федерации.

Страховой аудит переставляет собой проверку достоверности отражения аспектов финансово-хозяйственной деятельно­сти страховой организации в бухгалтерском и налоговой учете и отчетности.

Банковский аудит представляет собой проверку состояния финансово-хозяйствен­ной деятельности банка. Основная цель бан­ковского аудита состоит в получении заклю­чения о финансовом положении проверя­емого банка, его доходности, ликвидности, степени риска банковских операций.

Аудит прочей деятельности (аудит ин­вестиционных институтов и бирж и др.) представляет собой проверку целесообраз­ности инвестиционных вложений.

Федеральный закон «Об аудиторской де­ятельности» принципиально изменил подхо­ды к регулированию аудиторской деятельно­сти. Основная концепция закона подразуме­вает замену государственного регулирования в лице Минфина России на регулирование са­мими профессионалами — саморегулируемы­ми организациями аудиторов (СРОА). Госу­дарство, опираясь на опыт развитых эконо­мических стран в сфере профессионального регулирования, давно взяло курс на избавле­ние от избыточных функций. Так, еще раньше на путь саморегулирования перешли в оце­ночной деятельности, и здесь уже есть опре­деленный опыт саморегулирования, причем как положительный, так и отрицательный1.

С развитием законодательства измени­лись и сами понятия «аудит» и «аудиторская деятельность». Эти понятия разграничи­лись, к тому же само понятие «аудиторская деятельность» расширилось. Соответствен­но, изменились понятия сопутствующих и прочих аудиторских услуг. Серьезно из­менилось и регулирующее аудит законода­тельство: помимо Закона № 307-ФЗ, ауди­торскую деятельность теперь регулирует и Федеральный закон от 01.12.07 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Развитие рынка аудиторских услуг за пе­риод 2006—2011 гг. представлено в таблице.

Динамичный прирост выручки с 2006-го по 2008 г. сменился ее снижением в 20092010 гг. на 1,0%. Но уже в 2011 г. этот показа­тель вырос на 3,5%. На данный показатель существенное влияние оказали явления в эко­номике. Кризис повлиял на пользователей аудиторских услуг, резко сократив их фи­нансовые возможности. Введение саморегу­лирования не оказало существенного влия­ния на темпы развития аудиторского рынка, и у него есть очень серьезный потенциал.

На динамику выручки и динамику ауди­торского бизнеса оказывают влияние доста­точно много факторов, среди которых осно­вополагающей является сформированная на аудиторские услуги цена. На нее, в свою очередь, влияют общеэкономические усло­вия и конкурентные условия отрасли. Имен­но проблема ценообразования, в первую оче­редь, и должна решаться саморегулируемы­ми организациями.

Самая важная причина, которая связана с проблемами ценообразования и эффектив­ностью саморегулирования, — это изменение роли аудита, его ценности. Что под этим по­нимается? Сегодня мы наблюдаем две разно­направленные тенденции. Раньше стоимость аудита была очень высокой, и каждая кон­сультация, каждое действие аудитора, каж­дое заключение имели большую ценность в силу того, что не были развиты информаци­онные технологии, качество самой отчетно­сти было низким, квалификация бухгалтер­ских кадров была невысокой, соответственно, привлекать профессиональных специалистов было просто необходимо. Сегодня ситуация изменилась: квалификация пользователей значительно выросла, бухгалтерская отчет­ность стала намного прозрачнее и проще вви­ду повсеместной автоматизации бухгалтер­ского учета. Многие ответы на вопросы есть в открытом доступе, в информационных справочно-правовых системах. Стало более стабильным налоговое и бухгалтерское за­конодательство, которое влияет на качество бухгалтерской отчетности. Все эти факто­ры привели к уменьшению ценности аудита. Очень важная проблема, которая волнует се­годня аудиторов, — это, прежде всего, эффек­тивность работы СРОА. Все аудиторы ждут от СРОА защиты своих интересов, но этого не происходит. Во многом это связано с тем, что СРОА все еще находятся в стадии форми­рования, а механизмы регулирования оконча­тельно не отработаны. В первую очередь, всем СРОА необходимо наладить взаимодействие между собой, чтобы был сформирован единый подход к контролю качества, стандартизации.

Рассмотрев проблемы аудита, можно кон­статировать, что во многом их решение сво­дится к эффективности деятельности СРОА. Если выбран путь саморегулирования, то и решать проблемы нужно самим професси­оналам.

___________________________

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов ауди­торской деятельности» № 696 от 23.09.02.
  3. Кодекс этики аудиторов России (одобрен Минфином России 31 мая 2007 г., протокол № 56).
  4. Аудит: учебник для вузов / В.И. Подольский [и др.]; под ред. проф. В.И. Подольского. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2010. — 583 с.
  5. Мерзликина, Е.М. Аудит: учебник / Е.М. Мерзликина, Ю.П. Никольская. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2010.

Автор:

Теги: аудиторские услуги  аудиторский бизнес  виды аудита  аудиторская деятельность  СРОА  независимый финансовый контроль  аудит  аудиторские процедуры  бухгалтерская отчетность  финансовая отчетность  объекты аудита  саморегулируемые организации аудиторов  вн