Центробанк направил письмо участникам финансовых рынков, в котором указано, что до 31 января 2014 года Служба Банка России по финансовым рынкам начнет проверки того, как небанковские организации, подконтрольные ЦБ, исполняют требования антиотмывочного законодательства (115-ФЗ).
Так же как и банки небанковские организации с целью исполнения закона о противодействии легализации преступных доходов будут обязаны разработать правила внутреннего контроля, направленные на идентификацию клиентов, бенефициарных владельцев, и включающие в себя порядок замораживания или блокировки средств на счетах в случае наличия подозрений. К тому же организации должны будут назначить должностное лицо, ответственное за данное направление.
Эксперты Банка Жилищного Финансирования считают, что вопросы системной и полноценной организации работы по блоку финмониторинга с растущим рынком становятся все более актуальными. Безусловно, системные нарушения либо неисполнения регламентирующих документов должны не допускаться на начальном уровне. Таким образом, введение четких и однозначных критериев оценки нарушений в этой сфере будут способствовать более четкой работе как самих участников так и прозрачности рынка. Тут главное изначально правильно установить критерии, порядок и сроки их оценки, а также сроки устранения замечаний, чтобы «не перегнуть палку.
В связи с созданием мегарегулятора с 1 сентября 2013 года под контроль Центробанка наряду с инвестиционными, управляющими, страховыми компаниями, потребительскими кооперативами, нефинансовыми пенсионными фондами попали и микрофинансовые организации (МФО).
За нарушение 115-ФЗ в отношении банков применяются штрафные санкции в размере 1 млн руб. и административное приостановление деятельности на срок до 60 суток, а за неоднократное нарушение закона грозит лишение лицензии. Ввиду того, что деятельность МФО не подлежит лицензированию, предполагается в качестве наказания за несоблюдение 115-ФЗ исключать микрофинансовые организации из реестра МФО.
Директор СРО НП «Объединение МиР» Андрей Паранич считает, что из реестра следует исключать любые компании, которые не соблюдают требования российского законодательства и не только в области ПОД/ФТ. Но в любом случае, поскольку основную долю рынка формируют крупные микрофинансовые организации, соблюдающие все требования законов, исключение из реестра недобросовестных компаний не вызовет сколь-либо заметного воздействия на условия кредитования в сегменте микрофинансов. Больше того, это окажет скорее позитивное воздействие на рынок, поскольку активные действия ЦБ по исключению из реестра МФО, ведущих незаконную деятельность, будет способствовать улучшению имиджа отрасли в целом.
Управляющий по стратегическому анализу Промсвязьбанка Сергей Наркевич добавил: «Ключевые игроки рынка микрозаймов, скорее всего, найдут ресурсы для того, чтобы соответствовать общепринятым стандартам. В то же время те компании, которые не могут или не хотят играть по правилам, должны уйти с рынка. При этом какого-то серьезного влияния на рынок кредитования новый подход не окажет: даже если перестанет работать десяток непрозрачных МФО, их размер слишком невелик, чтобы это почувствовала экономика в целом».
Ужесточение мер в отношении микрофинансовых организаций Центробанк объясняет тем, что сегодня существует риск перевода банками легализованных преступных доходов в МФО. Сфера микрофинансирования интересна для недобросовестных участников рынка тем, что возможно отмывать деньги небольшими суммами, повторяя операции несколько раз и не привлекая внимания.
Опасность перевода незаконных операций из банков в МФО сильно преувеличена, отметил Директор СРО НП «Объединение МиР» Андрей Паранич. МФО не могут подменить собой банковские структуры (в том числе и в целях организации незаконных операций) в силу узкого спектра доступных инструментов. Управляющий по стратегическому анализу Промсвязьбанка Сергей Наркевич в свою очередь считает, что в результате ужесточения мер снижаются возможности для регуляторного арбитража: перевода бизнеса в менее регулируемые сегменты и снижения издержек за счет менее жестких требований по капиталу, резервированию, финмониторингу и так далее. Мнение Председателя правления ВУЗ-банка Андрей Золотухин на данный вопрос несколько иное, он считает, что введение меры по исключению МФО из реестра за несоблюдение 115-ФЗ не поможет снизить злоупотребления банков в части легализации преступных доходов через МФО. Так как, по мнению эксперта, недобросовестные игроки найдут другой способ.
Мнение представителей микрофинансовых организаций также разделились. По мнению руководителей более крупных МФО, ужесточение требований по борьбе с отмыванием позволит вытеснить с рынка слабых, неприспособленных игроков. Тогда как руководители более мелких микрофинансовых организаций считают, что данные меры лягут тяжелым бременем на небольшие компании, которые в будущем просто-напросто будут вынуждены закрыться или интегрироваться с банками.
Аналитик Банка Хоум Кредит Станислав Дужинский позитивно оценивает тенденции уинфикации требований, предъявляемые к банкам и небанковским кредитным организациями, так как кредитный рынок представляет собой важный механизм социально-экономической устойчивости нашего общества и будет справедливо, если ответственность равномерно будет распределена между всеми его участниками
Андрей Паранич оценивая инициативу Центробанка резюмировал: «Мы, как СРО, объединяющее крупнейшие микрофинансовые организации, поддерживаем инициативу ЦБ по чистке реестра. Мы боремся за то, чтобы на микрофинансовом рынке работали только законопослушные компании. Хорошо бы, если бы были предприняты также и меры по ликвидации «серого» и «черного» рынков в сфере потребительского кредитования».