В работе проанализированы основные требования, предъявляемые к аудиту финансовой отчетности международными стандартами аудита. Рассмотрены вопросы планирования аудита, определения существенности, оценки рисков, выбора аудиторских процедур и оценки их результатов, составления аудиторского заключения. Выявлены положения международных стандартов, требующие детализации в стандартах СРО. Предложены соответствующие рекомендации.
В соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов аудита (МСА) аудит финансовой отчетности после согласования условий задания состоит из нескольких, выполняемых параллельно этапов:
- планирование аудита, включающее определение общей стратегии, определение существенности, разработку и при необходимости пересмотр плана аудита (планирование процедур оценки рисков, планирование последующих аудиторских процедур);
- выполнение процедур оценки рисков, последующих аудиторских процедур (тестов средств контроля и процедур по существу), дополнительных процедур, направленных на противодействие оцененным рискам, оценка результатов выполнения процедур (аудиторских доказательств);
- информационное взаимодействие с руководством и представителями собственника организации.
Результатом указанных выше этапов является составление и предоставление руководству и представителям собственника итогового документа — аудиторского заключения.
Параллельно всем этим этапам аудиторская фирма осуществляет внутренний контроль качества своей работы.
Указанные выше этапы аудита финансовой отчетности (см. рис. 1) регламентируются следующими стандартами:
- анализ условий, при которых возможно установление и поддержание отношений с клиентом, осуществляется в соответствии с п. 26 МСКК 1;
- согласование условий аудиторского задания выполняется согласно МСА 210;
- общие требования к аудитору при аудите финансовой отчетности установлены МСА 200;
- общие требования к планированию аудита финансовой отчетности (разработке общей стратегии и плана аудита), а также к определению существенности установлены МСА 300 и МСА 320;
- оценка риска существенного искажения осуществляется в соответствии с МСА 315, п.п. 12 — 27 МСА 240, п.п. 8 — 11 МСА540, п.п. 11 — 19 МСА 550;
- МСА 500, 530, 520, 580, 505 определяют общие требования и рекомендации по выбору характера и объема аудиторских процедур;
- МСА 330, п.п. 28 — 33 МСА 240, пп. 12 — 22 МСА 540 и п.п. 20 — 26 МСА 550 устанавливают требования и рекомендации по выбору дополнительных процедур в ответ на оцененные риски;
- МСА 501, 510, 560, 570, 250 определяют требования и рекомендации по выбору процедур получения доказательств достоверности отдельных статей отчетности и раскрытий информации;
- оценка полученных аудиторских доказательств (оценка выявленных искажений) осуществляется согласно МСА 450, а также п.п. 34 — 38 МСА 240;
- документирование аудиторских доказательств выполняется в соответствии с общими требованиям МСА 230 и специальными требованиями, которые приведены в соответствующих разделах МСА 210, 220,240, 250 и др.;
- общие требования и рекомендации по информационному взаимодействию с руководством и представителями собственника установлены МСА 260, специальные требования — МСА 265 и соответствующими разделами МСА 240, 250 и др.;
- использование аудитором результатов работы других лиц рассмотрено в МСА 402,600, 610, 620;
- требования к составлению аудиторского заключения по финансовой отчетности (общего назначения, специального назначения), обобщенной отчетности, части отчетности установлены МСА 700, 705, 706,710, 720, 800, 805, 810;
- требования к внутреннему контролю качества работы в аудиторских фирмах установлены МСА 220 и МСКК 1.
Таким образом, международные стандарты аудита предусматривают ряд выполняемых параллельно этапов (рис. 1). Рассмотрим основные задачи, которые должен решить аудитор в ходе выполнения этих этапов.
- Согласование условий аудита финансовой отчетности. Анализ МСА 210 «Согласование условий аудиторского задания» с позиции детализации некоторых его положений подробно рассмотрены в [4]
- Разработка плана аудита. МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» определяет обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности. Цель аудитора согласно МСА 300 — составить такой план аудиторской проверки, который обеспечивает ее эффективность
Отметим, что стандарт не определяет понятие «эффективность аудиторской проверки».
В экономике используются категории эффекта и эффективности. При этом под эффектом понимается характеризующий результат совершенных операций, абсолютный показатель, а эффективностью считают относительный показатель, соизмеряющий эффект с ресурсами (затратами), использованными для его достижения.
Для определения понятия эффективности аудиторской проверки следует понять, что понимает стандарт под ее эффектом.
В некоторых литературных источниках [3] полагается, что при оценке эффективности аудиторской проверки будет уместным использование стандартных методов, применяемых в экономическом анализе, с использованием показателей рентабельности аудиторской проверки (отношения финансового результата к совокупным затратам на выполнение).
С подобным мнением согласиться трудно, так как при таком подходе авторы определяют коммерческую эффективность работы аудиторской фирмы при выполнении конкретной аудиторской проверки, но не эффективность аудиторской проверки.
Анализ пояснительных материалов к МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» позволяет утверждать, что под эффективностью аудиторской проверки МСА 200 понимает соотношение надежности результатов аудиторской проверки и затрат на их получение(п. А48 МСА 200). Таким образом, в МСА
300 под обеспечением эффективности аудиторской проверки следует понимать обеспечение ее высокой надежности (приемлемо низкого аудиторского риска) при разумных затратах на проведение проверки.
Рассмотрим основные требования стандарта. Согласно МСА 300 аудитор должен определить общую стратегию аудита, которая устанавливает объем, сроки, направление аудита; разработать план аудита, включающий описание аудиторских процедур на уровне утверждений, и задокументировать их.
Стандарт поясняет, что при определении общей стратегии аудита аудитор устанавливает параметры задания, определяющие его объем; определяет сроки аудита и характер информационного взаимодействия с руководством и представителями собственника организации; рассматривает существенные факторы и осуществляет подготовительные мероприятия по заданию; определяет характер, сроки и объем ресурсов, необходимых для выполнения задания, в том числе:
- осуществляет подбор членов аудиторской команды и распределение обязанностей между ними с учетом опыта их работы;
- составляет бюджет распределения времени выполнения задания с учетом необходимости выделения большего времени на проверку областей, в которых возможен повышенный риск существенного искажения.
В отношении документирования общей стратегии аудита МСА 300 поясняет, что аудитор должен задокументировать ключевые решения по объему, срокам и порядку проведения аудита.
План аудита согласно стандарту более детально описывает проверку, чем общая стратегия, в плане указываются характер, сроки и объем аудиторских процедур, которые должны быть выполнены членами аудиторской команды.
Стандарт также поясняет, что план аудита разрабатывается в течение всего аудита. Сперва планируются аудиторские процедуры оценки риска существенного искажения (согласно требованиям МСА 315). По результатам произведенной оценки риска существенного искажения осуществляется планирование последующих аудиторских процедур на уровне утверждений (в соответствии с требованиями МСА 330), а также других аудиторских процедур, необходимых для выполнения требований МСА.
Документирование плана аудита согласно МСА 300 представляет собой запись характера, сроков и объема планируемых аудиторских процедур оценки рисков, последующих аудиторских процедур на уровне утверждений, других аудиторских процедур.
Как видно, порядок планирования аудита, установленный МСА 300, несколько отличен от привычного для российских аудиторов порядка, предусмотренного в свое время федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности ФП(С)АД 3 «Планирование аудита». Из содержания ФП(С) АД 3 можно было сделать вывод, что планирование аудита — это определенный этап, включающий анализ деятельности организации, системы ее бухгалтерского учета и внутреннего контроля, определение существенности, оценку рисков, на основании чего аудитор разрабатывал программу (документ, который МСА 300 именует планом аудита), определяющую характер, временные рамки и объем аудиторских процедур. Данный вывод вытекает из пункта 11 ФП(С) АД 3, который устанавливал, что «в процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля».
Порядок же, предусмотренный МСА 300, как указано выше, подчеркивает, что планирование — это не отдельный этап аудита, а процесс, длящийся в течение всей проверки, в ходе которого аудитор разрабатывает план аудита (документ, который ФП(С) АД 3 именовал программой аудита), состоящий из последовательно разрабатываемых разделов: аудиторских процедур оценки рисков, последующих аудиторских процедур на уровне утверждений, других аудиторских процедур. Соответственно, и документирование плана аудита должно, согласно МСА 300, осуществляться последовательно, в течение всей проверки.
Различия в подходах к планированию аудита в МСА 300 и ФП(С)АД 3 представлены на рис. 2.
Таким образом, из изложенного вытекает целесообразность дополнительных пояснений документирования общей стратегии аудита и плана аудита, которые могут быть приведены в соответствующем стандарте СРО.
В отношении общей стратегии аудита стандарт СРО может предусматривать документирование фактов рассмотрения аудитором исходных условий (параметров задания, определяющих его объем; характера информационного взаимодействия с руководством и представителями собственника организации); определения уровня существенности; определения характера, сроков и объема ресурсов, необходимых для выполнения задания.
В отношении плана аудита в стандарте СРО следует предусмотреть
последовательное документирование
основных разделов плана: описание характера, сроков и объема аудиторских процедур оценки рисков, последующих аудиторских
процедур на уровне утверждений, других аудиторских процедур.
3. Определение существенности. Какбыло указано выше, в ходе осуществления подготовительных мероприятий при разработке общей стратегии аудита аудитор определяет существенность в соответствии с МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита», который определяет обязанности аудитора в области применения принципа существенности при планировании и проведении аудита финансовой отчетности.
Существенность является одним из основных понятий в аудите, поскольку в конечном итоге именно от ее уровня зависит модификация аудиторского заключения, — вспомним, что МСА 200 определяет цель аудитора при проведении аудита как получение разумного подтверждения того, что финансовая отчетность в целом не содержит существенных искажений, являющихся результатом мошенничества или ошибок, и что она подготовлена во всех существенных отношениях в соответствии с принятой концепцией подготовки финансовой отчетности.
МСА 320 дает следующее определение понятия «существенность»: искажения считаются существенными, если они (взятые в отдельности или по совокупности) могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности.
Таким образом, понятие «существенность» раскрывается через понятие «искажение», которое в свою очередь определено в МСА 200 следующим образом: «искажение» — это разница между суммой, классификацией, представлением или раскрытием пункта финансовой отчетности, и суммой, классификацией, представлением или раскрытием, требуемым в соответствии с принятой концепцией подготовки финансовой отчетности.
МСА 320 вводит также понятия уровня и порога существенности. «Уровень существенности» согласно МСА 320 — это величина искажения, устанавливаемая аудитором, выше которой неустраненные искажения (каждое в отдельности или в совокупности с другими искажениями) всегда будут оцениваться как существенные. Неустраненные искажения ниже уровня существенности, однако, не всегда могут оцениваться как несущественные, поскольку при оценке существенности неустранен-ных искажений аудитор должен учитывать не только их размер, но и характер, и конкретные обстоятельства возникновения.«Порог существенности» — величина искажения, устанавливаемая аудитором ниже уровня существенности для финансовой отчетности в целом с целью снизить до низкого уровня вероятность того, что совокупность неисправленных искажений, обнаруженных и необнаруженных аудитором, превысит уровень существенности по отчетности в целом (при том, что совокупность обнаруженных аудитором искажений не превышает уровень существенности).
Порог существенности также может устанавливаться аудитором для отдельных классов операций, сальдо счетов, раскрытий информации. МСА 320 устанавливает, что при формировании общей стратегии аудита аудитор должен определить уровень существенности для отчетности в целом, а также порог существенности.
Отметим, что понятие «порог существенности» является новым для аудиторов, работавших в соответствии с федеральными аудиторскими стандартами. ФП(С)АД 4 «Существенность в аудите» содержал норму, которую в некоторой степени можно было бы принять за подобие «порога существенности»: «...аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это может быть сделано в целях... некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита» (п. 10 ФП(С)АД 4). Эта норма, однако, не имела обязательного характера, в силу чего требование МСА 320 об установлении «порога существенности» целесообразно дополнить соответствующей детализацией в стандарте СРО (в [5] нами приведена зависимость для оценки порога существенности).
В пояснительных материалах стандарт указывает, что при определении уровня существенности для отчетности в целом аудитор применяет некую процентную норму к выбранному контрольному показателю (контрольным показателям). Выбор контрольного показателя (контрольных показателей) зависит от вида деятельности организации, отрасли, экономических условий, структуры собственности, порядка финансирования. Стандарт приводит пример, что для коммерческой организации к контрольным показателям могут быть отнесены совокупная выручка, совокупные расходы, валовая прибыль, прибыль до налогообложения, собственный капитал, стоимость чистых активов.
Процентная норма устанавливается на основании профессионального суждения аудитора. Стандарт указывает, что существует соотношение между процентной нормой и выбранным контрольным показателем: к контрольным показателям большей величины применяется меньшая процентная норма (например, для коммерческой организации приемлемой нормой может быть 5% от прибыли до налогообложения и 1% от совокупной выручки). Однако, как указывает стандарт, при других обстоятельствах приемлемыми могут быть признаны более высокие или низкие нормы.
МСА 320 указывает далее: если в конкретных обстоятельствах есть основания полагать, что имеются отдельные классы операций, сальдо счетов, раскрытия информации, искажения в которых (ниже, чем уровень существенности для отчетности в целом) могут повлиять на экономические решения пользователей, то аудитор должен определить уровни существенности для таких классов операций, сальдо счетов, раскрытий информации. При рассмотрении вопроса, для каких отдельных классов операций, сальдо счетов, раскрытий информации аудитору следует определить уровни существенности, необходимо анализировать факторы, указанные стандартом (принадлежность к элементам финансовой отчетности; значение для пользователей отчетности; производственную и экономическую среду, в которой организация ведет свою деятельность и др.).
Таким образом, МСА 320, с одной стороны, устанавливает конкретные требования к аудитору в отношении оценки существенности (необходимость выбора контрольных показателей, характеризующих отчетность в целом; установления для них уровней и порогов существенности и т.д.), с другой стороны, оставляет аудитору полную свободу действий по осуществлению данной оценки. Анализ известных литературных источников демонстрирует чрезвычайное разнообразие возможных подходов к оценке существенности.
Несомненно, что обеспечение сопоставимости выводов разных аудиторов о существенности искажений, выявленных ими в отчетности различных организаций, может быть достигнуто только путем унификации подхода к выбору системы контрольных показателей, а также подхода к расчету уровней и порогов существенности в стоимостном выражении. Подобная унификация возможна в соответствующем стандарте СРО, для подготовки которого необходимо проведение анализа и обобщения известных разработок по оценке существенности в аудите, содержащихся в литературных источниках.
4. Оценка рисков существенного искажения. Определения аудиторского риска и его компонентов даны в МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита». МСА 200 содержит следующие определения:
- аудиторский риск — риск составления аудитором ошибочного аудиторского заключения в случае, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения;
- риск существенного искажения — риск того, что финансовая отчетность содержит существенные искажения до проведения аудита;
- риск необнаружения — риск того, что в результате проведения аудиторских процедур искажения, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с другими искажениями, не будут обнаружены аудитором;
- неотъемлемый риск — риск того, что в классах операций (оборотах счетов), сальдо счетов или раскрытиях информации возможны искажения, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с другими искажениями, при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля;
- риск средств контроля — риск того, что искажение, которое может иметь место в классах операций, сальдо счетов или раскрытиях информации и которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с другими искажениями, не будет своевременно предотвращено или выявлено и устранено системой внутреннего контроля аудируемого лица.
Отметим, что определение понятия «риск» через понятие «риск» корректно только в том случае, если предварительно определено, что такое риск вообще. В различных ситуациях понятие «риск» определяют по-разному. Из последующих положений МСА 200 и МСА 315, посвященных оценке компонентов аудиторского риска, можно сделать вывод, что стандарты под риском понимают вероятность наступления неблагоприятного события. Тогда под аудиторским риском следует понимать вероятность события, заключающегося в том, что аудитор составит ненадлежащее аудиторское заключение при наличии существенных искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Дефиниция аудиторского риска как вероятности следует, в частности, из положений МСА 200, который поясняет, что оценка риска в большей степени является предметом профессионального суждения аудитора (т.е. аудиторский риск и его компоненты — это чаще субъективные вероятности), хотя риск может быть и предметом точного измерения (статистической вероятностью). Более подробного разъяснения, в каких случаях компоненты аудиторского риска можно рассматривать как субъективные вероятности, а в каких — как статистические, стандарт не содержит.
В отношении оценки аудиторского риска и его компонентов МСА 200 указывает, что аудитор может использовать модель, которая выражает общее соотношение компонентов аудиторского риска: риска существенного искажения; риска необнаружения; неотъемлемого риска; риска средств контроля (контрольного риска).
Для аудиторского риска и его компонентов указанная модель может быть получена из следующих соображений.
Неотъемлемый риск (обозначим его RНТ) — это вероятность события (назовем его событием 1), заключающегося в том, что бухгалтерия организации может допустить существенную ошибку хотя бы в одном показателе бухгалтерской отчетности, характеризующего отчетность в целом. Контрольный риск (обозначим его RК) — это вероятность события (назовем его событием 2), заключающегося в том, что система внутреннего контроля (СВК) организации может не выявить существенную ошибку при условии, что последняя допущена бухгалтерией. Риск необнаружения (обозначим его RНО) — это вероятность события (назовем его событием 3), заключающегося в том, что аудитор не обнаружит существенную ошибку при условии, что последняя допущена бухгалтерией и не выявлена СВК. Тогда поскольку RК — это условная вероятность события 2 в предположении, что произошло событие 1, а RНО — условная вероятность события 3 в предположении, что произошли события 1 и 2, то в силу теоремы умножения вероятностей аудиторский риск (обозначим его RА) будет равен произведению вероятности события 1 на условную вероятность события 2 и на условную вероятность события 3:
RА = RНТ · RК · RНО (1)
Риск существенного искажения (обозначим его RСИ), — это вероятность события, заключающегося в том, что финансовая отчетность была существенно искажена до проведения аудита. Тогда в силу определений, данных выше, риск существенного искажения равен произведению неотъемлемого и контрольного рисков:
RСИ = RНТ · RК (2)
Из (1) и (2) получаем:
RА = RСИ · RНО (3)
Эту модель и имеет в виду МСА 200, который указывает, что аудиторский риск является функцией риска существенного искажения и риска необнаружения, а риск существенного искажения, в свою очередь, является функцией неотъемлемого риска и риска средств контроля.
Далее МСА 200 поясняет, что неотъемлемый риск и риск внутреннего контроля могут оцениваться как по отдельности, так и в совокупности (путем оценки риска существенного искажения, что рекомендуется стандартом как более предпочтительный подход), в зависимости от выбранной методологии и практических соображений.
МСА 200 указывает также, что оценка рисков может производиться либо в количественных (например, в процентах), либо в неколичественных величинах. Указаний на то, в каких неколичественных величинах может производиться оценка риска, стандарт не содержит.
Основные обязанности аудитора по выявлению и оценке рисков существенного искажения финансовой отчетности организации определяет МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации».
Стандарт обязывает аудитора оценивать риски существенного искажения, возникшие в результате ошибки или мошенничества, причем оценка эта согласно стандарту должна осуществляться:
- на уровне в отчетности в целом;
- на уровне утверждений в отношении классов операций, сальдо счетов, раскрытий информации.
Риск существенного искажения на уровне отчетности в целом — это (согласно МСА 315) риск, распространяющийся на всю отчетность и влияющий на многие утверждения (например, риск, возникающий вследствие некомпетентности лиц, ответственных за составление отчетности).
Риск на уровне утверждений в отношении классов операций, сальдо счетов, раскрытий информации — это риск существенного искажения в конкретном классе операций, сальдо счета, раскрытии информации (например, риск, возникающий вследствие наличия существенного объема корректировок в конкретном классе операций). Выявление и оценка рисков существенного искажения на уровне утверждений способствует определению характера, сроков и объема последующих аудиторских процедур на уровне утверждений (согласно МСА 330) с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств.
МСА 315 указывает, что оценка рисков существенного искажения осуществляется аудитором путем анализа информации, полученной в ходе изучения деятельности и коммерческого окружения организации (отраслевых, нормативных и иных внешних факторов; характера деятельности и т.д.), а также изучения системы внутреннего контроля организации (контрольной среды; контрольных мероприятий и т.д.). Примеры факторов, которые могут влиять на риск существенного искажения, приведены в Приложении 2 к МСА 315. При этом некоторые факторы, указанные в Приложении 2, очевидно влияют на риск существенных искажений на уровне отчетности в целом (например — сложность нормативно-правового регулирования деятельности организации), а некоторые — на риск существенных искажений на уровне утверждений в отношении классов операций, сальдо счетов, раскрытий информации (например — наличие операций, характеризующихся неопределенностью расчетной оценки), но приведены они в едином перечне и не разделены по указанному признаку.
Отметим также, что МСА 315 не содержит никакой информации по практическому применению процедур оценки рисков, а также по применению неколичественных (качественных) величин оценки рисков.
Далее укажем, что установив требование выявить и оценить риски существенного искажения, возникшие в результате ошибки или мошенничества, МСА 315 не дифференцирует риск существенного искажения по причине его возникновения (ошибка — мошенничество). Особенностям оценки риска существенного искажения, возникающего вследствие мошенничества, посвящены разделы 12-27 МСА 240 «Обязанности аудитора в случае выявления мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности», который в числе прочего устанавливает порядок применения МСА 315 по отношению к рискам существенного искажения в результате мошенничества.
МСА 240 определяет понятия ошибки и мошенничества следующим образом: ошибка — это неумышленное действие, приводящее к искажению финансовой отчетности; мошенничество — умышленное действие одного или нескольких лиц из числа руководства, представителей собственника, работников или третьих лиц, связанное с использованием обмана с целью получения несправедливого или незаконного преимущества.
Согласно требованиям МСА 240, при выявлении и оценке рисков существенного искажения (как на уровне финансовой отчетности в целом, так и на уровне утверждений) аудитор должен оценить, свидетельствует ли полученная информация о присутствии факторов риска мошенничества.
Под факторами риска мошенничества МСА 240 понимает события или обстоятельства, которые свидетельствуют о наличии «треугольника мошенничества», который включает в себя:
- наличие стимула для совершения мошенничества (например, затруднительные жизненные обстоятельства);
- осознанную возможность совершения мошенничества (например, в результате отсутствия надлежащего внутреннего контроля);
- способность логически обосновать совершение мошеннического действия (например, установка «меня обкрадывают, поэтому я лишь возвращаю то, что является моим по праву»).
Таким образом, при оценке риска существенного искажения согласно МСА 315 аудитор должен проанализировать, имеют ли место события или обстоятельства, которые свидетельствуют о наличии «треугольника мошенничества» (факторы риска мошенничества).
Примеры факторов риска мошенничества (фальсификации отчетности и присвоения активов), классифицированные по трем причинам «треугольника мошенничества», приведены в Приложении 1 к МСА 240. Например, для фальсификации отчетности одним из стимулов совершения мошенничества согласно Приложению 1 является существенная зависимость вознаграждения от результатов деятельности организации;одной из возможностей его совершения — неэффективность СВК; одной из возможностей обосновать совершение мошенничества — низкое моральное состояние высшего руководства.
Выявив факторы риска мошенничества, аудитор должен оценить риск существенного искажения в результате мошенничества как на уровне отчетности в целом, так и на уровне классов операций, сальдо счетов, раскрытий информации. Обстоятельства, указывающие на риск существенного искажения вследствие мошенничества, приведены в Приложении 3 к МСА 240.
Отметим при этом, что аналогично указанному выше обстоятельству некоторые факторы, указанные в Приложении 3 к МСА 240, очевидно влияют на риск существенных искажений в результате мошенничества на уровне отчетности в целом, а некоторые — на риск существенных искажений в результате мошенничества на уровне утверждений в отношении классов операций, сальдо счетов, раскрытий информации, но приведены они в едином перечне и не разделены по указанному признаку.
Очевидно, что для обоснованной оценки рисков существенного искажения в результате ошибки или мошенничества необходимо осуществить:
а) распределение факторов, приведенных в Приложении 2 к МСА 315 и в Приложении 3 к МСА 240, на группу, оказывающую влияние на отчетность в целом, и группу, оказывающую влияние на классы операций, сальдо счетов, раскрытия информации;
б) разработку возможной методики практического применения процедур оценки рисков, а также применения неколичественных (качественных) величин оценки рисков.
5. Выбор аудиторских процедур. Общие требования к аудитору по разработке (планированию) аудиторских процедур и их выполнению установлены МСА 500 «Аудиторские доказательства», согласно которому аудитор должен разработать и выполнить аудиторские процедуры, на основании которых могут быть получены достаточные надлежащие аудиторские доказательства.
В числе других требований стандарт устанавливает, что при разработке (планировании) аудиторских процедур проверки документов или активов аудитор должен определить, какие способы выбора позиций для выполнения проверки будут эффективны для целей аудиторской процедуры.
В пояснительных материалах стандарт указывает, что при выборе позиций для выполнения проверки документов или активов аудитор может использовать следующие способы:
- выбор всех позиций (сплошная проверка);
- выбор конкретных позиций (выборочная проверка);
- формирование аудиторской выборки (выборочная проверка).
Сплошная проверка целесообразна, если проверяемая совокупность состоит из небольшого количества позиций, а риск существенного искажения отличен от приемлемо низкого.
Выборочная проверка конкретных позиций согласно МСА 500 может состоять в следующем:
- выбор позиций, обладающих наибольшей стоимостью;
- выбор ключевых позиций (подозрительных, необычных, особо подверженных риску существенного искажения);
- выбор позиций, необходимых для получения определенной информации (например, организация торгует продовольственными и непродовольственными товарами. Для цели проверки выполнения правил торговли продовольственными товарами аудитор отбирает операции продаж продовольственных товаров).
Стандарт поясняет, что выборочная проверка конкретных позиций весьма эффективна, но ее результаты не могут быть распространены на всю совокупность позиций, поскольку при подобном способе аудитор получает аудиторские доказательства только в отношении отобранных конкретных позиций.
Очевидно, что при осуществлении выборочной проверки путем отбора конкретных позиций аудитор должен оценить вероятность (риск) существенного искажения в оставшейся части позиций. Если этот риск отличен от приемлемо низкого, аудитор должен применить ту или иную аудиторскую процедуру к оставшейся части позиций (например, сформировать аудиторскую выборку). Однако стандарт не содержит какой-либо информации, которая позволила бы аудитору осуществить подобную оценку.
Вопросы формирования аудиторской выборки и оценки результатов ее проверки рассматриваются в МСА 530 «Аудиторская выборка» (определение понятия аудиторской выборки дано там же), который в этой части дополняет МСА 500.
МСА 530 определяет аудиторскую выборку как выборку элементов из совокупности, формируемую таким образом, что каждый элемент совокупности имеет вероятность попасть в выборку. Благодаря этому в отличие от выбора конкретных позиций аудиторская выборка позволяет сделать выводы по всей совокупности позиций на основе проверки позиций из сформированной аудиторской выборки.
Элементами выборки согласно МСА 530 могут быть как натуральные единицы (документы — накладные, счета-фактуры, чеки, ордера, авансовые отчеты; операции; проводки), так и денежные единицы.
Далее МСА 530 вводит понятие «статистическая аудиторская выборка» и определяет это понятие следующим образом — это выборка, обладающая следующими характеристиками:
- случайный (или систематический со случайным выбором начальной точки) отбор элементов;
- использование теории вероятности (математической статистики) для оценки результатов проверки элементов выборки (включая определение риска выборки).
В Приложении 4 к МСА 530 описано применение случайного и систематического отбора элементов со случайным выбором начальной точки отбора для формирования статистической выборки.
Стандарт не содержит сведений о том, каким образом теория вероятности (математическая статистика) может быть использована для оценки результатов проверки элементов статистической выборки.
Стандарт вводит понятия риска выборки и риска, не связанного с выборкой. Риск выборки — это вероятность того, что выводы аудитора, сделанные на основе выборочной проверки путем формирования аудиторской выборки, будут отличаться от выводов, которые были бы сделаны в случае применения той же аудиторской процедуры ко всем элементам генеральной совокупности. Риск, не связанный с выборкой — это вероятность ошибочных выводов аудитора, сделанных на основе выборочной проверки по любой причине, не связанной с риском выборки.
Из определения риска выборки следует, что он определяется объемом выборки. Чем больше объем выборки, тем меньше риск выборки (при сплошной проверке риск выборки равен нулю).
МСА 530 указывает, что при формировании статистической выборки аудитор может определить объем выборки с помощью статистических формул, исходя из принятого аудитором приемлемо низкого риска выборки. При этом стандарт не содержит сведений о том, какие статистические формулы могут использоваться аудитором для определения объема выборки и риска выборки.
Стандарт оперирует также понятием расчетного (прогнозируемого) искажения. Определение данного понятия дано в пояснительных материалах к МСА 450, согласно которым расчетное (прогнозируемое) искажение — это оценка аудитором наиболее вероятной суммы искажений в генеральной совокупности путем распространения искажений, обнаруженных в элементах выборки, на генеральную совокупность.
МСА 530 обязывает аудитора распространить искажения, обнаруженные в элементах выборки, на генеральную совокупность, т.е. определить расчетное (прогнозируемое) искажение в генеральной совокупности. Однако стандарт не содержит сведений о том, каким образом аудитор может осуществить подобную операцию.
Таким образом, для обоснованного выполнения выборочной проверки согласно МСА 500 и МСА 530 необходима разработка методик:
а) оценки риска существенного искажения в оставшейся части позиций при выполнении выборочной проверки путем отбора конкретных позиций;
б) определения объема выборки и риска выборки при формировании статистической выборки;
в) определения расчетного (прогнозируемого) искажения в генеральной совокупности.
Разработка подобных методик возможна в соответствующем стандарте СРО, для составления которого необходимо проведение анализа и обобщения известных разработок по выполнению выборочных проверок в аудите, содержащихся в литературных источниках.
6. Оценка результатов выполнения процедур. Общие задачи аудитора по оценке выявленных искажений определяет МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита». Стандарт содержит определение, не использовавшееся ранее в федеральных стандартах аудита — «явно незначительные искажения». Согласно МСА 450 это искажения, имеющие существенно меньший порядок величины, чем уровень существенности, определенный согласно МСА 320, и явно не имеющие никаких последствий независимо от применяемого критерия измерения (размер, характер, обстоятельства возникновения). Понятие явно незначительных искажений, как поясняет МСА 450, не тождественно понятию несущественных искажений. При этом стандарт рекомендует следующее правило: если есть какие-либо сомнения в явной незначительности выявленного искажения, его не следует относить к явно незначительным. Искажения, отнесенные к явно незначительным, не накапливаются аудитором для сравнения с порогом существенности и не включаются в объем информации, подлежащей сообщению руководству и представителям собственника аудируемого лица. Для отнесения выявленных искажений к явно незначительным аудитор должен установить «уровень незначительности» — величину, имеющую существенно меньший порядок, чем уровень существенности, определенный согласно МСА 320.
Отметим, что понятие «уровень незначительности» является новым для аудиторов, работавших в соответствии с федеральными аудиторскими стандартами.
Выше нами была рекомендована унификация подхода к расчету уровня и порога существенности в стоимостном выражении путем разработки соответствующего стандарта СРО. Представляется целесообразным в рамках стандарта, посвященного унификации подхода к расчету уровня и порога существенности, рассмотреть и вопрос расчета уровня незначительности.
Особенности оценки результатов аудиторских процедур рассмотрены также в разделах 34-38 МСА 240 «Обязанности аудитора в случае выявления мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности».
МСА 240 содержит следующее требование: при выявлении искажения аудитор должен оценить, свидетельствует ли оно о совершении мошенничества.
Выполнение данного требования создает для аудитора ряд важных последствий.
Во-первых, если у аудитора есть основания предполагать, что выявленное искажение является результатом мошенничества и к нему причастно руководство, то аудитор должен пересмотреть оценку рисков существенного искажения в результате мошенничества, а также пересмотреть характер, сроки и объем аудиторских процедур, направленных на противодействие выявленным рискам. Стандарт указывает также, что в подобном случае аудитор может столкнуться с исключительной ситуацией, которая ставит под сомнение его способность продолжать задание. В этом случае согласно МСА 240 аудитор должен рассмотреть целесообразность отказа от выполнения задания.
Во-вторых, если аудитор выявляет (предполагает) совершение мошенничества, он должен определить, обязан ли он сообщить об этом какому-либо лицу за пределами организации, если установленные законом обязанности аудитора имеют преимущественную силу по сравнению с обязанностью соблюдения конфиденциальности.
Российское законодательство (Федеральный Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон № 307-ФЗ) в целях обеспечения принципа конфиденциальности обязывает аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) и ее работников хранить аудиторскую тайну. Под аудиторской тайной закон понимает любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее работниками, с которыми заключены трудовые договоры, при проведении аудита, оказании сопутствующих или прочих услуг, предусмотренных Законом, за исключением:
- сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия;
- сведений о заключении с аудируемым лицом договора об оказании аудиторских услуг;
- сведений о величине оплаты аудиторских услуг.
При этом передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом № 307-ФЗ и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.
В частности, Федеральным Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлена обязанность лица, осуществляющего оказание юридических или бухгалтерских услуг, при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции заказчика услуг осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомить об этом уполномоченный государственный орган (Росфинмониторинг).
Статьей 13 Закона № 307-ФЗ установлена обязанность аудитора информировать учредителей (участников) аудируемого лица (либо его руководство) о ставших известными аудитору фактах коррупционных правонарушений аудируемого лица, о признаках таких фактов, о риске возникновения таких фактов. Если учредители аудируемого лица (либо его руководство) в течение 90 календарных дней не проинформируют аудитора в письменном виде о принятых ими мерах, аудитор обязан проинформировать об этом соответствующий уполномоченный государственный орган.
Определение коррупции при этом дано в Федеральном Законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно статье 1 указанного закона, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Таким образом, российским законодательством предусмотрены чрезвычайно ответственные меры, которые должен предпринять аудитор, если по его оценке выявленное искажение будет являться результатом мошенничества.
Вместе с тем, вменив в обязанность аудитору оценить, является ли выявленное искажение результатом мошенничества, стандарт не содержит каких-либо пояснений в отношении того, каким образом аудитор может идентифицировать выявленные искажения как мошеннические и получить достаточные надлежащие доказательства этого обстоятельства.
Детализация подобных пояснений возможна в соответствующем стандарте СРО, для подготовки которого необходимо проведение анализа и обощения известных разработок по выявлению фактов мошенничества в ходе аудита, содержащихся в литературных источниках.
7. Составление аудиторского заключения. Аудиторским выводам и заключениям посвящен ряд стандартов (МСА 700, 705, 706, 710, 720, 800, 805, 810). Основные требования к составлению аудиторского заключения по финансовой отчетности общего назначения содержит МСА 700 «Формирование и представление заключения по финансовой отчетности».
МСА 700 указывает на следующее обстоятельство: если в соответствии с национальными законодательными (нормативными) актами аудитор обязан использовать специальный формат или конкретные формулировки аудиторского заключения, то оно будет соответствовать МСА, если только будет содержать следующие обязательные элементы:
- название;
- наименование получателя;
- вступительный раздел с указанием проаудированной финансовой отчетности;
- раздел «Обязанности руководства по подготовке финансовой отчетности»;
- раздел «Обязанности аудитора», описывающий обязанности аудитора по составлению заключения, включая ссылку на МСА, а также описание аудита в соответствии с указанными МСА;
- раздел «Заключение», включающий заключение по финансовой отчетности с указанием применяемых принципов ее составления;
- подпись аудитора;
- дата аудиторского заключения;
- адрес аудитора.
В России требования к формату аудиторского заключения установлены Законом № 307-ФЗ. Согласно статье 6 закона аудиторское заключение должно содержать:
- наименование «Аудиторское заключение»;
- указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
- сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
- сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
- перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
- сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
- мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;7.1) результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами;
- указание даты заключения.
Поскольку российским законодательством установлен определенный формат аудиторского заключения, то согласно МСА 700 оно должно содержать перечисленные в требованиях МСА 700 обязательные элементы.
Отметим, что применение МСА 700 в условиях российского законодательства требует определенной работы над его детализацией, поскольку формулировки, содержащиеся в ст. 6 Закона № 307-ФЗ, не вполне корреспондируют формулировкам, содержащимся в нормах МСА 700. Уточненные требования к аудиторскому заключению по финансовой отчетности общего назначения могут быть установлены соответствующим стандартом СРО.
Очевидно, что подобный стандарт СРО, как минимум, должен содержать следующие положения.
1. Наименование. Закон № 307-ФЗ указывает на следующее наименование: «Аудиторское заключение», а МСА 700 требует, чтобы название содержало указание на независимость аудитора (например, «Заключение независимого аудитора») — п. 21 и п. А15 МСА 700. Возможным вариантом является установление стандартом СРО наименования, соответствующего требованиям Закона № 307-ФЗ и МСА 700, например «Аудиторское заключение (заключение независимого аудитора)».
2. Мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
В соответствии с требованиями МСА 700 в разделе «Заключение» в немодифицированном заключении по финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с принципами справедливого представления, должно указываться, что:
- финансовая отчетность отражает справедливо во всех существенных аспектах (финансовое положение АО «ХХХ» на 31 декабря 20ХХ года, а также его финансовые результаты...) в соответствии с (указываются применяемые принципы финансовой отчетности, например, Международными стандартами финансовой отчетности); либо, что:
- финансовая отчетность дает достоверное и справедливое представление (о финансовом положении АО «ХХХ» на 31 декабря 20ХХ года, а также его финансовых результатах.) в соответствии с (указываются применяемые принципы финансовой отчетности, например, Международными стандартами финансовой отчетности).
Раздел же «Заключение» в немодифици-рованном заключении по финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с принципами соответствия, должен указывать, что:
- финансовая отчетность во всех существенных аспектах подготовлена в соответствии с... (указываются применяемые принципы финансовой отчетности).
Таким образом, если заключение составляется по отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, то поскольку МСФО являются принципами справедливого представления, раздел «Заключение» должен указывать, что финансовая отчетность отражает справедливо во всех существенных аспектах(либо, что финансовая отчетность дает достоверное и справедливое представление) и т.д.
У аудиторов, составляющих заключение по финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с принципами, установленными законом о бухгалтерском учете и российскими ПБУ, естественно может возникнуть вопрос, от которого зависит формулировка раздела «Заключение»: являются ли эти принципы принципами справедливого представления или принципами соответствия? Поскольку ни Закон № 402-ФЗ, ни ПБУ Минфина России ответа на этот вопрос не содержат, ответ может быть получен из анализа вышеуказанных принципов.
МСА 700 определяет эти понятия следующим образом.
Принципы справедливого представления — это принципы финансовой отчетности, которые прямо признают или подразумевают, что для справедливого представления финансовой отчетности от руководства может потребоваться раскрытие дополнительной информации помимо той, раскрытие которой прямо предусмотрено такими принципами.
Принципы соответствия — это принципы финансовой отчетности, которые требуют только соблюдения таких принципов.
Анализ принципов составления финансовой отчетности, установленных ПБУ, позволяет утверждать, что это — принципы справедливого представления, поскольку нормы подавляющего большинства ПБУ содержат формулировку: «В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация...», т.е. подразумевают, что для справедливого представления финансовой отчетности может потребоваться раскрытие дополнительной информации помимо той, раскрытие которой прямо предусмотрено ПБУ.
Таким образом, в стандарте СРО целесообразно указать на данное обстоятельство.
3. Подписание аудиторского заключения. МСА 700 в отношении подписи заключения аудитором содержит отсылочную норму к национальной юрисдикции. В частности, МСА 700 устанавливает, что аудитор подписывает заключение от своего имени, либо от имени аудиторской фирмы, либо и в том и в другом качестве в зависимости от требований национальной юрисдикции.
Отметим, что Закон № 307-ФЗ не содержит требований, регламентирующих порядок подписания аудиторского заключения, и, следовательно, этот порядок может быть установлен в соответствующем стандарте СРО.
4. Порядок расположения разделов аудиторского заключения. Он различен в Законе № 307-ФЗ и в МСА 700. Например, сведения об аудиторе (адрес аудитора) МСА 700 предписывает расположить в конце заключения, после даты его составления, а Закон № 307-ФЗ — в начале, после сведений об аудируемом лице. Очевидно, что порядок расположения разделов аудиторского заключения также следует детализировать в стандарте СРО, приведя в последнем образцы аудиторских заключений.
Авторы надеются, что рекомендации, предложенные в настоящей статье, могут послужить методологической основой при разработке стандартов СРО аудиторов, первоочередной задачей которых, безусловно, является развитие тех положений МСА, которые требуют своей детализации и конкретизации.
Литература
- Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите / С.М. Бычкова, А.В. Газарян. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 262 с.
- Гутцайт Е.М. Аудит: концепция, проблемы, эффективность, стандарты / Е.М. Гутцайт. — М.: Элит2000, 2003. — 225 с.
- Исаева Н.Ю. Оценка эффективности аудиторских проверок / Н.Ю. Исаева // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 10.
- Кочинев Ю.Ю., Алио Ашрафф. Перспективы стандартизации аудита в Российской Федерации / Ю.Ю. Кочинев, Ашрафф Алио // Аудитор. — 2016. — № 2. — С. 12-18.
- Кочинев Ю.Ю. Оценка порога существенности / Ю.Ю. Кочинев // Аудитор. — 2016. — № 8. — С. 12-18.
- Макарова И.В., Широкова Е.Е. Международные стандарты аудиторской деятельности: значение, содержание и применение в России / И.В. Макарова, Е.Е. Широкова // Аудитор. — 2012. — № 11. — 18-31.
- Массарыгина В.Ф. О переходе к прямому применению международных стандартов аудита в отечественной практике // Аудиторские ведомости. — 2015. — № 1. — С. 5-13.