В статье рассмотрен вопрос приоритетности ориентации РФ на построение инновационной экономики как модели стратегического развития страны, в условиях которого будут реализовываться возможности обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках отечественной легкой промышленности, ее способность разработать, изготовить, предложить, вывести на рынок и продвигать на нем инновационные товары, ориентированные на удовлетворение существующих и новых потребностей потребителей, сформированных маркетингом.
Особенностью реализации рыночного потенциала легкой промышленности РФ как современного многоотраслевого промышленного комплекса, который включает 17 подотраслей, охватывает более 10 тыс. предприятий с персоналом более 150 тыс. человек, является то, что данный комплекс имеет чрезвычайно высокую ориентацию на конечного потребителя, постоянно требует от руководства и сотрудников предприятий легкой промышленности новых идей, решений, изменений в ассортиментной и маркетинговой политике. В этом контексте легкую промышленность следует характеризовать как такую сферу, в которой маркетинговый инструментарий формирования спроса и максимального удовлетворения потребностей потребителей имеет приоритетное значение в системе управления на уровне как отдельных предприятий, так и данного промышленного комплекса в целом. Однако существует ряд проблем, препятствующих не только развитию, но и самому факту существования, выживанию отечественной легкой промышленности в рыночных условиях, которые определяются, прежде всего, существенным конкурентным давлением со стороны иностранных производителей.
Высокая степень зависимости от внешних рынков требует как глубокого переосмысления сути и движущих сил формирования и трансформации систем управления конкурентоспособностью легкой промышленности РФ, так и поиска новых источников конкурентных преимуществ отечественной экономики в целом. Для этого необходимо разрабатывать и применять новые подходы к построению модели управления конкурентоспособностью на инновационной основе, что усложняется наличием противоречивых тенденций в развитии инновационных процессов — от внешней экспансии нововведений в ограниченности, дискретности, несистемности, слабой инвестиционной поддержке в формировании и внедрении инноваций на отечественных предприятиях.
Проблемам развития легкой промышленности РФ под влиянием конкуренции и в условиях существенной ограниченности кредитных и инвестиционных ресурсов посвящены работы многих исследователей, в которых описываются и разрабатываются инструменты и механизмы стимулирования развития на отраслевом и национальном уровне, которые имеют как протекционистский характер (ограничивая доступ иностранных конкурентов на отечественные рынки сбыта), так и ориентируются на инновации, креативность, интенсификацию производства, обновление технологической базы, повышение эффективности деятельности и т.д.
В то же время в условиях конкуренции, под влиянием глобализационных, в частности евроинтеграционных тенденций развития отечественной экономики, нельзя считать целесообразным применение существенных протекционистских мер как реакцию на фактор давления иностранных конкурентов. Ответом на влияние конкуренции для легкой промышленности страны может быть только разработка и внедрение управленческих, технологических, технических решений, креативных маркетинговых и дизайнерских идей, которые бы вывели данную отрасль на качественно новый уровень конкурентоспособности, характерный для европейской продукции, с доступной для внутреннего потребителя стоимостью, с эффективной маркетинговой, рекламной поддержкой процессов формирования спроса и сбыта продукции отечественных предприятий легкой промышленности.
При таких условиях возникает потребность в разработке стратегических приоритетов развития легкой промышленности РФ как промышленного комплекса, который является потенциально прибыльным и конкурентоспособным на мировом рынке товаров, где особенно перспективными являются инновационные идеи и технологии, созданные в результате профессионального и быстрого реагирования на динамические изменения предпочтений потребителей, усовершенствования в используемых материалах и технологиях.
Решение данной проблемы является задачей не только уровня отдельного предприятия, ее следует рассматривать на мезо- и макроуровне, определяя ключевые предпосылки, способствующие реализации инновационного потенциала отрасли в целом и ее предприятий в частности, способствуя решению маркетинговой задачи, которая является важной на макроуровне — обеспечение населения страны качественной продукцией легкой промышленности по приемлемым ценам. Указанные предпосылки можно описать в общем виде как способность экономики страны использовать в качестве основных рыночных преимуществ инновации, креативность информационных технологий и компьютеризированных систем, высокие производственные и маркетинговые технологии. В современной экономической науке подобная экономика определяется как инновационная. Распространенным является ее понимание как экономики общества, основанное на знаниях, инновациях, доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.
Центральным моментом инновационной деятельности субъектов инновационной экономики является специфическая активность субъекта, которая соответствует основным этапам развития инновационных процессов и направлена на создание и внесение качественных, принципиальных изменений в собственной системе организации, управления, производства и т.д. Обозначенная деятельность является системной, направленной на реализацию нововведений на основе использования и внедрения новых идей, знаний, подходов или трансформации известных результатов научных исследований и практических разработок в новый или усовершенствованный продукт.
В концептуальных позициях ученых относительно инновационной экономики наука и технологии трансформируют и заставляют традиционные сферы материального производства радикально менять свою технологическую основу, учитывая то, что не основанное на инновациях производство в инновационной экономике является нежизнеспособным и ненужным рынку. На уровне отраслей концепт инновационной экономики находит свое отражение в увеличенной изменчивости технологий в результате постоянных инноваций, в росте мобильности отраслевых структур, в усилении внутриотраслевой интеграции и глобальной конкуренции. На уровне предприятий тенденции проявляются в виртуализации ресурсов в глобальном “разнесении” цепочек создания ценности, в концентрации фирм на своих “ключевых” компетенциях и передаче других функций внешним подрядчикам, в распространении сетевых и виртуальных организационных форм, в распространении применения креативных технологий.
Само становление подобной, инновационной экономики в РФ должно стать ориентиром для того, чтобы сформировать благоприятные условия для развития промышленных комплексов и отраслей, в частности — легкой промышленности.
Учитывая это, существует необходимость корректировки традиционных взглядов относительно направлений и путей инновационного развития отечественной легкой промышленности в условиях становления инновационной экономики. Предлагается на макроуровне характеризовать это развитие такими группами факторов (Рис. 1).
Рис. 1. Ключевые группы факторов влияния на инновационное развитие легкой промышленности РФ (макроуровень влияния)
Анализируя приведенные на Рис. 1 группы факторов, следует отметить, что развитие легкой промышленности РФ должно быть целенаправленным процессом, основанным на результатах всестороннего анализа наиболее влиятельных факторов. При этом следует дифференцировать факторы макроуровня на те, которые зависят от государственной политики (внутренние), и в значительной степени будут формироваться под влиянием процессов становления инновационной экономики как целесообразного ориентира развития страны, и внешние, которые действуют на международном уровне. Это позволит отслеживать причины возникновения определенных проблемных ситуаций с реализацией стратегии как на макроуровне, так и на мезоуровне (отраслевом) и микроуровне (уровне предприятия), искать возможности решения этих проблем. Влияние на формирование инновационной экономики на макроуровне возможно прежде всего через целенаправленную деятельность объединений предприятий, профессиональных союзов, ассоциаций, руководства отдельных предприятий на органы власти.
Следует отметить, что в общем прогресс в продвижении экономики РФ на пути к формированию инновационной экономики позволяет промышленному комплексу легкой промышленности страны:
- адаптироваться к изменениям условий хозяйствования в условиях глобализации и евроинтеграции;
- повысить качество продукции и в большей степени удовлетворять запросы потребителей;
- поддерживать высокую эффективность производства и сбыта продукции;
- применять стратегию первооткрывателя рынка и ценовые стратегии “снятия сливок” на сегментах, где будет оказываться инновационная активность и креативность;
- повысить уровень квалификации персонала на основе развития навыков в формировании и реализации их инновационной и креативной активности.
В результате инновационная деятельность легкой промышленности страны, которая должна существенно активизироваться в благоприятных для этого условиях инновационной экономики страны, позволит:
- усилить рыночные и конкурентные позиции легкой промышленности страны, создать условия для выживания и развития данного промышленного комплекса;
- укрепить его финансовое положение и инвестиционные возможности, усилить имидж продукции и товаропроизводителя;
- укрепить партнерские связи (с потребителями, поставщиками, посредниками, кредитно-финансовыми учреждениями и т.д.);
- повысить продуктивность деятельности.
Воплощение инициатив и принципов, заложенных в концепции инновационной экономики, и достижение установленных целевых ориентиров развития страны позволит обеспечить формирование системы управления инновационным развитием страны. Подобная система представляет собой открытую систему наиболее важных элементов, обеспечивающих целенаправленное продвижение страны на пути инновационного развития (Рис. 2).
Рис. 2. Система управления инновационным развитием страны
Ориентирами становления и развития инновационной экономики в РФ, учитывая опыт современных развитых экономик мира, должны стать: высокое качество жизни населения, как следствие — его высокая покупательная способность, способность покупать высокотехнологичную продукцию, что можно обеспечить благодаря высокой стоимости и качеству человеческого капитала; одновременно качество человеческого капитала должно обеспечиваться повышением уровня развития образования и науки, что определяет возможности для реализации технологий и производства преимущественно на IV-VI технологических укладах.
Важным является обеспечение для бизнеса на уровне страны высокого уровня свободы поведения на рынке, следствием чего должны стать:
- рост конкуренции на внутреннем рынке и высокий спрос на инновации;
- создание новых рыночных сегментов (под новые, высокотехнологичные продукты), развитие существующих рынков;
- активизация маркетинговой деятельности, развитие индустрии знаний и их экспорта.
Указанные условия позволят создать такую средувпределахстраны, что будет характеризоваться избыточностью предложения инновационных решений и, как следствие, эффективностью реализации на практике наиболее продуктивной части из них, за счет конкуренции инноваций, идей, решений, технологий, процессов. Индикаторами успешности продвижения на пути создания инновационной экономики РФ должны быть:
- рост доли инновационных предприятий, и как ориентир для инновационной экономики выработка в пределах страны инновационной продукции более 60-80% от общего объема производства;
- высокая конкурентоспособность продукции и предприятий отечественной экономики и эффективность маркетинговой деятельности этих предприятий на внешних рынках, и, как следствие, — высокий уровень конкурентоспособности экономики РФ.
Для успешной реализации инновационного потенциала легкой промышленности РФ, на наш взгляд, следует создавать такой креативно-инновационный климат, который бы характеризовался: высокой инициативностью персонала к участию в решении проблем предприятия; эффективным мотивационным механизмом формирования креативных решений каждым работником. Необходимо создание такого механизма, в котором все участники инновационных изменений осознают выгодность инновационной деятельности не только для предприятия, но и для них самих, потому что повышение их доходов зависит от эффективности деятельности предприятия, от расширения его рыночных возможностей с помощью внедрения инноваций.
Выводы
Таким образом, становление и развитие инновационной экономики целесообразно рассматривать в качестве главного стратегического ориентира развития РФ в современных условиях. Продвижение в направлении формирования подобного состояния экономики в стране будет определять возможности фактического улучшения существующего положения мезо- и микроуровня экономики, в частности промышленного комплекса легкой промышленности, путем внедрения определенных новейших, лучших, чем существующие, решений, технологий, идей в определенной сфере деятельности (экономике, маркетинге, управлении, технологии, технике и т.д.).
Одной из основных возможностей обеспечения выживания и развития отечественных экономических субъектов легкой промышленности, которую способна обеспечить инновационная экономика, становится возможность предложить, разработать, изготовить, вывести на рынок и продвигать на нем ориентированные на удовлетворение существующих потребностей инновационные товары с новыми потребительскими качествами, или же товары, предназначенные для удовлетворения новых (в том числе принципиально новых) нужд (в ряде случаев эти цели целенаправленно формируются). То есть именно инновационность становится ключом для решения проблем расширения рыночных возможностей и усиления рыночных позиций на уровне как конкретной страны, отрасли, так и на уровне предприятия в условиях целенаправленной, согласованной на макро-, мезо- и микроуровне проактивной политики создания инновационной экономики, как модели стратегического развития РФ.