Часто используемым способом привлечения инвестора в акционерное общество является закрытая подписка. При всей внешней урегулированности данной процедуры практика показывает, что отдельные моменты могут стать для ее участников неожиданными. В настоящей статье будут рассмотрены некоторые проблемы, с которыми могут столкнуться и акционерное общество — эмитент, и инвестор при осуществлении процедуры эмиссии дополнительных акций, размещаемых таким способом.
Общий алгоритм действий при осуществлении процедуры эмиссии урегулирован Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Приказом ФСФР России от 25.01.2007 г. № 07-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (далее — Стандарты эмиссии).
Согласно п. 2.1.1 Стандартов эмиссии процедура эмиссии ценных бумаг включает в себя следующие этапы:
- принятие решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг (далее — решение о размещении ценных бумаг);
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; размещение ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Успешное осуществление процедуры эмиссии во многом зависит от того, насколько верно будут определены параметры предстоящей эмиссии и спланирован весь комплекс мероприятий по ее проведению.
Рассмотрим подробнее отдельные моменты, которые могут повлиять на результат эмиссии и которые по этой причине желательно учитывать при планировании процедуры эмиссии.
Правильно определить количество дополнительных акций
С момента принятия решения о размещении дополнительных акций посредством закрытой подписки и до момента размещения акций инвестору количество таких дополнительных акций, изначально предназначавшихся конкретному инвестору, может уменьшиться в связи с осуществлением преимущественного права приобретения дополнительных акций лицами, голосовавшими против или не принявшими участия в голосовании по вопросу о размещении акций на основании ст. 40 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ «Об АО»).
Следовательно, при установлении количества дополнительных акций, подлежащих размещению в пользу инвестора с целью получения им определенной доли в уставном капитале эмитента (определенной доли от общего количества голосующих акций эмитента), необходимо попытаться спрогнозировать, кто из акционеров пожелает участвовать в закрытой подписке. Этого можно достичь с помощью анализа участия акционеров в предыдущих общих собраниях общества.
Так как преимущественное право приобретения дополнительных акций не возникает у лиц, выбравших варианты голосования «за» или «воздержался» при принятии решения о размещении, то с большой долей вероятности можно предположить, что в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения, не войдут акционеры, которые обычно активно участвуют в собраниях и поддерживают решения органов управления общества, а также акционеры, которые выступают инициаторами привлечения инвестора.
Из списка лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций, можно смело вычеркивать тех акционеров — физических лиц, о которых известно, что они умерли, а также тех акционеров — юридических лиц, деятельность которых прекращена (эту информацию можно получить, запросив выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, либо ознакомившись со сведениями, размещенными на сайте www.nalog.ru). Кроме того, представляется маловероятным участие в приобретении по преимущественному праву дополнительных акций тех владельцев акций, которые не интересуются деятельностью общества и не участвуют в его управлении, годами не посещают общие собрания.
Установив таким образом круг лиц, которые могут воспользоваться преимущественным правом приобретения дополнительных акций, можно более точно рассчитать размер эмиссии — количество дополнительно выпускаемых акций. При этом следует иметь в виду, что при размещении дополнительных акций может сложиться ситуация, когда не каждый акционер, имеющий преимущественное право приобретения дополнительных акций, захочет его реализовать, или вообще никто не воспользуется преимущественным правом приобретения дополнительных акций. В этом случае инвестор вправе приобрести по своему усмотрению либо все акции выпуска и стать в результате владельцем большего количества голосов, чем это предполагалось на этапе планирования эмиссии, либо ограничиться приобретением заранее оговоренного количества акций.
В последнем случае количество акций дополнительного выпуска уменьшается на число неразмещенных акций на основании отчета об итогах их выпуска (п. 6.5.7 Стандартов эмиссии) и уставный капитал общества увеличивается на величину общей номинальной стоимости размещенных дополнительных акций (п. 2 ст. 12 ФЗ «Об АО»).
Не забыть об объявленных акциях
Так как дополнительные акции могут быть размещены только в пределах количества объявленных акций, установленного уставом акционерного общества, то отсутствие в уставе положений об объявленных акциях либо указание их в количестве, не достаточном для осуществления эмиссии, требует внесения в устав соответствующих изменений. Об этом необходимо помнить при формировании повестки дня общего собрания акционеров, созываемого в целях принятия решения о размещении дополнительных акций посредством закрытой подписки. ФЗ «Об АО» разрешает принимать на одном общем собрании акционеров решения как по вопросам о внесении в устав общества положений об объявленных акциях, так и об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (п. 3 ст. 28 ФЗ «Об АО»).
При внесении в устав положений об объявленных акциях необходимо указать, как того требует аб. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «Об АО», количество, номинальную стоимость, категории (типы) объявленных акций и права, предоставляемые этими акциями. Казалось бы, для объявленных обыкновенных акций достаточно прописать лишь их количество, ведь невозможно разместить дополнительные обыкновенные акции, номинальная стоимость которых отлична от номинальной стоимости размещенных обыкновенных акций[1]. Равно как невозможно разместить дополнительные обыкновенные акции, предоставляющие права, отличные от прав, предоставляемых ранее размещенными обыкновенными акциями[2]. Однако ФЗ «Об АО» в императивной форме установлено, что общество не вправе размещать дополнительные акции при отсутствии в его уставе положений об объявленных акциях в указанном объеме.
Опыт показывает, что при рассмотрении документов, представленных обществом на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг, сотрудники регистрирующего органа также склонны обращать особое внимание на наличие в уставе эмитента положений об объявленных акциях в указанном объеме, поскольку п. 2.4.17 Стандартов эмиссии запрещает государственную регистрацию дополнительного выпуска акций «до государственной регистрации в уставе акционерного общества — эмитента положений о номинальной стоимости и количестве объявленных акций соответствующих категорий (типов), а также о закрепляемых ими правах».
Таким образом, положения устава об объявленных акциях должны содержать информацию не только об их категории (типе) и количестве, но также и о номинальной стоимости, правах, предоставляемых объявленными акциями. При этом автор статьи считает, что можно не переписывать все положения устава о правах, предоставляемых акциями данной категории (типа), в пункт устава об объявленных акциях. Достаточно указать, что права, предоставляемые объявленными акциями данной категории (типа) в случае их размещения, полностью соответствуют правам, предоставляемым размещенными акциями данной категории (типа) в соответствии с уставом общества и законодательством Российской Федерации.
Но данное предложение применимо лишь в том случае, когда обществом уже размещались акции данной категории (типа) и устав акционерного общества уже содержит положения о правах, предоставляемых такими акциями.
Если же планируется увеличение уставного капитала общества путем размещения привилегированных акций, которые ранее обществом не размещались, то положения устава об объявленных акциях должны содержать информацию о правах, предоставляемых такими объявленными акциями.
Учесть риск возникновения обязанности регистрировать проспект ценных бумаг
При планировании эмиссии в пользу одного или нескольких инвесторов не следует забывать, что законодательство Российской Федерации требует учитывать при определении количества потенциальных приобретателей акций дополнительного выпуска акций не только лиц, поименованных в решении о выпуске, но и тех акционеров, у которых возникло преимущественное право приобретения дополнительных акций. В акционерных обществах (как правило, созданных в процессе приватизации имущества государственных предприятий), где имеется большое количество миноритарных акционеров, может сложиться ситуация, когда количество лиц, потенциально имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций, превысит 500.
Подобная ситуация повлечет за собой необходимость сопровождать государственную регистрацию выпуска ценных бумаг регистрацией проспекта ценных бумаг — согласно пп. б п. 2.1.3 Стандартов эмиссии.
Как известно, подготовка проспекта ценных бумаг — весьма трудоемкая и хлопотная работа, требующая участия различных служб акционерного общества при его составлении. Проспект ценных бумаг должен быть проверен и подписан целым рядом лиц, подтверждающих достоверность информации в указанной ими части проспекта (аудиторы, оценщик). При регистрации проспекта ценных бумаг на две недели отодвигается начало размещения ценных бумаг по сравнению с выпуском ценных бумаг, который не сопровождается регистрацией проспекта[3], что также следует учитывать при планировании мероприятий эмиссии, особенно если результаты эмиссии нужны обществу к определенному сроку (например, в случае, когда эмиссия направлена на увеличение стоимости чистых активов общества по итогам текущего финансового года).
Регистрации проспекта ценных бумаг можно избежать, если уменьшить количество лиц, у которых может возникнуть преимущественное право приобретения дополнительных акций. Этого можно достичь, проведя среди миноритарных акционеров при подготовке общего собрания активную разъяснительную работу, заключающуюся в том, чтобы убедить акционеров в важности предстоящего собрания и в необходимости принять в нем участие.
Следует отметить, что 14.09.2012 г. на сайте ФСФР России[4] размещен проект Стандартов эмиссии в новой редакции. В данном документе пункт, устанавливающий необходимость регистрации проспекта ценных бумаг, претерпел изменения и разрешает при определении количества приобретателей акций, размещаемых путем закрытой подписки, не учитывать лиц, имеющих преимущественное право приобретения таких акций. Но до вступления в силу данного документа необходимость регистрации проспекта ценных бумаг по указанному выше основанию остается.
Успеть зарегистрировать права общества на недвижимое имущество, вносимое инвестором в оплату дополнительных акций
При принятии решения об оплате дополнительных акций общества недвижимым имуществом необходимо учитывать тот факт, что в течение срока размещения дополнительных акций, установленного решением о выпуске ценных бумаг, инвестору и обществу необходимо будет не только заключить договор купли-продажи размещаемых акций, но и успеть осуществить действия по государственной регистрации прав общества на передаваемое ему недвижимое имущество.
Документ, подтверждающий право собственности эмитента на недвижимое имущество, внесенное в оплату размещенных ценных бумаг, должен быть представлен эмитентом в комплекте с другими документами для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг — согласно п. 6.5.3 Стандартов эмиссии. При непредставлении данного документа эмиссия ценных бумаг будет приостановлена, а эмитенту будет направлено уведомление о необходимости устранения указанного нарушения. Если же после этого в течение 30 дней указанный документ по-прежнему не будет представлен, регистрирующий орган обязан принять решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Отказ в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг является основанием для признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся, что влечет аннулирование государственной регистрации выпуска ценных бумаг и необходимость возвращения инвестору денежных средств (другого имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг[5].
Почему же может случиться так, что права на недвижимое имущество не будут зарегистрированы вовремя?
Прежде всего, опыт показывает, что акционерное общество не стремится начать регистрацию прав на получаемое недвижимое имущество сразу после наступления даты начала размещения ценных бумаг, установленной решением о выпуске ценных бумаг, считая, что за год, отведенный ФЗ «О рынке ценных бумаг» на размещение дополнительных акций, это в любом случае можно успеть сделать. Однако все не так просто.
С одной стороны, решением о выпуске ценных бумаг может быть установлен срок размещения дополнительных акций меньший, чем это допускает закон, то есть менее одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг. Удивительно, но бывают случаи, когда общество забывает о том, что срок размещения был сокращен.
С другой стороны, при прогнозировании срока размещения дополнительных акций следует учитывать, что общий срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество может составить более 20 дней, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Это может произойти, например, если данные в документах, представленных заявителями на регистрацию, не соответствуют сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Или если в запись Единого государственного реестра не внесены изменения в информацию об объекте недвижимого имущества. Или если правообладатель не представил на государственную регистрацию документы, подтверждающие произошедшие с ним изменения (например, изменения в устав, связанные с изменением его места нахождения), что будет служить основанием для приостановления регистратором государственной регистрации.
В государственной регистрации прав может быть отказано — например, из-за непредставления заявителем всех документов, обязанность по предоставлению которых возложена на него законодательством, или по причине несоответствия представленных документов по форме или содержанию требованиям законодательства. Тогда документы на государственную регистрацию прав придется подготавливать и подавать повторно. Данное обстоятельство также увеличивает срок оплаты ценных бумаг недвижимым имуществом.
Кроме того, необходимо учитывать, что от инвестора может потребоваться осуществление комплекса дополнительных процедур. Например, совершение сделки по отчуждению недвижимого имущества может требовать принятия решения о ее одобрении высшим органом управления инвестора. Порядок и сроки созыва высшего органа управления юридического лица, как правило, строго регламентированы законодательством. Так, о созыве общего собрания участники общества с ограниченной ответственностью должны быть уведомлены не позднее чем за 30 дней до даты его проведения. Этот же срок предусмотрен для уведомления членов сельскохозяйственного производственного кооператива о созыве общего собрания.
Таким образом, при указании в решении о выпуске ценных бумаг срока размещения дополнительных акций необходимо учитывать все те действия, которые придется совершить в процессе размещения дополнительных акций, включая действия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, подлежащее внесению в оплату таких акций.
Установить наличие заинтересованности при совершении сделок по размещению дополнительных акций
ФЗ «Об АО» содержит следующее требование: если сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, является размещение посредством подписки акций, составляющих более 2 процентов от обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, то такая сделка должна быть одобрена на общем собрании акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров — владельцев голосующих акций (п. 4 ст. 83 ФЗ «Об АО»).
Если инвестором выступает акционер эмитента, владеющий, например, контрольным пакетом акций, или его аффилированные лица[6], то может сложиться ситуация, когда решение об одобрении сделки не будет принято из-за неучастия в общем собрании иных акционеров, не являющихся заинтересованными лицами, которые только и могут одобрить подобную сделку.
Практика показывает, что в акционерных обществах, созданных на базе реорганизованных[7] колхозов, многие из акционеров — физических лиц, владеющих незначительным количеством акций, в настоящее время являются умершими, а остальные не участвуют в общих собраниях. Данное обстоятельство не мешает проводить общие собрания акционеров, так как наличие кворума обеспечивается участием акционера, владеющего контрольным пакетом акций. Однако для принятия решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность такого акционера, кворум собрания, как правило, отсутствует, в связи с чем общество вынуждено искать другого инвестора.
Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, являющиеся размещением акций, составляющих менее 2 процентов от обыкновенных акций, также должны одобряться в особом порядке. Но не общим собранием акционеров, а советом директоров общества. Особенности такого одобрения в данной статье рассматриваться не будут. Практика показывает, что случаи размещения в пользу инвестора акций, составляющих менее 2 процентов от обыкновенных акций эмитента, весьма редки.
ФЗ «Об АО» допускает возможность последующего одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с учетом заинтересованности лиц, имевшейся на момент совершения сделки и на момент ее одобрения (п. 1 ст. 84 ФЗ «Об АО»). Однако к одобрению сделок, являющихся размещением посредством подписки акций, данное положение ФЗ «Об АО» не применимо, так как для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг должны быть представлены копии протоколов (выписки из протоколов) собраний (заседаний) уполномоченных органов управления эмитента, принявших решения об одобрении сделок по размещению ценных бумаг, в совершении которых имелась заинтересованность (аб. 2 п. 6.5.1 Стандартов эмиссии).
Представляется целесообразным включать вопросы об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, являющихся размещением акций посредством подписки, в повестку дня того же общего собрания акционеров, на котором предполагается принятие решения о размещении дополнительных акций. Данное одобрение будет иметь силу, если к моменту совершения сделки отношения заинтересованности не изменятся. Одновременное принятие решений позволит своевременно представить документ об одобрении сделок для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а также сократить сроки фактического размещения дополнительных акций.
Возможность оплаты дополнительных акций обязательствами инвестора
Нередко бывает так, что достигнуто взаимовыгодное соглашение об участии инвестора в деятельности общества взамен на долю в уставном капитале общества, однако свободные денежные средства в нужный момент у инвестора отсутствуют. В этом случае нередкой является практика оплаты акций дополнительного выпуска обязательствами инвестора, например, простыми векселями. При этом необходимо учитывать, что вексель в данном случае будет являться не только средством платежа, но и ценной бумагой (имуществом), подлежащей внесению в уставный капитал акционерного общества. Такое имущество должно быть оценено независимым оценщиком — согласно п. 3 ст. 34 ФЗ «Об АО».
Следует иметь в виду, что при определении рыночной стоимости векселя независимый оценщик будет оценивать финансовое состояние векселедателя (инвестора) с целью определения его способности по состоянию на дату оценки выплатить держателю векселя денежную сумму, определенную векселем. Практика показывает, что результат такой оценки может быть ниже вексельной суммы, что дает возможность обществу в будущем при предъявлении векселя к оплате получить доход в виде разницы между вексельной суммой и денежной оценкой векселя, по которой он был внесен в оплату дополнительных акций.
Но не следует забывать о векселеспособности инвестора, чтобы не пришлось прибегать к взысканию вексельных обязательств в судебном порядке, ведь векселя, лишенные прочного реального основания, являются ненадежным элементом вексельного обращения.
Некоторые из последствий размещения акций
При желании лица выступить инвестором открытого акционерного общества оно должно учитывать, что при приобретении совместно с его аффилированными лицами свыше 30 процентов общего количества акций у него возникает обязанность направить акционерам — владельцам остальных акций обязательное предложение о приобретении всех ценных бумаг общества по их рыночной стоимости. С момента приобретения данного количества акций и до даты направления обязательного предложения инвестор и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. Эти же требования распространяются и на приобретение доли акций, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций.
При получении обязательного предложения акционерное общество также обязано будет осуществить ряд корпоративных процедур, предусмотренных законодательством. Чтобы избежать выполнения обязанностей, связанных с направлением (получением) обязательного предложения, вместо привлечения одного крупного инвестора можно привлечь в качестве инвесторов нескольких неаффилированных между собой лиц, в собственности каждого из которых в результате размещения обществом дополнительных акций окажется пакет акций, размер которого не будет превышать указанный в ФЗ «Об АО» предел.
Как известно, тем открытым акционерным обществам, которые не обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, не требуется соблюдать требования по раскрытию информации на этапах осуществления процедуры эмиссии, установленные Приказом ФСФР от 04.10.2011 г. № 11-46/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг». Однако такие общества обязаны раскрывать дополнительные сведения — сообщения о проведении общих собраний акционеров. То есть, если решения по вопросу размещения дополнительных акций посредством подписки, а также по вопросу одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, являющихся сделками размещения дополнительных акций, должны быть приняты общим собранием акционеров, сообщение о созыве такого общего собрания акционеров должно быть раскрыто в порядке и сроки, установленные законодательством.
Кроме того, не следует забывать, что в случае приобретения инвестором свыше 20 процентов голосующих акций открытое акционерное общество обязано своевременно раскрыть изменения в списке аффилированных лиц.
Таким образом, при размещении дополнительных акций посредством закрытой подписки необходимо осуществить целый ряд корпоративных процедур, связанных с созывом, подготовкой и проведением общих собраний акционеров, заседаний советов директоров, раскрытием информации, хранением документов, направлением обязательного предложения (в случае возникновения у инвестора такой обязанности), при этом необходимо обеспечить полное соблюдение требований законодательства. Несоблюдение этих требований несет в себе риск привлечения к административной ответственности лиц, допустивших такие нарушения, в том числе по ст. 13.25, 15.23.1, 15.17, 15.19, 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное обстоятельство, на взгляд автора, является дополнительной причиной, чтобы максимально внимательно подойти к осуществлению процедуры эмиссии.
[1] Номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой — согласно аб. 2 п. 1 ст. 25 ФЗ «Об АО».
[2] Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру — ее владельцу одинаковый объем прав согласно п. 1 ст. 31 ФЗ «Об АО».м
[3] Согласно п. 6.4.1 Стандартов эмиссии запрещается размещение путем подписки ценных бумаг выпуска, государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, ранее чем через две недели после опубликования сообщения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг в соответствии с требованиями ФЗ «О рынке ценных бумаг» и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг
[4] См.: http://www.ffms.ru/ru/legislation/documents/projects/index.php?id_3=8707&year_3=2012&month_3=9.
[5] Согласно статьям 4 и 6 Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31.12.1997 г № 45 «Об утверждении Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг».