Источник: IFRS
Стандарт IFRS 17 “Договоры страхования” был выпущен Советом по МСФО в прошлом году, а вступает в силу в 2021. В этой статье финансовый журналист Лиз Фишер (Liz Fisher) рассказывает о том, что будет означать новый стандарт для инвесторского сообщества.
Страховой сектор для финансовой отчетности всегда оставался особым случаем. Сложность природы страхования, ориентация на долгосрочный период и традиционная сложность в определении выручки в том смысле, в каком ее понимает любой другой бизнес, ставили его отдельно от всех остальных, в результате чего финансовая отчетность страховой компании выглядела и ощущалась до сих пор по-особому. Но в 2021 году все изменится с внедрением нового глобального стандарта, IFRS 17 “Договоры страхования”.
Он будет означать кардинальные изменения не только для страховых компаний, которые будут его использовать, но и для пользователей – в частности, аналитиков, работающих в данном секторе во всем мире. Кто-то сравнивает масштаб изменений с внедрением стандартов МСФО в Европе в 2005 году; финансовая отчетность эмитентов и ключевые показатели эффективности изменятся радикально. “Я работаю со страховым сектором уже почти 20 лет, и это самое большое изменение, которое я видел”, - говорит Дуг Янг (Doug Young) из канадской компании Desjardins Capital Markets.
И хотя многие ожидают нестабильного периода привыкания, когда стандарт только-только вступит в силу, страховые аналитики во всем мире уверены, что он будет означать значительные перемены в последовательности и сопоставимости отчетности страховых компаний.
Проблемы с IFRS 4, промежуточным стандартом по страховым контрактам
Совет начал свой проект по разработке последовательного глобального подхода к страховой отчетности в 1997 году, а в 2004 представил промежуточный страховой стандарт IFRS 4, чтобы с его помощью решить актуальные вопросы накануне внедрения МСФО биржевыми компаниями в Европе и не только. Хотя IFRS 4 принес с собой важные улучшения в признании и измерении страховых договоров и требованиях к раскрытию информации, тот факт, что он позволял страховщикам использовать местные ОПБУ (общепризнанные правила бухгалтерского учета), означал, что идентичные по своей сути страховые контракты могли учитываться у разных эмитентов по-разному. В результате финансовую отчетность эмитентов пока что практически невозможно сопоставлять друг с другом.
Непрозрачность финансовой отчетности страховых компаний означает, что аналитикам нужно применять абсолютно другой подход в данном секторе. Роджер Дойг (Roger Doig), специалист по европейским ценным бумагам в Schroders, отмечает, что он не пользовался балансовыми отчетами страховым организаций для проведения оценки “уже 15 лет или больше”, поскольку они не предоставляют информации, которая ему нужна. “Что меня интересует – это способность компании платить дивиденды, и это строится на понимании балансового отчета с позиции регуляторов. Балансовый отчет по IFRS 4 абсолютно неактуален”. Вместо этого, говорит он, основным актуальным здесь показателем для оценки способности к выплате дивидендов является информации о достаточности капитала по Solvency II. “Но проблема в том, что Solvency II не дает вам показателей операционной деятельности, так что нам приходится возвращаться назад к отчетам P&L по МСФО”.
И вот где начинаются реальные проблемы – в оценке выручки и эффективности по IFRS 4. Северин Пике (Séverine Piquet), старший инвестиционный аналитик в BNP Paribas Asset Management, отзывается о финансовой отчетности страховщиков как о таком себе “черном ящике”. “Прибыли не отражаются одинаково разными страховщиками: некоторые учитываются быстрее или медленнее по сравнению с другими. И мы не имеем представления, какой год принес наибольшие прибыли”.
“Нам очень сложно увидеть результаты страхового бизнеса, а страховщики вполне способны показать те данные, которые хотят”, - добавляет Патрисия Ченг (Patricia Cheng), глава финансовых исследований по китайскому региону в гонконгской CLSA. – “Меня как аналитика это очень раздражает… “Нормальные” индикаторы неприменимы, и в значительной степени информация зависит от допущений. Например, если компания показывает темп роста в 20%, может выясниться, что во многом все сводится к изменениям в допущениях. Поэтому на данный момент в отношении инвестиционных трендов мы используем “повествовательный” подход. Если финансовые показатели демонстрируют рост, и это вписывается в “историю”, люди это примут”.
И страховщики, и аналитики выработали собственные подходы к объяснению результатов деятельности, и хотя отдельным инвесторам это помогает, это также ухудшает отсутствие сопоставимости. Дуг Янг из Desjardins объясняет, что в Канаде аналитики составляют особые отчеты по источникам дохода, чтобы дать инвесторам представление о формировании резервов. Он говорит: “Есть также статья “ожидаемая прибыль” у нас в Канаде, которая отражает уменьшение страховых обязательств, но отдельные компании включают туда такие вещи как издержки на приобретение, а другие - нет”.
“Вполне возможно построить осмысленные прогнозы для не связанного со страхованием жизни бизнеса на основе информации, которую вы получаете”, - отмечает Роджер Дойг из Schroders. – “Но реальная проблема – с компаниями в страховании жизни, поскольку вы получаете депозиты вперемешку с премиями, и значительные суммы поступают и исходят из резервов. Предсказать их невозможно”. Чтобы пользователи лучше понимали их отчетность, некоторые крупные страховщики дают информацию об основных драйверах страховых результатов, и Дойг говорит, что они пользуются этими дополнительными раскрытиями для прогнозирования операционной выручки компаний в страховании жизни, а затем добавляют их к показателям по IFRS 4 для компаний вне сектора страхования жизни и в секторе управления активами, чтобы иметь возможность построить прогнозы того, каким, по их мнению, окажется рост доходов для страховой группы.
Но проблема в том, что не все компании предоставляют даже такую информацию, а те, кто предоставляет, делают это не очень последовательно. “Малые компании не дают такой информации вообще, а среди тех, кто дает, кто-то делает это по географическому принципу, а кто-то – по отдельным продуктам”, - добавляет Дойг.
По сути это означает, что страховщики сами устанавливают параметры доведения до сведения рынка информации о своих результатах. “В данный момент мне приходится объяснять, что происходит, отдельно по каждой компании, что не характерно больше ни для одной отрасли. Страхование полностью уникально в этом плане”, - замечает Северин Пике из BNP Paribas Asset.
Сравнимость и прозрачность
Все мы согласны с утверждением, что IFRS 17 значительно улучшит сравнимость страховщиков и улучшит прозрачность информации об основных драйверах финансовых результатов и источниках прибыли. Предусмотрено признание выручки за страховые услуги и последовательные раскрытия по суждениям и изменениям в допущениях – это особенно приятно.
“IFRS 17 принесет больше прозрачности и сделает более простым сравнение страховых компаний”, - отмечает Патрисия Ченг. – “Он поможет нам лучше понимать драйверы бизнеса. Никакая финансовая отчетность не может полностью отразить прибыльность страховой организации: ни один стандарт на это не способен. Но IFRS 17, по крайней мере, вернет нас обратно к финансовой отчетности, а не к “историям”, - говорит Патрисия Ченг.
Есть надежда, что стандарт также прояснит ситуацию с риском в страховом секторе. Международный валютный фонд в октябре прошлого года представил отчет по теме глобальной финансовой стабильности, в котором призвал политиков усилить регулирование и раскрытия в отрасли, чтобы страховщики не принимали на себя излишнего риска. “Оценка риска в страховом секторе страдает от непрозрачных и разрозненных финансовых раскрытий, несовершенства учета и режима регулирования”, - говорилось там.
Теперь требования стандарта сформулированы, но некоторые аналитики все еще не могут понять, какими будут последствия для отдельных компаний в момент перехода. “Мы не можем провести никакого моделирования в отношении того, как будут выглядеть последствия и финансовые результаты с IFRS 17, поскольку у нас нет доступа к информации по денежным потокам, которая нам нужна”, - говорит Ченг. Северин Пике добавляет, что хорошо бы получить результаты количественного анализа со стороны самих страховщиков, и выражает надежду, что им это удастся.
Глобальное влияние
В отдельных регионах эффект от IFRS 17, по ожиданиям, будет особенно значительным по сравнению с другими – например, там, где традиционно используют информацию по историческим значениям процентных ставок. В Азии и Европе данные по встроенной стоимости страховые компании раскрывают на добровольной основе, чтобы предоставить пользователям больше информации по долгосрочным контрактам. Но хотя информация о прибыльности долгосрочных контрактов по IFRS 17 в самом деле будет более сопоставимой вместе с данными по встроенной стоимости, отход от нее в любом случае будет означать огромные изменения для инвесторов. “IFRS 17 может сделать встроенную стоимость неактуальной, и это значительный сдвиг в способе мышления и методологии”, - говорит Ченг. “Общий эффект будет зависеть от того, как будут выглядеть страховые результаты с IFRS 17, а мы пока просто этого не знаем. Мы вступаем в неизвестное – но, по крайней мере, делаем это вместе”, - говорит Ченг.
Некоторых аналитиков также беспокоят переходные положения в новом стандарте. “Отчеты будет очень сложно воспринимать вначале, и мы будем терять “историю” данных”, - замечает Пике, которую также очень беспокоит тот факт, что сам формат основных форм отчетности может отличаться от одной компании к другой. “Было бы полезно, если бы существовала стандартная модель P&L для всех как ориентир, чтобы никто не пытался заново изобретать колесо. Без стандартного подхода мы можем частично потерять приобретенную прозрачность”.
Некоторые, впрочем, более уверены в благополучном исходе. “Люди привыкли к IFRS 4 относительно быстро. Я не уверен, что переход будет таким жестким, как некоторые говорят”, - отметил Дойг.
А вот что по этому поводу считает Ханс Хугерворст, председатель Совета по МСФО: “Мы в курсе, что внедрение стандарта означает очень большую задачу для страховых компаний. Так что в довесок к подготовке инвесторов к IFRS 17 с помощью образовательных мероприятий мы также выпускаем много вспомогательных материалов, чтобы помочь людям с пониманием стандарта”. Кроме этого, как известно, в Совете действует рабочая группа перехода – своего рода форум для общественных обсуждений, где проблемы с внедрением оговаривают эксперты, прямо вовлеченные во внедрение IFRS 17.
Пожалуй, самый критичный вопрос заключается в том, сможет ли улучшенная прозрачность и сопоставимость IFRS 17 сделать страховой рынок более привлекательным для инвесторов. По мнению BlackRock, у стандарта есть потенциал обеспечить более аккуратное и понятное отражение финансовой отчетности и прибыльности страховщиков – следовательно, улучшить понимание данного сектора инвесторами. И в самом деле, многие аналитики согласились бы с утверждением, что текущие неясности со страховой отчетностью создали страхованию репутацию сектора “только для храбрых”.
“Страхование и страховая отчетность отпугивают портфельных управляющих”, - говорит Дойг. – “Как только люди привыкнут к новому стандарту, прогнозирование выручки станет проще, и проще будет понимать ее драйверы. У нас появится четкость в понимании драйверов прибыльности, и что самое важное – по продуктам или группе. Некоторые страховщики уже предоставляют такую информацию, но будет намного полезнее иметь ее для всех, особенно небольших страховщиков. Сделает ли это инвесторов более уверенными в данном секторе? Я думаю, должно”.