В России начал работу центр корпоративной информации

Рынок ценных бумаг. IPO, ICO, IEO
Источник: Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №8-2016
Опубликовано: 22 августа 2016

19 июля 2016 года вступило в силу Положение о перечне информации, связанной с осуществлением прав по ценным бумагам, предоставляемой эмитентами центральному депозитарию, порядке и сроках ее предоставления, а также о требованиях к порядку предоставления центральным депозитарием доступа к такой информации1 (далее — Положение).

Сказанное Положение разработано на основании новой статьи 30.3 Феде­рального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — ФЗ0 РЦБ), вступившей в силу 01.07.2016 г.

Правила, установленные статьей 30.3 ФЗ О РЦБ и получившие свое развитие в Положении, являются очередным эта­пом реформы корпоративных действий и предусматривают создание в России единого источника информации о кор­поративных действиях российских эми­тентов. Статус единого источника ин­формации о корпоративных действиях, данные которого имеют приоритет, за­креплен за центральным депозитарием.

Положение распространяет свое действие на эмитентов, в реестре вла­дельцев ценных бумаг которых открыт лицевой счет номинального держате­ля — центрального депозитария, либо на эмитентов, для которых центральный депозитарий является лицом, осущест­вляющим обязательное централизован­ное хранение облигаций. Иные эмитенты также вправе по своему желанию рас­пространять информацию через центр корпоративной информации централь­ного депозитария на основании заклю­ченного с ними договора.

Информация о корпоративных дей­ствиях предоставляется эмитентом или уполномоченным им лицом, в том чис­ле регистратором, в электронной форме по установленным центральным депо­зитарием форматам и правилам элек­тронного взаимодействия. Плата за пре­доставление информации, связанной с осуществлением прав по ценным бу­магам, не взимается.

Эмитент обязан предоставить цен­тральному депозитарию информацию, связанную с осуществлением следую­щих прав по акциям эмитента:

  1. права на участие в общем собрании ак­ционеров эмитента;
  2. преимущественного права приобрете­ния размещаемых дополнительных ак­ций эмитента и эмиссионных ценных бумаг эмитента, конвертируемых в его акции;
  3. права на получение акций эмитента при их размещении посредством конверта­ции или распределения среди акцио­неров;
  4. права продать акции эмитенту, которым приобретаются в целях сокращения их общего количества;
  5. права требовать выкупа акций эмитен­том;
  6. права продать акции лицу, сделавшему добровольное или обязательное пред­ложение о приобретении таких акций;
  7. права требовать выкупа акций лицом, которое приобрело более 95% акций пу­бличного общества по требованию их владельцев;
  8. права лица, которое стало владельцем более 95% акций публичного общества, выкупить у остальных акционеров, а так­же у владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, указанные ценные бумаги;
  9. права на получение объявленных диви­дендов;
  10. права на получение информации.

 

Комментарии к новому нормативному акту дал Сергей Берневега, управляющий директор по работе с корпоративной информацией НКО ЗАО НРД

Положение также содержит требо­вания к порядку предоставления цен­тральным депозитарием доступа к ин­формации, связанной с осуществлениемправ по ценным бумагам. Центральный депозитарий обеспечивает доступ всем участникам рынка к указанной инфор­мации, в том числе с использованием специального раздела официального сайта центрального депозитария в сети Интернет.

Как объяснил управляющий директор по работе с корпоративной информаци­ей НРД2 Сергей Берневега, до принятия Положения №546-П:

  • в России не было единого официаль­ного ресурса, предоставляющего пол­ную и достоверную информацию всем заинтересованным лицам о деятель­ности эмитентов, паевых инвестицион­ных фондов, фондов ипотечного покры­тия, а также об участниках рынка ценных бумаг;
  • информация, если и предоставлялась, была в неструктурированном виде;
  • множественность поставщиков инфор­мации требовала чрезмерного расхо­дования времени, сил — одним словом, ресурсов на ее поиск, сопоставление и, главное, проверку и выверку;
  • найденная информация не позволя­ла владельцам ценных бумаг сделать какие-либо суждения или принять ин­вестиционные решения, так как сроки и порядок предоставления необходи­мой для этого информации (материалов, документов) не был единым (иногда она предоставлялась по местонахождению эмитента, что неудобно для владельцев ценных бумаг).

Введенные изменения, по словам Сергея Берневеги, позволят нивелиро­вать все выше перечисленные пробле­мы, а также решить технологические во­просы, связанные с предоставлением эмитентами материалов и документов в электронном виде, которые в некото­рых случаях достигают больших объе­мов (до 300 МБайт), что затруднительно передать по электронным каналам связи.

Следует принять во внимание, что в случае расхождения между информа­цией, доступ к которой обеспечивается центральным депозитарием в соответ­ствии со статьей 30.3 главы 7.1 ФЗ о РЦБ, и информацией, раскрытой в соответ­ствии с ФЗ о РЦБ и другими федераль­ными законами, приоритет имеет инфор­мация, доступ к которой обеспечивается центральным депозитарием.

Данное положение имеет для участ­ников рынка большое значение, так как при получении информации от цен­трального депозитария ее не нужно бу­дет проверять или сверять, как это про­исходит сейчас.

Информация может быть предо­ставлена центральным депозитари­ем как в виде электронного сообщения, так и на сайте, но только клиентам цен­трального депозитария. В любом случае, несмотря на наличие у информации, ко­торую предоставляет центральный де­позитарий, высокого статуса, возникает вопрос, а как депозитарий будет обе­спечивать ее целостность и что делает­ся для предотвращения ее искажения?

Сергей Берневега в связи с этим об­ращает внимание на несколько аспек­тов — технологических и юридических. К юридическим факторам, по его мне­нию, необходимо отнести то, что со­гласно пункту 6 статьи 30.3 главы 7.1 ФЗ о РЦБ информация предоставляется центральному депозитарию в электрон­ной форме.

При этом правила взаимодействия, в том числе форматы электронных доку­ментов, устанавливаются центральным депозитарием. Последний для обмена электронными документами в процес­се проведения корпоративных действий использует международный стандарт электронных сообщений ISO 20022, что обеспечивает автоматическую обработ­ку информации в режиме STP.

Сообщения могут быть трансформи­рованы в любые другие форматы, ко­торыми обмениваются участники рынка в своей работе, в том числе в форматы сообщений ISO 15022.

Принимая во внимание тот факт, что участникам рынка, которые рань­ше не сталкивались с международными стандартами, может быть сложно под­готовить такой электронный документ, центральный депозитарий разрабаты­вает для них WEB-кабинет НРДирект. Он позволит формировать электронные документы (сообщения) в соответствии с общепринятым стандартом ISO 20022 без необходимости изучения механиз­мов их заполнения, так как в НРДиректе используется мастер создания корпора­тивного действия — единообразный ин­терфейс для создания сообщений, инту­итивно понятный пользователю.

Вместе с тем центральный депози­тарий развивает и поддерживает дру­гие каналы связи, такие как WEB-cepвис, SWIFT (с использованием в нем ISO 15022). Все это позволяет говорить, что полученная от эмитента информация в стандарте ISO 20022 будет переда­на в неизменном состоянии участникам рынка — депонентам центрального де­позитария.

Такой подход, по словам Сергея Берневеги, позволяет обеспечить участни­ков рынка не только единой информа­цией, но и решить ряд технологических вопросов. Эмитент в соответствии с ча­стью 4 статьи 52 Федерального закона от 26.12.1995 г. Ыо208-Ф3 «Об акционер­ных обществах» обязан направить мате­риалы, подлежащие предоставлению лицам, имеющим право на участие в об­щем собрании акционеров, через заре­гистрированного в реестре номиналь­ного держателя в электронной форме (в форме электронных документов, под­писанных электронной подписью). Но­минальный держатель обязан довести до сведения своих депонентов такую ин­формацию.

При реализации данной нормы участ­ники рынка столкнулись с ситуацией, когда объем передаваемой информа­ции очень велик и передать в отсканиро­ванном виде документы не представля­ется возможным. Разместить материалы в открытом доступе в Интернете нельзя из-за наличия в них конфиденциальной информации, и, главное, эта информа­ция адресована не широкому кругу лиц, а только тем, кто имеет право на участие в общем собрании.

Решая этот технологический во­прос, центральный депозитарий обеспе­чил эмитентов возможностью передачи большого объема информации по элек­тронным каналам связи в центральный депозитарий. После чего данная инфор­мация помещается в закрытую часть Ин­тернета, доступ к которой возможен только по специальной ссылке, которая передается центральным депозитарием при информировании участников рынка о корпоративном действии.

Таким образом, нормы главы 7.1 ФЗ о РЦБ и положение на рынке ценных бу­маг центрального депозитария, который обязан использовать электронные кана­лы связи при взаимодействии с участни­ками рынка, позволяют реализовать тех­нологию оперативного формирования и распространения информации о кор­поративных действиях в структуриро­ванном формате.

По мнению эксперта, рассматривая вопрос о соотношении информации, раз­мещенной в существенных фактах, и той, что получает центральный депозитарий, необходимо обратить внимание на раз­ные задачи, которые при этом решают­ся. Сущфакты направлены на раскрытие информации, которая может повлиять на стоимость активов и адресована не­ограниченному кругу лиц.

Информация, предоставленная цен­тральному депозитарию, направле­на на реализацию владельцами цен­ных бумаг прав и сопровождения этих прав участниками рынка, которые те­перь участвуют в корпоративных дей­ствиях. Так, депозитарии по ряду корпо­ративных действий обязаны обеспечить права своих клиентов в действиях, в ко­торых осуществляется движение денеж­ных средств и ценных бумаг.

Отсутствие этой информации (досто­верной, полной и своевременной)не по­зволило бы участникам рынка в полном объеме оказывать услуги, так как они бы были вынуждены ее получать из раз­ных источников и верифицировать.

__________________________________

  1. Положение №546-П утверждено Банком России 01.06.2016 г.
  2. НРД выполняет функции центрального депозитария
Теги: центр корпоративной информации  «О рынке ценных бумаг»  центральный депозитарий  НРД  НРДирект  ISO 15022