В чем проблемы “Большой четверки”?

Теория аудита,...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 18 Июня 2018

Мы решили обсудить с экспертами недавнюю, причем не первую уже  новость, в которой основной темой становятся претензии к крупнейшим аудиторским компаниям “Большой четверки”. Можно ли констатировать наличие проблем в российской аудиторской отрасли, подобных тем, что сегодня активно обсуждаются за рубежом и особенно в Великобритании (поскольку именно там еще свежо в памяти скандальное банкротство Carillion в начале этого года, в очередной раз вытащившее все на белый свет)? В РФ таких активных обсуждений в отношении аудиторской отрасли не ведется, но это ведь не значит, что проблем нет вообще. А если они есть, можно ли все свести к тому, что крупные аудиторские компании сегодня просто слишком много внимания уделяют консалтинговому направлению и слишком мало – собственно, аудиту, в результате чего качество услуг оказывается не на уровне? Такого мнения, например, придерживается автор недавно вышедшей книги “Bean Counters” Ричард Брукс.

Аина Алиева, индивидуальный предприниматель (Ванкувер, Канада):

“Большая четверка” стала постоянным предметом обсуждений в последние два года моей жизни, после того, как я поступила на МВА в Ванкувере. Как активный студент, я участвую во всех кейс-соревнованиях, часто организованных одной из 4-х компаний (преимущественно Deloitte), либо мы просто обсуждаем один из кейсов или последние новости во время занятий.

Ричард Брукс также часто упоминается во время лекций, и на Западе с ним абсолютно согласны. Понаблюдав за “четверкой” последние 2 года, у меня тоже сложилось мнение, которое совпадает с мнением Брукса по поводу консалтинга. Если оказывать услуги аудита и консалтинга одновременно, то рано или поздно возникает конфликт интересов, потому что консультант всегда заботится о клиентах и взаимоотношениях с ними. Я считаю, что российская аудиторская отрасль имеет подобные проблемы, только в России еще не появился “Брукс”, который вынес бы их на всеобщее обозрение.

Также у меня сложилось мнение, что у “Большой четверки” имеется еще одна проблема – это отсутствие конкуренции. Сейчас компании Deloitte, PricewaterhouseCoopers, KPMG и Ernst & Young контролируют от 70% до 90% рынка аудита в различных странах. К сожалению, на данный момент еще не появилась компания, которая составила бы конкуренцию или превратила бы “четверку” в “пятерку”. Отсутствие “свежей крови” столь длительное время и является основной проблемой как в российской аудиторской отрасли, так и за рубежом.

Никита Борисов, партнер, B&B Consulting:

Проблема есть, и она действительно довольно серьезная. Правда, относится далеко не только к Big 4, просто на их примере это все становится очевидным в громадных масштабах. Как известно, “кто оплачивает бал, то и заказывает музыку”, и к консалтинговому бизнесу это выражение имеет самое непосредственное отношение. Ни одна консалтинговая компания, ни один частный консультант не будет объявлять широкой общественности о проблемах своего клиента (если только это не согласовано с самим клиентом). Всем хочется стабильных долгосрочных отношений и больших заказов, поэтому всегда консалтинговые компании будут работать в интересах своих заказчиков.

Теги: “Большая четверка”  аудит и консалтинг  аудиторская отрасль  качество услуг  Deloitte  PricewaterhouseCoopers  KPMG  Ernst &Young  консалтинговый бизнес  консалтинговое направления  Big4  Ричард Брукс  консалтинговые компании