Фото: http://starayamelnica.ru
Монголия: кому нужны полтора триллиона долларов?
Для большинства из нас Монголия ассоциируется с бескрайними степями, племенами кочевников и Чингисханом, но вовсе не с инвестициями. Однако, насколько оправдана такая позиция – вопрос не самый простой.
За последние две тысячи лет Монголия успела сначала стать колыбелью империи свирепых гуннов, затем – центром великой Монгольской империи, а затем (вплоть до начала 20 века) почти на полтысячи лет оказаться в оккупации у Китая.
Лишь в 1921 году Монголии, благодаря помощи советских войск, удалось обрести независимость от своего китайского соседа и, начиная с 20-х годов прошлого столетия и вплоть до момента распада СССР, Монголия пользовалась постоянной и прочной поддержкой Советского Союза. В частности, в Монголии постоянно находились советские войска, а ВВП этой страны примерно на треть состоял из советской финансовой помощи.
Благодаря этому, Монголия, с одной стороны, смогла устоять под напором стремительно набирающего силу Китая, но, с другой стороны, не имела стимулов к дальнейшему развитию, застыв на уровня средневековья, как в экономическом, так и в общественном аспектах.
Поэтому, нам, выходцам из СССР, Монголия, достаточно, хорошо знакома, как слаборазвитое государство, неспособное представлять интерес для инвестора или предпринимателя.
Проблема заключается в том, что подобное представление в настоящий момент в значительной степени устарело.
Более того, если проанализировать темпы развития ВВП Монголии в последние годы, то можно сделать выход, что, хотя монгольская экономика и чрезвычайно нестабильна, сейчас она растет, значительно обгоняя большинство стран мира. А последние годы прошли под знаком резкого увеличения активности иностранных инвесторов на территории этой страны. Особенно ярко проявляется интерес к Монголии со стороны китайских инвесторов.
Какой же интерес может представлять Монголия с инвестиционной точки зрения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо напомнить, что, хотя Монголия обладает весьма скромным населением (менее 3 млн. чел., 140-е место в мире) и очень скромным ВВП (чуть более 15 млрд. долл. США, 141-е место в мире), Монголия также является одной из крупнейших стран по территории. Территория Монголии превышает 1,5 млн. кв. км. А на бескрайних и пустынных землях Монголии расположены обширные месторождения полезных ископаемых.
В частности, Монголия обладает крупными запасами меди, золота, угля, молибден, плавикового шпата, урана, олово и вольфрама. По самым скромным оценкам в монгольских недрах «зарыто» более 1,5 триллионов долларов США, что очень и очень солидная сумма. И именно на получение своей доли с этих денег нацелены инвесторы, вкладывающие свои средства в монгольскую экономику.
Риски и реформы
После распада СССР, исчезла и советская материальная помощь, без которой в монгольском ВВП мгновенно возникла колоссальная «дыра».
Монголия рухнула в пучину тяжелейшего экономического кризиса, и в течение 90-х годов монгольская экономика находилась в глубокой рецессии. Лишь к концу прошлого столетия монгольское правительство смогло начать процесс политических и экономических реформ в стране. Этому способствовало присоединение Монголии в 1997 к Всемирной Торговой Организации (ВТО), а также значительный рост мировых цен на медь и золото.
Рост открытости монгольской экономики и интерес инвесторов к монгольским медным и золотым месторождениям привел к значительному увеличению ВВП Монголии в период с 2004 по 2008 гг. Хотя затем на неокрепшей монгольской экономике крайне негативно сказался мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., поскольку он сопровождался значительным падением экспорта меди и других полезных ископаемых и снижением государственных доходов.
В то же время восстановление экономики Монголии произошло чрезвычайно быстро: уже в начале 2009 года Монголия привлекла кредит в размере четверти миллиарда долларов США со стороны МВФ, одновременно начав процесс принятия ряда новых законов направленных на защиту интересов иностранных инвесторов. Благодаря этому, уже к октябрю 2009 года был принят новый проект закона об инвестициях, произошло укрепление банковского сектора, а в страну пришли новые инвесторы. В частности, началась разработка месторождения Oyu Tolgoi, которое считается одним из крупнейших в мире неиспользованных месторождений меди.
На фоне проведенных преобразований, начался мощнейший рост ВВП Монголии: в период с 2010 по 2012 год средние темпы роста монгольского ВВП превысили 12% в год (с максимумом в 17,5%), что существенно превышает темпы прироста экономик не только развитых, но и развивающихся стран.
При этом, вне всякого сомнения, потенциал монгольской экономики еще очень и очень велик, поскольку на текущий момент доля уже разработанных месторождений полезных ископаемых на территории Монголии не велика.
К ключевым рискам монгольской экономики следует отнести слабость местного правительства, несовершенство налоговой и бюджетной политики, а также ущербность внешнеэкономической политики.
Дело в том, что, по сути, внешняя торговля Монголии завязана всего на две страны: Китай и Россию.
Китай контролирует примерно 90% монгольского экспорта и более 37% монгольского импорта, поэтому экономика Монголии полностью зависит от состояния экономики Китая. Падение спроса на монгольскую медь, золото и другие полезные ископаемые со стороны китайских производителей автоматически означает для Монголии наступление нового кризиса.
Не случайно, замедление темпов экономического роста Китая в течение 2011-2012 гг. привело к сокращению монгольского экспорта, падению государственных доходов и нарушению баланса между импортом и экспортом (импорт превысил экспорт примерно на 1 млрд. дол.).
На Россию приходится четверть монгольского импорта, а монгольский экспорт в Россию близок нулю. Однако, именно из России в Монголию поступают энергоносители (в РФ Монголия покупает примерно 95% всех нефтепродуктов и значительное количество электроэнергии). В результате, Монголия очень сильно зависит от изменения цен на российские энергоносители, что способствует инфляции и снижает конкурентоспособность монгольских товаров.
Понятно, что Монголия это не Украина, и выбить льготные цены на энергоносители не может. А российский энергетический сектор очень любит устанавливать максимальные цены для своих покупателей.
Деловой климат Монголии
В последнем рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing business – 2014» Монголия заняла вполне достойное 76 место (в 2013 годе – 80-е место), что почти на два десятка пунктов выше позиции Российской Федерации. Таким образом, исходя из данных ВБ и МФК, можно утверждать, что условия ведения предпринимательской деятельности в Монголии в текущем году приблизительно соответствуют деловому климату таких стран, как Чехия (75-е место в «Doing business – 2014»), Доминиканская республика (77-е место), Румыния или Греция. Хотя, естественно, со своими национальными особенностями.
К сильным сторонам Монголии следует отнести высокий уровень защиты инвесторов (22 место в мире), относительную простоту регистрации предприятий (25-е место в мире) и регистрации собственности (27-е место в мире), а также проработанность законодательства направленного на обеспечение исполнения контрактов (30-е место в мире).
Отдельно стоит отметить принятые в конце 2013 года поправки к закону об инвестициях, согласно которым частным инвесторам больше не требуется специальное разрешение монгольского правительства на инвестирование в предприятия, относящиеся к стратегически важным отраслям промышленности. Теперь такое разрешение необходимо лишь иностранным государственным корпорациям планирующим приобрести более 33% акций в предприятиях стратегических отраслей или более 50% – в прочих отраслях. Закон уже вызвал положительную реакцию со стороны инвесторов и, несомненно, приведет к дополнительному притоку иностранных инвестиций на территорию Монголии.
К слабым сторонам монгольской деловой среды относится неконкурентоспособное таможенное законодательство, требующее оформления огромного пакета документов, значительных временных затрат, как на импорт, так и на экспорт, а также высокие таможенные тарифы, примерно в три раза превышающие средний размер таможенных пошлин и платежей по странам Азии и ОЭСР.
В этом Монголия очень похожа на Россию, поскольку на текущий момент обе эти страны живут исключительно за счет продажи собственных полезных ископаемых и, в связи с отсталостью прочих секторов экономики, вынуждены удовлетворять свои потребности в товарах потребительского назначения за счет импорта.
Кроме того в Монголии крайне сложно получить разрешение на строительство и подключение к электроэнергии, а также вернуть средства в случае банкротства монгольского партнера. В среднем возврат с одного доллара при разрешении неплатежеспособности составляет менее 22 центов, что, впрочем, достаточно типично для всего азиатского региона. В Азии пока Вы делаете деньги – то Вы их делаете много и часто, а если теряете – то шансы найти потерянное, увы, невелики. Не случайно показатель возврата средств при возникновении неплатежеспособности по азиатским странам в два с половиной раза ниже, чем по странам ОЭСР.
В целом, приемлемый деловой климат и огромные перспективы развития сырьевой и добывающей промышленности сделали Монголию страной привлекательной не только для крупного капитала, но и для портфельных инвесторов, а также для мелких инвесторов – физических лиц.
Для крупного капитала перспективы понятны – это прямые и портфельные инвестиции в создаваемые на территории Монголии новые предприятия. Однако, для небольших инвесторов могут представлять интерес инвестиции в монгольские ценные бумаги, поступающие на фондовый рынок в результате IPO монгольских акционерных обществ, а также инвестиции в другие активы, например, в недвижимость.
Так, согласно опубликованному в январе 2014 года отчету «Global Property Markets 2014», подготовленному экспертами Property Frontiers, Монголия (наряду с Бразилией и Гренадой) включена в список наиболее перспективных стран, с точки зрения инвестиций в объекты недвижимости.
Причина инвестиционной привлекательности монгольских квадратных метров очень проста – стремительный рост ВВП уже привел к многократному увеличению в Монголии числа людей относящихся к среднему классу и выше среднего. И в ближайшие годы эта тенденция несомненно сохранится. Это вызывает значительный рост числа платежеспособного населения заинтересованного в приобретении квартир и коттеджей бизнес-класса, что стимулирует монгольский рынок недвижимости, делая его выгодным для вложения средств.