В помощь малому бизнесу: как начать вести бухучет с 2013 года

Российский бухучет

Автор:
Источник: НП «Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров Содружество»
Опубликовано: 15 Июля 2013

В соответствии с п.3 ст.4 Федерального Закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» до 1 января 2013 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, были вправе не вести бухучет за исключением основных средств и нематериальных активов. Однако с 01.01.2013 года указанный Закон №129-ФЗ утратил силу в связи с введением Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ, согласно которому данные организации обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме (п.6 Закона №402-ФЗ). От ведения бухучета освобождены только индивидуальные предприниматели (независимо от выбранной системы налогообложения) и представительства иностранных компаний.

Безусловно, те организации, которые находясь на упрощенке, вели бухгалтерский учет в полном объеме, спокойно восприняли поправки в законодательство, чего нельзя сказать об «упрощенцах», которые бухучет не вели.

Конечно, с нуля начать вести бухгалтерский учет не получится, поэтому придется его восстанавливать. Какие действия предпринять, и в каком порядке, мы постарались изложить в настоящей статье.

Согласно п.3 ст.10 Закона №402-ФЗ бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Исходя из этого организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2013 г. должны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 23.10.2012г. №03-11-09/80).

Любая работающая организация имеет активы и обязательства, а значит, по состоянию на 1 января 2013 года необходимо определить входящие остатки по соответствующим счетам бухгалтерского учета и сформировать вступительное сальдо по соответствующим статьям Бухгалтерского баланса на 01.01.2013 года.

С этой целью проводится инвентаризация всех активов и обязательств компании, а именно:

  • Основных средств и нематериальных активов
  • Денежных средств на расчетных счетах и в кассе
  • Материально-производственных запасов и товаров
  • Дебиторской и кредиторской задолженности
  • Прочих активов и обязательств, имеющихся у организации, например, финансовых вложений

После проведения инвентаризации активов и обязательств следует сформировать остатки по счетам бухучета по состоянию на 1 января 2013 года.

Важно отметить, что субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенные правила ведения бухгалтерского учета. Согласно п.6 Приказа Минфина России от 02.07.2010г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности» они вправе формировать отчетность по упрощенной системе.

Кроме того, малое предприятие может сократить количество синтетических счетов в своем рабочем плане счетов по сравнению с общим Планом счетов. Специалисты финансового ведомства рекомендовали таким компаниям упрощенный план счетов.

Как следует из п.3.1 Информация Минфина России от 19.07.2011г. №ПЗ-3/2010, упрощенцы могут использовать:

  • для учета материальных запасов – счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 10, 11;
  • для учета готовой продукции и товаров – счет 41 «Товары» вместо счетов 43, 41;
  • для учета денежных средств в банках – счет 51 «Расчетные счета» вместо счетов 52, 55, 57, 51;
  • для учета дебиторской и кредиторской задолженности – счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79;
  • для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), – счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29, 44, 20;
  • для учета капитала – счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82, 83;
  • для учета финансового результата – счет 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91, 99.

К указанным счетам бухучета организация может открывать отдельные субсчета. Например, к счету 10 могут быть открыты субсчета «Сырье и материалы», «Топливо», «Запасные части», «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.

Для того чтобы отразить начальное сальдо по счетам бухгалтерского учета, следует сформировать проводки с использованием вспомогательного счета 00 и сделать в бухучете следующие проводки:

  • Дебет 00 Кредит 80 – учтена величина уставного капитала организации;
  • Дебет 01 Кредит 00 – сформирована первоначальная стоимость основного средства;
  • Дебет 00 Кредит 02 – отражена сумма начисленной амортизации;
  • Дебет 08 Кредит 00 – начислены расходы на строительство объекта, который будет учтен в составе основных средств;
  • Дебет 10 Кредит 00 – учтена стоимость сырья и материалов на складе организации;
  • Дебет 41 Кредит 00 – учтена стоимость товаров (готовой продукции);
  • Дебет 50 Кредит 00 – учтена сумма денежных средств в кассе организации;
  • Дебет 51 Кредит 00 – учтена сумма денежных средств на расчетных счетах организации;
  • Дебет 00 Кредит 60 – отражена задолженность перед поставщиками за приобретенные товары, работы, услуги;
  • Дебет 60 Кредит 00 – отражена задолженность поставщиков и подрядчиков перед организацией по отгруженным товарам, выполненным работам, оказанным услугам;
  • Дебет 00 Кредит 76 «Расчеты с покупателями – отражена задолженность перед покупателями по отгруженной продукции;
  • Дебет 76 «Расчеты с покупателями» Кредит 00 – отражена задолженность покупателей за отгруженную продукцию;
  • Дебет 00 Кредит 66 (67) – отражена задолженность организации по кредитным и заемным обязательствам;
  • Дебет 66 (67) Кредит 00 – отражена задолженность заемщиков перед организацией;
  • Дебет 00 Кредит 76 «Расчеты с подотчетными лицами» – отражена задолженность подотчетных лиц по выданным суммам;
  • Дебет 00 (68) Кредит 68 (00) – отражена задолженность организации по налогам (задолженность бюджета перед организацией);
  • Дебет 00 (69) Кредит 69 (00) – отражена задолженность организации по страховым взносам (задолженность внебюджетных фондов перед организацией).

После разнесения всех остатков по счетам бухгалтерского учета, организация должна определить нераспределенную прибыль (непокрытый убыток). С этой целью рассчитывается кредитовый и дебетовый оборот по вспомогательному счету 00.

Порядок расчета нераспределенной прибыли можно представить так:

Если по результатам расчета компания получила нераспределенную прибыль, в бухучете будет сформирована такая проводка:

Дебет 00 Кредит 84 – сформирована чистая прибыль на конец отчетного года.

Соответственно, сумма убытка в бухгалтерском учете рассчитывается следующим образом:

При отражении убытка в бухгалтерском учете следует сделать следующую запись:

Дебет 84 Кредит 00 – отражен непокрытый убыток отчетного года.

Исходя из полученных данных организация сможет отразить вступительное сальдо на 1 января 2013 года в Бухгалтерском балансе.

Автор:

Теги: малый бизнес  бухучет  упрощенка  упрощенная система налогообложения  бухгалтерский учет  двойная запись  Минфин  бухгалтерская отчетность  Бухгалтерский баланс