На днях мы разместили на сайте новое видеоинтервью с актуарием российской компании EMBC Олегом Коляровым. Специально для тех, что не любит смотреть и слушать, но предпочитает читать, предлагаем текстовый вариант. Обращаем Ваше внимание на то, что содержание текстового и видео вариантов слегка отличается, хотя по своей сути вопросы и ответы на них те же. Но, тем не менее, считаем своим долгом предупредить наших посетителей на самый крайний случай – возможно, кто-то боится упустить хоть что-то мало-мальски важное в этой беседе.
А.К.: Добрый день, Олег. Приятно видеть Вас в нашей «студии». Вначале нашим посетителям, я думаю, будет интересно узнать побольше о Вас и об организации, которую Вы представляете. Расскажите пожалуйста о своей компании, ее истории, и о том, за что отвечаете лично Вы. Да, и самое главное – что это за зверь такой, «актуарная оценка»?
О.К.: Добрый день! Большое спасибо за приглашение!
Да, давайте с самого главного. Актуарная оценка, а лучше скажем актуарные расчеты, чтобы не залезать на поляну оценщиков – это определение показателей, как правило, финансовых, связанных с проявлением различных рисков и неопределенностей. Классическая актуарная задача в страховании – это определение тарифа для страхования на дожитие: сколько должен стоить полис, предусматривающий выплату застрахованному миллиона рублей при его дожитии с 30-летнего до 60-летнего возраста. Здесь задача актуария: проанализировать демографическую статистику, оценить вероятность дожития.
А вообще, задачи бывают разные, и иногда для расчета требуется строить достаточно сложные математические модели. Сами расчеты проводятся не только в страховании жизни, но и в других видах страхования: например, в страховании имущества оцениваются вероятности наступления различных неблагоприятных событий – пожаров, потопов и др.
Так что актуарные расчеты – это в первую очередь оценка будущих денежных потоков (страховых выплат, выплат пенсии и др.), которые зависят от событий, имеющих… вероятностный характер – событий, о которых заранее не всегда известно, произойдут ли они, а если произойдут, то когда.
Актуарные расчеты необходимы в страховании, без них не могут обойтись негосударственные пенсионные фонды. Также потребность в актуарных расчетах возникает при подготовке отчетности компаний по МСФО. Здесь своя специфика. Основная задача – определить размер обязательств по тем вознаграждениям работникам компании, которые выплачиваются не ежемесячно, как зарплата, а, например, при достижении пенсионного возраста. МСФО требует отразить эти обязательства по мере их зарабатывания работниками. Так, если работник, выйдя на пенсию после 20 лет работы на предприятии, получит от родной компании специальную выплату, равную пяти окладам, то когда этот работник проработал в компании только год, МСФО требует уже признать обязательства, но 1/20 этой выплаты. Естественно, с учетом всех вероятностей (увольнения и т.п.), но также и с учетом роста заработной платы. Рассчитать, сколько же это составит в рублях – это задача актуария.
Вообще, работу актуария можно условно разделить на два направления: работа в компании, деятельность которой связана с необходимостью актуарных расчетов (страховая компания, негосударственный пенсионный фонд), и работа как внешнего независимого эксперта (в чем-то очень отдаленно похожего на аудитора), проводящего актуарное оценивание в случаях, установленных законом или другими документами. Это – обязательное ежегодное актуарное оценивание негосударственных пенсионных фондов, расчет обязательств компаний для отчетности по МСФО (такой расчет может выполняться также и сотрудником самой отчитывающейся компании, но это встречается редко).
При этом, конечно, и ту, и другую работу – внутреннюю и внешнюю – может выполнять один и тот же человек, выступая в разном качестве. Естественно, при этом актуарий не может проводить актуарное оценивание того же НПФ, в котором сам работает.
Наша компания «Иэмбиси» работает с 2009 года и, не являясь, как Вы понимаете, страховой или негосударственным пенсионным фондом, предоставляет собственно актуарные услуги, т.е. занимается проведение актуарного оценивания негосударственных пенсионных фондов, расчетами обязательств по вознаграждениям работников для компаний, готовящих отчетность по МСФО. Также работаем по смежным направлениям: разработка моделей для автоматизации процесса подготовки отчетности по МСФО в части учета обязательств по долгосрочным вознаграждениями работникам, различные расчеты и моделирования финансовых потоков предприятий, связанных с выплатами работникам.
А.К.: Ваша компания имеет довольно узкую специализацию. Скажите пожалуйста, насколько это направление деятельности распространено в РФ, насколько интенсивна конкуренция на этом сегменте рынка? Сильно ли перетягивают клиентов аудиторы «широкого профиля» – я, прежде всего, имею в виду «Большую четверку», у которых актуарная оценка также наверняка есть в списке оказываемых услуг?
О.К.: Распространенность актуарных расчетов количественно измерить достаточно сложно, но без актуарных расчетов невозможны в принципе классическое страховое дело и деятельность негосударственных пенсионных фондов.
Если говорить о распространенности актуария как профессии, то она постоянного растет: как я уже говорил, актуарии все больше нужны в СК и НПФ. Актуарии как отдельный независимый субъект типа аудитора распространен меньше, но конкуренция постоянно увеличивается в силу все большей востребованности профессии и постепенного появления интереса к работе в этой сфере. Если в «пенсионном направлении» раньше основными заказчиками актуарных оцениваний были негосударственные пенсионные фонды, то с приходом МСФО заказчиками стали и компании, имеющие серьезные социальные программы.
Компании «Большой четверки», конечно, предоставляют и актуарные услуги на очень высоком уровне. Но… ведь аудируют они тоже не все российские компании.
А.К.: Есть ли на российском рынке профессиональные объединения актуариев – по аналогии с СРО аудиторов?
О.К.: Да, в новейшей истории было несколько попыток самоорганизации актуариев, на сегодня продолжает функционировать одно объединение – «Гильдия актуариев». Она объединяет значительную часть специалистов. Возможно, некоторая неактивность в этом направлении связана с тем, что до сих пор не было острой необходимости в таком объединении, поскольку законодательно саморегулируемые организации актуариев не предусмотрены, и необходимости членства в них также пока нет. Закон об актуарной деятельности, который бы регулировал эти вопросы, разрабатывается уже более семи лет и летом этого года был, наконец, принят Государственной Думой, однако затем был отклонен Советом Федерации. Сейчас идет согласительная процедура. После принятия этого закона появится или появятся СРО актуариев.
А.К.: Кто может рассчитывать найти свое место на этом сегменте рынка, если вдруг будет такое желание – в смысле, какие дипломы и сертификаты являются необходимым требованием? Если ли какие-то узкоспециализированные, конкретно по актуарной оценке?
О.К.: В части требований процитирую уже обсуждавшийся законопроект об актуарной деятельности: он требует наличия экономического или математического или технического образования и сдачу квалификационного экзамена. Пока, естественно, такие экзамены не проводятся.
Как мы говорили, одно из направлений приложения усилий актуариев – актуарное оценивание негосударственных пенсионных фондов. В этом направлении одно время действовала обязательная аккредитация актуариев при контролирующем федеральном органе.
Насколько я знаю, специальные программы обучения актуариев сейчас есть в ряде ведущих ВУЗов.
А.К.: Как, по Вашему мнению, изменилась ситуация с принятием МСФО в России? Что должно измениться теперь, когда отчетность по международным стандартам собираются сделать обязательной для целого ряда новых организаций – в том числе унитарных предприятий и негосударственных пенсионных фондов?
О.К.: В связи с этими изменениями чего-то особенно революционного я не ожидаю. Большинство крупных компаний уже давно готовят отчетность по МСФО. У компаний, которые впервые столкнутся с подготовкой отчетности по МСФО, думаю, проблема в части оценивания обязательств по долгосрочным вознаграждениям работникам будет не самой сложной. Кроме того, не у всех есть такие вознаграждения. В том, что касается негосударственных пенсионных фондов, вопрос особый, но с другой стороны у всех фондов есть опыт прохождения актуарных оцениваний, а также возможен активный обмен опытом через Национальную ассоциацию негосударственных пенсионных фондов.
А.К.: На какие стандарты Вы ориентируетесь в своей работе? Правильно ли мы Вас понимаем, что для этой цели Вы выбрали британские стандарты TAS, о которых время от времени можно почитать у нас в новостях? А в 2012 году мы даже размещали информационное сообщение об официальном переводе этих стандартов, выполненном EMBC с разрешения FRC (http://gaap.ru/news/130716). Сложно было с ними договориться?
О.К.: В первую очередь мы, конечно, ориентируемся на те требования, которые установлены в базовых документах: для компаний – в МСФО, для НПФ – это требования к проведению актуарного оценивания.
Британские стандарты ТАС – это уже следующий уровень; это требования к актуарию, как он должен организовывать свою работу, как обрабатывать данные, как проводить расчеты, как представлять результаты. Для нас британский опыт здесь очень важен, поскольку соблюдение этих стандартов актуарием повышает надежность результатов его расчетов, что, безусловно, полезно для наших клиентов.
Поскольку у нас аналогичных документов пока нет, мы стараемся ориентироваться на британские стандарты. Кроме того, просто ознакомление с ними позволяет понять, с какими проблемами сталкивались британские актуарии и, следовательно, изначально исключить их возможность.
Именно поэтому мы посчитали, что текст стандартов будет полезен и нашим коллегам, а для удобства использования был подготовлен перевод . Мы очень признательны FRC за согласие на его публикацию и за тот интерес, который был ими проявлен к этой нашей работе. Договориться было не сложно, хотя и получилось это не очень быстро – видимо, в FRC этот вопрос специально изучался.
А.К.: Нам всегда казалось, что стандарты TAS имеют небольшое распространение в других юрисдикция кроме, естественно, самой Великобритании. А на что ориентируются актуарии в мире (в частности, в США и Европе) – если у Вас есть такая информация? Есть ли свои национальные актуарные стандарты в РФ? Кто у нас занимается регулированием этой деятельности? Не существует ли какого-нибудь международного варианта стандарта для актуарных расчетов от Международного комитета по стандартам оценки (http://ivsc.org)?
О.К.: Да, конечно, ТАС применяются только в Великобритании. Естественно, во многих странах есть свои актуарные СРО и стандарты. Международная актуарная ассоциация в настоящее время также работает над подготовкой актуарных стандартов «в мировом масштабе», но пока процесс только в самом начале пути. Как мы уже говорили, в РФ таких стандартов пока нет, и, видимо, их разработка будет осуществляться при участии нашего нового регулятора – ЦБ.
А пока британские ТАС, на наш взгляд, полезны в первую очередь как обобщение опыта и практики, позволяющее не наступать слишком часто на уже опробованные ими грабли. Т.е. для нас я бы рассматривал ТАС больше как справочник, инструкцию.
В ТАС мало специальных вещей, связанных исключительно с британским законодательством, но много очень важных общих моментов. Например, требования фиксировать (документировать) все шаги по обработке данных, все делаемые предположения, все комментарии и пояснения, данные клиенту, в том числе первоначально в устной форме. Также в ТАС есть требования по применению актуарных предположений, чтобы они были непротиворечивы и актуальны. Т.е. все достаточно естественное, но собранное вместе удобно и полезно.
А.К.: Расскажите вкратце об основных моделях оценки. На каких параметрах и какими статистическими методами оценки производится расчет продолжительности срока жизни, и от каких факторов будет зависеть результат. Очень интересно, учитываются ли политические факторы, и если да, то каким образом, можете ли привести пример ? Все ж таки циркулирует в интернете известная шутка: «Кто родился в России, при начале игры под названием «Жизнь» выбрал себе повышенную сложность» :)
О.К.: Да, как Вы верно заметили, используемые нами методы в основном статистические. А задачи в основном финансовые, т.е. задача не столько поведать, сколько конкретному участнику пенсионной программы жить осталось, а оценить, какой объем финансовых резервов надо иметь НПФ, чтобы выплатить пенсии всем участникам в полном объеме. Так что понимаю – может быть, это разрушает некоторую романтику профессии, сопричастность тайному знанию, но расчеты в основном ведутся усреднено. Участники, как правило, разделяются по полу и возрастным группам, и по каждой их этих групп оцениваются средние показатели. Например, по данным Росстата мы знаем, что в 2011 году средняя продолжительность жизни мужчин, уже достигших 75-летнего возраста, составила восемь лет. В фонде, деятельность которого оценивается, таких людей, например, 1000 человек, а средний размер пенсии 10 000 рублей. Умножаем 8 лет на 12 месяцев на 10000 рублей и 1000 человек получаем 960 млн. рублей – необходимый резерв. Это, конечно, если несколько упрощая. А так еще обычно учитывается доходность инвестирования резервов, место жительство участников, ожидаемый рост продолжительности жизни… В страховании жизни еще может потребоваться более широкий набор факторов: медицинские показатели, вредные привычки, социальный статус (в браке или нет), профессия и др. А вот политические факторы, должен Вас огорчить, почти никогда не учитываются – до тех пор, конечно, пока не проявились их последствия в отношении демографии, такие как снижение продолжительности жизни в переходном периоде начала девяностых после ее роста за пять лет до этого вследствие антиалкогольной компании.
А.К.: Огромное спасибо за то, что пришли сегодня к нам, Олег, спасибо за Ваши ответы. До новых встреч!